Дополнительное образование естественнонаучной направленности «Цветовод» 1. Пояснительная записка Статус документа. Адаптированная общеобразовательная программа по дополнительному образованию естественнонаучной направленности составлена на основании Закона РФ от 29.12.2012г. «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” Общеобразовательная программа дополнительного образования по обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья кружка «Цветовод» является дополнительной образовательной программой естественнонаучной направленности. Цель: развивать естественнонаучные представления, воспитывать любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по выращиванию и уходу за растениями (комнатными, однолетними, многолетними). Задачи курса: - формировать активность и самостоятельность в труде, навыки коллективной работы; -развивать и совершенствовать творческие и исследовательские способности; -развивать у детей интерес к цветоводству, умение ухаживать за комнатными растения; -расширять знания детей о разнообразии мира (комнатных растений), их размножении, правилах ухода за ними (полив, рыхление почвы, вытирание пыли с листовой пластины, опрыскивание); -воспитывать эстетическое восприятие природы, чувство прекрасного, потребность принять личное участие в озеленении школы; - повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции; -уметь выражать свои просьбы и желания, использовать жесты (неговорящие ученики). -коррекция и развитие мелкой моторики. Программа включает разделы: -цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека; -комнатное цветоводство; уход за комнатными растениями. -особенности и способы размножения цветочно-декоративных растений; -выращивание рассады цветов для школьных клумб. Занятия проводятся 1 раз в неделю, программа рассчитана на обучающихся 9-11 лет. В структуру программы кружка естественнонаучной направленности «Цветовод» входят пояснительная записка, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы, УМК. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме проведения открытых занятий для родителей, выставки творческих работ, участия в конкурсах. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Учащиеся должны знать: -растения – живой организм, особенности его строения; -условия жизни растений (свет, тепло, вода, воздух); -труд человека по уходу за растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности; -эстетическое и гигиеническое значение растений; -условия, необходимые для прорастания семян; -основные факторы среды обитания растений; 1 -виды грунтовых и комнатных цветочно-декоративных растений; -приемы размножения и выращивания грунтовых и комнатных цветочно-декоративных растений; -вредителей растений. Учащиеся должны уметь: -правильно поливать комнатные цветочно-декоративные растения; -протирать, опрыскивать, удалять сухие листья; -рыхлить почву; -приготавливать почвенные смеси; -провести посадку растения; -провести размножение растения; -пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место; -наблюдать за ростом растений. 2. Учебный план 1 группа (9-11 лет) № п/п 1 2 3 4 5 Название раздела Кол-во часов Введение Цветочно-декоративные растения Комнатные растения. Особенности комнатных растений Уход за комнатными растениями. Итого 1 5 8 10 8 32 3. Календарный учебный график 1 группа (9-11 лет) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Месяцы Название раздела Введение Цветочно-декоративные растения Комнатные растения. Особенности комнатных растений Уход за комнатными растениями. Итого Сент. 1 1 Окт. Нояб. Дек. Янв. Кол-во часов Февр. Март Апрель Май 1 5 4 4 4 2 4 4 4 2 4 8 10 8 32 4. Содержание учебного курса 1 группа № Раздел Количество часов Краткое содержание курса Ознакомление с планом работы, с задачами курса кружка. Правила безопасного поведения на занятиях кружка. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками. Значение зеленых насаждений в жизни человека. Особенности комнатных растений. Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья, стебель, цветок, плоды, семена). Разнообразие комнатных растений. Размножение комнатных растений. Способы размножения и особенности вегетативного размножения черенками, луковицами, отводками, листьями, делением корня. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода, рыхление. Опрыскивание, условия, необходимые для укоренения черенков. Учить правильно поливать комнатные цветочно-декоративные растения; протирать, опрыскивать, удалять сухие листья; рыхлить почву. 