Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Биология
7 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Третьякова Людмила Ивановна
учитель
первая категория
г. Екатеринбург, 2023
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" предметной области "Естествознание"
для обучающихся 7 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс "Природоведение",
при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат элементарную
естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают
целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими
нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания обучающихся и
подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно
понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек - часть
природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трёх разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует самостоятельно,
исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических
работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - всё это даст возможность более
целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а
также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI
классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые
тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и
использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой
природы.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII
класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их
произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически
значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих
значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен
темами, близкими учащимся, живущим в городской местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки" и
"Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию).
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ
жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать
человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу
включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с
2
распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию
практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять
больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и
жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за
некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения
ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских
и экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь
усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и
другие психические функции;
На изучение предмета “Биология” в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Растения.
1) Введение.
2) Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая
природа: растения, животные, человек.
3) Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
4) Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение
растений и их охрана.
5) Общие сведения о цветковых растениях.
6) Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы
цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки).
7) Подземные и наземные органы растения.
8) Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный
корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней
(корнеплод, корнеклубень).
9) Стебель. Строение стебля. Образование стебля. Побег. Положение стебля в пространстве (плети,
усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни
растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание
запаса органических веществ). Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные
стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся.
10) Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья.
Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого
явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
11) Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков.
Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
3
12) Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для
прорастания семян. Определение всхожести семян.
13) Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету.
14) Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.
15) Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое
деление). Определение всхожести семян.
16) Растения леса.
17) Некоторые биологические особенности леса.
18) Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.
19) Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.
20) Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид,
условия произрастания. Использование древесины различных пород.
21) Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от
кустарников.
22) Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки
съедобных и ядовитых плодов.
23) Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих
растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их
сбора и заготовки.
24) Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2-3 вида других местных
травянистых растений. Практическое значение этих растений.
25) Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
26) Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора
грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед
употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
27) Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной
книги. Лес - наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).
28) Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам, а
хвойных деревьев - по мутовкам. Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление
альбома "Растения леса". Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов. Подбор
литературных произведений с описанием леса ("Русский лес в поэзии и прозе"),
29) Экскурсии на природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов
и семян, с осенними явлениями в жизни растений.
30) Комнатные растения.
31) Разнообразие комнатных растений.
32) Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).
33) Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для
данной местности).
34) Влаголюбивые (циперус, аспарагус).
35) Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).
36) Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода,
выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными
растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из
комнатных растений.
37) Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка окоренённых черенков.
Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка.
Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.
38) Цветочно-декоративные растения.
4
39) Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения.
Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в
цветнике. Виды цветников, их дизайн.
40) Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения.
Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных
растений. Размещение в цветнике.
41) Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).
42) Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды
многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.
43) Растения поля.
44) Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры.
Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.
45) Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.
46) Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание
полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда изо
льна и хлопка.
47) Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.
48) Внешний вид. Борьба с сорными растениями.
49) Овощные растения.
50) Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп
- по выбору педагогического работника).
51) Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
52) Многолетние овощные растения: лук.
53) Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания.
Развитие растений от семени до семени.
54) Выращивание: посев, уход, уборка.
55) Польза овощных растений. Овощи - источник здоровья (витамины).
56) Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.
57) Практические работы: выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных
растений. Посадка, прополка, уход за овощными растениями на пришкольном участке, сбор
урожая.
58) Растения сада.
59) Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики - для южных
регионов).
60) Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения.
Вредители сада, способы борьбы с ними.
61) Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на
зиму.
62) Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление
междурядий на делянках земляники. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых
деревьев. Экскурсия в цветущий сад.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
5
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представление об объектах и явлениях неживой и представление об объектах неживой и живой
живой природы, организма человека;
природы, организме человека;
знание особенностей внешнего вида изученных
растений и животных, узнавание и различение
изученных объектов в окружающем мире,
моделях, фотографиях, рисунках;
установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
знание особенностей внешнего вида изученных
растений и животных, узнавание и различение
изученных объектов в окружающем мире,
моделях, фотографиях, рисунках;
узнавание изученных природных объектов по
внешнему виду (натуральные объекты, муляжи,
слайды, рисунки, схемы);
выполнение совместно с учителем практических
работ, предусмотренных программой;
осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у
человека;
знание признаков сходства и различия между
группами растений и животных; выполнение
классификаций на основе выделения общих
признаков;
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Раздел 1. Введение. Растения вокруг нас.
1.1 Разнообразие растений.
1
1.2 Значение растений и их
охрана.
1
Итого по разделу
0
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом учебника. Отвечать на вопросы.
