Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Русский язык
5 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Андреева Елена Сергеевна
должность - учитель
высшая категория
г. Екатеринбург, 2023
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" предметной области "Язык и речевая
практика" для обучающихся 5 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика,
правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность
является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе
грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и
научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности.
На изучение предмета “Русский язык” в 5 классе отводится 4 в неделю, всего 136.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Русский язык"
1. Раздел «Грамматика, правописание и развитие речи»
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные
глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с
помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных
слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях
слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Единообразное
написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
2
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие,
предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные,
одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после
шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1,
2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных
окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена
существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени
прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени
прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее).
Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься.
Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся. Повелительная форма глагола.
Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения
единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью
различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного,
синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания
перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания
при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО.
Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные
предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным
текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный.
Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
3
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам
наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно
составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений
из практической деятельности, книг.
Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки:
личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета,
доверенность, расписка и др. Письмо с элементами творческой деятельности.
2. Раздел «Чтение и развитие речи» (Литературное чтение)
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина,
предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных
писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и
научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины,
об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть,
правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы,
рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
• литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
• присказка, зачин, диалог, произведение.
• герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
• стихотворение, рифма, строка, строфа.
• средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
• элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений
целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли
текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей.
Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный
пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с
помощью учителя).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знание отличительных грамматических признаков
основных частей слова
знание значимых частей слова и их
дифференцировка по существенным признакам;
образование слов с новым значением с опорой на
образец
образование слов с новым значением, относящихся
к разным частям речи, с использованием приставок
и суффиксов с опорой на схему;
представления о грамматических разрядах слов
дифференцировка слов, относящихся к различным
частям речи по существенным признакам
различение изученных частей речи по вопросу и
значению
определение некоторых грамматических признаков
изученных частей (существительного,
прилагательного, глагола) речи по опорной схеме
или вопросам учителя;
использование на письме орфографических правил нахождение орфографической трудности в слове и
после предварительного разбора текста на основе
решение орографической задачи (под руководством
готового или коллективного составленного алгоритма
учителя);
составление различных конструкций предложений с
опорой на представленный образец
установление смысловых связей в несложных по
содержанию и структуре предложениях (не более
4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
установление смысловых связей в словосочетании по
образцу, вопросам учителя
нахождение главных и второстепенных членов
предложения с использованием опорных схем;
нахождение главных и второстепенных членов
предложения без деления на виды (с помощью
учителя)
составление предложений с однородными членами
с опорой на образец;
•нахождение в тексте однородных членов
предложения
составление предложений, разных по интонации с
опорой на образец;
различение предложений, разных по интонации
различение предложений (с помощью учителя)
различных по цели высказывания;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных,
выбор одного заголовка из нескольких
соответствующих теме текста
предложенных, соответствующих теме и основной
мысли текста;
письмо небольших по объему изложений
повествовательного текста и повествовательного
текста с элементами описания (50-55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех
компонентов текста
письмо сочинений-повествований с элементами
описания после предварительного коллективного
разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых
средств (55-60 слов).
участие в обсуждении фактического материала
высказывания, необходимого для раскрытия его темы
и основной мысли
отбор фактического материала, необходимого для
раскрытия основной мысли текста (с помощью
учителя);
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практически
работы
е работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ
1.1 Звуки и буквы.Текст
16
0
2
Восстановить в памяти порядок букв в
Письменн
алфавите, закрепить умение
ый
пользоваться орфографическим
контроль
словарём.
Наблюдать за соотнесением звука и
буквы под ударением и несоответствием
в безударном положении. Сделать вывод
о необходимости проверять безударный
гласный в слове. Использовать способ
проверки безударных гласных по
данному образцу рассуждения (я
сомневаюсь, поэтому проверяю
определённым способом). Пополнить
словарь по теме, приводить примеры
слов с проверяемыми и непроверяемыми
безударными гласными.
