Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ручной труд 3 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом № 9/23 от
07.06.2023
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

дата 07.06.2023
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Ручной труд
3 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Моденова Любовь Сергеевна
учитель
категория не установлена

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" предметной области "Технология"
для обучающихся 1 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в
старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей
личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе
предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте
в нём человека.
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в
мире вещей.
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления,
речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации.
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств
личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей,
которая предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического
и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном
изготовлении изделия;
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного трудового материала.
На изучение предмета “Ручной труд” в 1 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.

2

При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Ручной труд"
Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для
скульптуры. Пластилин - материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении
лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим,
комбинированным. Приемы работы: "разминание", "отщипывание кусочков пластилина",
"размазывание по картону" (аппликация из пластилина), "раскатывание столбиками" (аппликация
из пластилина), "скатывание шара", "раскатывание шара до овальной формы", "вытягивание одного
конца столбика", "сплющивание", "пришипывание", "примазывание" (объемные изделия). Лепка из
пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий,
имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных
материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов
играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с
природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места
работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из
скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма,
бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги
(треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и
картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с шаблоном. Порядок обводки
шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия:
"линейка", "угольник", "циркуль". Их применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с
ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами:
"разрез по короткой прямой линии", "разрез по короткой наклонной линии", "надрез по короткой
прямой линии", "разрез по длинной линии", "разрез по незначительно изогнутой линии",
"округление углов прямоугольных форм", "вырезание изображений предметов, имеющие округлую
форму", "вырезание по совершенной кривой линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное
вырезание из бумаги, сложенной пополам", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз", "тиражирование деталей".
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа
бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: "сгибание треугольника
пополам", "сгибание квадрата с угла на угол"; "сгибание прямоугольной формы пополам",
3

"сгибание сторон к середине", "сгибание углов к центру и середине", "сгибание по типу
"гармошки", "вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги
(плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе геометрических тел
(цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы
клеевого соединения: "точечное", "сплошное". Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона.
Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки
картона: "окантовка картона полосками бумаги", "окантовка картона листом бумаги".
Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет
ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: "игла вверх-вниз";
вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка "прямой строчкой", вышивка
прямой строчкой "в два приема", "вышивка стежком "вперед иголку с перевивом", вышивка
строчкой косого стежка "в два приема".
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего
делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона ткани,
шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами, прошиваются
иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение
(шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления,
используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой,
шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой,
строчкой "косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы,
игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс
ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани
в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды
тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом). Пришивание
пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами.
Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия "дерево" и "древесина".
Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами
(плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка
напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для
спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
4

Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие
тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.
Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: "сминание", "сгибание", "сжимание",
"скручивание", "скатывание", "разрывание", "разрезание".
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в
изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы,
кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо", "сгибание в спираль",
"сгибание вдвое, втрое, вчетверо", "намотка на карандаш", "сгибание под прямым углом".
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей
металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты).
Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок
винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных
материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага,
древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин,
скорлупа ореха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
5

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень

Достаточный уровень

знание правил организации рабочего места и
умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);

знание правил рациональной организации
труда, включающих упорядоченность действий
и самодисциплину;

знание видов трудовых работ;

знание об исторической, культурной и
эстетической ценности вещей;

знание названий и некоторых свойств
знание видов художественных ремесел;
поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, их устройства, правил
техники безопасной работы с колющими и

нахождение необходимой информации в
материалах учебника, рабочей тетради;

6

Минимальный уровень

Достаточный уровень

режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей,
выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки
изделия), используемые на уроках ручного труда;

знание и использование правил безопасной
работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение
санитарно-гигиенических требований при
выполнении трудовых работ;

знание названий инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, их устройства, правил
техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;

осознанный подбор материалов по их
физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;

знание правил организации рабочего места и
умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);

отбор оптимальных и доступных
технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и
поставленных целей; экономное расходование
материалов;
осуществление текущего самоконтроля
выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей
между выполняемыми действиями и их
результатами;
выполнение общественных поручений по
уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1.
1.1 Материалы и инструменты

Итого по разделу

4

0

1

Организация рабочего места. Линейка,
Устный
ножницы, кисть, стека, шило, игла.
опрос
Правила обращения с ножницами. Правила
обращения с иглой.

