Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

География 7 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
География
7 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Третьякова Людмила Ивановна
учитель
первая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "География" предметной области "Естествознание"
для обучающихся 7 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного
знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем
звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных
дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и
воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических
и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических
умений и приемов использования географической карты для получения географической
информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
На изучение предмета “География” в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр видов
учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения обучающимися АООП
должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые
применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в
виде конкретных учебных действий.
Начальный курс физической географии.
2

Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о
своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования
им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы.
Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и
их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы.
Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб
карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета. Освоение
космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий.
Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение
Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и
моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
География России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте
мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие
рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в
разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и
пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
География материков и океанов.
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный
Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое
положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа
материка, население и государства.
Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная
Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и
почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов.
Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи,
традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского
хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего
края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
3

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
4

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень

Достаточный уровень

представление об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран;

применение элементарных практических
умений и приемов работы с географической
картой для получения географической
информации;

владение приемами элементарного чтения
географической карты: декодирование условных
знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи
масштаба; умение описывать географический
объект по карте;

ведение наблюдений за объектами, процессами
и явлениями географической среды, оценка их
изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;

сравнение географических объектов, фактов,
явлений, событий по заданным критериям;

нахождение в различных источниках и анализ
географической информации;

использование географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф.

ведение наблюдений за объектами, процессами
и явлениями географической среды, оценка их
изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Раздел 1. Введение
1.1 Карта России. Морские и
сухопутные границы.

1

Отмечать на карте морские и
Практичес
сухопутные границы. Читать
кая работа
выборочно. Выполнять задания в
«Рабочей тетради» с помощью учителя.

1.2 Острова и полуострова
России. Рельеф. Реки и
озёра России.

1

Узнавать и называть острова и
полуострова России на иллюстрациях,
фотографиях; Отнесение изученных
объектов к определенной местности.

Итого по разделу

2

Раздел 2. Особенности природы и хозяйства России.
2.1 Географическое положение
России на карте мира.

1

Выполнять задания в «Рабочей
тетради» самостоятельно. Отмечать
географическое положение России на
карте мира. Читать выборочно.

2.2 Административное деление
России.

1

Выполнять задания в «Рабочей
тетради» самостоятельно. Отмечать
географическое положение России на
карте мира.

2.3 Разнообразие рельефа.

1

Повторяют разнообразные формы
рельефа. показывают обозначение на
географической карте

2.4 Полезные ископаемые. Их
основные месторождения.

1

Узнавать и называть полезные
ископаемые на иллюстрациях,
Отнесение изученных объектов к
определенной местности.

2.5 Климат России.

1

Запись выборочной информации о
климате России. Читать выборочно.

6

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.6 Водные ресурсы России. Их
использование.

1

Слушают объяснения учителя.
Отвечают на вопросы учителя по
фактическому содержанию материала
своими словами

2.7 Население России. Народы
России.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с учебником.
Работа в тетради.

2.8 Промышленность - основа
хозяйства, её отрасли.

1

Слушают объяснения учителя.
просмотр видеоматериалов. Работа с
учебником. Чтение. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий в рабочей тетради

2.9 Сельское хозяйство, его
отрасли. Транспорт.

1

Запись выборочной информации о
хозяйстве сельском, его отрасли.
Называют различные виды транспорта
по иллюстрациям.

2.10 Экономическое развитие
Европейской и Азиатской
частей России.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с учебником.
Работа в тетради.

Итого по разделу

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

10

Раздел 3.Природные зоны России.
3.1 Природные зоны,
закономерности их
размещения на территории
России.

2

Выполнять задания в «Рабочей
тетради» самостоятельно. Отмечать на
карте природные зоны России. Читать
выборочно.

3.2 Карта природных зон.

1

Работа с учебником, с картой
природных зон. Выполнение заданий в
рабочей тетради.

3.3 Обобщающий урок по
изученным темам.

1

Итого по разделу

1

Работа в парах. Просмотр
видеоматериалов, презентаций.
Выборочное чтение.