Различать на слух и чётко произносить
твёрдые и мягкие согласные. Доказывать
правильность постановки мягкого знака
в слове по данному образцу
рассуждения. Пополнить словарь по теме
новыми примерами.
Понаблюдать за написанием
разделительного мягкого знака в словах.
Упражняться в умении слышать,
правильно произносить и записывать
слова с разделительным мягким знаком.
Доказывать правильность написания
данных слов. Вспомнить правила
переноса таких слов. Обогатить словарь
7
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практически
работы
е работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
новыми примерами. Сравнивать слова с
мягким знаком и слова с разделительным
мягким знаком.
Различать звонкие и глухие согласные на
слух. Сравнивать, как они произносятся
и как пишутся на конце слова.
Доказывать правильность написания
парных согласных на конце слова по
данному образцу рассуждения.
Различать правила проверки парных
согласных и безударных гласных в
словах.
Учиться различать текст (предложения,
связанные по смыслу общей темой) и
несколько отдельных предложений.
Уметь объяснить эти различия.
Коллективно подбирать заголовок к
тексту.
Познакомиться с понятием «адрес».
Уметь перечислить все адресные данные,
которые необходимо указывать в
почтовых отправлениях. Тренироваться в
записи адресов.
1.2 Предложение. Текст
16
0
2
Закреплять умение выделять
Письменн
предложение из текста, делить текст на ый
предложения, восстанавливать
контроль
нарушенный порядок слов в
предложении.
Связывать слова в предложении, изменяя
форму слов.
Познакомиться с главными и
второстепенными членами предложения.
Различать подлежащее и сказуемое по
значению в предложении и по вопросам.
8
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практически
работы
е работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Правильно подчёркивать главные и
второстепенные члены предложения.
Различать предложения по интонации.
Сравнивать их, выделяя видимые
признаки (восклицания или
вопросительные слова в начале
предложений, знаки препинания в конце
предложений). Тренироваться в
выразительном чтении таких
предложений.
Принимать участие в составлении
диалогов с дополнением ответа на
вопрос собеседника. Соблюдать при этом
правильную расстановку знаков
препинания и точность интонирования
реплик диалога при его чтении.
Учиться составлять диалоги по образцу
и схеме диалога.
Итого по разделу
32 часа
Раздел 2.СОСТАВ СЛОВА.ТЕКСТ
2.1 Состав слова
11
0
0
2.2 Правописание
безударных гласных в
корне
9
0
1
2.3 Правописание парных
звонких и глухих
согласных в корне
11
1
1
0
0
Итого по разделу
31 час
Раздел 3. ЧАСТИ РЕЧИ. ТЕКСТ
2.1 Части речи. Текст.
6
Чётко различать названия предметов,
действий, признаков. Уметь соотнести
эти названия с новыми понятиями о
Устный
опрос,
письменн
9
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практически
работы
е работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
частях речи. Учиться ставить вопросы к ый
существительным, глаголам и
контроль
прилагательным, используя прошлый
опыт; выделять части речи в
предложении и правильно подчёркивать
их.Употреблять разные части речи в
предложении и тексте. Использовать
разные части речи в диалоге, отвечая на
вопросы собеседника одним словом
(существительным, глаголом или
прилагательным).
2.2 Имя существительное
21
0
3
Понимать значение существительных в
речи. Подбирать к обобщающим
названиям названия конкретных
предметов и уметь обозначать ряд
конкретных названий предметов
обобщающим словом.
Познакомиться с понятиями
«одушевлённые и неодушевлённые
существительные», «собственные и
нарицательные существительные».
Уметь объяснить, чем они различаются,
для чего даётся собственное имя
предмету. Делать вывод о правилах
правописания имён собственных,
используя прошлый опыт.
Уметь употреблять существительные в
единственном и множественном числе.
Познакомиться с понятием рода. Учиться
различать существительные мужского,
женского и среднего рода, подставляя к
ним личные местоимения.
Учиться обобщать полученные знания о
существительном, приводить примеры
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
10
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практически
работы
е работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
для характеристики изученных
грамматических признаков
существительного.
