Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская
школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
(ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»)
СОГЛАСОВАНО
ПРИНЯТО
Протокол Совета школы
Протокол пе.
№10/23 от25-05.2023
Секретарь {
Председатель/^ИЙ05- Ю- Лунегова
9/23 от 07.06.21
Е.С. Андреева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»
2023
1
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00C855FA8384038EE87E4484D2AD67AA7B
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 14.06.2022 до 07.09.2023
Содержание
1. Пояснительная записка________________________________________________ стр. 3
2. Основные разделы программы
2.1. Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного
процесса________________________________________________________________ стр. 3
2.2. Цели и задачи воспитания______________________________________________ стр.4
2.3. Планируемые (ожидаемые) результаты воспитания_________________________стр.5
2. 4. Виды, формы и содержание деятельности________________________________ стр.6
2.5. Самоанализ воспитательной работы______________________________________ стр. 12
2.6. Приложение. Календарный план воспитательной работы______________________стр. 15
2
1. Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее — Программа) государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 4, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» (ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»,
далее- школа) разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её
реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №
2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 №400), приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», в соответствии с федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом от 24 ноября 2022 г. № 1026,
зарегистрированной 30 декабря 2022 г. №71930.
Программа является частью АООП 1-9 классы, 1, 2 вариант, определяющим комплекс основных
характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, и предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации. Реализуется в
единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся. Структура Программы содержит пояснительную записку,
описание особенностей организуемого в школе воспитательного процесса, цели и задачи воспитания,
планируемые (ожидаемые) результаты воспитания, виды, формы и содержание деятельности, самоанализ
воспитательной работы, приложение.
Программа является открытым документом, при необходимости в нее вносятся изменения, связанные
с изменениями условий в образовательной среде школы или в системе образования в целом.
2. Основные разделы программы
2.1. ОсоРеннсюти организуемого в оОрааоввттллной организации воопиттттльного ппоцесса
Уклад школы следует ценностям, принципам, нравственной культуре взаимоотношений, традициям
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства
воспитания, отражающие самобытный облик школы и ее репутацию в окружающем образовательном
пространстве, социуме.
История школы начинается с 1989 года. Места реализации образовательной деятельности: г.
Екатеринбург, ул. Байкальская, д. 55 (основное здание); г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-ой километр,
литер Ф, корпус 5, 2 этаж, помещения №№ 166, 167 по плану БТИ (обучение детей, находящихся на
длительном лечении).
Школа реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1,2. Нарушения высшей нервной деятельности,
недоразвитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы
обусловливают формирование
специфических особенностей личности обучающихся (примитивность интересов, потребностей, мотивов,
слабая мотивированность на установление межличностных отношений, незрелость социальных мотивов и
др.) и оказывают влияние на организацию воспитательного процесса в школе.
Воспитательная работа в школе опирается на возможности цифровых технологий. Так, сейчас
организовываются онлайн-трансляции, виртуальные экскурсии, встречи с интересными людьми,
специалистами в онлайн-формате и др. Для педагогов созданы условия для расширенного поиска
методических, разработок для проведения мероприятий и обмена опытом с использованием цифровых
технологий по воспитательным вопросам.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и обучающихся:
3
- культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников воспитательной
работы,
прав семьи, воспитывающей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, самого ребенка,
педагогических работников, соблюдения конфиденциальности информации об обучающимся его семье;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого;
- здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и укрепление ценности
здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных возможностей и умением грамотно
обходиться ограничениями;
- реализация процесса, воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий обучающихся и
педагогов как предмета совместной заботы;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитательной работы как условия ее
эффективности;
-последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая братьев и сестер, в систему
ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий, мероприятий;
- поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося, способностей обучающегося
опираться на собственные знания и умения, бытовая и социальная компетентность в соответствии с
реальным уровнем возможностей.
