I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Введение
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «Краеведческий туризм» реализуется в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №4»,
разработана в соответствии со следующими документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
− Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
− Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10
июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
Программа имеет ознакомительный уровень освоения содержания, предполагающий
использование общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную
сложность задач, поставленных перед обучающимися.
Программа предполагает разноуровневый подход, вариативна и подстраивается под
индивидуальные
особенности
ребенка.
Это
позволяет
учитывать
индивидуальные
психофизиологические особенности обучающихся. При разработке и планировании занятий
обеспечивается адресное донесение информации учащимся, осваивающим программу, а учебный
материал (теоретический и практический) преподносится с учётом уровня развития и разную степень
освоения ими содержания программы.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует вовлечению в
дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью, в т. ч.
интеллектуальными
нарушениями.
Новизна программы - модульное построение.
Педагогическая целесообразность заключается в применении на занятиях деятельностного
подхода обучения, что позволяет обучающимся максимально продуктивно усваивать материал
благодаря разнообразию видов деятельности. Таким образом, педагог стимулирует познавательные
интересы учащихся и развивает их практические навыки, формирует навыки самообразования и
саморазвития.
На занятиях используются различные формы обучения, которые подходят конкретно к
отдельно взятой группе детей с учетом их психофизического и эмоционального состояния.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для социализации и интеграции ребенка с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы –формирование социальных компетенций, расширение социально-бытовых
навыков, формирование умений и навыков туристической деятельности, развитие коммуникативных
навыков, коррекция физического развития, воспитание бережного отношения к природе.
1.3. Целевая аудитория
Программа рассчитана на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, в т.ч. с интеллектуальными
нарушениями в возрасте от 9 до 14 лет.
1.4. Формы обучения, сроки реализации и режим занятий
Форма обучения - очная.
Программа рассчитана на 1 год обучения - 32 часа (1 час в неделю). Занятия проводятся 1 раз
в неделю по 1 часу, продолжительность каждого занятия 40 минут.
Форма занятий - групповая. В группе занимаются до 12 человек.
На аудиторных занятиях используются многообразные формы обучения: беседа, показ с
пояснением, демонстрация, консультация, практическое занятие, соревнование, эстафета, сюжетноигровое занятие.
1.5. Ожидаемые результаты - демонстрируют более высокий уровень физического
развития; скорректированы коммуникативные способности; демонстрируют навыки социальнобытового ориентирования.
1.6. Критерии и способы определения результатов образовательного процесса
В процессе реализации программы осуществляется мониторинг развития и адаптации
обучающихся кружка. Оценка освоения программы осуществляется только относительно
достижений каждого ребенка в отдельности в сравнении с предыдущими его достижениями.
Критерии оценки результатов обучения могут быть распределены по степени выраженности
знаний и приобретенных специальных умений по уровням:
Низкий уровень — учащийся имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в
практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке.
Средний уровень — запас знаний учащегося близок к содержанию программы, допускаются
незначительные ошибки в практической
деятельности.
Высокий уровень — учащийся имеет оптимальное для его развития и личностных особенностей
представление о предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен.
Очень высокий уровень — учащийся способен применять полученные знания в новых
условиях.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов реализации программы предполагает различные формы.
Продуктивные формы: участие обучающихся в различных массовых мероприятиях,
соревнованиях, конкурсах и т.д.
Документальные формы: результаты обучения, творческий и личностный рост детей
фиксируются в индивидуальных портфолио.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов – 32.
Количество часов в неделю – 1.
№
п/п
Наименование модуля
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Ориентирование на местности
2
6
8
2
Пешеходные дистанции
4
8
12
3
Пешеходные маршруты
4
8
12
10
22
32
ИТОГО
Модуль «Ориентирование на местности»
Обучаясь по данному модулю, дети получат представление о таких понятиях, как карта
местности, компас. Познакомятся с такими понятиями, как маршрут движения по карте на местности,
определение своего местоположения на местности по карте.
Цель: содействие социальной адаптации обучающегося и его разностороннему развитию
посредством знакомства со спортивным ориентированием.
Задачи: познакомить с основами ориентации в пространстве (помещении, учебном классе,
улице, природной среде); познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде;
научить оздоровительным двигательным и спортивным упражнениям; познакомить с
индивидуальной и командной работой; познакомить с основными принципами социально-бытовой
ориентировки.
Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного пребывания в природной
среде; познакомятся с основными принципами ориентации на местности; научатся выполнять
комплекс физических упражнений; освоят принципы командной и индивидуальной работы;
познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки.
