Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Биология 9 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Биология
9 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Третьякова Людмила Ивановна
учитель
первая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" предметной области "Естествознание"
для обучающихся 9 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс "Природоведение",
при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат элементарную
естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают
целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими
нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания обучающихся и
подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно
понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек - часть
природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трёх разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует самостоятельно,
исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических
работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - всё это даст возможность более
целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а
также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI
классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые
тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и
использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой
природы.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII
класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их
произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически
значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих
значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен
темами, близкими учащимся, живущим в городской местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки" и
"Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию).
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ
жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать
человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу
включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с
2

распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию
практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять
больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и
жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за
некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения
ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских
и экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь
усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и
другие психические функции;
На изучение предмета “Биология” в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек.
1) Введение.
2) Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
3) Общее знакомство с организмом человека.
4) Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы
опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная
система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
5) Опора и движение.
6) Скелет человека.
7) Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение
скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища
(позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
8) Череп.
9) Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры
предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
10) Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные,
неподвижные.
11) Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.
Первая доврачебная помощь при этих травмах.
12) Практические работы. Определение правильной осанки.
13) Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног).
Наложение шин, повязок.
14) Мышцы.
15) Движение - важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений,
движение животных и человека).
3

16) Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы
груди и живота, мышцы головы и лица.
17) Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
18) Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического
труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота
человеческого тела.
19) Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения
отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц
при удерживании груза на вытянутой руке.
20) Кровообращение.
21) Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
22) Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение
сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам.
Группы крови.
23) Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность).
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
24) Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и
нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
25) Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно сосудистую систему.
26) Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.
27) Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с
помощью педагогического работника в спокойном состоянии и после дозированных
гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.
Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов,
тромбоцитов. Запись в "Блокноте на память" своей группы крови, резус-фактора, кровяного
давления.
28) Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
29) Дыхание.
30) Значение дыхания для растений, животных, человека.
31) Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
32) Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
33) Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через
воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит,
тонзиллит, бронхит, туберкулез).
34) Влияние никотина на органы дыхания.
35) Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы.
Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
36) Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья
человека.
37) Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
38) Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание,
кислородная подушка).
39) Питание и пищеварение.
40) Особенности питания растений, животных, человека.
41) Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры,
углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека.
Авитаминоз.
42) Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень,
кишечник.
4

43) Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение
пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание.
Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
44) Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран.
Культура поведения во время еды.
45) Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера,
гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на
пищеварительную систему.
46) Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
47) Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
48) Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
49) Выделение.
50) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения
мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
51) Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
52) Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
53) Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
54) Простейшее чтение с помощью педагогического работника результатов анализа мочи (цвет,
прозрачность, сахар).
55) Размножение и развитие.
56) Особенности мужского и женского организма.
57) Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.
58) Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в
подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
59) Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за
новорожденным.
60) Рост и развитие обучающегося.
61) Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение
нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.
62) Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий
инфекционных и вирусных заболеваний.
63) Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
64) Покровы тела.
65) Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира,
терморегуляции.
66) Производные кожи: волосы, ногти.
67) Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные
обтирания).
68) Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических
ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
69) Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема). Гигиена кожи.
Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и
ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
70) Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно
пораженный участок кожи.
71) Нервная система.
72) Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
73) Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена
сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
74) Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
5

75) Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика
травматизма и заболеваний нервной системы.
76) Демонстрация модели головного мозга.
77) Органы чувств.
78) Значение органов чувств у животных и человека.
79) Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их
профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
80) Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение
нарушений слуха. Гигиена.
81) Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная
чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
82) Охрана всех органов чувств.
83) Демонстрация муляжей глаза и уха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);

6

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень

Достаточный уровень

представление об объектах и явлениях неживой и представление об объектах неживой и живой
живой природы, организма человека;
природы, организме человека;
выполнение совместно с учителем практических
работ, предусмотренных программой;

осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у
человека;

описание особенностей состояния своего
организма;

установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);

знание названий специализации врачей;

знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
человека;

применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями, животными в доме,
измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).

знание способов самонаблюдения, описание
особенностей своего состояния, самочувствия,
знание основных показателей своего организма
(группа крови, состояние зрения, слуха, норму
температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и
безопасного поведения, использование их для
объяснения новых ситуаций;
знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
7

человека;
владение сформированными знаниями и
умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Раздел 1. Общее знакомство с организмом человека.
1.1 Введение

1

Роль и место человека в
природе.