Учиться выделять в тексте основную
мысль.
Прочитать историческую справку о
новогоднем празднике и поделиться с
одноклассниками интересными
сведениями. Потренироваться в
написании поздравлений. Опираться на
схемы частей поздравления.
2.3 Имя прилагательное
13
0
2
Понимать значение прилагательных в
речи. Различать признаки, обозначаемые
прилагательными, и приводить свои
примеры разных признаков. Определить
зависимость рода прилагательных от
рода существительных и доказать эту
зависимость на конкретных примерах.
Познакомиться с окончаниями
прилагательных мужского, женского и
среднего рода и научиться их различать и
соотносить с вопросами. Овладевать
умением изменять прилагательные по
родам. Обогащать свою речь
прилагательными, подбирая
словосочетания с прилагательными на
заданные темы. Познакомиться с
запиской. Научиться правильно называть
и выделять в ней три части. Запомнить
важные слова из тематического словаря.
Потренироваться в записи недостающих
частей разных записок.
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
2.4 Глагол
12
0
1
Понимать значение глаголов в речи.
Различать действия, обозначаемые
Устный
опрос,
11
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практически
работы
е работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
глаголами, и приводить свои примеры
письменн
разных действий. Различать глаголы
ый
настоящего, прошедшего и будущего
контроль
времени по вопросам и значению.
Учиться связы¬вать показатель времени
с моментом речи. Находить в тексте
примеры, подтверждающие основную
мысль. Учиться анализировать текст:
чем он интересен, какие примеры
(факты) делают текст интересным/
Итого по разделу
52 часа
Раздел 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ
2.1 Главные и
второстепенные члены
предложения
7
0
0
Восстановить в памяти понятие о
главных и второстепенных членах
предложения. Различать подлежащее и
сказуемое по значению в предложении и
по вопросам. Правильно подчёркивать
главные и второстепенные члены
предложения. Сделать вывод о связи
подлежащего и сказуемого в
предложении.
Тренироваться в постановке вопросов от
главных членов предложения к
второстепенным членам.
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
2.2 Нераспространённые и
распространённые члены
предложения.
4
0
0
Сравнивать нераспространённые и
распространённые предложения.
Находить сходство и различия в
предложениях и их схемах.
Тренироваться в распространении
предложения с помощью вопроса,
предметной и сюжетной картинки.
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
2.3 Однородные члены
предложения.
7
1
1
Познакомиться с однородными членами
предложения, понаблюдать за их
устный
опрос,
12
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольные практически
работы
е работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
записью в предложениях.
практичес
По-тренироваться в чтении однородных кая работа
членов предложения с интонацией
перечисления.
Придумывать разные предложения с
заданными однородными членами,
дополнять предложения однородными
членами.
Познакомиться с разными интересными
по тематике записками. Учиться
выделять в записке три части.
Потренироваться в составлении записок,
разных по тематике сообщений,
содержащихся в них.
Итого по разделу
12
часов
Раздел 5. ПОВТОРЕНИЕ
5.1. ПОВТОРЕНИЕ
9
0
1
Писать под диктовку текст, включающий
слова с изученными орфограммами;
подбирать однокоренные слова и следить
за единообразным написанием
орфограмм в разных частях слова;
определять части речи; составлять
простые предложения с опорой на
иллюстрацию, предложенную ситуацию;
оформлять деловые бумаги с опорой на
образец.
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
ЧАСОВ
13
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Звуки и буквы. Текст.
Гласные и согласные.
Алфавит.
1
0
0
2 Несовпадение звука и
буквы в слове.
1
0
0
3 Мягкие согласные перед
е, ё, ю, я, и.
1
0
0
4 Мягкий знак на конце и в 1
середине слова.
0
0
5 Правописание слов
разделительным мягким
знаком.
1
0
0
6 Текст. Различение текста
и не текста.
1
0
0
7 Парные звонкие и глухие 1
согласные, их
правописание на конце
слова.
0
0
8 Ударные и безударные
гласные в слове.