Основными традициями воспитания в школе являются:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела,
через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел, мероприятий, событий педагогов и обучающихся;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
-отсутствие соревновательности между классами, поощрение конструктивного межклассного и
межвозрастного взаимодействия обучающихся, а также их социальная активность;
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций, детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
Круг общения детей школы недостаточно обширен ввиду особенностей развития. Но в стенах
школы постоянно идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная
возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что стимулирует активность обучающихся и
педагогов. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание окружающих
людей в стенах школы создает семейную атмосферу, что способствует формированию уважения к
традиционным семейным ценностям, к людям труда, взаимопомощь. Высокий профессионализм,
многолетний педагогический опыт работников школы формируют благоприятный микроклимат,
доверительные отношения между педагогами, родителями, детьми, что способствует достижению
поставленных целей в воспитательном процессе.
Школа находится в городе, обладающим различными культурными возможностями (музеи, выставки,
природные парки, зоопарк и др.), которые используются в процессе реализации программы воспитания.
Школа сотрудничает с МБУК БЦ «Екатеринбург», HONEY VOLLEY PARK, парком отдыха «Карасики»,
аптечной сетью «Живика», «Зяблицев-фонд», др.
благотворительными фондами, оказывает
благотворительную помощь для постояльцев Уктусского пансионата для престарелых и инвалидов.
Осуществляется взаимосвязь с КТДН и ЗП Октябрьского района, Кировского района и др. В школе
функционирует детское общественное объединение «Радуга», школьный спортивный клуб «Вперед со
спортом». Традиционно обучающиеся школы имеют возможность бесплатно оздоровиться в ДОЦ «Юность
Урала».
2.2. Цели и задачи воспитания
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
4
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа России.
При организации воспитательной работы соблюдается принцип преемственности в целях и задачах
воспитания на протяжении всего периода обучения через реализацию непрерывного образовательного
маршрута каждого отдельно взятого обучающегося, рекомендованного специалистами школьного психолого
педагогического консилиума.
Цели воспитания в школе:
-усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых
ценностей (в усвоении ими социально значимых знаний);
-развитие позитивного отношения обучающихся к общественным ценностям (в развитии их
социально значимых отношений);
-приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении ими опыта осуществления
социально значимых дел).
При достижении поставленных целей отслеживается динамика развития в личностных результатах
каждого обучающегося, которая отражается в карте развития. При организации воспитательной работы
учитываются психофизические возможности, состояние эмоционально-волевой сферы обучающихся. Школа
организует комфортные материально-технические и психологические условия для получения обучающимися
социально значимых знаний через урочную, внеурочную деятельность, в т.ч. ч вне школы, для получения
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных знаний.
Задачи воспитания обучающихся:
-реализовывать воспитательные возможности ключевых общешкольных дел, событий, мероприятий
(планирование, коллективно обсуждение, анализ результатов);
-активное участие классных коллективов в жизни школы' при организующей помощи классного
руководителя;
-вовлекать обучающихся в кружки различных направленностей, школьный спортивный клуб «Вперед со
спортом», деятельность пальчикового театра;
- использовать воспитательный потенциал каждого урока, коррекционных и коррекционно-развивающих
занятий;
-практиковать взаимодействие между педагогическими работниками в решении воспитательных задач с
привлечением родителей (законных представителей);
-использовать воспитательные возможности тьюторов;
-выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность, в т.ч. через деятельность ДОО
«Радуга»;
-активно практиковать организацию для обучающихся с привлечением родителей экскурсий, походов с
использованием их воспитательного потенциала (традиционные походы на Каменные палатки и др.);
-организовывать раннюю профориентационную работу (профпробы, посещение СПО);
-развивать здоровьесберегающую предметно-пространственную и коммуникативную среду школы.