0

1

Слушать рассказ учителя о роли и месте
человека в природе. Место человека
среди млекопитающих (как
единственного разумного существа) в
живой природе. Заметные черты сходства
и различия в строении тела человека и
животных (на основании личных
наблюдений и знаний о млекопитающих
животных). Работа с текстом учебника.
Отвечать на вопросы по содержанию.

1.2 Клетка. Её химический
состав и
жизнедеятельность.
Знакомство с
микроскопом.

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы учителя
по содержанию материала своими
словами; Пересказать текст по частям на
основе коллективно составленного плана
(с помощью учителя).

1.3 Ткани человека. Типы
тканей.

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Запись выборочной
информации о тканях человека. Типы
тканей. Находить на иллюстрациях типы
тканей, ткани человека. Читать
выборочно.

1.4 Основные системы
органов человека

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника, работа с таблицами. Общий
обзор организма человека
Общее знакомство с организмом
человека. Краткие сведения о строении
кле Запись выборочной информации об
основных системах органов человека.

9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Находить на иллюстрациях системы
органов человека. Читать выборочно.
Итого по разделу

4

Раздел 2. Опора и движение.
2.1 СКЕЛЕТ.

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы учителя о
значении опорно-двигательной системы.
Значение опорно-двигательной системы.
Пересказать текст по частям на основе
составленного плана (с помощью
учителя)

2.2 Строение, соединение и
рост костей

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Состав и
строение костей. Скелет человека.
Соединения костей (подвижное и
неподвижное). Пересказать текст по
частям на основе составленного плана (с
помощью учителя)

2.3 Скелет головы (череп).

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Отвечать
на вопросы учителя по содержанию
материала своими словами;
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя);

2.4 Скелет туловища.
Строение позвоночника.
Грудная клетка.

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о строении
позвоночника. Грудная клетка. Находить
на иллюстрациях скелет туловища.
Читать выборочно.

Значение
опорно-двигательной
системы.

10

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.5 Скелет конечностей.

1

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о костях
верхних и нижних конечностей.
Находить на иллюстрациях кости
верхних и нижних конечностей. Читать
выборочно.

Кости верхних и нижних
конечностей

2.6 Сустав Связки. Их
назначение. Правила
оказания первой помощи
при растяжениях и ушибах

1

1

Работа с текстом, иллюстрациями
Практическ
учебника. Работа с таблицами. Отвечать ая работа
на вопросы учителя о значении оказания
первой помощи при растяжениях и
ушибах. Практическая работа (оказание
первой помощи при растяжениях и
ушибах). Пересказать текст по частям на
основе составленного плана (с помощью
учителя).

2.7 Практическая работа.
Первая доврачебная
помощь (наложение шин,
повязок).

1

1

Оказание доврачебной
помощи(наложение шин, повязок).

2.8 МЫШЦЫ
Строение и значение
мышц для движения

1

Практическ
ая работа

Основные группы мышц человеческого
тела. Работа мышц. Значение физических
упражнений для правильного
формирования скелета и мышц.
Предупреждение искривления
позвоночника и развития плоскостопия.
Опыты, демонстрирующие статическую
и динамическую нагрузки на мышцы.
Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами;
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя).

11

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.9 Основные группы мышц

1

2.10 Практическая работа
Работа мышц. Утомление
мышц. Определение
местоположения мышц.
Наблюдения за
сокращением мышц

1

2.11 Влияние физкультуры и
спорта на формирование
скелета и мышц

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Отвечать на вопросы
учителя о влиянии физкультуры и спорта
на формирование скелета и мышц.
Пересказать текст по частям на основе
составленного плана (с помощью
учителя)

2.12 Контрольные вопросы

1

Отвечать на вопросы и подтверждать
ответы примерами. Участвовать в
обсуждении. Контрольные вопросы.
Материал для повторения (стр.83).

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Слушать рассказ учителя о
гигиене физического труда. Отвечать на
вопросы. Читать выборочно. Составить
рассказ.

2.13 Гигиена физического
труда. Осанка и здоровье
человека

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Основные группы мышц человеческого
тела. Работа мышц. Работа с текстом,
Иллюстрациями учебника. Работа с
таблицами. Запись выборочной
информации об основных группах мышц.
Находить на иллюстрациях основные
группы мышц. Читать выборочно.
1

Находить на иллюстрациях
местоположение мышц, кости верхних и
нижних конечностей
Выполнение практической работы.

