Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Биология
9 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Третьякова Людмила Ивановна
учитель
первая категория
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
г. Екатеринбург, 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" предметной области "Естествознание"
для обучающихся 9 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс "Природоведение",
при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат элементарную
естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают
целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими
нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания обучающихся и
подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно
понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек - часть
природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трёх разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует самостоятельно,
исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических
работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - всё это даст возможность более
целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а
также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI
классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые
тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и
использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой
природы.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII
класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их
произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически
значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих
значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен
темами, близкими учащимся, живущим в городской местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки" и
"Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию).
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ
жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать
человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу
включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с
2
распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию
практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять
больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и
жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за
некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения
ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских
и экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь
усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и
другие психические функции;
На изучение предмета “Биология” в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек.
1) Введение.
2) Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
3) Общее знакомство с организмом человека.
4) Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы
опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная
система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
5) Опора и движение.
6) Скелет человека.
7) Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение
скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища
(позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
8) Череп.
9) Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры
предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
10) Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные,
неподвижные.
11) Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.
Первая доврачебная помощь при этих травмах.
12) Практические работы. Определение правильной осанки.
13) Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног).
Наложение шин, повязок.
14) Мышцы.
15) Движение - важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений,
движение животных и человека).
3
16) Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы
груди и живота, мышцы головы и лица.
17) Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
18) Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического
труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота
человеческого тела.
19) Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения
отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц
при удерживании груза на вытянутой руке.
20) Кровообращение.
21) Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
22) Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение
сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам.
Группы крови.
23) Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность).
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
24) Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и
нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
25) Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно сосудистую систему.
26) Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.
27) Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с
помощью педагогического работника в спокойном состоянии и после дозированных
гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.
Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов,
тромбоцитов. Запись в "Блокноте на память" своей группы крови, резус-фактора, кровяного
давления.
28) Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
29) Дыхание.
30) Значение дыхания для растений, животных, человека.
31) Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
32) Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
33) Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через
воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит,
тонзиллит, бронхит, туберкулез).
34) Влияние никотина на органы дыхания.
35) Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы.
Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
36) Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья
человека.
37) Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
38) Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание,
кислородная подушка).
39) Питание и пищеварение.
40) Особенности питания растений, животных, человека.
41) Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры,
углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека.
Авитаминоз.
42) Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень,
кишечник.
4
43) Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение
пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание.
Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
44) Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран.
Культура поведения во время еды.
45) Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера,
гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на
пищеварительную систему.
46) Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
47) Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
48) Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
49) Выделение.
50) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения
мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
51) Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
52) Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
53) Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
54) Простейшее чтение с помощью педагогического работника результатов анализа мочи (цвет,
прозрачность, сахар).
55) Размножение и развитие.
56) Особенности мужского и женского организма.
57) Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.
58) Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в
подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
59) Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за
новорожденным.
60) Рост и развитие обучающегося.
61) Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение
нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.
62) Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий
инфекционных и вирусных заболеваний.
63) Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
64) Покровы тела.
65) Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира,
терморегуляции.
66) Производные кожи: волосы, ногти.
67) Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные
обтирания).
68) Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических
ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
69) Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема). Гигиена кожи.
Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и
ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
70) Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно
пораженный участок кожи.
71) Нервная система.
72) Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
73) Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена
сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
74) Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
5
75) Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика
травматизма и заболеваний нервной системы.
76) Демонстрация модели головного мозга.
77) Органы чувств.
78) Значение органов чувств у животных и человека.
79) Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их
профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
80) Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение
нарушений слуха. Гигиена.
81) Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная
чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
82) Охрана всех органов чувств.
83) Демонстрация муляжей глаза и уха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
6
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представление об объектах и явлениях неживой и представление об объектах неживой и живой
живой природы, организма человека;
природы, организме человека;
выполнение совместно с учителем практических
работ, предусмотренных программой;
осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у
человека;
описание особенностей состояния своего
организма;
установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
знание названий специализации врачей;
знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
человека;
применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями, животными в доме,
измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).
знание способов самонаблюдения, описание
особенностей своего состояния, самочувствия,
знание основных показателей своего организма
(группа крови, состояние зрения, слуха, норму
температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и
безопасного поведения, использование их для
объяснения новых ситуаций;
знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
7
человека;
владение сформированными знаниями и
умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Раздел 1. Общее знакомство с организмом человека.