Учебно-тематический план модуля «Ориентирование на местности»
№
п
Количество тем
Наименование тем
2
Формы контроля и
аттестации
/
п
Теор
ия
Практ
ика
Все
го
1
1
2
тестирование,
педагогическое наблюдение
2
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Туризм, его значение и место в
современном обществе.
1
2
3
педагогическое наблюдение
Основы спортивного ориентирования и
топографии.
1
3
4
3
Итого
2
6
8
1
педагогическое наблюдение
Содержание модуля «Ориентирование на местности»
Тема 1.Вводное занятие
Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Инструктаж по
технике безопасности, пожарной безопасности, правила поведения в детском объединении.
Практика: Просмотр фильма «Что такое туризм?». Игры на знакомство и для сплочения
коллектива «Что я люблю», «Сосед справа, сосед слева», «Туристические препятствия».
Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по
правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, анкеты, игры, фото походов.
Тема 2. Туризм, его значение и место в современном обществе
Теория: История туризма. История спортивного туризма .Экскурсионный туризм, спортивный
туризм. Великие географические открытия. Путешествия. Туризм в России.
Практика: 1) Игра-викторина «Туризмом мы живем и дышим», 2) игры «Ловкий турист»,
«Болото».
Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским детским
мероприятиям, игры, фото походов и путешествий.
Тема 3. Основы спортивного ориентирования и топографии
Теория: значение и назначение спортивного ориентирования. Топографические карты.
Топографические знаки. Компас.
Практика: 1) Тестирование. 2) Чтение карт. 3) Работа с компасом. Игра «Через реку на мосту»
Дидактические и технические средства обучения: топографические и спортивные карты, игры,
компас.
Модуль «Пешеходные дистанции»
В рамках модуля обучающиеся получат представление о таких понятиях, как спортивная
пешеходная дистанция, познакомятся с правилами преодоления дистанций; научатся преодолевать
дистанции в соответствии с правилами спортивного туризма.
Цель: содействие социальной адаптации и разностороннему развитию личности посредством
знакомства с основными принципами спортивного туризма.
Задачи: познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде; познакомить с
основами работы с элементарным туристским снаряжением; познакомить с индивидуальной и
командной работой; познакомить с основными принципами социально-бытовой ориентировки.
Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного пребывания в природной среде;
познакомятся с основами работы с туристским снаряжением; освоят принципы командной и
индивидуальной работы; познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки.
Учебно-тематический план модуля «Пешеходные дистанции»
№
п
/
п
Количество тем
Наименование тем
Теор
ия
3
Практ
ика
Все го
Формы контроля и
аттестации
1
2
3
Вводное занятие. Знакомство с планом
работы. Инструктаж по технике
безопасности.
1
2
3
тестирование
Виды спортивного туризма.
1
2
3
Специальная спортивно-туристическая
подготовка для работы на пешеходных
дистанциях.
2
4
8
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
4
8
12
Итого
Содержание модуля «Пешеходные дистанции»
Тема 1.Вводное занятие
Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Демонстрация фото
походов и путешествий. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила
поведения в детском объединении.
Практика: 1) Игры для сплочения коллектива «Снежный ком», «Я - дрозд, ты - дрозд». 2)
Тестирование.
Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по
правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, анкеты, игры, фото походов и
путешествий.
Тема 2. Виды туризма
Теория: Экскурсионный туризм, спортивный туризм. Виды
спортивного туризма пешеходный, горный, водный, велосипедный, автомобильный. Альпинизм. Туризм в России.
Практика: Игра-викторина «Следопыты» (2 часа)
Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским слетам
учащихся, игры, фото походов и путешествий.
Тема 3. Специальная спортивно-туристическая подготовка для работы на пешеходных
дистанциях
Теория: 1) Виды соревнований по спортивному туризму: маршруты, дистанции. Соревнования
на пешеходных дистанциях.
2) Страховочное снаряжение. Взаимная страховка - основная форма безопасности.
Индивидуальное страховочное снаряжение Работа с веревкой.
Практика: 1) Выполнение заданий по подготовке необходимого снаряжения, 2, 3) посещение
соревнований с ознакомительной целью. 4) Игры «Туристическими тропами», «Не заблудись».
Дидактические и технические средства обучения: веревки, перчатки, карабины, шведская
стенка, точки крепления перил (опоры), секундомер, свисток, маркировочная лента.
Модуль «Пешеходные маршруты»
Изучая этот модуль, обучающиеся получат представление о таких понятиях, как спортивный
пешеходный маршрут, учебный поход. Познакомятся с правилами планирования маршрутов,
правилами подбора и использования специального походного снаряжения (костровое, пила, топор,
палатка, тент, рюкзак и т.д.).
Цель: содействие социальной адаптации и разностороннему развитию личности средствами
походной деятельности.