Практическ
ая работа

Устный
опрос

12

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.14 Повторение и обобщение
по разделу:
«Опорно-двигательная
система»
Итого по разделу

1

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами;
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя).

14

Раздел 3. Кровообращение.
3.1 Кровеносная система
человека. Значение крови.
Органы кровообращения

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Органы
кровообращения: сердце и сосуды.
Большой и малый круги
кровообращения.

3.2 Кровь и её состав.

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Состав
крови (клетки красные, белые), плазма
крови

3.3 Сердце, его строение и
работа.

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Отвечать
на вопросы учителя по содержанию
материала своими словами; Пересказать
текст по частям с помощью учителя.

3.4 Кровеносные сосуды.
Круги кровообращения.
Группа крови

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о кровеносной
системе человека. Группа крови
Находить на иллюстрациях органы
кровообращения.
Читать выборочно.

13

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
3.5 Движение крови по
сосудам.

1

3.6 Практическая работа
Измерение давления,
пульса. Демонстрация
примеров первой помощи
при кровотечении.

1

3.7 Заболевания сердца.
Предупреждение
заболеваний. Значение
спорта.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Запись выборочной
информации о заболеваниях сердца.
Работа с текстом учебника. Читать
выборочно. Отвечать на вопросы.

3.8 Вредное влияние
никотина, спиртных
напитков, наркотиков на
сердце и сосуды.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Отрицательное влияние
никотина и алкоголя на сердце и сосуды
(а через кровеносную систему — на весь
организм).

Итого по разделу;

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о составе
крови. Движение крови по сосудам.
Читать выборочно. Отвечать на вопросы.
1

Запись выборочной информации об
измерении давления, пульса. Значение
измерения давления, пульса.
Находить на иллюстрациях органы
кровообращения. Читать выборочно.

Практическ
ая работа

8

Раздел 4. Дыхание.
4.1 Значение дыхания. Органы
дыхательной системы

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Запись выборочной
информации об органах дыхательной
системы человека. Находить на
иллюстрациях органы дыхательной
системы. Читать выборочно.

14

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
4.2 Строение лёгких.
Газообмен в лёгких и
тканях. Дыхательные
движения.

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о газообмене в
лёгких и тканях. Читать выборочно.
Отвечать на вопросы.

4.3 Болезни дыхательной
системы и их
предупреждение.

1

Слушают рассказ учителя. Назвать
болезни дыхательной системы.
Показывать на иллюстрациях строение
лёгких. Отнесение симптомов к болезням
дыхательной системы.

4.4 Гигиена дыхания. Охрана
воздушной среды.

1

Просмотр видеоматериалов. Дать
характеристику охраны воздушной
среды. Отвечать на вопросы и
подтверждать ответы примерами. Читать
выборочно.

4.5 Практическая работа
Демонстрация
доврачебной помощи

1

4.6 Контрольные вопросы по
изученным темам

1

Итого по разделу

1

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Принять участие в практической работе Практическ
при демонстрации доврачебной помощи. ая работа
Отвечать на вопросы. Составить краткий
рассказ.
Отвечать на вопросы. Составить краткий Контрольна
рассказ. Читать выборочно.
я работа
Конспектировать выводы.

6

Раздел 5. Питание и пищеварение.
5.1

Значение и состав пищи.
Органы пищеварения.

1

Слушают рассказ учителя. Работа с текстом,
иллюстрациями учебника.Называть органы
пищеварительной системы. Показывать на
иллюстрациях органы пищеварения. Читать
выборочно.

15

№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
5.1 Значение и состав пищи.
Органы пищеварения.

1

Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Называть органы пищеварительной
системы. Показывать на иллюстрациях
органы пищеварения. Читать выборочно.

5.2 Строение и значение
зубов.

1

Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника. Дать
характеристику строения и значения
зубов. Отвечать на вопросы и
подтверждать ответы примерами. Читать
выборочно.

5.3 Пищеварение в ротовой
полости и желудке.

1

Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Составить краткий
рассказ о пищеварении в ротовой полости
и в желудке. Читать выборочно.
Конспектировать выводы.

5.4 Пищеварение в
кишечнике.

1

Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Повторить предыдущий материал о
значении и составе пищи. Читать
выборочно. Конспектировать выводы.

5.5 Гигиена и нормы питания.

1

Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Просмотр видеоматериалов.Рассмотреть
плакат о гигиене и нормах питания.
Слушать рассказ учителя. Читать
выборочно.

