I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Введение Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведческий туризм» реализуется в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №4», разработана в соответствии со следующими документами: − Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» − Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р); − Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; − Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. Программа имеет ознакомительный уровень освоения содержания, предполагающий использование общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную сложность задач, поставленных перед обучающимися. Программа предполагает разноуровневый подход, вариативна и подстраивается под индивидуальные особенности ребенка. Это позволяет учитывать индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся. При разработке и планировании занятий обеспечивается адресное донесение информации учащимся, осваивающим программу, а учебный материал (теоретический и практический) преподносится с учётом уровня развития и разную степень освоения ими содержания программы. Актуальность программы заключается в том, что она способствует вовлечению в дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью, в т. ч. интеллектуальными нарушениями. Новизна программы - модульное построение. Педагогическая целесообразность заключается в применении на занятиях деятельностного подхода обучения, что позволяет обучающимся максимально продуктивно усваивать материал благодаря разнообразию видов деятельности. Таким образом, педагог стимулирует познавательные интересы учащихся и развивает их практические навыки, формирует навыки самообразования и саморазвития. На занятиях используются различные формы обучения, которые подходят конкретно к отдельно взятой группе детей с учетом их психофизического и эмоционального состояния. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы - создание условий для социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью средствами туристско-краеведческой деятельности. Задачи программы –формирование социальных компетенций, расширение социально-бытовых навыков, формирование умений и навыков туристической деятельности, развитие коммуникативных навыков, коррекция физического развития, воспитание бережного отношения к природе. 1.3. Целевая аудитория Программа рассчитана на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, в т.ч. с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 9 до 14 лет. 1.4. Формы обучения, сроки реализации и режим занятий Форма обучения - очная. Программа рассчитана на 1 год обучения - 32 часа (1 час в неделю). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность каждого занятия 40 минут. Форма занятий - групповая. В группе занимаются до 12 человек. На аудиторных занятиях используются многообразные формы обучения: беседа, показ с пояснением, демонстрация, консультация, практическое занятие, соревнование, эстафета, сюжетноигровое занятие. 1.5. Ожидаемые результаты - демонстрируют более высокий уровень физического развития; скорректированы коммуникативные способности; демонстрируют навыки социальнобытового ориентирования. 1.6. Критерии и способы определения результатов образовательного процесса В процессе реализации программы осуществляется мониторинг развития и адаптации обучающихся кружка. Оценка освоения программы осуществляется только относительно достижений каждого ребенка в отдельности в сравнении с предыдущими его достижениями. Критерии оценки результатов обучения могут быть распределены по степени выраженности знаний и приобретенных специальных умений по уровням: Низкий уровень — учащийся имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке. Средний уровень — запас знаний учащегося близок к содержанию программы, допускаются незначительные ошибки в практической деятельности. Высокий уровень — учащийся имеет оптимальное для его развития и личностных особенностей представление о предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен. Очень высокий уровень — учащийся способен применять полученные знания в новых условиях. 1.7. Формы подведения итогов реализации программы Подведение итогов реализации программы предполагает различные формы. Продуктивные формы: участие обучающихся в различных массовых мероприятиях, соревнованиях, конкурсах и т.д. Документальные формы: результаты обучения, творческий и личностный рост детей фиксируются в индивидуальных портфолио. II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество часов – 32. Количество часов в неделю – 1. № п/п Наименование модуля Количество часов Теория Практика Всего 1 Ориентирование на местности 2 6 8 2 Пешеходные дистанции 4 8 12 3 Пешеходные маршруты 4 8 12 10 22 32 ИТОГО Модуль «Ориентирование на местности» Обучаясь по данному модулю, дети получат представление о таких понятиях, как карта местности, компас. Познакомятся с такими понятиями, как маршрут движения по карте на местности, определение своего местоположения на местности по карте. Цель: содействие социальной адаптации обучающегося и его разностороннему развитию посредством знакомства со спортивным ориентированием. Задачи: познакомить с основами ориентации в пространстве (помещении, учебном классе, улице, природной среде); познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде; научить оздоровительным двигательным и спортивным упражнениям; познакомить с индивидуальной и командной работой; познакомить с основными принципами социально-бытовой ориентировки. Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного пребывания в природной среде; познакомятся с основными принципами ориентации на местности; научатся выполнять комплекс физических упражнений; освоят принципы командной и индивидуальной работы; познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки. Учебно-тематический план модуля «Ориентирование на местности» № п Количество тем Наименование тем 2 Формы контроля и аттестации / п Теор ия Практ ика Все го 1 1 2 тестирование, педагогическое наблюдение 2 Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Туризм, его значение и место в современном обществе. 1 2 3 педагогическое наблюдение Основы спортивного ориентирования и топографии. 1 3 4 3 Итого 2 6 8 1 педагогическое наблюдение Содержание модуля «Ориентирование на местности» Тема 1.Вводное занятие Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила поведения в детском объединении. Практика: Просмотр фильма «Что такое туризм?». Игры на знакомство и для сплочения коллектива «Что я люблю», «Сосед справа, сосед слева», «Туристические препятствия». Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, анкеты, игры, фото походов. Тема 2. Туризм, его значение и место в современном обществе Теория: История туризма. История спортивного туризма .Экскурсионный туризм, спортивный туризм. Великие географические открытия. Путешествия. Туризм в России. Практика: 1) Игра-викторина «Туризмом мы живем и дышим», 2) игры «Ловкий турист», «Болото». Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским детским мероприятиям, игры, фото походов и путешествий. Тема 3. Основы спортивного ориентирования и топографии Теория: значение и назначение спортивного ориентирования. Топографические карты. Топографические знаки. Компас. Практика: 1) Тестирование. 2) Чтение карт. 3) Работа с компасом. Игра «Через реку на мосту» Дидактические и технические средства обучения: топографические и спортивные карты, игры, компас. Модуль «Пешеходные дистанции» В рамках модуля обучающиеся получат представление о таких понятиях, как спортивная пешеходная дистанция, познакомятся с правилами преодоления дистанций; научатся преодолевать дистанции в соответствии с правилами спортивного туризма. Цель: содействие социальной адаптации и разностороннему развитию личности посредством знакомства с основными принципами спортивного туризма. Задачи: познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде; познакомить с основами работы с элементарным туристским снаряжением; познакомить с индивидуальной и командной работой; познакомить с основными принципами социально-бытовой ориентировки. Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного пребывания в природной среде; познакомятся с основами работы с туристским снаряжением; освоят принципы командной и индивидуальной работы; познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки. Учебно-тематический план модуля «Пешеходные дистанции» № п / п Количество тем Наименование тем Теор ия 3 Практ ика Все го Формы контроля и аттестации 1 2 3 Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. 1 2 3 тестирование Виды спортивного туризма. 1 2 3 Специальная спортивно-туристическая подготовка для работы на пешеходных дистанциях. 2 4 8 педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение 4 8 12 Итого Содержание модуля «Пешеходные дистанции» Тема 1.Вводное занятие Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Демонстрация фото походов и путешествий. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила поведения в детском объединении. Практика: 1) Игры для сплочения коллектива «Снежный ком», «Я - дрозд, ты - дрозд». 2) Тестирование. Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, анкеты, игры, фото походов и путешествий. Тема 2. Виды туризма Теория: Экскурсионный туризм, спортивный туризм. Виды спортивного туризма пешеходный, горный, водный, велосипедный, автомобильный. Альпинизм. Туризм в России. Практика: Игра-викторина «Следопыты» (2 часа) Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским слетам учащихся, игры, фото походов и путешествий. Тема 3. Специальная спортивно-туристическая подготовка для работы на пешеходных дистанциях Теория: 1) Виды соревнований по спортивному туризму: маршруты, дистанции. Соревнования на пешеходных дистанциях. 2) Страховочное снаряжение. Взаимная страховка - основная форма безопасности. Индивидуальное страховочное снаряжение Работа с веревкой. Практика: 1) Выполнение заданий по подготовке необходимого снаряжения, 2, 3) посещение соревнований с ознакомительной целью. 4) Игры «Туристическими тропами», «Не заблудись». Дидактические и технические средства обучения: веревки, перчатки, карабины, шведская стенка, точки крепления перил (опоры), секундомер, свисток, маркировочная лента. Модуль «Пешеходные маршруты» Изучая этот модуль, обучающиеся получат представление о таких понятиях, как спортивный пешеходный маршрут, учебный поход. Познакомятся с правилами планирования маршрутов, правилами подбора и использования специального походного снаряжения (костровое, пила, топор, палатка, тент, рюкзак и т.