Контрольн
ая работа

4
7

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Раздел 4. Зона арктических пустынь.
4.1 Положение на карте.

1

Работа с учебником, с картой
природных зон. Выполнение заданий в
рабочей тетради.

4.2 Климат.

1

Работа с учебником.Чтение, ответы на
вопросы. Выборочная запись
полученной информации.

4.3 Растительный и животный
мир.

2

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
презентацией. Работа с учебником.
Выборочное чтение по вопросам.

4.5 Население и его основные
занятия.

1

Работа с учебником. воспроизведение
учебного материала по памяти (с
использованием опорных слов,
понятий, инструкций, плана).
Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме.

4.6 Северный морской путь.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником, с картой. Находят на карте
Северный морской путь.

Итого по разделу

6

Раздел 5 Зона тундры.
5.1 Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые.

1

Работа с учебником, с картой
природных зон. Выполнение заданий в
рабочей тетради. Выборочное чтение по
вопросам.

5.2 Климат. Водоёмы тундры.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Самостоятельно
описывают природное явление по
иллюстрации.

8

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
5.3 Растительный мир.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Узнают на иллюстрациях
различные виды растений.

5.4 Животный мир.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради. Узнают на
иллюстрациях представителей
животного мира.

5.5 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

Работа с учебником.Чтение, ответы на
вопросы. Выборочная запись
полученной информации.

5.6 Города тундры: Мурманск,
Архангельск.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Работа с
учебником. Выполнение заданий в
рабочей тетради. Находить на карте
города тундры.

5.7 Города тундры:
Нарьян-Мар, Норильск,
Анадырь.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Узнавать и
называть города тундры на
иллюстрациях, фотографиях. Работа с
учебником. Выполнение заданий в
рабочей тетради.

5.8 Экологические проблемы
севера.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради.

5.9 Охрана природы тундры.

1

Работа с учебником. воспроизведение
учебного материала по вопросам.
Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме.

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы

Виды,
формы
контроля

5.10 Обобщающий урок по
изученным темам.

Контрольна
я работа

Итого по разделу:

1

1

Работа с учебником. Воспроизведение
учебного материала по памяти (с
использованием опорных слов,
понятий, инструкций, плана).
Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

10

Раздел 6. Лесная зона.
6.1 Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые.

1

Читать выборочно. Отмечать на карте
лесную зону. Выполнять задания в
«Рабочей тетради» с помощью учителя.

6.2 .Климат.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Самостоятельно
описывают природное явление по
иллюстрации.

6.3 Реки, озёра, каналы.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Работа с
учебником. Работа с картой. Находят на
карте и называют реки, озера, каналы.

6.4 Растительный мир.
Хвойные леса (тайга).

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Узнают на иллюстрациях
различные виды растений

6.5 Смешанные и лиственные
леса.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Работа с
учебником. Работа с картой.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.

6.6 Животный мир.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
10

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

учебником. Работа в тетради. Узнают
на иллюстрациях представителей
животного мира.
6.7 Пушные звери.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради. Узнают
на иллюстрациях представителей
животного мира.

6.8 Значение леса.

1

Работа с учебником. Воспроизведение
учебного материала по вопросам.
Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме.

6.9 Промышленность и
сельское хозяйство лесной
зоны, Центральной России.

2

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради.
Воспроизведение учебного материала
по вопросам.

6.10 Города Центральной
России.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. узнавать и
называть города Центральной России
на иллюстрациях, фотографиях. Работа
с учебником. Выполнение заданий в
рабочей тетради.

6.11 Особенности развития
хозяйства Северо-Западной
России.

2

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради.
Воспроизведение учебного материала
по вопросам.

6.12 Города: Санкт-Петербург,
Новгород, Псков,
Калининград.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Узнавать и
называть города на иллюстрациях,
фотографиях. Знать
достопримечательности городов.
11

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Работа с учебником. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
6.13 Западная Сибирь.

1

Работа с учебником, работа с картой.
Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Выборочная
запись полученной информации.