1.1 Введение
1
Роль и место человека в
природе.
0
1
Слушать рассказ учителя о роли и месте
человека в природе. Место человека
среди млекопитающих (как
единственного разумного существа) в
живой природе. Заметные черты сходства
и различия в строении тела человека и
животных (на основании личных
наблюдений и знаний о млекопитающих
животных). Работа с текстом учебника.
Отвечать на вопросы по содержанию.
1.2 Клетка. Её химический
состав и
жизнедеятельность.
Знакомство с
микроскопом.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы учителя
по содержанию материала своими
словами; Пересказать текст по частям на
основе коллективно составленного плана
(с помощью учителя).
1.3 Ткани человека. Типы
тканей.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Запись выборочной
информации о тканях человека. Типы
тканей. Находить на иллюстрациях типы
тканей, ткани человека. Читать
выборочно.
1.4 Основные системы
органов человека
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника, работа с таблицами. Общий
обзор организма человека
Общее знакомство с организмом
человека. Краткие сведения о строении
кле Запись выборочной информации об
основных системах органов человека.
9
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Находить на иллюстрациях системы
органов человека. Читать выборочно.
Итого по разделу
4
Раздел 2. Опора и движение.
2.1 СКЕЛЕТ.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы учителя о
значении опорно-двигательной системы.
Значение опорно-двигательной системы.
Пересказать текст по частям на основе
составленного плана (с помощью
учителя)
2.2 Строение, соединение и
рост костей
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Состав и
строение костей. Скелет человека.
Соединения костей (подвижное и
неподвижное). Пересказать текст по
частям на основе составленного плана (с
помощью учителя)
2.3 Скелет головы (череп).
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Отвечать
на вопросы учителя по содержанию
материала своими словами;
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя);
2.4 Скелет туловища.
Строение позвоночника.
Грудная клетка.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о строении
позвоночника. Грудная клетка. Находить
на иллюстрациях скелет туловища.
Читать выборочно.
Значение
опорно-двигательной
системы.
10
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.5 Скелет конечностей.
1
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о костях
верхних и нижних конечностей.
Находить на иллюстрациях кости
верхних и нижних конечностей. Читать
выборочно.
Кости верхних и нижних
конечностей
2.6 Сустав Связки. Их
назначение. Правила
оказания первой помощи
при растяжениях и ушибах
1
1
Работа с текстом, иллюстрациями
Практическ
учебника. Работа с таблицами. Отвечать ая работа
на вопросы учителя о значении оказания
первой помощи при растяжениях и
ушибах. Практическая работа (оказание
первой помощи при растяжениях и
ушибах). Пересказать текст по частям на
основе составленного плана (с помощью
учителя).
2.7 Практическая работа.
Первая доврачебная
помощь (наложение шин,
повязок).
1
1
Оказание доврачебной
помощи(наложение шин, повязок).
2.8 МЫШЦЫ
Строение и значение
мышц для движения
1
Практическ
ая работа
Основные группы мышц человеческого
тела. Работа мышц. Значение физических
упражнений для правильного
формирования скелета и мышц.
Предупреждение искривления
позвоночника и развития плоскостопия.
Опыты, демонстрирующие статическую
и динамическую нагрузки на мышцы.
Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами;
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя).
11
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.9 Основные группы мышц
1
2.10 Практическая работа
Работа мышц. Утомление
мышц. Определение
местоположения мышц.
Наблюдения за
сокращением мышц
1
2.11 Влияние физкультуры и
спорта на формирование
скелета и мышц
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации. Отвечать на вопросы
учителя о влиянии физкультуры и спорта
на формирование скелета и мышц.
Пересказать текст по частям на основе
составленного плана (с помощью
учителя)
2.12 Контрольные вопросы
1
Отвечать на вопросы и подтверждать
ответы примерами. Участвовать в
обсуждении. Контрольные вопросы.
Материал для повторения (стр.83).
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации. Слушать рассказ учителя о
гигиене физического труда. Отвечать на
вопросы. Читать выборочно. Составить
рассказ.
2.13 Гигиена физического
труда. Осанка и здоровье
человека
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Основные группы мышц человеческого
тела. Работа мышц. Работа с текстом,
Иллюстрациями учебника. Работа с
таблицами. Запись выборочной
информации об основных группах мышц.
Находить на иллюстрациях основные
группы мышц. Читать выборочно.
1
Находить на иллюстрациях
местоположение мышц, кости верхних и
нижних конечностей
Выполнение практической работы.
