Дополнительное образование естественнонаучной направленности «Цветовод»
1. Пояснительная записка
Статус документа. Адаптированная общеобразовательная программа по дополнительному образованию естественнонаучной направленности
составлена на основании Закона РФ от 29.12.2012г. «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 9
ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”
Общеобразовательная программа дополнительного образования по обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья кружка
«Цветовод» является дополнительной образовательной программой естественнонаучной направленности.
Цель: развивать естественнонаучные представления, воспитывать любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по
выращиванию и уходу за растениями (комнатными, однолетними, многолетними).
Задачи курса:
- формировать активность и самостоятельность в труде, навыки коллективной работы;
-развивать и совершенствовать творческие и исследовательские способности;
-развивать у детей интерес к цветоводству, умение ухаживать за комнатными растения;
-расширять знания детей о разнообразии мира (комнатных растений), их размножении, правилах ухода за ними (полив, рыхление почвы, вытирание
пыли с листовой пластины, опрыскивание);
-воспитывать эстетическое восприятие природы, чувство прекрасного, потребность принять личное участие в озеленении школы;
- повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-уметь выражать свои просьбы и желания, использовать жесты (неговорящие ученики).
-коррекция и развитие мелкой моторики.
Программа включает разделы:
-цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека;
-комнатное цветоводство; уход за комнатными растениями.
-особенности и способы размножения цветочно-декоративных растений;
-выращивание рассады цветов для школьных клумб.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, программа рассчитана на обучающихся 9-11 лет.
В структуру программы кружка естественнонаучной направленности «Цветовод» входят пояснительная записка, учебный план, календарный учебный
график, рабочие программы, УМК.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме проведения открытых занятий для родителей, выставки творческих работ, участия в
конкурсах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать:
-растения – живой организм, особенности его строения;
-условия жизни растений (свет, тепло, вода, воздух);
-труд человека по уходу за растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;
-эстетическое и гигиеническое значение растений;
-условия, необходимые для прорастания семян;
-основные факторы среды обитания растений;
1
-виды грунтовых и комнатных цветочно-декоративных растений;
-приемы размножения и выращивания грунтовых и комнатных цветочно-декоративных растений;
-вредителей растений.
Учащиеся должны уметь:
-правильно поливать комнатные цветочно-декоративные растения;
-протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;
-рыхлить почву;
-приготавливать почвенные смеси;
-провести посадку растения;
-провести размножение растения;
-пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;
-наблюдать за ростом растений.
2. Учебный план
1 группа (9-11 лет)
№ п/п
1
2
3
4
5
Название раздела
Кол-во часов
Введение
Цветочно-декоративные растения
Комнатные растения.
Особенности комнатных растений
Уход за комнатными растениями.
Итого
1
5
8
10
8
32
3. Календарный учебный график
1 группа (9-11 лет)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Месяцы
Название раздела
Введение
Цветочно-декоративные растения
Комнатные растения.
Особенности комнатных растений
Уход за комнатными растениями.
Итого
Сент.
1
1
Окт.
Нояб.
Дек.
Янв.
Кол-во
часов
Февр.
Март
Апрель
Май
1
5
4
4
4
2
4
4
4
2
4
8
10
8
32
4. Содержание учебного курса
1 группа
№
Раздел
Количество
часов
Краткое содержание курса
Ознакомление с планом работы, с задачами курса кружка. Правила безопасного поведения
на занятиях кружка.
Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями,
деревьями, кустарниками. Значение зеленых насаждений в жизни человека.
Особенности комнатных растений. Комнатные растения – наши друзья. Растения и
микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья, стебель, цветок,
плоды, семена). Разнообразие комнатных растений.
Размножение комнатных растений. Способы размножения и особенности вегетативного
размножения черенками, луковицами, отводками, листьями, делением корня. Пересадка
комнатных растений. Особенности сезонного ухода, рыхление. Опрыскивание, условия,
необходимые для укоренения черенков.
Учить правильно поливать комнатные цветочно-декоративные растения;
протирать, опрыскивать, удалять сухие листья; рыхлить почву.
1
Введение.
1
2
Цветочно-декоративные
растения.
Комнатные растения.
5
4
Особенности комнатных
растений.
10
5
Уход за комнатными
растениями.
8
3
8
3
5. Календарно-тематическое планирование (1 группа)
№
п/п
Раздел,
тема
Колво
час.
Дата
Цели
Коррекционно-развивающее
сопровождение
УМК
1 четверть (6 часов)
I.Введение (1 ч)
1.
1.Ознакомление с планом
работы. Инструктаж ТБ.