Находить на иллюстрациях объекты живой
природы. Читать выборочно.
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом учебника. Отвечать на вопросы.
Находить на иллюстрациях объекты живой
природы. Читать выборочно.
Составить рассказ о значении растений.
Рабочая тетрадь, зад-я 2, 5-7
2
Раздел 2. Знакомство с цветковыми растениями.
2.1 Внешнее строение
цветкового растения.
1
2.2 Органы цветкового
растения.
1
Итого по разделу
Узнать и назвать изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях;
Отнесение изученных объектов к
определенным растениям. Рабочая
тетрадь, зад-я 8,9.
1
Отнесение изученных объектов к
определенным растениям. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Читать выборочно.
Составить рассказ
об органах цветкового растения.
Лабораторная работа по теме.
Практичес
кая работа
2
Раздел 3. Цветение и плодоношение растений.
3.1 Строение цветка.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
8
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами.
Рабочая тетрадь, зад-я 13,15
3.2 Виды соцветий.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Пересказ полученной информации.
Рабочая тетрадь,Рабочая тетрадь,
зад-я 17,18
3.3 Опыление и
оплодотворение цветков.
1
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя). Просмотр
видеоматериалов, работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Рабочая
тетрадь, зад-я 20-22, 26,27
3.4 Разнообразие плодов и
семян.
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Составить план рассказа о
разнообразии плодов и семян. Пересказ
текста по составленному плану.
3.5 Распространение плодов и
семян. Экскурсия.
1
Итого по разделу
1
Инструктаж о правилах поведения в
Практичес
природе. Наблюдения. Подведение итогов кая работа
экскурсии.
5
Раздел 4. Семена растений.
4.1 Внешний вид и строение
семени с двумя
семядолями (фасоль).
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Запись выборочной информации
о строении семени с двумя семядолями
(фасоль). Зарисовка в тетради, зад-я 20-22,
26,27
4.2 Строение семени с одной
семядолей (пшеница).
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Запись выборочной информации
о строении семени с одной семядолей
(пшеница). Зарисовка в тетради, з.32,33
9
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
4.3 Условия, необходимые для
прорастания семян.
1
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Просмотр видеоматериалов.
Демонстрация опыта образование
крахмала в листьях растений на свету.
Практичес
кая работа
4.4 Всхожесть семян.
1
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Просмотр видеоматериалов.
Постановка опытов(определение
всхожести семян). Р.т., з.37
Практичес
кая работа
4.5 Обобщение по теме
«Семена растений”
1
Обобщение полученных знаний.
Выборочное чтение по вопросам.
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Итого по разделу
1
5
Раздел 5. Корни и корневые системы.
5.1 Разнообразие, значений
корней.
1
5.2 Корневые системы.
1
5.3 Видоизменение корней.
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Просмотр видеоматериалов.
Пересказ полученной информации.
5.4 Обобщающие вопросы по
разделу.
1
Обобщение полученных знаний.
Выборочное чтение по вопросам.
Итого по разделу:
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Просмотр видеоматериалов.
Выполнение заданмй в рабочей тетради,
Р.т., з.39,40
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Практическая работа:
образование придаточных корней
(черенкование стебля, листовое деление).
Р.т.з.43-46.
Практичес
кая работа
4
Раздел 6. Лист.
10
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
6.1 Внешнее строение листа.
1
6.2 Из каких веществ состоит
растение.
1
1
Работа с текстом и иллюстрациями
Практичес
учебника. Выполнение заданий в рабочей кая работа
тетради. Демонстрация опытов. Р.т. з.54,55
6.3 Образование органических
веществ в растении.
1
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Демонстрация опытов.
Р.т.,з.57,59.
Практичес
кая работа
6.4 Испарение воды листьями.
1
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Демонстрация опытов.
Р.т.,з.60,61.
Практичес
кая работа
6.5 Дыхание растений.
1
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Демонстрация опытов.
Практичес
кая работа
6.6 Обобщение по теме
«Лист».
1
6.7 Листопад и его значение.
Экскурсия.
1
Итого по разделу:
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Зарисовка листа. Р.т.,з.48-50,52,53
Обобщение и систематизация полученных Устный
знаний по разделу. Выполнение заданий в опрос
рабочей тетради. Рабочая тетрадь, зад-я
62, 63, 66
1
Инструктаж о правилах поведения в
Практичес
природе. Наблюдения. Подведение итогов кая работа
экскурсии.
7
Раздел 7. Стебель.
7.1 Строение стебля.
1
Слушать рассказ о транспортной функции
стебля. Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Р.т. зад-я 68-70. Читать
выборочно.
