Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Музыка
5 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ФИО Калинина Наталья Викторовна
должность учитель
первая категория
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
г. Екатеринбург, 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" предметной области "Искусство" для
обучающихся 5 класса составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области
музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной
деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного
опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными
исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства,
формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкальной деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной
жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого
голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации
процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической
перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
На изучение предмета “Музыка” в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в году.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами
музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты,
игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала
уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной
деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений:
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная.
2
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о
многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения
различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения
(марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения
различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка).
Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен
быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой
ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям
организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе
ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом
музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных
песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения
правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно
выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью
певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива
выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения
педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой интонирования и
выравнивание звучания на всем диапазоне;
3
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние,
низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа
рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную
долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного,
спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим
работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон;
развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с
сохранением строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки)
для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно
тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, pel -си1, до1 - до2.
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты
входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая -forte, тихая - piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка,
графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и
современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон;
ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; обучение игре на
фортепиано.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
определение характера и содержания знакомых
музыкальных произведений, предусмотренных
Программой;
Достаточный уровень
ясное и четкое произнесение слов в песнях
подвижного характера;
5
пение с инструментальным сопровождением и
без него (с помощью педагога);
различение разнообразных по характеру и
звучанию песен, маршей, танцев;
выразительное, слаженное и достаточно
эмоциональное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических
оттенков;
самостоятельное исполнение разученных
детских песен; знание динамических оттенков
(форте-громко, пиано-тихо);
различение песни, танца, марша;
представления об особенностях мелодического
голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
определение разнообразных по содержанию и
характеру музыкальных произведений (веселые,
грустные и спокойные);
пение хором с выполнением требований
художественного исполнения;
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Раздел 1. Восприятие музыки
1.1 Слушание музыки
8
1.2 Вступление -увертюра,
части и сопровождение
музыкального
произведения.
1.3 Слушание музыкальных
произведенеий в
исполнении соло и хором.
Итого по разделу
0
1
Развитие умения передавать словами
внутреннее содержание музыкального
произведения;
Развитие умения определять
разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш,
танец, песня, веселая, грустная,
спокойная мелодия);
Практиче
ская
работа
4
Развитие умения самостоятельно
узнавать и называть музыкальное
произведение по вступлению; развитие
умения различать мелодию и
сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
развитие умения различать части песни
(запев, припев, проигрыш, окончание);
Практиче
ская
работа
4
Ознакомление с пением соло и хором;
формирование представлений о
различных музыкальных коллективах
(ансамбль, оркестр)
Практиче
ская
работа
16
Раздел 2. Хоровое пение
2.1 Исполнение музыкальных
произведений
7
Продолжение работы над чистотой
Практиче
интонирования Равитие умения мягкого, ская
напевного, легкого пения (работа над
работа
кантиленой - способностью певческого
голоса к напевному исполнению
мелодии)
7
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.2 Пение соло и хором.
Итого по разделу.
4
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Развитие умения выполнять требования Практиче
художественного исполнения при пении ская
соло и хором : ритмический рисунок,
работа
ансамблевая слаженность ,динамические
оттенки.
11
Раздел 3. Игра на музыкальных инструментах
3.1 Инструменты
симфонического оркестра
2
Знакомство с музыкальными
инструментами и их звучанием:
синтезатор, барабан,скрипка.
3.2 Игра на музыкальных
инструментах.
3
Продолжаем обучение игре на
Практиче
музыкальных
ская
инструментах:маракасы,бубен,треугольн работа
ик,ложки .
Итого по разделу
Практиче
ская
работа
5
Раздел 4 Элементы музыкальной грамоты.
4.1 Высота звука, длительность
звука
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
2
Повторение знаний о высоте
Практиче
звуков(высокие, средние, низкие);
ская
о динамических особенностях музыки
работа
(громкая -forte, тихая - piano);
Продолжаем развитие умения различать
звук по длительности (долгие, короткие)
2
34
8
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
всего
1 Слушание музыки. " С чего
начинается Родина" из
кинофильма "Щит и меч" муз.