1
0
0
9 Проверка безударных
гласных в слове.
1
0
0
10 Текст. Определение темы 1
текста. Заголовок.
0
0
11 Звуки и буквы.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
12 Проверочный диктант
(входной контроль).
1
0
1
13 Работа над ошибками.
1
0
0
14 Деловое письмо. Адрес.
1
0
0
15 Коллективное
составление рассказа по
серии картинок.
1
0
1
16 Коллективное
составление рассказа по
серии картинок.
1
0
1
14
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
17 Предложение. Текст.
1
Выражение в
предложении законченной
мысли.
0
0
18 Распространение
предложений.
1
0
0
19 Порядок слов в
предложении.
1
0
0
20 Связь слов в
предложении.
1
0
0
21 Главные члены
1
предложения. Сказуемое.
0
0
22 Главные члены
предложения.
Подлежащее.
1
0
0
23 Второстепенные члены
предложения.
1
0
0
24 Текст. Отличие
предложения от текста.
Деление текста на
предложения.
1
0
0
25 Наблюдение за знаками
препинания в конце
предложений.
1
0
0
26 Вопросительные
предложения.
1
0
0
27 Восклицательные
предложения.
1
0
0
28 Повествовательные,
вопросительные и
восклицательные
предложения.
1
0
0
29 Закрепление знаний по
теме «Предложение».
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
30 Деловое письмо. Адрес.
1
0
1
31 Проверочный диктант по 1
теме «Предложение»
0
1
32 Работа над ошибками.
0
0
1
15
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
33 Состав слова. Корень и
однокоренные слова.
1
0
0
34 Общее и различия в
значении однокоренных
слов.
1
0
0
35 Общее и различия в
значении однокоренных
слов.
1
0
0
36 Включение однокоренных 1
слов в предложения.
0
0
37 Окончание-изменяемая
часть слова.
1
0
0
38 Установление связи
между словами с
помощью окончания.
1
0
0
39 Приставка как часть
слова.
1
0
0
40 Изменение значения слова 1
в зависимости от
приставки.
0
0
41 Приставка и предлог.
1
0
0
42 Суффикс как часть слова. 1
0
0
43 Изменение значения слова 1
в зависимости от
суффикса.
0
0
44 Изменение формы слова
для проверки безударной
гласной в корне.
1
0
0
45 Изменение формы слова
для проверки безударной
гласной в корне.
1
0
0
46 Единообразное написание 1
гласных в корне
однокоренных слов.
0
0
47 Слово-корень с ударной
гласной.
0
0
48 Проверяемые и
проверочные слова в
группе однокоренных
слов.
1
1
0
0
16
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
49 Проверочный диктант по
теме «Состав слова»
1
0
1
50 Работа над ошибками.
1
0
0
51 Проверка безударных
гласных в корне слова.
1
0
0
52 Проверка безударных
гласных в корне слова.
1
0
0
53 Изменение формы слова
для проверки парных
звонких и глухих
согласных в корне.
1
0
0
54 Единообразное написание
парных звонких и глухих
согласных в корне
однокоренных слов.
1
0
0
55 Проверка парных звонких
и глухих согласных в
корне слов.
1
0
0
56 Проверяемые гласные и
согласные в корне.
1
0
0
57 Проверяемые гласные и
согласные в корне.
1
0
0
58 Непроверяемые
написания в корне.
1
0
0
59 Единообразное написание
корня в группе
однокоренных слов.
1
0
0
60 Закрепление знаний по
теме «Состав слова».
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
61 Контрольный диктант по
теме «Проверяемые
гласные и согласные в
корне»
1
1
0
62 Работа над ошибками.
1
0
0
63 Деловое письмо.
Поздравление.
1
0
1
17
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
64 Части речи. Текст.
Названия предметов,
действий и признаков.
1
0
0
65 Понятие о частях речи.
Существительное.
1
0
0
66 Глагол.
1
0
0
67 Прилагательное.
1
0
0
68 Различение частей речи
по вопросу и значению.
1
0
0
69 Употребление разных
частей речи в
предложении и тексте.
