Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Мир природы и человека
4 класс (составная)
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Кобяшева Людмила Николаевна
учитель
высшая категория
г. Екатеринбург, 2023
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" предметной области
"Естествознание" для обучающихся 4 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать,
анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего
мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между
природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных
условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с
различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг
с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и
накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной
деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания,
преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено формированию
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения", "Неживая
природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и
накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
На изучение предмета “Мир природы и человека” в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего
68 часа.
Реализуется увеличение учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана,
определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение
количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую деятельность. Это
2
способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и
личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Мир природы и человека"
Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время
суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели,
порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние,
летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы.
Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и
света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой
природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года,
с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха
(тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер
(холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое
- маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные
в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев,
плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и
осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных
заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).
Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой
природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства
(выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о
Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний
вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения
дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и
семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на
примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний
вид. Значение в природе. Использование человеком.
3
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания,
чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение:
названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам
зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд,
соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка
и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая
грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой человек",
"взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на
картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта
(чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык,
кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств,
соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела
человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания
(полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба).
Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи обучающегося:
гигиенические принадлежности, игрушки, школьные канцелярские принадлежности, одежда,
обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника),
книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение
учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в
магазине.
Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые,
метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.
Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России.
Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные
костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и
расходование денег.
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд:
закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления
сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости
носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной
(постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного,
проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации, приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при
оказании медицинской помощи.
4
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с
диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил дорожного движения
(далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения обучающегося на
улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических
работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в
чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
5
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представления о назначении объектов изучения;
представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным
группам (видо-родовые понятия);
отнесение изученных объектов к определенным
группам с учетом различных оснований для
классификации;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той развернутая характеристика своего отношения к
же изучаемой группе;
изученным объектам;
представления об элементарных правилах безопасного знание отличительных существенных признаков
поведения в природе и обществе;
групп объектов;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той знание правил гигиены органов чувств;
же изучаемой группе;
отнесение изученных объектов к определенным
группам (видо-родовые понятия);
знание некоторых правил безопасного поведения в
природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
готовность к использованию полученных знаний
при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач.
представления о назначении объектов изучения;
ответы на вопросы и постановка вопросов по
содержанию изученного, проявление желания
рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля
6
учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), оценка своей работы и одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
проявление активности в организации совместной
деятельности и ситуативном общении с детьми;
адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
соблюдение элементарных
санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных
действий;
готовность к использованию сформированных
умений при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач в объеме программы.
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Работа с текстом в учебнике;
рассматривание
иллюстративного материала.
Участие в беседе. Наблюдение
за изменениями в природе.
Экскурсия.
Составление рассказов о
признаках времён года по
схеме,
об изменениях в жизни
растений, животных и труд
людей по сезонам.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Устный
опрос
Раздел 1. Сезонные изменения в природе. Времена года.
1.1 Осень.
2
1.2 Зима.
2
0
0
1.3 Весна.
2
0
0
1.4 Лето.
2
0
0
Итого по разделу
0
0
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
8
Раздел 2. Неживая природа.
2.1
Почва.
Итого по разделу
3 0
0
Знакомство с объектом
неживой природы – почвой.
Знакомство со строением
почвы, её видами.
Распознавание форм
поверхности Земли по
картинкам. Ответы на
вопросы, участие в беседе.
устный
опрос,
практич
еская
работа
0
0
Рассказывание о растениях
огорода, сада, леса, о их
Устный
опрос
3
Раздел 3.Живая природа.
3.1 Растения.
7
8
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
значении в жизни людей.
Различение и сравнение семян
цветковых растений.
Сравнение и распознавание
деревьев, кустов, лиственных и
хвойных деревьев.
Распознавание лекарственных
растений, их значение.
Беседа о редких растениях и
способах их сохранения.
Различение и сравнение
растений поля. Обогащение
словаря: озимые, жатва,
зернохранилище
Участие в беседе. Ответы на
вопросы. Выполнение заданий
в рабочей тетради.
3.2 Животные.
6
0
0
Коллективное составление
Устный
характеристик диких и
опрос
домашних животных.Участие в
беседе о разведении пород.
