Пояснительная записка Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования художественной направленности «Умелые руки» составлена на основании Закона РФ от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Цель программы: создание оптимальных условий для развития художественного восприятия учащихся, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка, социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия дополнительного образования направлены на коррекцию недостатков эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности детей с недостатками в развитии. Задачи дополнительного образования учащихся по художественной направленности: положительное воздействие на нервно – психическую сферу детей; повышение эмоционального фона; развитие эстетического восприятия. На занятиях «Умелые руки» осуществляется коррекционно-развивающее сопровождение: коррекция эмоционально – волевой сферы, активизация психических процессов (память, внимание, представление), коррекция общей моторики. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Умелые руки»: - участие в общешкольных мероприятиях, посвященным календарным датам; -участие в школьных и внешкольных выставках детского творчества. Программа рассчитана на детей в возрасте 8-13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебный план I группа (8-13 лет) № п/п Название раздела Количество занятий I четверть (6 занятий) 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Вводно-теоретическая часть (беседа, экскурсия на природу) Лепка «Красота вокруг нас» Рисование «Волшебный карандаш» Выжигание по дереву. II четверть (8 занятий) Лепка (пластилиновая мозаика, объемная лепка) «Мир игрушек». Рисование «Нарисуем и раскрасим». Выжигание по дереву. III четверть (10 занятий) Лепка (пластилиновая мозаика, объемная лепка). «Лепка по показу» Рисование «Нарисуем и раскрасим». Выжигание по дереву. IV четверть (8 занятий) Лепка (пластилиновая мозаика, объемная лепка). «Лепка по показу» Рисование «Нарисуем и раскрасим». Выжигание по дереву. Итого 1 1 1 3 1 2 5 2 2 6 2 2 4 32 Календарный учебный график I группа (8-13 лет) № п.п Название раздела сентябрь октябрь ноябрь декабрь Месяцы январь февраль 1 1 апрель май Всего занятий 1 1 6 1 1 1 8 март 1. Лепка 1 2. Рисование 1 1 1 1 1 3. Выжигание 1 1 2 3 1 2 4 2 2 18 3 2 4 4 3 3 5 4 4 32 3 2 4 4 3 3 5 4 4 32 Всего занятий Итого 1 Календарно-тематическое планирование № Раздел, тема занятия Дата Задачи УМК и ТСО 1четверть (6 занятий) 1. Вводно-теоретическая работа (беседа, экскурсия на природу) 1 2. Лепка 1 «Красота вокруг нас» 3. Рисование «Волшебный карандаш» 1 Выявить знания и умения учащихся. Познакомит с ТБ работы Образцы работ, наглядные на занятиях кружка. Коррекция речевых навыков. Воспитывать пособия, штампы, трафареты интерес к творческому труду. пластические материалы, инструменты, фанера, Продолжать учить разминать, отщипывать, катать шарики и приборы для выжигания составлять мозаичные картинки. Коррекция зрительнослухового восприятия. Воспитывать интерес к лепке. Продолжать учить рисовать эскизы. Коррекция речевых навыков. Воспитывать внимание и усидчивость при выполнении задания. 4. Выжигание по дереву 3 Научить приёмам обработки фанеры. Научить переносить рисунок через копирку на фанеру. Научить выжигать различными способами. Обогащение словарного запаса. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать умение слушать учителя. 2 четверть (8 занятий) 5 Лепка (пластилиновая мозаика, объёмная лепка) 1 Продолжать учить разминать, отщипывать, катать шарики и составлять мозаичные картинки. Продолжать учить лепить комбинированным способом и из целого куска пластического материала. Коррекция зрительно-слухового восприятия. Воспитывать интерес к лепке. 2 Продолжать учить рисовать эскизы. Продолжать учить приёмам рисования карандашами и красками. Коррекция речевых навыков. Воспитывать внимание и усидчивость при выполнении задания. «Мир игрушек» 6 Рисование «Нарисуем раскрасим» 7 и Выжигание по дереву 5 Образцы работ, наглядные пособия, штампы, трафареты пластические материалы, инструменты, фанера, приборы для выжигания Продолжать учить приёмам обработки фанеры, выжигать различными способами. Обогащение словарного запаса. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать умение слушать учителя. 3 четверть (10 занятий) 8 Лепка (пластилиновая мозаика, объёмная лепка) 2 Продолжать учить составлять мозаичные картинки. Закреплять знания и умения, полученные на уроках рисования и занимательного труда. Коррекция зрительно-слухового восприятия. Воспитывать интерес к лепке. 2 Продолжать учить рисовать эскизы и дорабатывать их в цвете. Коррекция речевых навыков. Развивать умение наблюдать и запоминать. Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру «Лепка по показу» 9 Рисование «Нарисуем раскрасим» и Образцы работ, наглядные пособия, штампы, трафареты пластические материалы, инструменты, фанера, приборы для выжигания 10 Выжигание по дереву 6 Продолжать учить приёмам обработки фанеры, выжигать различными способами. Обогащение словарного запаса. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать умение слушать учителя. 4 четверть (8 занятий) 11 Лепка (пластилиновая мозаика, объёмная лепка) 2 Продолжать учить составлять мозаичные картинки. Закреплять знания и умения, полученные на уроках рисования и занимательного труда. Коррекция зрительно-слухового восприятия. Воспитывать интерес к лепке. 2 Продолжать учить рисовать эскизы и дорабатывать их в цвете. Коррекция речевых навыков. Развивать умение наблюдать и запоминать. Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру «Лепка по показу» 12 Рисование «Нарисуем раскрасим» 13 Выжигание по дереву и 4 Продолжать учить приёмам обработки фанеры, выжигать различными способами. Обогащение словарного запаса. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать умение слушать учителя. Всего за год: 32 ч Образцы работ, наглядные пособия, штампы, трафареты пластические материалы, инструменты, фанера, приборы для выжигания Список литературы 1. Маллер А.С. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие –М.: АРКТИ,2000г. 2. Ткачева Т.А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющим трудности в обучении, -: Издательство ГРОМ, 2011г. 3. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений/ ав.-сост. В.Ф. Феоктистова, Л.В. Плиева. – Волгоград : 2011г. 4. Степанова Г.В. «Творческое воспитание школьников» М. 2006г. 5. Медведев Э.И. «Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования» Учебное пособие. М.2002г. 6. . «Эстетическое воспитание школьников в системе и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста», методические рекомендации для педагогов. М.2003г. Алябьева Анастасия Александровна Подписано цифровой подписью: Алябьева Анастасия Александровна Дата: 2021.07.02 15:42:33 +05'00'