Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Адаптированная общеразвивающая программа дополнительного образования Краеведческий туризм

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Введение
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «Краеведческий туризм» реализуется в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №4»,
разработана в соответствии со следующими документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
− Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
− Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10
июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
Программа имеет ознакомительный уровень освоения содержания, предполагающий
использование общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную
сложность задач, поставленных перед обучающимися.
Программа предполагает разноуровневый подход, вариативна и подстраивается под
индивидуальные
особенности
ребенка.
Это
позволяет
учитывать
индивидуальные
психофизиологические особенности обучающихся. При разработке и планировании занятий
обеспечивается адресное донесение информации учащимся, осваивающим программу, а учебный
материал (теоретический и практический) преподносится с учётом уровня развития и разную степень
освоения ими содержания программы.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует вовлечению в
дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью, в т. ч.
интеллектуальными
нарушениями.
Новизна программы - модульное построение.
Педагогическая целесообразность заключается в применении на занятиях деятельностного
подхода обучения, что позволяет обучающимся максимально продуктивно усваивать материал
благодаря разнообразию видов деятельности. Таким образом, педагог стимулирует познавательные
интересы учащихся и развивает их практические навыки, формирует навыки самообразования и
саморазвития.
На занятиях используются различные формы обучения, которые подходят конкретно к
отдельно взятой группе детей с учетом их психофизического и эмоционального состояния.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для социализации и интеграции ребенка с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы –формирование социальных компетенций, расширение социально-бытовых
навыков, формирование умений и навыков туристической деятельности, развитие коммуникативных
навыков, коррекция физического развития, воспитание бережного отношения к природе.
1.3. Целевая аудитория
Программа рассчитана на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, в т.ч. с интеллектуальными
нарушениями в возрасте от 9 до 14 лет.
1.4. Формы обучения, сроки реализации и режим занятий
Форма обучения - очная.
Программа рассчитана на 1 год обучения - 32 часа (1 час в неделю). Занятия проводятся 1 раз
в неделю по 1 часу, продолжительность каждого занятия 40 минут.
Форма занятий - групповая. В группе занимаются до 12 человек.
На аудиторных занятиях используются многообразные формы обучения: беседа, показ с
пояснением, демонстрация, консультация, практическое занятие, соревнование, эстафета, сюжетноигровое занятие.
1.5. Ожидаемые результаты - демонстрируют более высокий уровень физического
развития; скорректированы коммуникативные способности; демонстрируют навыки социальнобытового ориентирования.

1.6. Критерии и способы определения результатов образовательного процесса
В процессе реализации программы осуществляется мониторинг развития и адаптации
обучающихся кружка. Оценка освоения программы осуществляется только относительно
достижений каждого ребенка в отдельности в сравнении с предыдущими его достижениями.
Критерии оценки результатов обучения могут быть распределены по степени выраженности
знаний и приобретенных специальных умений по уровням:
Низкий уровень — учащийся имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в
практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке.
Средний уровень — запас знаний учащегося близок к содержанию программы, допускаются
незначительные ошибки в практической
деятельности.
Высокий уровень — учащийся имеет оптимальное для его развития и личностных особенностей
представление о предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен.
Очень высокий уровень — учащийся способен применять полученные знания в новых
условиях.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов реализации программы предполагает различные формы.
Продуктивные формы: участие обучающихся в различных массовых мероприятиях,
соревнованиях, конкурсах и т.д.
Документальные формы: результаты обучения, творческий и личностный рост детей
фиксируются в индивидуальных портфолио.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов – 32.
Количество часов в неделю – 1.
№
п/п

Наименование модуля

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1

Ориентирование на местности

2

6

8

2

Пешеходные дистанции

4

8

12

3

Пешеходные маршруты

4

8

12

10

22

32

ИТОГО

Модуль «Ориентирование на местности»
Обучаясь по данному модулю, дети получат представление о таких понятиях, как карта
местности, компас. Познакомятся с такими понятиями, как маршрут движения по карте на местности,
определение своего местоположения на местности по карте.
Цель: содействие социальной адаптации обучающегося и его разностороннему развитию
посредством знакомства со спортивным ориентированием.
Задачи: познакомить с основами ориентации в пространстве (помещении, учебном классе,
улице, природной среде); познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде;
научить оздоровительным двигательным и спортивным упражнениям; познакомить с
индивидуальной и командной работой; познакомить с основными принципами социально-бытовой
ориентировки.
Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного пребывания в природной
среде; познакомятся с основными принципами ориентации на местности; научатся выполнять
комплекс физических упражнений; освоят принципы командной и индивидуальной работы;
познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки.
Учебно-тематический план модуля «Ориентирование на местности»
№
п

Количество тем
Наименование тем

2

Формы контроля и
аттестации

/
п

Теор
ия

Практ
ика

Все
го

1

1

2

тестирование,
педагогическое наблюдение

2

Вводное занятие.
Знакомство с планом работы.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Туризм, его значение и место в
современном обществе.