В. Баснера,слова М.
Матусовского
1
2 " Гимн России" муз.
Александрова, слова С.
Михалкова
1
3 " Моя Москва" муз.
Дунаевского ,слова М.
Лисянского и С. Аграняна
1
4 Первая часть Концерта №1 для
фортепиано с оркестром П.И
Чайковского
1
5 " Утро" из музыки к пьесе Г.
Ибсена " Пер Гюнт " муз. Э.
Грига
1
6 " Погоня" из кинофильма "
Новые приключения
неуловимых " муз. Я.Френкеля
, слова Р. Рождественского
1
7 Композиция " Под музыку
Вивальди" В. Берковский и С.
Никитин в обработке П.
Мориа.
1
8 " Нам нужна одна победа" из
кинофильма " Белорусский
вокзал"муз . и слова Б.
Окуджавы
1
9 Увертюра,части и
сопровождение музыкального
сопровождения. " Увертюра "
из кинофильма " Дети
капитана Гранта" муз. И.
Дунаевского
1
10 " Увертюра " из кинофильма "
Дети капитана Гранта"
1
11 " Вальс " из кинофильма "
Берегись автомобиля" муз. А.
Петрова
1
0
0
9
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
всего
12 " Вальс" из кинофильма "
Берегись автомобиля " муз. А.
Петрова
1
13 Слушание музыкальных
произведений в исполнении
соло и хором."Прекрасное
далеко" муз. Крылатова.слова
Ю. Энтина.
1
14 "Лесной олень"муз.
Крылатова.слова Ю. Энтина
1
15 " Прекрасное далеко" " Лесной
олень" муз. Крылатова слова
Ю.Энтина
1
16 " Дорога добра "муз. Н.
Минкова. Слова Ю. Энтина.
1
17 Хоровое пение. Исполнение
музыкальных произведений.
"Гимн России" муз. А.
Александрова, слова С
.Михалкова
1
18 "Гимн России" муз. А.
Александрова ,слова С.
Михалкова
19 " Дружат дети на планете"
муз. Ю.Чичкова ,слова М.
Пляцковского
1
20 "Мама"муз. Ю. Чичкова ,слова
М. Пляцковского
1
21 "Мама"муз. Ю. Чичкова ,слова
М. Пляцковского
1
22 " Большой хоровод" муз.
Савельева ,слова
Л.Жигалкиной и А.Хайта.
1
23 " Большой хоровод" муз.
Савельева ,слова
Л.Жигалкиной и А.Хайта.
1
24 Пение соло и хором. " Песенка
про папу" муз. В. Шаинского ,
слова М. Танича.
1
25 " Песенка про папу" муз.
Шаинского ,слова М. Танича.
1
10
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
всего
26 " С нами , друг" Муз.Г. Струве
, Слова Н. Соловьевой,
1
27 " С нами , друг" Муз.Г. Струве
, Слова Н. Соловьевой,
1
28 Инструменты симфонического
оркестра .Использование
разнообразных современных
обработок.
1
29 " Полет шмеля" муз. Н.
Римского -Корсакова
1
30 Игра на музыкальных
инструментах. " Катюша" муз.
М .Блартера., слова М.
Исаковского.
1
31 " Катюша" муз. Блантера ,
слова М.
1
32 " Кадриль" р.н.п. в обработке
А . Беляевой.
1
33 Высота звука .Длительность
звука." Камаринская" р.н.п в
обработке Б.Феокистова
1
34 " Метелица" р. н.п. " Ходит
месяц над лугами"
1
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Евтушенко И.В. Музыка 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций ,
реализующих адапт. основные общеобразовательные программы( для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) Москва " Просвещение" 2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н.Гатанова. Развиваем мелкую моторику. Спб.: «Детство-пресс», 2003
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
11
12