2.3. Пльтидуемые (ожидаемые) результаты воспитания
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели - введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Планируемые личностные результаты (вариант 1):
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе
владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
5
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости
и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые личностные результаты (вариант 2):
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве
и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.4. Виидьформы и ио,^(^]ежанне деяттллноотт
Инвариантные модули
Школьный урок
Реализация педагогами школы воспитательного потенциала урочной деятельности предполагает
следующее:
-максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности через подбор текстов для чтения, задач для решения, подбор соответствующих заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-вюгочение учителями в рабочие программы по учебным предметам целевых ориентиров
результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
-применение на уроках адекватных особым потребностям обучающихся и реальным возможностям
форм организации;
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
-использование на уроке адекватных коммуникативным и коммуникационных (цифровых)
технологий, отвечающих особым потребностям и возможностям обучающихся;
-организация взаимопомощи обучающихся друг другу в рамках урочной деятельности.
Воспитательные цели достигаются на уроках, коррекционных занятиях, занятиях по
дополнительному образованию. Достигнутые результаты обсуждаются на методических объединениях,
школьных психолого-педагогических консилиумах, педагогических советах, отражаются в картах развития
каждого обучающегося.
Классное руководство
6
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической
деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривает:
- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения,
основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и
социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления, жестокости;
-инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах,
мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
-организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел,
позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности
для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
- формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям
окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным
сетевым- сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;
культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою
страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая
неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного
общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского
движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и
внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
-выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких, правил
поведения в школе;
-изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
-доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений
проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы, индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
—регулярные консультации с учителями-предметниками, направленными на формирование единства
требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между
учителями и обучающимися;
-проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных
влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах,
дающих, им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
-организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об
успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом;
-создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов
воспитания и обучения в классе, школе;
-привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и
проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
- помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией
школы, другими педагогами и специалистами коррекционно-развивающего профиля;
-проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п., направленных на развитие детсковзрослого сообщества.
Внеурочная деятельность
Модуль реализуется в рамках двух направлений: коррекционно-развивающих и
общеразвивающих занятий. Содержание
коррекционно-развивающей
области представлено
обязательными коррекционными курсами в соответствии с АООП в зависимости от класса и варианта
7
обучения (логопедические занятия, ритмика, развитие психомоторики и сенсорных процессов,
сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие, альтернативная
коммуникация). Содержание коррекционной и коррекционно-развивающей работы для каждого
обучающегося дополняются школой на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА. Особое внимание
уделяется выстраиванию уважительных взаимоотношений со специалистом, помощи обучающимся в
самоорганизации, в опоре на сохранные функции, умению максимально пользоваться собственными
ресурсами, развитию максимальной самостоятельности, развитию коммуникации, доступным ребенку
способом. Внеурочная деятельность обучающихся
формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной
направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей.
Внеурочная деятельность в рамках общеразвивающих занятий реализуется через организацию
доступных, интересных и полезных для обучающихся курсов, студий, кружковой деятельности,
проводимой во второй половине школьного дня. Такая деятельность, основанная на свободе выбора,
позволяет обучающимся самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно
через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней;
- формирование в кружках, секциях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и
педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые
формы поведения;
- поощрение педагогами детских инициатив и элементов детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках
следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Кружок естественнонаучной направленности «Цветовод», «По
ступенькам финансовой грамотности» развивающие любознательность, передающий социально значимые
знания, позволяющие формировать гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Кружок художественной направленности «Умелые руки», «Пальчиковый
театр», «Школа радости», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и
умения ценить прекрасное и их общее духовно-нравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Спортивная карусель»,
«Дзюдо адаптивное», «ОБЖ», «Волейбол», «Краеведческий туризм», направленные на физическое развитие
школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Техническая деятельность. Кружок технической направленности «Легоконструирование».
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы.
Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется в рамках следующих, видов
и форм деятельности:
- Совет школы;
-Попечительский совет;
-родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе (апрельская
презентация школы для будущих учеников школы);
-общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
-психолого-педагогическое просвещение, на котором родители получают рекомендации и советы от
психолога, социального педагога, учителей, классных руководителей;
-взаимодействие с родителями посредством школьного сайта, классных групп;
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
8
-участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных,
внешкольных мероприятий воспитательной направленности;
-индивидуальное консультирование педагога-психолога, социального педагога с целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Знакомство с профессиями
В рамках реализации модуля осуществляется: знакомство обучающихся с миром современных
профессий, психолого-педагогическая диагностика и консультирование обучающихся и воспитывающих их
семей по проблемам профориентации, а также организацию профессиональных проб обучающихся. Задача
совместной деятельности педагогического работника и семьи обучающегося - подготовить обучающегося к
требованиям современного рынка труда, с учетом психофизических особенностей, обучающихся, их
реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости.
В школе проводятся: профориентационные деловые игры, квесты, решение пакета заданий,
экскурсии в СПО, на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих
доступных профессиях, условиях работы людей, организация профессиональных проб в рамках курсов по
выбору, участие в фестивале Абилимпикс. Освоение обучающимися основ профессии происходит в рамках
уроков по трудовым профилям, курсов внеурочной деятельности, дополнительного образования. Педагогпсихолог, социальный педагог организуют консультации для обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей и иных индивидуальных особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Вариативные модули
Ключевые школьные дела и события
Это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть
обучающихся. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Мероприятия планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми.
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
- общешкольные праздники, творческие мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами (День знаний, праздник «Мой добрый учитель», конкурсные
Новогодние программы, День осени, Дни здоровья, День матери, 8 марта, День защитника Отечества,
День Победы и др.)
- участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире (акция
«Благодарность солдату»,
«Бессмертный полк, «Окна Победы», День защиты детей,
благотворительная акция в рамках инклюзивного фестиваля «#ЛюдиКакЛюди», Всероссийский урок
«Экология и энергосбережение», Всероссийский урок безопасности в сети Интернет, Всероссийская
акция «За здоровье и безопасность наших детей», всемирный день борьбы со СПИДом, Всемирный
день Земли, Международный день птиц и др.);
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования («Посвящение в первоклассники», «Последний звонок» и др.);
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за
активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие школы похвальными листами, грамотами, призами;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и
педагогами, в том числе с участием социальных, партнёров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и др. направленности, проект «Мы идем с добром» и др.;
- проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями (поход на
Каменные палатки, спортивный праздник «День защитников отечества», «День пенсионера», праздник
«Масленица» и др.);
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях
(исполнителей, ведущих, декораторов, ответственных за костюмы, за приглашение и встречу гостей и
т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с
педагогами и другими взрослыми.
9
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий:
-общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами
школы;
- экскурсии выходного дня (в музей, кинотеатр, драмтеатр, зоопарк и др.), организуемые в
классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке
мероприятия;
- литературные, экологические экскурсии и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко
культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др. (дендропарки, природные
парки);
- социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися
и педагогами дела (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума. Например, патриотическая акция
«Бессмертный полк» школы, «Подари улыбку», «Забота о памятнике», «Мы идем с добром» и др.
- чаастие оо вероосиййкиих аццяхх, посвящнншхх знччииым ттччестенншшм и междуароднным
событиям.
Профилактика и безопасность
Модуль реализуется по направлениям: «Профилактика травматизма и гибели несовершеннолетних»,
«Профилактика безнадзорности и правонарушений и социально опасных явлений», «Информационная
культура и сетевая безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и
поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в школе эффективной
профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности (Месячники безопасности, Недели безопасности, Всероссийские уроки ОБЖ и
др-);
- проведение мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и
психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных
служб, правоохранительных органов, опеки и т. д., программа «Бесконфликтное общение-путь к успеху»);
- разработку и реализацию индивидуальных профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия
(программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа № 4»;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, программы профилактической
направленности социальных и природных рисков в школе и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнёрами (анстнаркоттаеокте, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения,
противопожарной безопасности, анситеррортсстческпй и анттэкстремтссской безопасности, гражданской
обороне и т. д., программа профилактической направленности «Школа-территория без курения», );
- организацию nретенттвной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого
поведения, по развитию навыков самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
- профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации
деятельности,
альтернативной девиантному поведению — познания, испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности;
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в школе маргинальных групп обуаающииев (оссасивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого
педагогической поддержки и сопровождения (социально запущенные, социально неадаптированные дети10
мигранты и т. д.).