1

2

3

педагогическое наблюдение

Основы спортивного ориентирования и
топографии.

1

3

4

3

Итого

2

6

8

1

педагогическое наблюдение

Содержание модуля «Ориентирование на местности»
Тема 1.Вводное занятие
Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Инструктаж по
технике безопасности, пожарной безопасности, правила поведения в детском объединении.
Практика: Просмотр фильма «Что такое туризм?». Игры на знакомство и для сплочения
коллектива «Что я люблю», «Сосед справа, сосед слева», «Туристические препятствия».
Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по
правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, анкеты, игры, фото походов.
Тема 2. Туризм, его значение и место в современном обществе
Теория: История туризма. История спортивного туризма .Экскурсионный туризм, спортивный
туризм. Великие географические открытия. Путешествия. Туризм в России.
Практика: 1) Игра-викторина «Туризмом мы живем и дышим», 2) игры «Ловкий турист»,
«Болото».
Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским детским
мероприятиям, игры, фото походов и путешествий.
Тема 3. Основы спортивного ориентирования и топографии
Теория: значение и назначение спортивного ориентирования. Топографические карты.
Топографические знаки. Компас.
Практика: 1) Тестирование. 2) Чтение карт. 3) Работа с компасом. Игра «Через реку на мосту»
Дидактические и технические средства обучения: топографические и спортивные карты, игры,
компас.
Модуль «Пешеходные дистанции»
В рамках модуля обучающиеся получат представление о таких понятиях, как спортивная
пешеходная дистанция, познакомятся с правилами преодоления дистанций; научатся преодолевать
дистанции в соответствии с правилами спортивного туризма.
Цель: содействие социальной адаптации и разностороннему развитию личности посредством
знакомства с основными принципами спортивного туризма.
Задачи: познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде; познакомить с
основами работы с элементарным туристским снаряжением; познакомить с индивидуальной и
командной работой; познакомить с основными принципами социально-бытовой ориентировки.
Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного пребывания в природной среде;
познакомятся с основами работы с туристским снаряжением; освоят принципы командной и
индивидуальной работы; познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки.
Учебно-тематический план модуля «Пешеходные дистанции»
№
п
/
п

Количество тем
Наименование тем

Теор
ия

3

Практ
ика

Все го

Формы контроля и
аттестации

1
2
3

Вводное занятие. Знакомство с планом
работы. Инструктаж по технике
безопасности.

1

2

3

тестирование

Виды спортивного туризма.

1

2

3

Специальная спортивно-туристическая
подготовка для работы на пешеходных
дистанциях.

2

4

8

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

4

8

12

Итого

Содержание модуля «Пешеходные дистанции»
Тема 1.Вводное занятие
Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Демонстрация фото
походов и путешествий. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила
поведения в детском объединении.
Практика: 1) Игры для сплочения коллектива «Снежный ком», «Я - дрозд, ты - дрозд». 2)
Тестирование.
Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по
правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, анкеты, игры, фото походов и
путешествий.
Тема 2. Виды туризма
Теория: Экскурсионный туризм, спортивный туризм. Виды
спортивного туризма пешеходный, горный, водный, велосипедный, автомобильный. Альпинизм. Туризм в России.
Практика: Игра-викторина «Следопыты» (2 часа)
Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским слетам
учащихся, игры, фото походов и путешествий.
Тема 3. Специальная спортивно-туристическая подготовка для работы на пешеходных
дистанциях
Теория: 1) Виды соревнований по спортивному туризму: маршруты, дистанции. Соревнования
на пешеходных дистанциях.
2) Страховочное снаряжение. Взаимная страховка - основная форма безопасности.
Индивидуальное страховочное снаряжение Работа с веревкой.
Практика: 1) Выполнение заданий по подготовке необходимого снаряжения, 2, 3) посещение
соревнований с ознакомительной целью. 4) Игры «Туристическими тропами», «Не заблудись».
Дидактические и технические средства обучения: веревки, перчатки, карабины, шведская
стенка, точки крепления перил (опоры), секундомер, свисток, маркировочная лента.
Модуль «Пешеходные маршруты»
Изучая этот модуль, обучающиеся получат представление о таких понятиях, как спортивный
пешеходный маршрут, учебный поход. Познакомятся с правилами планирования маршрутов,
правилами подбора и использования специального походного снаряжения (костровое, пила, топор,
палатка, тент, рюкзак и т.д.).
Цель: содействие социальной адаптации и разностороннему развитию личности средствами
походной деятельности.
Задачи: познакомить с основами безопасного нахождения в природной среде; научить
оздоровительным двигательным и спортивным упражнениям; познакомить
с
основами
работы
с
туристским снаряжением; познакомить с первичными навыками
самообслуживания в походных условиях; обучить командной работе; познакомить с основными
принципами социально-бытовой ориентировки.
Ожидаемые результаты: познакомятся с основами безопасного нахождения в природной
среде; познакомятся с
основами
работы
с
туристским снаряжением;
познакомятся с первичными навыками самообслуживания в походных условиях; освоят принципы
командной работы; познакомятся с основными принципами социально-бытовой ориентировки.
№