1
0
0
70 Имя существительное.
Значение
существительных в речи.
1
0
0
71 Одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.
1
0
0
72 Собственные и
нарицательные
существительные.
1
0
0
73 Правописание имён
собственных.
1
0
0
74 Правописание имён
собственных.
1
0
0
75 Текст. Тема и основная
мысль текста.
1
0
0
76 Понятие о единственном
и множественном числе
существительных.
1
0
0
77 Употребление
существительных в
единственном и
множественном числе.
1
0
0
78 Изменение
существительных по
числам.
1
0
0
79 Знакомство с понятием
рода.
1
0
0
18
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
80 Существительные
мужского рода.
1
0
0
81 Существительные
женского рода.
1
0
0
82 Существительные
среднего рода.
1
0
0
83 Различение
существительных по
родам.
1
0
0
84 Различение
существительных по
родам.
1
0
0
85 Существительное.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
86 Существительное.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
87 Проверочный диктант по
теме «Имя
существительное»
1
0
1
88 Работа над ошибками.
1
0
0
89 Деловое письмо.
Поздравление.
1
0
1
90 Изложение текста,
воспринятого на слух.
1
0
1
91 Имя прилагательное.
Значение прилагательных
в речи.
1
0
0
92 Различение признаков,
обозначаемых
прилагательными.
1
0
0
93 Зависимость рода
прилагательных от рода
существительных.
1
0
0
94 Окончания
прилагательных
мужского рода.
1
0
0
поздравление
19
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
95 Окончания
прилагательных женского
рода.
1
0
0
96 Окончания
прилагательных среднего
рода.
1
0
0
97 Окончания
прилагательных
мужского, женского,
среднего рода.
1
0
0
98 Изменение
прилагательных по родам.
1
0
0
99 Прилагательное.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
100 Прилагательное.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
101 Проверочный диктант по
теме «Имя
прилагательное».
1
0
1
102 Работа над ошибками.
1
0
0
103 Деловое письмо. Записка.
1
0
1
104 Глагол. Значение глаголов
в речи.
1
0
0
105 Различение действий,
обозначаемых глаголами.
1
0
0
106 Настоящее время
глаголов.
1
0
0
107 Прошедшее время
глаголов.
1
0
0
108 Будущее время глаголов.
1
0
0
109 Различение глаголов по
временам.
1
0
0
записка
20
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
110 Текст. Отбор примеров и
фактов для
подтверждения основной
мысли.
1
0
0
111 Глагол. Закрепление
знаний. Контрольные
вопросы и задания.
1
0
0
112 Глагол. Закрепление
знаний. Контрольные
вопросы и задания.
1
0
0
113 Проверочный диктант по
теме «Глагол».
1
0
1
114 Работа над ошибками.
1
0
0
115 Изложение текста,
воспринятого на слух, по
данному началу и
опорным словам.
1
0
0
116 Предложение. Главные
члены предложения.
1
0
0
117 Второстепенные члены
предложения.
1
0
0
118 Постановка вопросов от
главных от главных
членов предложения к
второстепенным членам
предложения.
1
0
0
119 Различие
нераспространённых и
распространённых
предложений.
1
0
0
120 Распространение
предложений.
1
0
0
121 Знакомство с
однородными членами
предложения.
1
0
0
122 Дополнение предложения
однородными членами.
1
0
0
123 Предложение.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
провер.работа
изложение
21
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
124 Предложение.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания.
1
0
0
125 Контрольный диктант
(итоговый контроль).
1
1
0
126 Работа над ошибками.
1
0
0
127 Деловое письмо. Записка.
1
0
1
128 Повторение. Состав
слова.
1
0
0
129 Существительное.
1
0
0
130 Прилагательное.
1
0
0
131 Глагол.
1
0
0
132 Глагол.
1
0
0
133 Предложение.
1
0
0
134 Предложение.
1
0
0
135 Текст.
1
0
0
136 Деловое письмо. Письмо.
1
0
1
конт.работа
записка
письмо
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: «Просвещение»,
2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
22