5.6 Заболевания
пищеварительной
системы и их
профилактика

1

Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Назвать болезни пищеварительной
системы. Показывать на иллюстрациях

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

16

№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

органы пищеварения. Отнесение
симптомов к болезням пищеварительной
системы.
5.7 Пищевые отравления.
Влияние вредных
привычек на
пищеварительную
систему.

1

5.8 Практическая
(лабораторная) работа
Обнаружение белка и
крахмала в хлебе и
картофеле. Действие
слюны на крахмал

1

Итого по разделу

Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника. Дать
характеристику пищевых отравлений.
Отвечать на вопросы и подтверждать
ответы примерами. Читать выборочно.
1

Работа с текстом, иллюстрациями
Практическ
учебника. Принять участие в
ая работа
практической работе. Обнаружение белка
и крахмала в хлебе и картофеле. Действие
слюны на крахмал.

8

Раздел 6. Выделение.
6.1 Значение выделения.
Органы выделения.
Строение почек.

1

6.2 Практическая работа.
Зарисовка почек
(выделительной системы)
в разрезе.

1

6.3 Предупреждение
заболеваний органов
мочевыделительной
системы.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Рассматривание плаката.
Внешнее строение почек и их
расположение в организме.
Предупреждение заболеваний органов
мочевыделительной системы.
1

Принять участие в практической работе.
Зарисовка почек (выделительной
системы) в разрезе.

Практическ
ая работа

Слушают рассказ учителя. Запись
выборочной информации о заболеваниях
органов мочевыделительной системы
человека. Находить на иллюстрациях
органы мочевыделительной системы.
Читать выборочно.
17

№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Итого по разделу:

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

3

Раздел 7. Размножение и развитие.
7.1 Особенности мужского и
женского организма.
Этапы добрачных
отношений.

1

Биологическое значение размножения.
Размножение растений, животных,
человека.

7.2 Биологическое значение
размножения. Система
органов размножения
человека.

1

Система органов размножения человека
(строение, функции, гигиена юношей и
девушек в подростковом возрасте).
Половые железы и половые клетки.

7.3 Зарождение жизни.
Материнство.

1

Дать характеристику зарождения жизни.
Работа с текстом учебника.
Отвечать на вопросы и подтверждать
ответы примерами. Читать выборочно.

7.4 Рост и развитие ребёнка.

1

Работа с текстом учебника. Отвечать на
вопросы о развитии и особенностях ухода
за ребёнком. Составить краткий рассказ.
Читать выборочно. Конспектировать
выводы.

7.5 Последствия ранних
половых связей.
Предохранение от
беременности.

1

Последствия ранних половых связей, вред
ранней беременности. Предупреждение
нежелательной беременности.
Современные средства контрацепции.
Аборт.

7.6 Пороки развития плода.
Их причины.

1

Пороки развития плода как следствие
действия алкоголя и наркотиков,
воздействий инфекционных и вирусных
заболеваний.

7.7 Заболевания половых
органов. Их
профилактика.

1

Венерические заболевания. СПИД. Их
профилактика. Назвать специалистов
врачей, к которым можно обратиться за
помощью. Работа со статьей учебника.
18

№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Читать выборочно. Конспектировать
выводы
7.8 Контрольные вопросы по
изученным темам.

1

7.9 Повторение, обобщение
изученных тем

1

Итого по разделу:

1

Отвечать на вопросы. Составить краткий
рассказ. Читать выборочно.
Конспектировать выводы.

Письменны
й контроль

Повторить и систематизировать
полученные знания по темам. Отвечать на
вопросы и подтверждать ответы
примерами по изученным темам.

9

Раздел 8. Покровы тела.
8.1 Кожа. Значение и
строение кожи. Её
производные

1

Кожа и ее роль в жизни человека.
Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций. Работа с текстом учебника.
Дать характеристику строения кожи.
Отвечать на вопросы и подтверждать
ответы примерами. Читать выборочно.
Рисунок. Схема «Значение кожи».

8.2 Роль кожи в
терморегуляции.
Закаливание организма.

1

Рассказ учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Значение кожи
для защиты, осязания, выделения пота и
жира, терморегуляции.

8.3 Практическая работа.
Оказание первой помощи
при перегревании, ожогах
и обморожениях.

1

8.4 Кожные заболевания.
Гигиена кожи.