Задачи: познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде; научить
оздоровительным двигательным и спортивным упражнениям; познакомить
с
основами
работы
с
туристским снаряжением; познакомить с первичными навыками
самообслуживания в походных условиях; обучить командной работе; познакомить с основными
принципами социально-бытовой ориентировки.
Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного нахождения в природной
среде; познакомятся с
основами
работы
с
туристским снаряжением;
познакомятся с первичными навыками самообслуживания в походных условиях; освоят принципы
командной работы; познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки.
№
Учебно-тематический план модуля «Пешеходные маршруты»
Количество тем
Формы контроля и
Наименование тем
4
аттестации
п
/
п
1
2
3
Теор
ия
Практ
ика
Все
го
Вводное занятие. Знакомство с
планом работы. Инструктаж по
технике безопасности.
Спортивный поход.
Специальная спортивно-туристическая
подготовка для работы на пешеходных
маршрутах.
1
1
2
1
2
2
5
3
20
Итого
4
8
12
тестирование
педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
Содержание модуля «Пешеходные маршруты»
Тема 1.Вводное занятие
Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Демонстрация фото
походов и путешествий. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила
поведения в детском объединении.
Практика: игры для сплочения коллектива «А ну-ка вместе…», «Помогай-ка».
Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по
правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, игры, фото походов.
Тема 2. Спортивный поход
Теория: Спортивный туризм. Виды спортивных походов. Карта спортивных маршрутов
Свердловской области.
Практика: 1) работа с картой, 2)игры «Водоносы», «Перебежки».
Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским
маршрутам Самарской области, игры, фото походов и путешествий.
Тема 3. Специальная спортивно-туристическая подготовка для работы на пешеходных
маршрутах
Теория: 1) Значение ориентирования для движения по маршруту похода. Ремонт снаряжения.
Личное снаряжение (одежда, обувь, предметы личной гигиены) в зависимости от времени года и
района путешествия. 2) Обязанности в группе. Групповое снаряжение. Укладка рюкзака. Травматизм
в походных условиях. Работа с картой и компасом.
Практика: 1) работа с тестовыми карточками, 2-3) работа с картой и компасом, 4-5) игры
«Уложи рюкзак», «Дружба».
Дидактические и технические средства обучения: карты, компас, веревки, рюкзаки, палатки,
костровое оборудование, топоры, пилы, кухонные принадлежности, тент.
III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Организационное обеспечение
Предметно-пространственная среда программы проектируется под каждое конкретное занятие,
под конкретного ребенка или группу детей. Во время занятий соблюдаются перерывы при
статических нагрузках, избегание определенных движений. Если занятия проводятся с детьми с РАС,
используются шумопоглощающие наушники в случае гиперчувствительности к звукам или шумам,
альтернативные средства коммуникации (пиктограммы, карточки PECS) при невозможности
вербального общения.
Перед учебно-туристическим походом подготавливается социальная история.
3.2. Методическое обеспечение
Программа имеет оптимальное методическое обеспечение.
Учебно-методический комплекс программы включает: разработки педагога для обеспечения
образовательного процесса: планы, сборники упражнений, памятки, инструкции и др.; разработки
педагога для проведения занятий: наглядный материал, образцы работ, шаблоны и др.; методическую
литературу; диагностические материалы.
В процессе обучения используются различные методы и приемы: метод убеждения, метод
проблемного обучения, метод словесного изложения, метод примера и упражнения для показа
приемов отработки навыков и умений, метод закрепления умений с помощью тренировки, игры,
соревнований, учебного похода и др.
5
3.3. Материально-техническое обеспечение: веревки , перчатки, карабины, шведская стенка,
Секундомер, свистки, маркировочная лента, мячи футбольные и баскетбольные, скакалки, канат,
маты, тенты, палатки, костровое оборудование, карты, компасы, шумопоглащающие наушники,
пиктограммы, карточки PECS, компьютер с выходом в Интернет
3.4. Кадровое обеспечение
Деятельность по реализации программы осуществляется педагогами дополнительного
образования, имеющими высшее педагогическое образование, прошедшими специальную
подготовку по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
IV. ЛИТЕРАТУРА
Агаджанян П.А., Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 2017.
Алешин В.М., Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 2015 .
Ганиченко Л., Котелок над костром. - М.: Издательский дом «Вокруг света», 2017.
Зорин И.В., Штюрмер Ю.А., Туризм и охрана окружающей среды. - М.: ЦРИБ «Турист», 2016.
Зубович С.Ф., Первые шаги в ориентировании. - Минск: Полыня, 2016.
Кодыш Э.Н., Туристские слеты и соревнования. - М.: Профиздат, 2019.
6