6.14 Восточная Сибирь.

1

Работа с учебником, работа с картой.
Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме.
Воспроизведение учебного материала
по вопросам.

6.15 Дальний Восток.

1

Работа с учебником, работа с картой.
Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Выполнение
заданий в рабочей тетради.

6.16 Заповедники и заказники.
Охрана леса.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме.Работа с
учебником. Чтение, ответы на вопросы.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.

6.17 Охрана леса. Правила
поведения лесу.

1

Работа с учебником, чтение, ответы на
вопросы. Составление по картинкам
правил поведения в лесу. Работа с
карточками.

6.18 Контрольно-обобщающие
вопросы по изученным
темам.

1

Итого по разделу:

1

Работа с учебником. Воспроизведение
учебного материала по памяти (с
использованием опорных слов,
понятий, инструкций, плана).
Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме.

Контрольна
я работа

20

Раздел 7. Зона степей.
12

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
7.1 Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые.

1

Работа с учебником, с картой
природных зон. Выполнение заданий в
рабочей тетради.

7.2 Растительный и животный
мир.

1

Работа с учебником. Работа в тетради.
Узнают на иллюстрациях
представителей животного и
растительного мира. Просмотр
видеофрагментов об основных типах
растительности лесостепной зоны и
разнообразии животного мира.

7.3 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради.
Воспроизведение учебного материала
по вопросам.

7.4 4.Города лесостепной и
степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Узнавать и
называть города на иллюстрациях,
фотографиях. Знать
достопримечательности городов.
Работа с учебником. Выполнение
заданий в рабочей тетради.

7.5 Города степной зоны:
Самара, Саратов,
Волгоград,
Краснодар.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Узнавать и
называть города на иллюстрациях,
фотографиях. Знать
достопримечательности городов.
Работа с учебником. Выполнение
заданий в рабочей тетради.

7.6 Охрана природы степей.

1

Работа с учебником. воспроизведение
учебного материала по вопросам.
Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

13

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Итого по разделу:

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6

Раздел 8. Зона пустынь и полупустынь.
8.1 Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые.

1

Слушают объяснения учителя. Работа с
учебником, с картой природных зон.
Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Выполнение
заданий в рабочей тетради.

8.2 Климат. Реки.
Растительный и животный
мир.

1

Просмотр слайд -шоу об основных
типах растительности зоны пустынь и
полупустынь и разнообразии
животного мира. Работа с текстом
учебника. Чтение, ответы на вопросы.
Работа в тетради.

8.3 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради.
Воспроизведение учебного материала
по вопросам.

8.4 Города зоны пустынь и
полупустынь.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме.
Узнавать и называть города на
иллюстрациях, фотографиях. Знать
достопримечательности городов.
Работа с учебником. Выполнение
заданий в рабочей тетради.

Итого по разделу:

4

Раздел 9. Зона субтропиков.
9.1 Положение на карте.

1

Работа с текстом учебника.Читать
выборочно. Выполнять задания в
«Рабочей тетради» самостоятельно.
Отмечать на карте зону субтропиков.

14

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
9.2 Курортное хозяйство.
Население и его основные
занятия. Города-курорты.

Итого по разделу:

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Узнавать и
называть города-курорты на
иллюстрациях, фотографиях. Знать
достопримечательности городов.
Работа с учебником. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
2

Раздел 10. Высотная поясность.
10.1 Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Климат.

1

Слушают объяснения учителя. Работа с
учебником, с картой природных зон.
Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций по теме. Выполнение
заданий в рабочей тетради.

10.2 Особенности природы и
хозяйства Северного
Кавказа, Алтая, Урала.

1

Узнавать и называть изученные
объекты на иллюстрациях,
фотографиях; Отнесение изученных
объектов к определенной местности:
Северный Кавказ, Урала, Алтайские
горы,.

10.3 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради.
Воспроизведение учебного материала
по вопросам.

10.3 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме. Работа с
учебником. Работа в тетради.
Воспроизведение учебного материала
по вопросам.