1

1

Участие в практической работе "Оказание Практическ
первой помощи при перегревании, ожогах ая работа
и обморожениях." Оборудование: вода,
сода, кошма, бинт.
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Запись выборочной информации о
заболеваниях кожи. Предметы ухода за
кожей, волосами, ногтями. Гигиена кожи
и гигиенические требования к одежде.
19

№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Профилактика и первая помощь при
тепловом и солнечных ударах, ожогах и
обморожении.
Итого по разделу:

4

Раздел 9. Нервная система.
9.1 Значение и строение
нервной системы.

1

Рассказ учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отвечать на
вопросы. Краткая запись полученной
информации.

9.2 Спинной и головной мозг.

1

Рассказ учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Назвать органы
нервной системы. Показывать на
иллюстрациях органы нервной системы.

9.3 Особенности высшей
нервной деятельности.

1

Просмотр видеоматериалов. Рассказ
учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Составить
краткий рассказ. Читать выборочно.
Конспектировать выводы.

9.4 Гигиена умственного и
физического труда.

1

Просмотр видеоматериалов. Рассказ
учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Составить
краткий рассказ. Читать выборочно.
Конспектировать выводы.

9.5 Нарушения нервной
деятельности.
Отрицательное влияние
вредных веществ.

1

Рассказ учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отрицательное
влияние на нервную систему алкоголя и
никотина. Сон и его значение.

Итого по разделу:

5

Раздел 10. Органы чувств.

20

№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
10.1 Значение органов чувств у
животных и человека.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Составить
краткий рассказ о значении органов чувств
у животных и человека.
Читать выборочно. Конспектировать
выводы. Рисунки «Органы чувств». Игра
«Чудесный мешочек».

10.2 Орган зрения. Гигиена
зрения. Первая помощь
при повреждении.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Предметы
и продукты для игры.
Рисунок «Внутреннее строение глаза».

10.3 Орган слуха.
Предупреждение
нарушений слуха.
Гигиена.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника. Чтение,
ответы на вопросы по содержанию статьи.
Работа с таблицей.

10.4 Органы осязания,
обоняния, вкуса. Охрана
всех органов чувств.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Рисунки
«расположение органа обоняния»
«Вкусовые зоны языка».

10.5 Контрольно-обобщающие
вопросы по пройденным
темам.

1

Итого по разделу:

1

Отвечать на контрольно-обобщающие
вопросы по пройденным темам
Составить краткий рассказ. Читать
выборочно. Конспектировать выводы.
Словарь (стр. 273).

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образователь
ные ресурсы

Контроль
ная работа

5

Раздел 11. Обобщение.

21

№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
11.1 Здоровье человека и
факторы, сохраняющие
здоровье

1

11.2 Практическая работа

1

Отвечать на вопросы по пройденным
темам: здоровье человека и факторы,
сохраняющие здоровье. Здоровье человека
и современное общество (окружающая
среда). Воздействие
окружающей среды на системы органов и
здоровье человека в целом.
Составить краткий рассказ. Читать
выборочно.
1

Главы Конституции и
Федерального Закона о
правах гражданина и
охране труда.

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образователь
ные ресурсы

Рассказ учителя о правах граждан РФ, о
Практичес
главном Законе нашей страны. Принять
кая работа
участие в практической работе при
нахождении Глав Конституции и
Федерального Закона о правах гражданина
и охране труда. Читать выборочно. Глава
№2 Конституции Р.Ф. «Права и свободы
гражданина». Глава №3 Закон
«Обеспечение охраны труда в Р.Ф.»
(стр.14,15).

2
68

3

7

22

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Введение. Роль и место человека
в природе.

1

2 Общее знакомство с организмом
человека. Клетка. Её
химический состав и
жизнедеятельность. Знакомство
с микроскопом.

1

3 Ткани человека. Типы тканей.

1

4 Основные системы органов
человека.

1

5 Опора и движение СКЕЛЕТ.
Значение опорно-двигательной
системы.

1

6 Строение, соединение и рост
костей.

1

7 Скелет головы (череп).

1

8 Скелет туловища. Строение
позвоночника. Грудная клетка.

1

9 Скелет конечностей.
Кости верхних и нижних
конечностей

1

10 Сустав. Связки. Их назначение.
Правила оказания первой
помощи при растяжениях и
ушибах.

1

11 Практическая работа
Первая доврачебная помощь
(наложение шин, повязок).

1

12 МЫШЦЫ Строение и значение
мышц для движения

1

13 Основные группы мышц.

1

14 Практическая работа. Работа
мышц. Утомление мышц.
Определение местоположения
мышц. Наблюдения за
сокращением мышц

1

15 Влияние физкультуры и спорта
на формирование скелета и
мышц

1

0

0

1

Практическая
работа.

