Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный план по дополнительным общеобразовательным программам на 2022-2023 учебный год

ПРИНЯТО
секретарь/педсовета
лУУг'6 У S
Андреева Е.С.

Дирскгот/ГБОУ СО
" -“^чжая школа № 4»
_Алябьева А.А.
163-ОД от 31.08.2022

Протокол № 1/22 от 30.08.2022

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»
на 2022-2023 учебный год

Исполнитель:
заместитель директора по УВР
Куренкова С.Н.

Екатеринбург
2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00C855FA8384038EE87E4484D2AD67AA7B
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 14.06.2022 до 07.09.2023

Структура учебного плана на 2022-2023 учебный год

1. Пояснительная записка к учебному плану.
2. Учебный план дополнительного образования.
3. Календарный учебный график.

Пояснительная записка
Учебный план дополнительного образования разработан на основе учета интересов обучающихся,
профессионального потенциала педагогического коллектива. Поскольку в школе приоритетным является
подход личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся, учебный план отражает цели и
задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных возможностей и
способностей ученика.
Учебный план дополнительного образования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса
дополнительного образования.
Нормативно-правовая база разработки учебного плана
Федеральные нормативные правовые документы:
-Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2019 г. «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
-Федеральный проект «Современная школа», паспорт проекта утвержден решением президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол №16
от 24.12.18 г.;
-Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р;
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
№ 1599 Минобрнауки России от 19.12.2014;
-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»
(СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденный постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН
2.4.4.3172-14, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН
2.4.2.3286-15, утвержденный постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26);
-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (с изменениями на 24 марта 2021
года) (СП 3.1/2.4.3598-20, утвержденный постановлением Главного санитарного врача Российской
Федерации от 30.07.2020
Локальные нормативные правовые документы:
-Устав ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 4», утвержден приказом Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 28.10.2015 №526-Д;
-Положение о дополнительном образовании, утверждено приказом директора от 29.03.2018 № 27-ОД;
-Правила приема обучающихся на дополнительные общеобразовательные программы в ГКОУ СО
«Екатеринбургская школа № 4», утвержденные приказом директора от 31.08.2018 № 80/1 -ОД.

Общая характеристика учебного плана
Учебный план дополнительного образования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4» направлен
на создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей обучающихся, обеспечение
необходимых условий для их личностного развития и творческого труда, индивидуализацию обучения,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, социализацию и адаптацию обучающихся к
жизни в обществе, формирование общей культуры обучающихся.
Целью дополнительного образования в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4» является создание
условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья по направленностям:
- физкультурно-спортивная;
-художественная;
-техническая;
- естественнонаучная.

Основными задачами учебного плана дополнительного образования школы являются:
-обеспечение гарантий прав обучающихся на дополнительное образование;
-создание условий для формирования единого образовательного пространства;
-раскрытие личностных особенностей учащегося
в благоприятном эмоциональном
разновозрастных групп;
-создание возможностей для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и
психофизических особенностей разных категорий обучающихся.

климате

Основные принципы организации дополнительного образования:
-свободный выбор ребенком видов деятельности;
-ориентация на личностные интересы, потребности ребенка;
-единство обучения, воспитания, развития;
-психолого-педагогическое сопровождение;
-практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Реализуемые адаптированные дополнительные общеобразовательные программы ориентированы на
самореализацию обучающихся независимо от уровня развития, состояния здоровья, сформированное™
интересов, мотивации к обучению.
Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю и составлен с учётом социального заказа
детей и их родителей (законных представителей) на образовательные услуги, а также с учётом кадрового,
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебный план предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных программ по
четырем направленностям: физкультурно-спортивное (2 программы), художественное (1 программа),
техническое (1 программа), естественнонаучное (1 программа).

Особенности режима и организации образовательного процесса
Режим работы и расписание максимально учитывают учебную нагрузку обучающихся по основным
адаптированным образовательным программам и отвечают запросам родителей (законных представителей).
Начало занятий - 01.09.2022 г., окончание - 20.05.2022 г. Продолжительность учебного года составляет 34
недели. Обучение проводится после уроков. Списочный состав учебных групп определяется в зависимости
от возраста обучающихся, года обучения и специфики дополнительной образовательной программы.
Численный состав учебных групп составляет для учащихся с легкой умственной отсталостью-до 12 человек,
для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью-до 5 человек. Продолжительность и число
занятий в неделю устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей,
допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил: первый, второй год обучения - не
более 2 учебных часа в неделю, продолжительность одного учебного часа не более 45 минут,
продолжительность перемены между занятиями - не менее 10 минут. Деятельность обучающихся
осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам.