11
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
7.2 Значение стебля в жизни
растения.
1
7.3 Разнообразие стеблей.
1
Итого по разделу:
1
Объяснения учителя. Работа с текстом
учебника. Принять участие в опыте:
передвижение в стебле воды опытным
путем. Р.т. зад-я 74.
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Практическ
ая работа
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Просмотр видеоматериалов.
Пересказ полученной информации.
3
Раздел 8. Растение – целостный организм.
8.1 Растение – целостный
организм.
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Просмотр видеоматериалов.
Пересказ полученной информации.
8.2 Взаимосвязи частей
растения.
1
Работа с текстом учебника. Отвечать на
вопросы. Читать выборочно.
Конспектировать выводы. Составить
краткий рассказ. Словарь. Р.т. зад-я 75-79.
8.3 Связь растений со средой
обитания.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами.
8.4 Обобщающий урок по
изученным темам.
1
Итого по разделу:
1
Обобщение и систематизация
полученных знаний по разделу.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Р.т. зад-я 80.
Контрольна
я работа
4
Раздел 9. Многообразие растительного мира.
9.1 Деление растений на
группы.
1
Рассказ учителя. Самостоятельная работа
с текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Читать выборочно.
Конспектировать выводы. Составить
12
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
краткий рассказ.
9.2 Мхи.
1
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника. Мхи.
Понятие о мхе как многолетнем растении.
Места произрастания мхов. Торфяной
мох и образование торфа. Р.т. зад-я 80.
9.3 Папоротники.
1
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Папоротники. Многолетние травянистые
растения. Места произрастания
папоротника. Р.т. зад-я 84-86
9.4 Голосеменные. Хвойные
растения.
1
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Формировать у учащихся представления
о голосеменных растениях.
Составить рассказ об особенностях
хвойных и лиственных деревьев.
Выполнение заданий в тетради. Р.т. зад-я
88, 90,91.
9.5 Покрытосеменные, или
цветковые. Деление
цветковых на классы.
1
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Особенности строения (наличие цветков,
плодов с семенами). Деление цветковых
растений на однодольные (например пшеница) и двудольные
(например - фасоль). Характерные
различия (строение семян, корневая
система, жилкование листа).
Итого по разделу:
5
Раздел 10. Однодольные покрытосеменные растения.
10.1 Злаковые. Общие признаки
злаковых.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Читать о семействе злаковых,
13
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
их строении и значении для человека.
Выполнить зарисовки: зерновые злаки.
Р.т. зад-я 92.
10.2 Хлебные злаковые
культуры.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень,
овес, кукуруза. Особенности внешнего
строения (корневая система, стебель,
листья, соцветия). Р.т. зад-я 93,94
10.3 Выращивание и
использование злаков.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Выращивание: посев, уход,
уборка. Использование в народном
хозяйстве. Преобладающая культура для
данной местности.
10.4 Лилейные. Общие
признаки лилейных.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Лилейные. Лук, чеснок, лилия,
тюльпан, ландыш. Общая характеристика
(цветок, лист, луковица, корневище).
10.5 Цветочно-декоративные
лилейные.
Дикорастущие(ландыш).
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Цветочно-декоративные
лилейные открытого и закрытого грунтов
(хлорофитум, лилия, тюльпан). Р.т. зад-я
106-107
10.6 Овощные лилейные. Лук.
Чеснок.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Лук, чеснок — многолетние
овощные растения. Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование человеком.
Запись выборочной информации. Р.т.
з.95,97,98.
Итого по разделу:
6
Раздел 11. Двудольные покрыто-семенные растения
14
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
11.1 Пасленовые. Общие
признаки пасленовых.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Пасленовые. Картофель,
томат-помидор (баклажан, перец - для
южных районов), петунья,черный паслен,
душистый табак. Общие признаки
пасленовых. Выполнение заданий в
рабочей тетради. Р.т. зад-я 113-115, 119
11.2 Дикорастущие пасленовые.
Паслен.
1
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Читать выборочно рассказ о
дикорастущих пасленовых - паслене.
Выборочная запись полученной
информации. Р.т. з.112,116, 117.
11.3 Овощные и технические
пасленовые, картофель.
Выращивание картофеля.
1
11.4 Овощные пасленовые.
Томат. Баклажан. Перец.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. томат-помидор (баклажан,
перец - для южных районов). Отличать по
внешнему виду. Зарисовка в тетради.
11.5 Цветочно-декоративные
пасленовые.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Цветочно-декоративные
пасленовые: петуния, черный паслен,
душистый табак. Составление
описательного рассказа по коллективно
составленному плану. Р.т. зад-я 124-131.