Образовательные путешествия и экскурсии
Модуль реализуется с учетом особенностей развития обучающихся. Традиционными стали
походы на Каменные палатки, на озеро Шарташ, дендропарки города. На экскурсиях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества.
Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды
Окружающая ребенка предметно-пространственная среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Реализация воспитательного потенциала
предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды предусматривает совместную деятельность
педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
- оформление фойе при входе в школу государственной символикой Российской Федерации;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской
Федерации;
- размещение карт России, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей
культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
- изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,
живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
- организацию звукового пространства
позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации;
- разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест
гражданского почитания» лиц, мест, событий в истории России;
- оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (фойе первого этажа),
содержащих новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного
содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т, п.;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (эмблема
школы, значок детского движения), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- подготовку и размещение сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных
предметных областях, фотоотчетов об интересныгх событиях, происходящих в школе, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
- событийное оформление интерьера школьныгх помещений (фойе, коридоров, актового зала, окна и
т.п.) к традиционным мероприятиям, значимым событиям (День знаний, Новый год, День Победы и др.) и их
периодическая переориентация, которая служит хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в школе;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы спортивных и
игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастныгх категорий;
- создание и поддержание в фойе стеллажа свободного книгообмена, на который обучающиеся,
родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с
обучающимися своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов и др.), акцентирующих внимание
обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе школы, актуальных
вопросах профилактики и безопасности.
Взаимодействие с социальными партнерами
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и
И
календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и т п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных
занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с
организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т д.
направленности, ориентированных на воспитание обучающихся.
2.5. Самооннлиз воопитттельной ррабоы
Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все педагоги — специалисты с
большим опытом педагогической деятельности. Профессионализм педагогических и управленческих кадров
имеет решающую роль в достижении главного результата - качественного и результативного воспитания.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации
педагогов в сфере воспитания, организацию научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с
учетом планируемых потребностей воспитательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов.
Так классные руководители (100%) в Центре инновационного образования и воспитания прошли обучение по
программе повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному
руководству».
Ведется работа школьного методического объединения классных руководителей.
Локальные правовые акты по вопросам воспитательной деятельности:
-Устав школы;
-Положение о методическом объединении классных руководителей;
-Положение о Совете школы;
-Положение о попечительском совете;
-Положение о внеурочной деятельности;
-Положение о спортивном клубе;
-Положение о классном руководителе;
-Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- Положение о постановке обучающихся на внутришкольный учет и снятии с внутришкольного учета;
-Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
-Положение о комиссии по противодействию коррупции;
-Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешностиобучающихся
строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении через опт
школы, социальные сети, проведение награждений на линейке);
- соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике,
выработанной и существующей в укладе школы (вручение благодарностей, грамот, дипломов,
поощрительных подарков производится в торжественной обстановке, на праздничных
мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности, педагогов);
- прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при выдвижениикандидатур;
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и
коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность
обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду
и не получившими ее);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей)
обучающихся, самих обучающихся, их представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальная грамота «Лучшему классу года», «Лучший спортсмен», «Успех в творчестве»;
- награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др. акциях;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня достижений
обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, проектов, спортивныхсоревнованиях и т.п.;
12
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за
хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении школьных дел.
Практикуется такая форма поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности, как благотворительная поддержка, в материальном и
денежном выражении.