Знакомство с водоплавающими
птицами. Участие в беседе о
пользе птиц и заботе человека.
Коллективное составление
характеристики утки, гуся,
лебедя, курицы. Сравнение
утки и гуся. Знакомство с
жизнью и значением
насекомых. Знакомство с
жизнью и пользой пчёл, их
внешнем виде. Участие в
беседе, в обсуждении
интересной информации.
9
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Просмотр видеоматериалов о
животных. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
3.3
Человек.
6 0
3.4
Безопасное поведение.
4
Итого по разделу
23
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
Участие в беседе, ответы на
вопросы. Работа по учебнику.
Рассказывание о работе мозга,
о правилах поведения для
правильной работы мозга.
Составление режима дня.
Беседа об охране природы,
воды, воздуха.
Рассказывание о создании
парков, заповедников.
Беседа о необходимости
борьбы с мусором. Экскурсия
в зоопарк. Знакомство с
правилами поведения в
зоопарке. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
0
Устный
опрос
Беседа с ответами на вопросы Устный
правилах безопасного
опрос
поведения дома, в школе и
необходимости их соблюдения.
Ознакомление с алгоритмом
поведения во время пожара.
Повторение правил дорожного
движения. Беседа о правилах
здорового образа жизни.
10
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Времена года. Осень,
признаки. Труд людей
осенью.
1
Устный опрос
2 Времена года. Осень,
признаки. Труд людей
осенью.
1
Устный опрос
3 Растения и животные
осенью.
1
Устный опрос
4 Растения и животные
осенью.
1
Устный опрос
5 Простейшие свойства
почвы. Значение почвы
для растений.
Слои почвы. Способы
обработки почвы:
рыхление, полив.
1
Устный опрос
6 Простейшие свойства
почвы. Значение почвы
для растений.
Слои почвы. Способы
обработки почвы:
рыхление, полив.
1
Устный опрос
7 Виды почвы.
Использование человеком
глины, песка,
драгоценных камней.
1
Устный опрос
8 Виды почвы.
Использование человеком
глины, песка,
драгоценных камней.
1
Устный опрос
9 Формы поверхности
Земли – рельеф. (равнины,
овраги, холмы, горы).
1
Устный опрос
10 Формы поверхности
Земли – рельеф. (равнины,
овраги, холмы, горы).
1
Устный опрос
11 Растения огорода.
Теплицы.
1
Устный опрос
11
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
12 Растения огорода.
Теплицы.
1
Устный опрос
13 Растения леса, их роль и
значение для человека.
1
Устный опрос
14 Растения леса, их роль и
значение для человека.
1
Устный опрос
15 Растения сада: фруктовые
деревья ягодные кусты,
цветники.
1
Устный опрос
16 Растения сада: фруктовые
деревья ягодные кусты,
цветники.
1
Устный опрос
17 Кусты. Деревья.
Лиственные и хвойные
деревья.
1
Устный опрос
18 Кусты. Деревья.
Лиственные и хвойные
деревья.
1
Устный опрос
19 Культурные и
дикорастущие растения.
Семена
растений.Лекарственные
растения.
1
Устный опрос
20 Культурные и
дикорастущие растения.
Семена
растений.Лекарственные
растения.
1
Устный опрос
21 Редкие растения и их
охрана. Красная книга.
Создание парков, скверов.
1
Устный опрос
22 Редкие растения и их
охрана. Красная книга.
Создание парков, скверов.
1
Устный опрос
23 Растения поля: рожь,
пшеница, овес.
Работа людей на полях.
Значение, уход, строение
зерновых. Озимые.
1
Устный опрос
12
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
24 Растения поля: рожь,
пшеница, овес.
Работа людей на полях.
Значение, уход, строение
зерновых. Озимые.
1
Устный опрос
25 Время года – зима.
Признаки зимы. Погода.
Труд людей зимой.
1
Устный опрос
26 Время года – зима.
Признаки зимы. Погода.
Труд людей зимой.
1
Устный опрос
27 Растения и животные
зимой.
1
Устный опрос
28 Растения и животные
зимой.
1
Устный опрос
29 Домашние животные и
забота о них.
Разведение пород
домашних животных.
1
Устный опрос
30 Домашние животные и
забота о них.