10.4 Обобщение, повторение по
теме: «Природные зоны

1

1

Работа с учебником. Воспроизведение
учебного материала по памяти (с

Контрольна
я работа
15

России».

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

использованием опорных слов,
понятий, инструкций, плана).
Рассматривание иллюстраций и
видеосюжетов по теме.
4
68

4

1

16

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Карта России. Морские и
сухопутные границы.

1

2 Острова и полуострова России.
Рельеф. Реки и озёра России.

1

3 Географическое положение
России на карте мира.

1

4 Административное деление
России.

1

5 Разнообразие рельефа.

1

6 Полезные ископаемые. Их
основные месторождения.

1

0

1

7 Климат России.
8 Водные ресурсы России. Их
использование.

1

9 Население России. Народы
России.

1

10 Промышленность - основа
хозяйства, её отрасли.

1

11 Сельское хозяйство, его
отрасли. Транспорт.

1

12 Экономическое развитие
Европейской и Азиатской
частей России.

1

13 Природные зоны,
закономерности их размещения
на территории России.

1

14 Природные зоны,
закономерности их размещения
на территории России.

1

15 Карта природных зон.

1

16 Обобщающий урок по
изученным темам.

1

17 Положение на карте.

1

18 Климат.

1

19 Растительный и животный мир.

1

20 Растительный и животный мир.

1

21 Население и его основные

1

1

Контрольная
работа.

17

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

занятия.
22 Северный морской путь.

1

23 Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые.

1

24 Климат. Водоёмы тундры.

1

25 Растительный мир.

1

26 Животный мир.

1

27 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

28 Города тундры: Мурманск,
Архангельск.

1

29 Города тундры: Нарьян-Мар,
Норильск, Анадырь.

1

30 Экологические проблемы
севера.

1

31 Охрана природы тундры.

1

32 Обобщающий урок по
изученным темам.

1

33 Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые.

1

34 Климат.

1

35 Реки, озёра, каналы.

1

36 Растительный мир. Хвойные
леса (тайга).

1

37 Смешанные и лиственные леса.

1

38 Животный мир.

1

39 Пушные звери.

1

40 Значение леса.

1

41 Промышленность и сельское
хозяйство лесной зоны,
Центральной России.

1

42 Промышленность и сельское
хозяйство лесной зоны,
Центральной России.

1

43 Города Центральной России.

1

44 Особенности развития
хозяйства Северо-Западной
России.

1

1

Контрольная
работа

18

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

45 Особенности развития
хозяйства Северо-Западной
России.

1

46 Города: Санкт-Петербург,
Новгород, Псков, Калининград.

1

47 Западная Сибирь.

1

48 Восточная Сибирь.

1

49 Дальний Восток.

1

50 Заповедники и заказники.
Охрана леса

1

51 Охрана леса. Правила
поведения лесу.

1

52 Контрольно-обобщающие
вопросы по изученным темам.

1

53 Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые.

1

54 Растительный мир и животный
мир.

1

55 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

56 Города лесостепной и степной
зон: Воронеж, Курск, Оренбург,
Омск.

1

57 Города степной зоны: Самара,
Саратов, Волгоград, Краснодар.

1

58 Охрана природы степей.

1

59 Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые.

1

60 Климат. Реки. Растительный и
животный мир.

1

61 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

62 Города зоны пустынь и
полупустынь.

1

Контрольная
работа.

63 Положение на карте.
64 Курортное хозяйство.
Население и его основные
занятия. Города-курорты.

1

19

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

65 Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые. Климат.

1

66 Особенности природы и
хозяйства Северного Кавказа,
Алтая, Урала.

1

67 Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

68 Обобщение, повторение по
теме: «Природные зоны
России».

1

1

Контрольная
работа.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.Учебник "География" для 7 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
«Просвещение», 2019.
2.Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь "География" для 7 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
«Просвещение», 2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.Учебник "География" для 7 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
«Просвещение», 2019.
2.Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь "География" для 7 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
«Просвещение», 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».