Обучающимися школы ведутся портфолио. Обучающиеся собирают (накапливают) артефакты,
фиксирующие и символизирующие их достижения, личностные или достижения в группе, участие в
деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ, участвовавших в
конкурсах и т.д.).
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в соответствии с
планируемыми результатами воспитания, личностными результатами обучающихся в соответствии с ФГОС
УО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не
количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации,
качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между
педагогами, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
-распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на
понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в
котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и
стихийной социализации, и саморазвития.
Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания и социализации обучающихся во взаимосвязи с коррекционно-развивгюгщей
деятельностью.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной
работе с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или
на педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный
год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились,
над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Качества воспитательной среды в образовательной организации.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной,
событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями с
привлечением актива родителей (законных представителей). Способами получения информации о состоянии
организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования
и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Результаты, обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или на
педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
13
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности по профилактике и безопасности;
-реализации потенциала социального партнёрства;
- деятельности по профориентации обучающихся;
- деятельности детской общественной организации.
Проходит самоанализ воспитательной работы так же по вопросам:
- Как сочетается воспитательная деятельность с коррекционной направленностью обучения?
- Как согласована реализация воспитательных модулей, как происходит вовлечение детей в совместную
творческую деятельность?
-Насколько эффективно происходит коммуникация педагогов и специалистов коррекционного профиля в
условиях единой воспитательной среды школы?
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных
проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим
советом.
14
Министтрссвп образования и молодежной политики Свердловской области
гпоударстттннпт бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основный
общеобразовательные программы»
(ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»)
СОГЛАСОВАНО
Протокол Совета школы
№_____ от_______
Председаттль__________
ПРИНЯТО
Протокол птдсоттт■а №______ от
Секретарь_________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа №4»
______________ А.А о Алябьева
Приказ №________ от_________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №4»
на 20______ -20____ учебныйгод
20
15
Анкета
для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности детей и. взрослых
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых. Ваша
оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов. Пожалуйста, познакомьтесь с основными
«крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой шкале балл,
соответствующий Вашей личной оценке.
Идеал, на который следует
Оценочная
Проблемы, которых следует
ориентироваться
шкала
избегать
Качество реализации воспитательного потенциала урочной деятельности
Дети заинтересованы в происходящем на
Уроки скучны для большинства
123456789
10
уроке и вовлечены в организуемую
обучающихся
учителем деятельность
Учителя часто используют на уроке игры,
Уроки обычно однообразны, не
123456789
10
дискуссии и другие парные или групповые
используются разнообразные формы
формы работы
работы
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители являются
Классные руководители не пользуются 123456789
значимыми взрослыми для большинства
авторитетом у детей своих классов
10
детей своих классов. Обучающиеся
доверяют своим классным руководителям
Большинство решений, касающихся
123456789 Большинство решений, касающихся жизни
класса, принимаются классным
жизни класса, принимаются
10
руководителем и классом, у детей есть
единолично. Поручения классного
возможность проявить свою инициативу.
руководителя дети часто выполняют из
страха или по принуждению
В отношениях между детьми
123456789
В классе дети чувствуют себя комфортно,
преобладают равнодушие, грубость,
10
здесь преобладают товарищеские
отношения, обучающиеся внимательны
случаются травли детей
друг к другу.