1 Введение. 1 2 Цветочно-декоративные растения. Комнатные растения. 5 4 Особенности комнатных растений. 10 5 Уход за комнатными растениями. 8 3 8 3 5. Календарно-тематическое планирование (1 группа) № п/п Раздел, тема Колво час. Дата Цели Коррекционно-развивающее сопровождение УМК 1 четверть (6 часов) I.Введение (1 ч) 1. 1.Ознакомление с планом работы. Инструктаж ТБ. 1 Ознакомить с планом работы, с задачами курса кружка. Инструктаж по безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельскохозяйственным инструментом. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к природе. Коррекция зрительного восприятия. Таблицы, плакаты по ТБ Познакомить с грунтовыми и комнатными цветочнодекоративными растениями. Дать понятие об их значении в жизни человека. Воспитывать эстетическое восприятие природы. Коррекция зрительно-двигательной координации. Таблицы, сюжетные картинки Расширять знания детей о разнообразии мира комнатных растений. Развивать и совершенствовать исследовательские способности детей. Коррекция тактильного восприятия: чувство формы. Таблицы, сюжетные картинки, открытки, фотографии II. Цветочно-декоративные растения (5 ч) 1.Грунтовые и комнатные цветочно-декоративные растения. 2.Значение зеленых насаждений в жизни человека. 1 3.Многообразие комнатных растений. 4. Игра “Угадай растение по описанию” 2 1 1 2 четверть (8 часов) 4 III. Комнатные растения (8 ч) 1. Общие сведения о строении растений. Основные органы растения. 2 2. Условия содержания комнатных растений. 2 3. Требования к содержанию комнатных растений. Емкости. Почва, земляные смеси. 4 Дать понятие, что растение – живой организм, об особенностях его строения. Воспитывать эстетическое восприятие природы, чувство прекрасного Познакомить детей с условиями содержания комнатных растений. Развивать у детей интерес к цветоводству. Дать понятие о требованиях к содержанию комнатных растений Коррекция наглядно-образного мышления. Таблицы Коррекция наглядно-действенного мышления. Презентационные материалы. Учебник Коррекция эмоционально-волевой деятельности Презентационные материалы. Учебник Коррекция наглядно-образного мышления. Коррекция тактильного восприятия. Презентационные материалы. Учебник Таблицы Коррекция зрительного восприятия. Таблицы Коррекция индивидуальных пробелов в ЗУН. Коррекция зрительно-двигательной координации. Плакат «Питание растений» Плакат «Пересадка комнатных растений» Презентационные материалы, сюжетные картинки 3 четверть (10 часов) IV.Особенности комнатных растений (10 ч) 1.Комнатные растения – наши друзья 1 2.Растения и микроклимат помещения. 3. Внешнее строение растений (корень, листья. стебель, цветок). 4. Питание растений. 1 5. Пересадка комнатных растений. 2 6. Особенности сезонного ухода. 2 3 1 Уметь узнавать изучаемые растения по внешнему виду. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Развитие мотивации к труду. Познакомить с потребностью комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с временами года. Коррекция пространственных представлений и ориентации. 4 четверть (8 часов) V.Уход за комнатными растениями(8 ч) 1.Полив комнатных растений. 2 2. Опрыскивание и гигиенические процедуры. Познакомить с потребностью комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за 5 Коррекция тактильного восприятия. Плакаты Коррекция наглядно-действенного мышления. Презентационные материалы. Плакаты 3.Питание комнатных растений. Подкормка. Виды удобрений. 4.Перевалка, пересадка растений. 2 5. Практическая работа. 2 2 комнатными растениями и сроки его проведения в связи с временами года. Формировать активность и самостоятельность в труде. Воспитывать естественный интерес к познанию природы. Учить приемам опрыскивания и гигиеническим процедурам. сотрудничества. Наблюдение и уход за растениями. Коррекция тактильного восприятия Плакаты Коррекция глазомера, мелкой моторики. Плакаты Коррекция эмоционально-волевой деятельности Лейки, колышки, кисточки, тряпочки для удаления пыли, опрыскиватели, спец. одежда (косынки, фартуки), горшки. Учебно-методический комплекс 1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html 2. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009. 3. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53. Подписано цифровой Алябьева подписью: Алябьева Анастасия Александровна Анастасия Дата: 2021.07.02 15:43:18 Александровна +05'00' 6