Практическ
ая работа
Устный
опрос
12
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.14 Повторение и обобщение
по разделу:
«Опорно-двигательная
система»
Итого по разделу
1
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами;
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя).
14
Раздел 3. Кровообращение.
3.1 Кровеносная система
человека. Значение крови.
Органы кровообращения
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Органы
кровообращения: сердце и сосуды.
Большой и малый круги
кровообращения.
3.2 Кровь и её состав.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Состав
крови (клетки красные, белые), плазма
крови
3.3 Сердце, его строение и
работа.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Отвечать
на вопросы учителя по содержанию
материала своими словами; Пересказать
текст по частям с помощью учителя.
3.4 Кровеносные сосуды.
Круги кровообращения.
Группа крови
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о кровеносной
системе человека. Группа крови
Находить на иллюстрациях органы
кровообращения.
Читать выборочно.
13
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
3.5 Движение крови по
сосудам.
1
3.6 Практическая работа
Измерение давления,
пульса. Демонстрация
примеров первой помощи
при кровотечении.
1
3.7 Заболевания сердца.
Предупреждение
заболеваний. Значение
спорта.
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации. Запись выборочной
информации о заболеваниях сердца.
Работа с текстом учебника. Читать
выборочно. Отвечать на вопросы.
3.8 Вредное влияние
никотина, спиртных
напитков, наркотиков на
сердце и сосуды.
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации. Отрицательное влияние
никотина и алкоголя на сердце и сосуды
(а через кровеносную систему — на весь
организм).
Итого по разделу;
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о составе
крови. Движение крови по сосудам.
Читать выборочно. Отвечать на вопросы.
1
Запись выборочной информации об
измерении давления, пульса. Значение
измерения давления, пульса.
Находить на иллюстрациях органы
кровообращения. Читать выборочно.
Практическ
ая работа
8
Раздел 4. Дыхание.
4.1 Значение дыхания. Органы
дыхательной системы
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Запись выборочной
информации об органах дыхательной
системы человека. Находить на
иллюстрациях органы дыхательной
системы. Читать выборочно.
14
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
4.2 Строение лёгких.
Газообмен в лёгких и
тканях. Дыхательные
движения.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами. Запись
выборочной информации о газообмене в
лёгких и тканях. Читать выборочно.
Отвечать на вопросы.
4.3 Болезни дыхательной
системы и их
предупреждение.
1
Слушают рассказ учителя. Назвать
болезни дыхательной системы.
Показывать на иллюстрациях строение
лёгких. Отнесение симптомов к болезням
дыхательной системы.
4.4 Гигиена дыхания. Охрана
воздушной среды.
1
Просмотр видеоматериалов. Дать
характеристику охраны воздушной
среды. Отвечать на вопросы и
подтверждать ответы примерами. Читать
выборочно.
4.5 Практическая работа
Демонстрация
доврачебной помощи
1
4.6 Контрольные вопросы по
изученным темам
1
Итого по разделу
1
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Принять участие в практической работе Практическ
при демонстрации доврачебной помощи. ая работа
Отвечать на вопросы. Составить краткий
рассказ.
Отвечать на вопросы. Составить краткий Контрольна
рассказ. Читать выборочно.
я работа
Конспектировать выводы.
6
Раздел 5. Питание и пищеварение.
5.1
Значение и состав пищи.
Органы пищеварения.
1
Слушают рассказ учителя. Работа с текстом,
иллюстрациями учебника.Называть органы
пищеварительной системы. Показывать на
иллюстрациях органы пищеварения. Читать
выборочно.
15
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
5.1 Значение и состав пищи.
Органы пищеварения.
1
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Называть органы пищеварительной
системы. Показывать на иллюстрациях
органы пищеварения. Читать выборочно.
5.2 Строение и значение
зубов.
1
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника. Дать
характеристику строения и значения
зубов. Отвечать на вопросы и
подтверждать ответы примерами. Читать
выборочно.
5.3 Пищеварение в ротовой
полости и желудке.
1
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Составить краткий
рассказ о пищеварении в ротовой полости
и в желудке. Читать выборочно.
Конспектировать выводы.
5.4 Пищеварение в
кишечнике.
1
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Повторить предыдущий материал о
значении и составе пищи. Читать
выборочно. Конспектировать выводы.
5.5 Гигиена и нормы питания.
1
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Просмотр видеоматериалов.Рассмотреть
плакат о гигиене и нормах питания.