Качество ключевых школьных дел и событий дел
Ключевые школьные дела и события всегда
Ключевые школьные дела и события
123456789
дела придумываются
10
планируются, организуются,
только взрослыми, обучающиеся не
проводятся и анализируются
участвуют в планировании,
совместно-обучающимися и
педагогами
организации и анализе этих дел
Дела интересны большинству
Дела не интересны большинству
123456789
обучающихся
обучающихся
10
Участие обучающихся в этих делах
Участие обучающихся в этих делах
123456789
сопровождается их увлечением
10
принудительное, посещениеобщей работой, радостью и взаимной
обязательное, а сотрудничество друг
поддержкой
с другом обеспечивается только волей
педагогов
Качество организуемых в школе внеурочной деятельности
В школе реализуются разнообразные виды
Внеурочная деятельность в школе
123456789
внеурочной деятельности обучающихся
организуется преимущественно в виде
10
познавательной деятельности, как
продолжение учебных занятий
Занятия в рамках курсов внеурочной
123456789
Участие обучающихся в занятиях
деятельности интересны для обучающихся,
курсов внеурочной деятельности часто 10
обучающиеся стремятся участвовать в этих
принудительное
занятиях
С результатами внеурочной деятельности
123456789
Результаты внеурочной деятельности
детей могут познакомиться другие
10
детей никак не представлены вне
обучающиеся.
школы
Качество внешкольных мероприятий
123456789 Внешкольные мероприятия выбираются
Внешкольные мероприятия
выбираются только взрослыми
Мероприятия не интересны
большинству обучающихся
Участие обучающихся в этих
мероприятиях
принудительное
10
планируются, организуются,
проводятся и анализируются
совместно-обучающимися и
педагогами
123456789 Мероприятия интересны большинству
10
обучающихся
123456789 Участие обучающихся в этих мероприятиях
10
сопровождается их увлечением общей
работой, радостью и взаимной поддержкой
Кечмпаос сугентуецтт я исаамужкт иумаьманс-иуспауенпаомннсй я уасусотмпбмумгеющмй пумды
Оформлению школы не уделяется
123456789 Пространство школы оформлено со вкусом,
внимания. Оформление кабинетов,
10
отражает дух школы, учитывает возрастные
коридоров безвкусно или напоминает
особенности детей, предусматривает зоны
оформление офисных помещений, а не
как тихого, так и активного отдыха. Время
пространства для детей
от времени происходит смена оформления
школьных помещений.
В оформлении школы не участвуют ни
123456789 Оформление школы часто осуществляется
дети, ни педагоги. Здесь нет места
10
совместно с педагогами и детьми (иногда с
проявлению их творческой
привлечением специалистов).
инициативы.
Используются творческие работы учеников
и учителей. Здесь представлена актуальная
жизнь школы.
Содержание плакатов, стендов,
123456789 Элементы оформления в привлекательных
пространственных композиций носит
10
для ребят формах акцентируют внимание
формальный характер, на них редко
на важных ценностях школы, ее нормах и
обращают внимание обучающиеся
традициях
Кечмпаос оуетьсаейпаотя п усатамьяьт Оуткснныьт иумдпаеотамьяьт)
Большинство родителей безразлично к 123456789 Большинство родителей поддерживает
участию ребенка в школьных делах,
10
участие ребенка в школьных делах, может
высказывает недовольство, если это
координировать свои планы с планами
влияет на их планы
ребенка, связанными с его участием в делах
школы
Работа с родителями сводится
123456789 Школе удалось наладить взаимодействие с
преимущественно к информированию
10
родителями в вопросах воспитания детей
об успеваемости детей, предстоящих
(информирование, обучение,
конкурсах, мероприятиях. Реакция
консультирование и т.п.), его формы
родителей на нее формальна
востребованы и пользуются ■ доверием со
стороны родителей
Педагоги испытывают трудности в
123456789 Педагоги организовали эффективный
организации диалога с родителями по
10
диалог с родителями по вопросам
вопросам воспитания детей. Родители
воспитания детей. Большая часть
в основном игнорируют мнение
родителей прислушивается к мнению
педагогов, вступают с ними и друг с
педагогов, считая их профессионалами
другом в конфликты, нередко
своего дела, помогает и поддерживает их,
привлекая к ним учеников класса. В
выступает с инициативами в сфере
организации совместных с детьми дел
воспитания детей и помогает в их
педагоги могут рассчитывать только на
реализации
себя
Кечмпаос амяамьтнспат лчмнтчмпксгс пньслиуноьмнтя
Обучающиеся занимают пассивную
123456789
Обучающиеся чувствуют свою
позицию по отношению к
10
ответственность за происходящее в школе,
происходящему в школе, чувствуют,
понимают, на что именно они могут
что не могут на это повлиять
повлиять в школьной жизни и знают, могут
предложить, как это сделать
Ребята не вовлечены в организацию
123456789
Ребята часто выступают инициаторами,
школьной жизни, школьное
10
организаторами тех или иных школьных
17
дел, имеют возможность выбирать зоны
самоуправление имитируется
своей ответственности за то или иное дело
(например, органы самоуправления не
имеют реальных полномочий, дети
поставлены педагогами в позицию
исполнителей и т.п.)