11.6 Бобовые. Общие признаки
бобовых.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Бобовые. Горох (фасоль, соя для южных районов). Бобы. Клевер,
люпин - кормовые травы. Общие
признаки. Читать выборочно рассказ о
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Ответы на вопросы статьи
учебника. Рассмотреть внешнее,
внутреннее строение клубня. Р.т. зад-я
121,122.
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Практическ
ая работа
15
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
двудольных растениях семейства
Бобовых, их значении для человека.
11.7 Пищевые бобовые
растения.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Горох (фасоль, соя - для
южных районов). Пересказ статьи
учебника. Выборочная запись
полученной информации.
11.8 Фасоль и соя – южные
бобовые культуры.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Фасоль, соя - для южных
районов. Выращивание: посев, уход,
уборка. Использование в народном
хозяйстве.
11.9 Кормовые бобовые
культуры.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Клевер, люпин - кормовые
бобовые культуры. Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве. Пересказ полученной
информации.
11.10 Обобщающий урок по
темам.
1
1
Обобщение и систематизация
полученных знаний по разделу.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
11.11 Розоцветные. Общие
признаки розоцветных.
1
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня,
малина, шиповник, садовая земляника
(персик, абрикос - для южных районов).
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради: Р.т. зад-я 142, 146,147
11.12 Шиповник – растение
группы розоцветных.
1
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Читать выборочно.
Конспектировать выводы. Составить
краткий описательный рассказ.
Устный
опрос,
письменный
контроль
16
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
11.13 Плодово-ягодные
розоцветные. Яблоня.
Груша. Вишня.
1
Слушать рассказ о биологических
особенностях растений сада – яблони,
груши, вишни. Работа с текстом,
иллюстрациями учебника. Р.т. зад-я 148.
11.14 Плодово-ягодные
розо-цветные. Малина.
Земляника.
1
Слушать рассказ о биологических
особенностях растений сада – малины,
земляники. Особенности размножения
малины, земляники. Созревание плодов и
ягод садовых растений, их уборка и
использование. Р.т. рис 38,39.
11.15 Персик и абрикос – южные
плодовые розоцветные
культуры.
1
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Находить на картинках, иллюстрациях.
Выборочная запись полученной
информации.
11.16 Сложноцветные. Общие
признаки сложноцветных.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Особенности внешнего
строения сложноцветных. Краткая запись
полученной информации.
11.17 Пищевые сложноцветные
растения. Подсолнечник.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Просмотр видеоматериалов.
Агротехника выращивания
подсолнечника. Использование.
Гербарий. Р.т. зад-я 153
11.18 Календула и бархатцы –
однолетние
цветочно-декоративные
сложноцветные.
1
Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Читать
выборочно. Конспектировать выводы.
Составить краткий описательный рассказ.
Р.т. рис.44
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
17
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
11.19 Маргаритка и георгин многолетние
цветочно-декоративные
сложно-цветные.
Итого по разделу:
1
Виды,
формы
контроля
Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
Работа с текстом, иллюстрацями.
Маргаритка - двулетнее растение. Георгин многолетнее растение. Просмотр
видеоматериалов. Составить краткий
описательный рассказ. Р.т. зад-я 154-157
19
Раздел 12. Уход за комнатными растениями
12.1 Перевалка комнатных
растений.
1
1
Выполнение практической работы по
выращиванию и ухаживанию за
комнатными растениями.
Практическ
ая работа
12.2 Пересадка комнатных
1
1
Рассказать о взаимосвязи того или иного
растения со способами его выращивания.
Наблюдать за способами перевалки и
пересадки комнатных растений.
Проявлять бережное отношение к
растениям.
Практическ
ая работа
растений.
Итого по разделу:
2
Раздел 13. Многообразие бактерий и грибов.
13.1 Бактерии, их
разнообразие и
размножение.
1
Общее понятие. Значение в природе и
жизни человека.
13.2 Значение бактерий в
природе и жизни
человека.
1
Общее понятие. Значение в природе и
жизни человека.
13.3 Грибы, их строение.
Просмотр презентации. Работа с текстом,
иллюстрациями учебника. Строение
шляпочного гриба: плодовое тело,
грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их
распознавание. Правила сбора и обработки
18
съедобных грибов. Муляжи грибов.
Р.т. зад-я 166-168, 171
13.4 Разнообразие грибов.
1
13.5 Растение – живой
организм. Обобщающий
урок за год.
1
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Просмотр презентации. Работа с текстом,
иллюстрациями учебника. Слушать и
повторять рассуждения учителя.
Читать рассказ о разнообразии грибов.
Находить на картинках, иллюстрациях
грибы. Различать среди них съедобные и
несъедобные грибы.