1
Ознакомить с планом работы, с
задачами курса кружка.
Инструктаж по безопасности труда
и гигиены при работе с
горшечными растениями и
сельскохозяйственным
инструментом. Воспитывать
любовь к родному краю, интерес к
природе.
Коррекция зрительного
восприятия.
Таблицы, плакаты по
ТБ
Познакомить с грунтовыми и
комнатными цветочнодекоративными растениями. Дать
понятие об их значении в жизни
человека. Воспитывать
эстетическое восприятие природы.
Коррекция зрительно-двигательной
координации.
Таблицы, сюжетные
картинки
Расширять знания детей о
разнообразии мира комнатных
растений. Развивать и
совершенствовать
исследовательские способности
детей.
Коррекция тактильного восприятия:
чувство формы.
Таблицы, сюжетные
картинки, открытки,
фотографии
II. Цветочно-декоративные растения (5 ч)
1.Грунтовые и комнатные
цветочно-декоративные
растения.
2.Значение зеленых
насаждений в жизни
человека.
1
3.Многообразие комнатных
растений.
4. Игра “Угадай растение по
описанию”
2
1
1
2 четверть (8 часов)
4
III. Комнатные растения (8 ч)
1. Общие сведения о
строении растений. Основные
органы растения.
2
2. Условия содержания
комнатных растений.
2
3. Требования к содержанию
комнатных растений.
Емкости. Почва, земляные
смеси.
4
Дать понятие, что растение –
живой организм, об особенностях
его строения. Воспитывать
эстетическое восприятие природы,
чувство прекрасного
Познакомить детей с условиями
содержания комнатных растений.
Развивать у детей интерес к
цветоводству.
Дать понятие о требованиях к
содержанию комнатных растений
Коррекция наглядно-образного
мышления.
Таблицы
Коррекция наглядно-действенного
мышления.
Презентационные
материалы.
Учебник
Коррекция эмоционально-волевой
деятельности
Презентационные
материалы.
Учебник
Коррекция наглядно-образного
мышления.
Коррекция тактильного восприятия.
Презентационные
материалы.
Учебник
Таблицы
Коррекция зрительного восприятия.
Таблицы
Коррекция индивидуальных
пробелов в ЗУН.
Коррекция зрительно-двигательной
координации.
Плакат «Питание
растений»
Плакат «Пересадка
комнатных
растений»
Презентационные
материалы,
сюжетные картинки
3 четверть (10 часов)
IV.Особенности комнатных растений (10 ч)
1.Комнатные растения – наши
друзья
1
2.Растения и микроклимат
помещения.
3. Внешнее строение
растений (корень, листья.
стебель, цветок).
4. Питание растений.
1
5. Пересадка комнатных
растений.
2
6. Особенности сезонного
ухода.
2
3
1
Уметь узнавать изучаемые
растения по внешнему виду.
Формирование умения принимать
цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать
предложенному плану и работать в
общем темпе.
Развитие мотивации к труду.
Познакомить с потребностью
комнатных растений к влажности
почвы и воздуха температуре,
освещению; виды ухода за
комнатными растениями и сроки
его проведения в связи с
временами года.
Коррекция пространственных
представлений и ориентации.
4 четверть (8 часов)
V.Уход за комнатными растениями(8 ч)
1.Полив комнатных растений.
2
2. Опрыскивание и
гигиенические процедуры.
Познакомить с потребностью
комнатных растений к влажности
почвы и воздуха температуре,
освещению; виды ухода за
5
Коррекция тактильного восприятия.
Плакаты
Коррекция наглядно-действенного
мышления.
Презентационные
материалы. Плакаты
3.Питание комнатных
растений. Подкормка. Виды
удобрений.
4.Перевалка, пересадка
растений.
2
5. Практическая работа.
2
2
комнатными растениями и сроки
его проведения в связи с
временами года.
Формировать активность и
самостоятельность в труде.
Воспитывать естественный интерес
к познанию природы.
Учить приемам опрыскивания и
гигиеническим процедурам.
сотрудничества.
Наблюдение и уход за растениями.
Коррекция тактильного восприятия
Плакаты
Коррекция глазомера, мелкой
моторики.
Плакаты
Коррекция эмоционально-волевой
деятельности
Лейки, колышки,
кисточки, тряпочки
для удаления пыли,
опрыскиватели, спец.
одежда (косынки,
фартуки), горшки.
Учебно-методический комплекс
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html
2. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир
книг.-2009.
3. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.
Подписано цифровой
Алябьева
подписью: Алябьева
Анастасия Александровна
Анастасия
Дата: 2021.07.02 15:43:18
Александровна +05'00'
6