Лидеры ученического самоуправления (под
123456789
Лидеры ученического самоуправления
руководством педагога) выступают с
10
безынициативны или вовсе
инициативой, являются активными
отсутствуют в школе. Они
участниками и помощниками в
преимущественно назначаются
организаторов событий в школе
взрослыми и реализуют только их идеи
Качество деятельности ио профилактике т безоинсностт
Обучающиеся не вовлечены в
123456789 Обучающиеся вовлечены в воспитательную
деятельность, проекты, программы
10
воспитательную деятельность,
профилактической направленности
проекты, программы
социальных и природных рисков
профилактической направленности
социальных и природных рисков
Среди обучающихся не проводятся
123456789 Среди обучающихся проводятся
мониторинги рисков безопасности и
мониторинги рисков безопасности и
10
ресурсов повышения безопасности
ресурсов повышения безопасности
Обучающиеся не привлекаются к
123456789 Обучающиеся привлекаются к реализации
индивидуальных профилактических
реализации индивидуальных
10
программ, направленных на работу с
профилактических программ,
девиантными обучающимися
направленных на работу с
девиантными обучающимися
Качество ирофориентационной работы
Профориентационная работа
123456789
Профориентационная работа
ориентирована на формирование у
ориентирована лишь на ознакомление
10
обучающихся трудолюбия, готовности к
обучающихся с рынком труда и
планированию своего жизненного пути,
доступными профессиями
выбору будущей профессии и
необходимого для этого образования
Профориентационной работой занимаются
123456789
Профориентационной работой
педагоги, социальный педагог с
занимается только классный
10
привлечением социальных партнеров
руководитель
Формы профориентационной работы
123456789
Профориентационные занятия
разнообразны, дети заинтересованы в
10
проходят формально, дети занимают
происходящем и вовлечены в
пассивную позицию.
организуемую деятельность
Качество дополнительного образования
Дополнительное образование в школе
123456789 В школе реализуются разнообразные виды
дополнительного образования
организуется преимущественно в виде
10
познавательной деятельности, как
продолжение учебных занятий
Участие обучающихся в. занятиях
123456789 Занятия в рамках курсов ДО интересны для
обучающихся, обучающиеся стремятся
курсов ДО часто принудительное
10
участвовать в этих занятиях
Результаты ДО детей никак не
123456789 С результатами ДО детей могут
познакомиться другие обучающиеся.
представлены вне школы
10
Качество функционирующих на базе школы детского общественного объединения
Детское общественное объединение
123456789 Детское общественное объединение
привлекательно, обучающиеся стремятся
10
существуют лишь формально, оно не
участвовать в организуемой деятельности.
работает, нет детей, которые
позиционируют себя как его члены
Дети, состоящие в детском общественном
объединении, гордятся этим, всячески
подчеркивают свою принадлежность к
объединению
Деятельность детского общественного
123456789 Деятельность детского общественного
18
объединения ограничивается рамками
самого объединения, она нт
ориентирована на интересы и
потребности других людей
Деятельность, которую ведет детское
общественное объединении,
предоставляет ограниченные
возможности для самореализации
школьников
10
объединения направлена на помощь другим
людям, социально значима
123456789
10
Деятельность, которую ведет детское
общественное объединении, дает
возможность каждому ребенку найти отбе
дело по силам и по желанию
19