Формы обучения и аттестации
В соответствии с программой дополнительного образования педагог вправе использовать различные
формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, экскурсии, мини концерты, выставки и др.
Занятия могут проводиться со всем составом группы, так и индивидуально.
Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся.

Содержание образования
В
физкультурно-спортивной
направленности
реализуется
две
дополнительные
общеобразовательные
программы
«Спортивная
карусель»,
«Волейбол»
(стартового
уровня).
Дополнительные общеобразовательные программы рассчитаны на один год обучения. Занятия проводятся I
раз в неделю для каждой группы воспитанников (всего 34 занятия), для одной группы- 2 занятия в неделю
(всего 68 занятий в год). В 2022-2023 учебном году планируется скомплектовать для обучения по
дополнительной общеобразовательной программе «Спортивная карусель» -4 группы, «Волейбол» -2 группы.
Задачи программы дополнительного образования «Спортивная карусель»:
- расширение кругозора, формирование элементарных краеведческих знаний учащихся;
- привитие учащимся начальных туристских знаний, умений и навыков;
- укрепление психического и физического здоровья учащихся;
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;
- обеспечение социальной адаптации учащихся;

- привитие навыков здорового оораза жизни;
- формирование познавательного интереса учащихся.

Планируемые результаты
Должны знать:
- историю своего города, местоположение на карте, достопримечательности;
- правила поведения на природе.
Должны уметь:
- рассказать о своем городе;
- элементарно ориентироваться на местности;
- укладывать рюкзак, устанавливать палатку;
- обустраивать туристскую стоянку и убирать ее;
- передвигаться в составе группы;
- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.

Программа дополнительного образования «Волейбол» разработана для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, интеллектуальными нарушениями. Занятия в спортивной секции «Волейбол»
развивают моторную ловкость, координацию движений, являются способом самовыражения в спорте детей
с ОВЗ, инструментом решения конфликтов и средством снятия психологического напряжения.
С учетом особенностей детей в программе предусмотрены комплексы упражнений, способствующие
снятию быстрой утомляемости, повышающие работоспособность, укрепляющие весь мышечный аппарат,
развивающие моторную ловкость, скоординированность, обучающие действиям в команде.
Задачи программы дополнительного образования «Волейбол» (стартовый уровень):
-освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков;
-формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
-обучение технике правильного выполнения физических упражнений;
-формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве;
-развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений,
мышечной силы, двигательной реакции);
-формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера;
-обогащение словарного запаса.
Планируемые результаты
-повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития;
-развитие и поддержание интереса к занятиям спортом.
Задачи программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Цветовод»
(стартовый уровень):
-развивать у детей интерес к цветоводству, умение ухаживать за комнатными растениями;
-расширять знания детей о разнообразии мира (комнатных растений), их размножении, правилах ухода
за ними (полив, рыхление почвы, вытирание пыли с листовой пластины, опрыскивание);
-воспитывать эстетическое восприятие природы, чувство прекрасного.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, программа рассчитана на обучающихся 8-1 1 лет.
Планируемые результаты
Должны знать:
-растения - живой организм, особенности его строения;
-условия жизни растений (свет, тепло, вода, воздух);
-труд человека по уходу за растениями- необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;
-эстетическое и гигиеническое значение растений;
-условия, необходимые для прорастания семян;
-основные факторы среды обитания растений;
-виды грунтовых и комнатных цветочно-декоративных растений;
-приемы размножения и выращивания грунтовых и комнатных цветочно-декоративных растений;
-вредителей растений.
Должны уметь:
-правильно поливать комнатные цветочно-декоративные растения;
-протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;
-рыхлить почву;
-приготавливать почвенные смеси;
-провести посадку растения;
-провести размножение растения;
-пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;
-наблюдать за ростом растений.