Слушать рассказ учителя. Читать
выборочно.
5.6 Заболевания
пищеварительной
системы и их
профилактика
1
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Назвать болезни пищеварительной
системы. Показывать на иллюстрациях
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
16
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
органы пищеварения. Отнесение
симптомов к болезням пищеварительной
системы.
5.7 Пищевые отравления.
Влияние вредных
привычек на
пищеварительную
систему.
1
5.8 Практическая
(лабораторная) работа
Обнаружение белка и
крахмала в хлебе и
картофеле. Действие
слюны на крахмал
1
Итого по разделу
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника. Дать
характеристику пищевых отравлений.
Отвечать на вопросы и подтверждать
ответы примерами. Читать выборочно.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
Практическ
учебника. Принять участие в
ая работа
практической работе. Обнаружение белка
и крахмала в хлебе и картофеле. Действие
слюны на крахмал.
8
Раздел 6. Выделение.
6.1 Значение выделения.
Органы выделения.
Строение почек.
1
6.2 Практическая работа.
Зарисовка почек
(выделительной системы)
в разрезе.
1
6.3 Предупреждение
заболеваний органов
мочевыделительной
системы.
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Рассматривание плаката.
Внешнее строение почек и их
расположение в организме.
Предупреждение заболеваний органов
мочевыделительной системы.
1
Принять участие в практической работе.
Зарисовка почек (выделительной
системы) в разрезе.
Практическ
ая работа
Слушают рассказ учителя. Запись
выборочной информации о заболеваниях
органов мочевыделительной системы
человека. Находить на иллюстрациях
органы мочевыделительной системы.
Читать выборочно.
17
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Итого по разделу:
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
3
Раздел 7. Размножение и развитие.
7.1 Особенности мужского и
женского организма.
Этапы добрачных
отношений.
1
Биологическое значение размножения.
Размножение растений, животных,
человека.
7.2 Биологическое значение
размножения. Система
органов размножения
человека.
1
Система органов размножения человека
(строение, функции, гигиена юношей и
девушек в подростковом возрасте).
Половые железы и половые клетки.
7.3 Зарождение жизни.
Материнство.
1
Дать характеристику зарождения жизни.
Работа с текстом учебника.
Отвечать на вопросы и подтверждать
ответы примерами. Читать выборочно.
7.4 Рост и развитие ребёнка.
1
Работа с текстом учебника. Отвечать на
вопросы о развитии и особенностях ухода
за ребёнком. Составить краткий рассказ.
Читать выборочно. Конспектировать
выводы.
7.5 Последствия ранних
половых связей.
Предохранение от
беременности.
1
Последствия ранних половых связей, вред
ранней беременности. Предупреждение
нежелательной беременности.
Современные средства контрацепции.
Аборт.
7.6 Пороки развития плода.
Их причины.
1
Пороки развития плода как следствие
действия алкоголя и наркотиков,
воздействий инфекционных и вирусных
заболеваний.
7.7 Заболевания половых
органов. Их
профилактика.
1
Венерические заболевания. СПИД. Их
профилактика. Назвать специалистов
врачей, к которым можно обратиться за
помощью. Работа со статьей учебника.
18
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Читать выборочно. Конспектировать
выводы
7.8 Контрольные вопросы по
изученным темам.
1
7.9 Повторение, обобщение
изученных тем
1
Итого по разделу:
1
Отвечать на вопросы. Составить краткий
рассказ. Читать выборочно.
Конспектировать выводы.
Письменны
й контроль
Повторить и систематизировать
полученные знания по темам. Отвечать на
вопросы и подтверждать ответы
примерами по изученным темам.
9
Раздел 8. Покровы тела.
8.1 Кожа. Значение и
строение кожи. Её
производные
1
Кожа и ее роль в жизни человека.
Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций. Работа с текстом учебника.
Дать характеристику строения кожи.
Отвечать на вопросы и подтверждать
ответы примерами. Читать выборочно.
Рисунок. Схема «Значение кожи».
8.2 Роль кожи в
терморегуляции.
Закаливание организма.
1
Рассказ учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Значение кожи
для защиты, осязания, выделения пота и
жира, терморегуляции.
8.3 Практическая работа.
Оказание первой помощи
при перегревании, ожогах
и обморожениях.
1
8.4 Кожные заболевания.
Гигиена кожи.
1
1
Участие в практической работе "Оказание Практическ
первой помощи при перегревании, ожогах ая работа
и обморожениях." Оборудование: вода,
сода, кошма, бинт.