Разведение пород
домашних животных.
1
Устный опрос
31 Птицы, их виды.
Польза птиц. Забота
человека.
1
Устный опрос
32 Птицы, их виды.
Польза птиц. Забота
человека.
1
Устный опрос
33 Дикие водоплавающие
птицы: утка. гусь, лебедь.
Сравнение домашних
птиц: утки и гуси.
1
Устный опрос
34 Дикие водоплавающие
птицы: утка. гусь, лебедь.
Сравнение домашних
птиц: утки и гуси.
1
Устный опрос
35 Домашние птицы. Польза
и разведение.
1
Устный опрос
36 Домашние птицы. Польза
и разведение.
1
Устный опрос
13
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
37 Насекомые. Польза пчёл.
Насекомые-вредители.
Устный опрос
38 Насекомые. Польза пчёл.
Насекомые-вредители.
Устный опрос
39 Это интересно! Для
любознательных.
Обобщающий урок по
теме «Животные».
1
Устный опрос
40 Это интересно! Для
любознательных.
Обобщающий урок по
теме «Животные».
1
Устный опрос
41 Человек .Части тела
человека и основные
внутренние органы.
Мозг человека, его работа
и значение..
1
Устный опрос
42 Человек .Части тела
человека и основные
внутренние органы.
Мозг человека, его работа
и значение..
1
Устный опрос
42 Правила поведения для
нормальной работы мозга.
Режим дня школьника.
1
Устный опрос
44 Правила поведения для
нормальной работы мозга.
Режим дня школьника.
1
Устный опрос
45 Охрана природы и
воздуха.
Парки. Лесопарки.
Лесничество.
1
Устный опрос
46 Охрана природы и
воздуха.
Парки. Лесопарки.
Лесничество.
1
Устный опрос
47 Значение воды и земли в
жизни человека. Борьба с
мусором.
1
Устный опрос
48 Значение воды и земли в
жизни человека. Борьба с
мусором.
1
Устный опрос
14
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
49 Красная книга.
Заповедники.
Зоопарк и его обитатели.
1
Устный опрос
50 Красная книга.
Заповедники.
Зоопарк и его обитатели.
1
Устный опрос
51 Экскурсия в зоопарк.
Обобщающий урок по
теме «Человек»
1
Устный опрос
52 Экскурсия в зоопарк.
Обобщающий урок по
теме «Человек»
1
Устный опрос
53 Весна. Признаки весны.
Труд людей зимой.
1
Устный опрос
54 Весна. Признаки весны.
Труд людей зимой.
1
Устный опрос
55 Растения весной.
Животные весной.
1
Устный опрос
56 Растения весной.
Животные весной.
1
Устный опрос
57 Безопасное поведение
человека.
Правила поведения дома.
Телефоны спецслужб.
1
Устный опрос
58 Безопасное поведение
человека.
Правила поведения дома.
Телефоны спецслужб.
1
Устный опрос
59 Правила поведения в
школе.
Правила пожарной
безопасности. Единая
служба спасения 112.
1
Устный опрос
60 Правила поведения в
школе.
Правила пожарной
безопасности. Единая
служба спасения 112.
1
Устный опрос
61 Как уберечь своё
здоровье.
1
Устный опрос
62 Как уберечь своё
1
Устный опрос
15
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
здоровье.
63 Правила дорожного
движения.
Мы – пассажиры. Правила
поведения на остановке и
в транспорте.
1
Устный опрос
64 Правила дорожного
движения.
Мы – пассажиры. Правила
поведения на остановке и
в транспорте.
1
Устный опрос
65 Лето, его признаки.Труд
людей летом. Летний
отдых и забавы.
1
Устный опрос
66 Лето, его признаки.Труд
людей летом. Летний
отдых и забавы.
1
Устный опрос
67 Растения летом.
Животные летом.
1
Устный опрос
68 Растения летом.
Животные летом.
1
Устный опрос
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Н.Б.Матвеева,И.А. Ярочкина. 4 класс 1 и 2 часть. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
«Просвещение», 2018.
2.Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина.4 класс.Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. М.
"Просвещение"2021г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н.С. Русланова. Дидактический материал "Цветы.Насекомые.Рыбы."; "Деревья. Кусты. Грибы"
Аркти/Мет/биб/Пр.Лого. 2012г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
16
17