Цель программы технической направленности «Легоконструирование» (стартовый уровень):
создание благоприятных условий, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для развития первоначальных конструкторских
умений на основе LEGO- конструирования.
Задачи:
-обучить приемам работы с конструктором LEGO;
-обучить технологиям создания поделок, с помощью конструктора LEGO;
-развивать мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, фантазию, память.
Программа предназначена для обучающихся 7-13 лет. Режим занятий: I занятие в неделю.
Содержание программы строится, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся, на основе
применения педагогических технологий: технология игрового обучения, технология коллективного способа
обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативная технология.
Цель программы художественной направленности «Умелые руки» (стартовый уровень): создание
оптимальных условий для художественного восприятия учащихся, раскрывающих внутренние возможности
и резервы ребенка, социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Умелые
руки»: участие в общешкольных мероприятиях, посвященным календарным датам; участие на школьных и
внешкольных выставках детского творчества.
Программа рассчитана на детей в возрасте 8-13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты реализации плана дополнительного образования
Реализация дополнительных общеобразовательных программ направлена на повышение уровня качества
дополнительного образования; повышение компетентностей учащихся в различных областях знаний;
повышение доли учащихся, получающих дополнительное образование, рост числа обучающихся,
пользующихся услугами дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся и и родителей
(законных представителей) до 70%; сохранение контингента учащихся в группах. Оценка результатов
реализации плана будет осуществляться с помощью различных методов: экспертная оценка результатов
деятельности; социологические опросы учащихся, педагогов и родителей (законных представителей); анализ
результатов участия и результативности в конкурсах различной направленности и уровней.
Обеспечение образовательного процесса в объединениях дополнительного образования
Образовательный процесс в объединениях дополнительного образования в 2022-2023 учебном году
реализуют 5 педагогов:
- художественная направленность - 1 педагог;
- физкультурно-спортивная направленность - 2 педагога;
- техническая направленность - 1 педагог;
-естественнонаучная направленность- 1 педагог.
Для эффективной реализации дополнительного образования в школе создана достаточная
материально-техническая база. Предоставлены отдельные классные кабинеты, спортивный зал, библиотека
с выходом в Интернет. Материальное и информационно - техническое оснащение школы позволяет
обеспечить полную реализацию учебного плана.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительного образования
2022-2023 учебный год

№

Наименование
программы,
срок освоения

п/п

Возраст
обучающихся

Количество
групп/обучающихся/занятий
в неделю

Срок изучения
Количество
групп/

Количество
групп/

обучающихся/
занятий

обучающихся/
занятий

в неделю

в неделю

1. Физкультурно-спортивная направленность

1.1

«Спортивная карусель»

7-14

4/20/4

4

20

4

-

-

-

11-16

2/9/2

2

9

2

-

-

-

6/29/6

6

29

6

-

-

-

3/26/3

3

26

3

3/26/3

3

26

3

-

-

-

1/10/1

1

10

1

-

-

-

1/10/1

1

10

1

-

-

1/10/1

1

10

1

1/10/1

1

10

1

-

-

1 год

1.2

«Волейбол»,
1 год
Всего:

2. Техническая направленность
2.1

7-13

«Легоконструирование»,

1 ГОД

Всего:

3. Художественная направленность
3.1

«Умелые руки»,

8-13

1 год

Всего:

4. Естественнонаучная направленность
4.1

8-11

«Цветовод»,

1 год

Всего:

-

СОСТАВИЛ
Куренкова С.Н.
ПРИНЯТО
z
протокол педсовета1/22 от 30.08.2022
секретарь ^-7 0^4 /’Андреева Е.С.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 4»
______________ Алябьева А.А.
приказ № 163-ОД от 31.08.2022

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительного образования
2022-2023 учебный год

Режим деятельности

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Начало учебного года
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Продолжительность учебных занятий
Продолжительность перемен
Завершение учебного года
Каникулярное время:
осенние
зимние
дополнительные

весенние
летние

9.

Аттестация обучающихся

10.
И.

Комплектования групп
Дополнительный прием

Дополнительные образовательные программы
Классы
1 класс
2-9 класс
01.09.2022
01.09.2022
33 учебные недели
34 учебные недели
5 дней
1 раз в неделю
Продолжительность учебного часа 45 минут
Не менее 10 минут
20.05.2023

31.10.2022-06.11.2022 (7 дней)
29.12.2022-08.0 .2023 (1 1 дней)
06.02.2023-12.02.2023
(7 дней)
20.03.2023-26.0 3.2023 (7 дней)
22.05.2023-31.08.2023
2- 8 класс
22.05.2023-31.08.2023
9 класс
31.05.2023-31.08.2023
Промежуточная -в конце каждой четверти,
Итоговая-апрель-май 2023
15.08.2022-01.09.2022
В течение учебного года согласно заявлениям (при
наличии свободных мест)


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».