Учебно-тематический план модуля «Пешеходные маршруты»
Количество тем
Формы контроля и
Наименование тем

4

аттестации
п
/
п

1
2
3

Теор
ия

Практ
ика

Все
го

Вводное занятие. Знакомство с
планом работы. Инструктаж по
технике безопасности.
Спортивный поход.
Специальная спортивно-туристическая
подготовка для работы на пешеходных
маршрутах.

1

1

2

1
2

2
5

3
20

Итого

4

8

12

тестирование

педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение

Содержание модуля «Пешеходные маршруты»
Тема 1.Вводное занятие
Теория: Знакомство обучающихся с основными целями и задачами модуля. Демонстрация фото
походов и путешествий. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правила
поведения в детском объединении.
Практика: игры для сплочения коллектива «А ну-ка вместе…», «Помогай-ка».
Дидактические и технические средства обучения: инструкции, подборка материала по
правилам пожарной безопасности, безопасной жизнедеятельности, игры, фото походов.
Тема 2. Спортивный поход
Теория: Спортивный туризм. Виды спортивных походов. Карта спортивных маршрутов
Свердловской области.
Практика: 1) работа с картой, 2)игры «Водоносы», «Перебежки».
Дидактические и технические средства обучения: подборка материала по туристским
маршрутам Самарской области, игры, фото походов и путешествий.
Тема 3. Специальная спортивно-туристическая подготовка для работы на пешеходных
маршрутах
Теория: 1) Значение ориентирования для движения по маршруту похода. Ремонт снаряжения.
Личное снаряжение (одежда, обувь, предметы личной гигиены) в зависимости от времени года и
района путешествия. 2) Обязанности в группе. Групповое снаряжение. Укладка рюкзака. Травматизм
в походных условиях. Работа с картой и компасом.
Практика: 1) работа с тестовыми карточками, 2-3) работа с картой и компасом, 4-5) игры
«Уложи рюкзак», «Дружба».
Дидактические и технические средства обучения: карты, компас, веревки, рюкзаки, палатки,
костровое оборудование, топоры, пилы, кухонные принадлежности, тент.
III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Организационное обеспечение
Предметно-пространственная среда программы проектируется под каждое конкретное занятие,
под конкретного ребенка или группу детей. Во время занятий соблюдаются перерывы при
статических нагрузках, избегание определенных движений. Если занятия проводятся с детьми с РАС,
используются шумопоглощающие наушники в случае гиперчувствительности к звукам или шумам,
альтернативные средства коммуникации (пиктограммы, карточки PECS) при невозможности
вербального общения.
Перед учебно-туристическим походом подготавливается социальная история.
3.2. Методическое обеспечение
Программа имеет оптимальное методическое обеспечение.
Учебно-методический комплекс программы включает: разработки педагога для обеспечения
образовательного процесса: планы, сборники упражнений, памятки, инструкции и др.; разработки
педагога для проведения занятий: наглядный материал, образцы работ, шаблоны и др.; методическую
литературу; диагностические материалы.
В процессе обучения используются различные методы и приемы: метод убеждения, метод
проблемного обучения, метод словесного изложения, метод примера и упражнения для показа
приемов отработки навыков и умений, метод закрепления умений с помощью тренировки, игры,
соревнований, учебного похода и др.

5

3.3. Материально-техническое обеспечение: веревки , перчатки, карабины, шведская стенка,
Секундомер, свистки, маркировочная лента, мячи футбольные и баскетбольные, скакалки, канат,
маты, тенты, палатки, костровое оборудование, карты, компасы, шумопоглащающие наушники,
пиктограммы, карточки PECS, компьютер с выходом в Интернет
3.4. Кадровое обеспечение
Деятельность по реализации программы осуществляется педагогами дополнительного
образования, имеющими высшее педагогическое образование, прошедшими специальную
подготовку по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

IV. ЛИТЕРАТУРА
Агаджанян П.А., Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 2017.
Алешин В.М., Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 2015 .
Ганиченко Л., Котелок над костром. - М.: Издательский дом «Вокруг света», 2017.
Зорин И.В., Штюрмер Ю.А., Туризм и охрана окружающей среды. - М.: ЦРИБ «Турист», 2016.
Зубович С.Ф., Первые шаги в ориентировании. - Минск: Полыня, 2016.
Кодыш Э.Н., Туристские слеты и соревнования. - М.: Профиздат, 2019.

6


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».