д.). Цель: содействие социальной адаптации и разностороннему развитию личности средствами походной деятельности. Задачи: познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде; научить оздоровительным двигательным и спортивным упражнениям; познакомить с основами работы с туристским снаряжением; познакомить с первичными навыками самообслуживания в походных условиях; обучить командной работе; познакомить с основными принципами социально-бытовой ориентировки. Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного нахождения в природной среде; познакомятся с основами работы с туристским снаряжением; познакомятся с первичными навыками самообслуживания в походных условиях; освоят принципы командной работы; познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки. № Учебно-тематический план модуля «Пешеходные маршруты» Количество тем Формы контроля и Наименование тем 4 аттестации п / п 1 2 3 Теор ия Практ ика Все го Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Спортивный поход. Специальная спортивно-туристическая подготовка для работы на пешеходных маршрутах. 1 1 2 1 2 2 5 3 20 Итого 4 8 12 тестирование педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение Содержание модуля «Пешеходные маршруты» Тема 1.Вводное занятие Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Демонстрация фото походов и путешествий. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила поведения в детском объединении. Практика: игры для сплочения коллектива «А ну-ка вместе…», «Помогай-ка». Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, игры, фото походов. Тема 2. Спортивный поход Теория: Спортивный туризм. Виды спортивных походов. Карта спортивных маршрутов Свердловской области. Практика: 1) работа с картой, 2)игры «Водоносы», «Перебежки». Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским маршрутам Самарской области, игры, фото походов и путешествий. Тема 3. Специальная спортивно-туристическая подготовка для работы на пешеходных маршрутах Теория: 1) Значение ориентирования для движения по маршруту похода. Ремонт снаряжения. Личное снаряжение (одежда, обувь, предметы личной гигиены) в зависимости от времени года и района путешествия. 2) Обязанности в группе. Групповое снаряжение. Укладка рюкзака. Травматизм в походных условиях. Работа с картой и компасом. Практика: 1) работа с тестовыми карточками, 2-3) работа с картой и компасом, 4-5) игры «Уложи рюкзак», «Дружба». Дидактические и технические средства обучения: карты, компас, веревки, рюкзаки, палатки, костровое оборудование, топоры, пилы, кухонные принадлежности, тент. III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Организационное обеспечение Предметно-пространственная среда программы проектируется под каждое конкретное занятие, под конкретного ребенка или группу детей. Во время занятий соблюдаются перерывы при статических нагрузках, избегание определенных движений. Если занятия проводятся с детьми с РАС, используются шумопоглощающие наушники в случае гиперчувствительности к звукам или шумам, альтернативные средства коммуникации (пиктограммы, карточки PECS) при невозможности вербального общения. Перед учебно-туристическим походом подготавливается социальная история. 3.2. Методическое обеспечение Программа имеет оптимальное методическое обеспечение. Учебно-методический комплекс программы включает: разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, сборники упражнений, памятки, инструкции и др.; разработки педагога для проведения занятий: наглядный материал, образцы работ, шаблоны и др.; методическую литературу; диагностические материалы. В процессе обучения используются различные методы и приемы: метод убеждения, метод проблемного обучения, метод словесного изложения, метод примера и упражнения для показа приемов отработки навыков и умений, метод закрепления умений с помощью тренировки, игры, соревнований, учебного похода и др. 5 3.3. Материально-техническое обеспечение: веревки , перчатки, карабины, шведская стенка, Секундомер, свистки, маркировочная лента, мячи футбольные и баскетбольные, скакалки, канат, маты, тенты, палатки, костровое оборудование, карты, компасы, шумопоглащающие наушники, пиктограммы, карточки PECS, компьютер с выходом в Интернет 3.4. Кадровое обеспечение Деятельность по реализации программы осуществляется педагогами дополнительного образования, имеющими высшее педагогическое образование, прошедшими специальную подготовку по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью. 1. 2. 3. 4. 5. 6. IV. ЛИТЕРАТУРА Агаджанян П.А., Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 2017. Алешин В.М., Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 2015 . Ганиченко Л., Котелок над костром. - М.: Издательский дом «Вокруг света», 2017. Зорин И.В., Штюрмер Ю.А., Туризм и охрана окружающей среды. - М.: ЦРИБ «Турист», 2016. Зубович С.Ф., Первые шаги в ориентировании. - Минск: Полыня, 2016. Кодыш Э.Н., Туристские слеты и соревнования. - М.: Профиздат, 2019. 6