4

Раздел 2.
2.1 Работа с природными
материалами

Итого по разделу

9

Элементарные понятия о природных
Практическая
материалах (где используют, где находят, работа
виды природных материалов).
Историко-культурологические сведения (в
какие игрушки из природных материалов
играли дети в старину). Заготовка
природных материалов. Инструменты,
используемые при работе с природными
материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего
места работе с природными материалами.
Способы соединения деталей (пластилин,
острые палочки). Работа с засушенными
листьями (аппликация, объёмные изделия).
Работа с еловыми шишками. Работа с
тростниковой травой. Изготовление
игрушек из желудей. Изготовление игрушек
из скорлупы ореха (аппликация, объёмные
изделия).

9

Раздел 3.

8

3.1 РАБОТА С БУМАГОЙ И
КАРТОНОМ

5

"Элементарные сведения о бумаге (изделия устный
из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага опрос,
для письма, бумага для печати,
практическая
рисовальная, впитывающая/гигиеническая, работа
крашеная). Цвет, форма бумаги
(треугольник, квадрат, прямоугольник).
Инструменты и материалы для работы с
бумагой и картоном. Организация рабочего
места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой и картоном: Разметка бумаги.
Экономная разметка бумаги. Приёмы
разметки: разметка с помощью шаблоном.
Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертёжных
инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: «линейка»,
«угольник», «циркуль». Их применение и
устройство; разметка с опорой на чертёж.
Понятие «чертёж». Линии чертежа. Чтение
чертежа. Вырезание ножницами из бумаги.
Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы
ножницами. Удержание ножниц. Приёмы
вырезания ножницами: «разрез по
короткой прямой линии»; «разрез по
короткой наклонной линии»; «надрез по
короткой прямой линии»; «разрез по
длинной линии»; «разрез по незначительно
изогнутой линии»; «округление углов
прямоугольных форм»; «вырезание
изображений предметов, имеющие
округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)».
Способы вырезания: «симметричное
вырезание из бумаги, сложенной пополам»;
«симметричное вырезание из бумаги,
9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

сложенной несколько раз»;
«тиражирование деталей». Обрывание
бумаги. Разрывание бумаги по линии
сгиба. Отрывание мелких кусочков от
листа бумаги (бумажная мозаика).
Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами).
Приёмы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол»; «сгибание
прямоугольной формы пополам»;
«сгибание сторон к середине»; «сгибание
углов к центру и середине»; «сгибание по
типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»;
«выгнуть наружу». Сминание и скатывание
бумаги в ладонях. Сминание пальцами и
скатывание в ладонях бумаги (плоскостная
и объёмная аппликация). Конструирование
из бумаги и картона (из плоских деталей;
на основе геометрических тел (цилиндра,
конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое
соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приёмы клеевого соединения:
«точечное», «сплошное». Щелевое
соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно - переплётные работы
Элементарные сведения о картоне
(применение картона). Сорта картона.
Свойства картона. Картонажные изделия.
Инструменты и приспособления. Изделия в
переплёте. Способы окантовки картона:
«окантовка картона полосками бумаги»,
«окантовка картона листом бумаги»"

10

3.2 Работа с текстильными
материалами

14

Элементарные сведения о нитках (откуда
берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать
с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские
игрушки, кисточки). Связывание ниток в
пучок (ягоды, фигурки человечком,
цветы). Шитье. Инструменты для
швейных работ. Приёмы шитья: «игла
вверх-вниз», Вышивание. Что делают из
ниток. Приёмы вышивания: вышивка
строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях.
Применение и назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают ткань, Свойства
ткани (мнется, утюжится; лицевая и
изнаночная сторона ткани; шероховатые,
шершавые, скользкие, гладкие, толстые,
тонкие; режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в
рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта
ткани и их назначение (шерстяные ткани,
хлопковые ткани). Кто шьёт из ткани.
Инструменты и приспособления,
используемые при работе с тканью.
Правила хранения игл. Виды работы с
нитками (раскрой, шитье, вышивание,
аппликация на ткани, вязание, плетение,
окрашивание, набивка рисунка). Раскрой
деталей из ткани. Понятие «лекало».
Последовательность раскроя деталей из
ткани. Шитье. Завязывание узелка на
нитке. Соединение деталей, выкроенных
из ткани, прямой строчкой, строчкой
«косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки,
кухонные предметы, игрушки).

устный
опрос,
практическая
работа

11

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

3.3 Работа с проволокой

4

" Элементарные сведения о металле.
Устный
Применение металла. Виды металлов
опрос
(чёрные, цветные, лёгкие, тяжёлые,
благородные). Свойства металлов. Цвет
металла. Технология ручной обработки
металла. Инструменты для работы по
металлу. Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке
(медная, алюминиевая, стальная).
Применение проволоки в изделиях.
Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнётся). Инструменты (плоскогубцы,
круглогубцы, кусачки). Правила
обращения с проволокой. Приёмы работы
с проволокой: «сгибание волной»,
«сгибание в кольцо», «сгибание в
спираль», «сгибание вдвое, втрое,
вчетверо», «намотка на карандаш»,
«сгибание под прямым углом». Получение
контуров геометрических фигур, букв,
декоративных фигурок птиц, зверей,
человечков."