Слушают рассказ учителя. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Запись выборочной информации о
заболеваниях кожи. Предметы ухода за
кожей, волосами, ногтями. Гигиена кожи
и гигиенические требования к одежде.
19
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Профилактика и первая помощь при
тепловом и солнечных ударах, ожогах и
обморожении.
Итого по разделу:
4
Раздел 9. Нервная система.
9.1 Значение и строение
нервной системы.
1
Рассказ учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отвечать на
вопросы. Краткая запись полученной
информации.
9.2 Спинной и головной мозг.
1
Рассказ учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Назвать органы
нервной системы. Показывать на
иллюстрациях органы нервной системы.
9.3 Особенности высшей
нервной деятельности.
1
Просмотр видеоматериалов. Рассказ
учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Составить
краткий рассказ. Читать выборочно.
Конспектировать выводы.
9.4 Гигиена умственного и
физического труда.
1
Просмотр видеоматериалов. Рассказ
учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Составить
краткий рассказ. Читать выборочно.
Конспектировать выводы.
9.5 Нарушения нервной
деятельности.
Отрицательное влияние
вредных веществ.
1
Рассказ учителя. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отрицательное
влияние на нервную систему алкоголя и
никотина. Сон и его значение.
Итого по разделу:
5
Раздел 10. Органы чувств.
20
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
10.1 Значение органов чувств у
животных и человека.
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Составить
краткий рассказ о значении органов чувств
у животных и человека.
Читать выборочно. Конспектировать
выводы. Рисунки «Органы чувств». Игра
«Чудесный мешочек».
10.2 Орган зрения. Гигиена
зрения. Первая помощь
при повреждении.
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Предметы
и продукты для игры.
Рисунок «Внутреннее строение глаза».
10.3 Орган слуха.
Предупреждение
нарушений слуха.
Гигиена.
1
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника. Чтение,
ответы на вопросы по содержанию статьи.
Работа с таблицей.
10.4 Органы осязания,
обоняния, вкуса. Охрана
всех органов чувств.
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Рисунки
«расположение органа обоняния»
«Вкусовые зоны языка».
10.5 Контрольно-обобщающие
вопросы по пройденным
темам.
1
Итого по разделу:
1
Отвечать на контрольно-обобщающие
вопросы по пройденным темам
Составить краткий рассказ. Читать
выборочно. Конспектировать выводы.
Словарь (стр. 273).
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образователь
ные ресурсы
Контроль
ная работа
5
Раздел 11. Обобщение.
21
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
11.1 Здоровье человека и
факторы, сохраняющие
здоровье
1
11.2 Практическая работа
1
Отвечать на вопросы по пройденным
темам: здоровье человека и факторы,
сохраняющие здоровье. Здоровье человека
и современное общество (окружающая
среда). Воздействие
окружающей среды на системы органов и
здоровье человека в целом.
Составить краткий рассказ. Читать
выборочно.
1
Главы Конституции и
Федерального Закона о
правах гражданина и
охране труда.
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образователь
ные ресурсы
Рассказ учителя о правах граждан РФ, о
Практичес
главном Законе нашей страны. Принять
кая работа
участие в практической работе при
нахождении Глав Конституции и
Федерального Закона о правах гражданина
и охране труда. Читать выборочно. Глава
№2 Конституции Р.Ф. «Права и свободы
гражданина». Глава №3 Закон
«Обеспечение охраны труда в Р.Ф.»
(стр.14,15).
2
68
3
7
22
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Введение. Роль и место человека
в природе.
1
2 Общее знакомство с организмом
человека. Клетка. Её
химический состав и
жизнедеятельность. Знакомство
с микроскопом.
1
3 Ткани человека. Типы тканей.
1
4 Основные системы органов
человека.
1
5 Опора и движение СКЕЛЕТ.
Значение опорно-двигательной
системы.
1
6 Строение, соединение и рост
костей.
1
7 Скелет головы (череп).
1
8 Скелет туловища. Строение
позвоночника. Грудная клетка.
1
9 Скелет конечностей.
Кости верхних и нижних
конечностей
1
10 Сустав. Связки. Их назначение.
Правила оказания первой
помощи при растяжениях и
ушибах.
1
11 Практическая работа
Первая доврачебная помощь
(наложение шин, повязок).
1
12 МЫШЦЫ Строение и значение
мышц для движения
1
13 Основные группы мышц.
1
14 Практическая работа. Работа
мышц. Утомление мышц.