1
Обобщить и систематизировать полученные Контрольна
знания.
я работа
Составление описательных рассказов о
различных растениях по картинкам.
5
68
2
11
19
№ Тема урока
п/п
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1 Разнообразие растений.
1
0
0
2 Значение растений и их
охрана.
1
3 Внешнее строение цветкового
растения.
1
4 Органы цветкового растения.
1
5 Строение цветка.
1
6 Виды соцветий.
1
7 Опыление и оплодотворение
цветков.
1
8 Разнообразие плодов и семян.
1
9 Распространение плодов и
семян. Экскурсия.
1
10 Внешний вид и строение
семени с двумя семядолями
(фасоль).
1
11 Строение семени с одной
семядолей (пшеница).
1
12 Условия, необходимые для
прорастания семян.
1
1
Практическая
работа.
13 Всхожесть семян.
1
1
Практическая
работа.
14 Обобщение по теме «Семена
растений”
1
15 Разнообразие, значений
корней.
1
16 Корневые системы.
1
1
Практическая
работа.
17 Видоизменение корней.
1
18 Обобщающие вопросы по
разделу.
1
19 Внешнее строение листа.
1
20 Из каких веществ состоит
растение.
1
1
Практическая
работа.
21 Образование органических
веществ в растении.
1
1
Практическая
работа.
22 Испарение воды листьями.
1
1
Практическая
20
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
работа.
23 Дыхание растений.
1
24 Обобщение по теме «Лист».
1
25 Листопад и его значение.
Экскурсия.
1
26 Строение стебля.
1
27 Значение стебля в жизни
растения.
1
28 Разнообразие стеблей.
1
29 Растение – целостный
организм.
1
30 Взаимосвязи частей растения.
1
31 Связь растений со средой
обитания.
1
32 Обобщающий урок по
изученным темам.
1
33 Многообразие растительного
мира. Деление растений на
группы.
1
34 Мхи.
1
35 Папоротники.
1
36 Голосеменные. Хвойные
растения.
1
37 Покрытосеменные, или
цветковые. Деление
цветковых на классы.
1
38 Злаковые. Общие признаки
злаковых.
1
39 Хлебные злаковые
культуры.Выращивание и
использование злаков.
1
40 Выращивание и
использование злаков.
1
41 Лилейные. Общие признаки
лилейных.
1
42 Цветочно-декоративные
лилейные. Дикорастущие
(ландыш).
1
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Контрольная
работа.
1
Практическая
работа
21
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
43 Овощные лилейные. Лук.
Чеснок.
1
44 Пасленовые. Общие признаки
пасленовых.
1
45 Дикорастущие пасленовые.
Паслен.
1
46 Овощные и технические
пасленовые, картофель.
Выращивание картофеля.
1
47 Овощные пасленовые. Томат.
Баклажан. Перец.
1
48 Цветочно-декоративные
пасленовые.
1
49 Бобовые. Общие признаки
бобовых.
1
50 Пищевые бобовые растения.
1
51 Фасоль и соя – южные
бобовые культуры.
1
52 Кормовые бобовые культуры.
1
52 Обобщающий урок по темам.
1
53 Розоцветные. Общие
признаки розоцветных.
1
54 Шиповник – растение группы
розоцветных.
1
55 Плодово-ягодные
розоцветные. Яблоня. Груша.
Вишня.
1
56 Плодово-ягодные
розоцветные. Малина.
Земляника.
1
57 Персик и абрикос – южные
плодовые розоцветные
культуры.
1
58 Сложноцветные. Общие
признаки сложноцветных.
1
59 Пищевые сложноцветные
растения. Подсолнечник.
1
Письменный
опрос.
22
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
60 Календула и бархатцы –
однолетние
цветочно-декоративные
сложноцветные.
1
61 Маргаритка и георгин многолетние
цветочно-декоративные
сложноцветные.
1
62 Уход за комнатными
растениями
Перевалка комнатных
растений.
1
63 Пересадка комнатных
растений.
1
64 Многообразие бактерий и
грибов. Бактерии, их
разнообразие и размножение.
1
65 Значение бактерий в природе
и жизни человека.
1
66 Грибы, их строение.
1
67 Разнообразие грибов.
1
68 Растение – живой организм.
Обобщающий урок за год.
1
1
Контрольная
работа.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Клепинина З.А. Учебник "Биология", 7 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение»,
2019.
2.Клепинина З.А. Рабочая тетрадь "Биология", 7 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение»,
2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Клепинина З.А. Учебник "Биология", 7 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение»,
2019.
2.Клепинина З.А. Рабочая тетрадь "Биология", 7 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение»,
2021.
23
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
24