1

Практическая
работа.

23

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

16 Контрольные вопросы.

1

17 Гигиена физического труда.
Осанка и здоровье человека.

1

18 Повторение и обобщение по
теме: «Опорно-двигательная
система»

1

19 КРОВООБРАЩЕНИЕ
Кровеносная система человека.
Значение крови. Органы
кровообращения

1

20 Кровь и её состав

1

21 Сердце, его строение и работа.

1

22 Кровеносные сосуды. Круги
кровообращения. Группа крови

1

23 Движение крови по сосудам.

1

24 Практическая работа
Измерение давления, пульса.
Демонстрация примеров первой
помощи при кровотечении

1

25 Заболевания сердца.
Предупреждение заболеваний.
Значение спорта

1

26 Вредное влияние никотина,
спиртных напитков, наркотиков
на сердце и сосуды.

1

27 ДЫХАНИЕ Значение дыхания.
Органы дыхательной системы

1

28 Строение лёгких. Газообмен в
лёгких и тканях. Дыхательные
движения

1

29 Болезни дыхательной системы и
их предупреждение.

1

30 Гигиена дыхания. Охрана
воздушной среды.

1

31 Практическая работа
Демонстрация доврачебной
помощи

1

32 Контрольные вопросы по
изученным темам

1

1

1

Практическая
работа.

1

Практическая
работа
Контрольная
работа

24

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

33 Питание и пищеварение.
Значение и состав пищи.
Органы пищеварения

1

34 Строение и значение зубов.

1

35 Пищеварение в ротовой полости
и в желудке.

1

36 Пищеварение в кишечнике.

1

37 Гигиена и нормы питания.

1

38 Заболевания пищеварительной
системы и их профилактика.

1

39 Пищевые отравления. Влияние
вредных привычек на
пищеварительную систему.

1

40 Практическая (лабораторная)
работа Обнаружение белка и
крахмала в хлебе и картофеле.
Действие слюны на крахмал

1

41 Выделение. Значение
выделения. Органы выделения.
Строение почек

1

42 Практическая работа. Зарисовка
почек (выделительной системы)
в разрезе

1

43 Предупреждение заболеваний
органов мочевыделительной
системы.

1

44 Размножение и развитие
Особенности мужского и
женского организма. Этапы
добрачных отношений.

1

45 Биологическое значение
размножения. Система органов
размножения человека.

1

46 Зарождение жизни.
Материнство

1

47 Рост и развитие ребёнка

1

48 Последствия ранних половых
связей. Предохранение от
беременности

1

1

Практическая
работа.

Практическая
работа.

25

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
контроля
всего контрольные практические
работы
работы

49 Пороки развития плода. Их
причины.

1

50 Заболевания половых органов.
Их профилактика.

1

51 Контрольные вопросы по
изученным темам.

1

52 Повторение, обобщение
изученных тем.

1

53 Покровы тела Кожа. Значение и
строение кожи. Её производные.

1

54 Роль кожи в терморегуляции.
Закаливание организма.

1

55 Практическая работа.
Оказание первой помощи при
перегревании, ожогах и
обморожениях.

1

56 Кожные заболевания. Гигиена
кожи.

1

57 Нервная система. Значение и
строение нервной системы

1

58 Спинной и головной мозг.

1

59 Особенности высшей нервной
деятельности.

1

60 Гигиена умственного и
физического труда.

1

61 Нарушения нервной
деятельности. Отрицательное
влияние вредных веществ

1

62 Органы чувств. Значение
органов чувств у животных и
человека

1

63 Орган зрения. Гигиена зрения.
Первая помощь при
повреждении.

1

64 Орган слуха. Предупреждение
нарушений слуха. Гигиена.

1

65 Органы осязания, обоняния,
вкуса. Охрана всех органов

1

26

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
контроля
всего контрольные практические
работы
работы

чувств.
66 Контрольно-обобщающие
вопросы по пройденным темам

1

67 Обобщение. Здоровье человека и
факторы, сохраняющие здоровье

1

68 Практическая работа. Главы
Конституции и Федерального
Закона о правах гражданина и
охране труда.

1

1

Контрольная
работа.

Практическая
работа.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Романов И.В., Агафонова И.Б. Учебник "Биология", 9 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Дрофа», 2019.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Романов И.В., Агафонова И.Б. Учебник "Биология", 9 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Дрофа», 2019.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».