Определение местоположения
мышц. Наблюдения за
сокращением мышц
1
15 Влияние физкультуры и спорта
на формирование скелета и
мышц
1
0
0
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
23
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
16 Контрольные вопросы.
1
17 Гигиена физического труда.
Осанка и здоровье человека.
1
18 Повторение и обобщение по
теме: «Опорно-двигательная
система»
1
19 КРОВООБРАЩЕНИЕ
Кровеносная система человека.
Значение крови. Органы
кровообращения
1
20 Кровь и её состав
1
21 Сердце, его строение и работа.
1
22 Кровеносные сосуды. Круги
кровообращения. Группа крови
1
23 Движение крови по сосудам.
1
24 Практическая работа
Измерение давления, пульса.
Демонстрация примеров первой
помощи при кровотечении
1
25 Заболевания сердца.
Предупреждение заболеваний.
Значение спорта
1
26 Вредное влияние никотина,
спиртных напитков, наркотиков
на сердце и сосуды.
1
27 ДЫХАНИЕ Значение дыхания.
Органы дыхательной системы
1
28 Строение лёгких. Газообмен в
лёгких и тканях. Дыхательные
движения
1
29 Болезни дыхательной системы и
их предупреждение.
1
30 Гигиена дыхания. Охрана
воздушной среды.
1
31 Практическая работа
Демонстрация доврачебной
помощи
1
32 Контрольные вопросы по
изученным темам
1
1
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа
Контрольная
работа
24
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
33 Питание и пищеварение.
Значение и состав пищи.
Органы пищеварения
1
34 Строение и значение зубов.
1
35 Пищеварение в ротовой полости
и в желудке.
1
36 Пищеварение в кишечнике.
1
37 Гигиена и нормы питания.
1
38 Заболевания пищеварительной
системы и их профилактика.
1
39 Пищевые отравления. Влияние
вредных привычек на
пищеварительную систему.
1
40 Практическая (лабораторная)
работа Обнаружение белка и
крахмала в хлебе и картофеле.
Действие слюны на крахмал
1
41 Выделение. Значение
выделения. Органы выделения.
Строение почек
1
42 Практическая работа. Зарисовка
почек (выделительной системы)
в разрезе
1
43 Предупреждение заболеваний
органов мочевыделительной
системы.
1
44 Размножение и развитие
Особенности мужского и
женского организма. Этапы
добрачных отношений.
1
45 Биологическое значение
размножения. Система органов
размножения человека.
1
46 Зарождение жизни.
Материнство
1
47 Рост и развитие ребёнка
1
48 Последствия ранних половых
связей. Предохранение от
беременности
1
1
Практическая
работа.
Практическая
работа.
25
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
контроля
всего контрольные практические
работы
работы
49 Пороки развития плода. Их
причины.
1
50 Заболевания половых органов.
Их профилактика.
1
51 Контрольные вопросы по
изученным темам.
1
52 Повторение, обобщение
изученных тем.
1
53 Покровы тела Кожа. Значение и
строение кожи. Её производные.
1
54 Роль кожи в терморегуляции.
Закаливание организма.
1
55 Практическая работа.
Оказание первой помощи при
перегревании, ожогах и
обморожениях.
1
56 Кожные заболевания. Гигиена
кожи.
1
57 Нервная система. Значение и
строение нервной системы
1
58 Спинной и головной мозг.
1
59 Особенности высшей нервной
деятельности.
1
60 Гигиена умственного и
физического труда.
1
61 Нарушения нервной
деятельности. Отрицательное
влияние вредных веществ
1
62 Органы чувств. Значение
органов чувств у животных и
человека
1
63 Орган зрения. Гигиена зрения.
Первая помощь при
повреждении.
1
64 Орган слуха. Предупреждение
нарушений слуха. Гигиена.
1
65 Органы осязания, обоняния,
вкуса. Охрана всех органов
1
26
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
контроля
всего контрольные практические
работы
работы
чувств.
66 Контрольно-обобщающие
вопросы по пройденным темам
1
67 Обобщение. Здоровье человека и
факторы, сохраняющие здоровье
1
68 Практическая работа. Главы
Конституции и Федерального
Закона о правах гражданина и
охране труда.
1
1
Контрольная
работа.
Практическая
работа.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Романов И.В., Агафонова И.Б. Учебник "Биология", 9 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Дрофа», 2019.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Романов И.В., Агафонова И.Б. Учебник "Биология", 9 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Дрофа», 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
27