3.4 Работа с
металлоконструктором

9

Элементарные сведения о
металлоконструкторе. Изделия из
металлоконструктора. Набор деталей
металлоконструктора (планки, пластины,
косынки, углы, скобы планшайбы, гайки,
винты). Инструменты для работы с
металлоконструктором (гаечный ключ,
отвёртка). Соединение планок винтом и
гайкой.

устный
опрос,
практическая
работа

23

Виды работ по комбинированию разных
материалов: пластилин, природные
материалы; бумага, пластилин; бумага,

устный
опрос,
практическая

3.5 Комбинированные работы
с разными материалами

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

12

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
нитки; бумага, ткань; бумага, древесные
материалы; бумага пуговицы; проволока,
бумага и нитки; проволока, пластилин,
скорлупа ореха.
Итого по разделу:

55

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

7

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

работа

4

13

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Материалы.

1

0

1

Устный опрос

2 Инструменты.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

3 Правила обращения с
ножницами.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

4 Правила обращения с иглой.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

5 Виды природных материалов.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

6 Виды работы с природными
материалами.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

7 Изготовление аппликации из
засушенных листьев.

1

0

1

Устный опрос,
письменный
контроль

8 Изготовление аппликации из
скорлупы грецких орехов.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

9 Сорта бумаги, их назначение.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

10 Виды, приёмы работы с
бумагой и картоном.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

11 Аппликация из обрывной
бумаги.

1

0

1

Устный опрос,
письменный
контроль

12 Окантовка картона полосками
бумаги.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

13 Виды проволоки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

14 Материалы и инструменты.

1

0

0

устный опрос,
практическая
14

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
работа

15 Правила техники
безопасности.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

16 Обобщающий урок.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

17 Буквы из проволоки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

18 Изделия из древесины.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

19 Дерево и древесина.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

20 Способы обработки
древесины. Колышек для
растений.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

21 Объёмные изделия из
природных материалов.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

22 Приёмы соединения деталей.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

23 План изготовление птицы

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

24 Изготовление птицы из
пластилина и сухой травы.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

25 Приёмы работы с бумагой.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

26 Цветная гирлянда из цветной
бумаги.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

27 Цепочка из бумажных колец.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

28 Плоская карнавальная

1

0

0

устный опрос,
15

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

полумаска.

практическая
работа

29 Карнавальные головные
уборы.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

30 Каркасная шапочка.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

31 Окантовка картона листом
бумаги.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

32 Обобщающий урок.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

33 Применение ниток.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

34 Правила обращения с иглой.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

35 Строчка прямыми стежками.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

36 Строчка косыми стежками.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

37 Изготовление закладки из
фотоплёнки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

38 Обработка древесины
ручными инструментами.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

39 Аппликация из древесных
опилок.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

40 Виды работы с тканью.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

41 Сшивание деталей изделия
строчкой косого стежка.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа
16

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

42 Изготовление прихватки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

43 Изделия из
металлоконструктора.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

44 Набор деталей, инструменты
для работы.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

45 Прямоугольник из планок.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

46 Геометрические фигуры из
планок.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

47 Сборка самолёта.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

48 Сборка самолёта.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

49 Качели. Сборка изделия.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

50 Качели. Сборка изделия.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

51 Качели. Сборка изделия.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

52 Обобщающий урок.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

53 Объемные изделия из картона

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

54 Изготовление коробки с
помощью клапанов.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

55 Оклеивание коробки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
17

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
работа

56 Изготовление коробки с
бортами, соединенными
встык.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

57 Виды ручных стежков и
строчек.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

58 Строчка прямого стежка в два
приема.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

59 Строчка косого стежка в два
приема.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

60 Строчка прямого стежка в два
приема крестик.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

61 Изготовление закладки с
вышивкой.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

62 Изготовление закладки с
вышивкой.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

63 Изготовление матрешки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

64 Сборка матрешки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

65 Изготовление собаки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

66 Сборка собаки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

67 Изделия из бумаги и картона.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

68 Обобщающий урок.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

18

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Кузнецова Л.А., Технология. Ручной труд (учебник для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями), 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2020.
2. Кузнецова Л.А.,Технология. Ручной труд (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) рабочая тетрадь, 3 класс, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»,
2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб.
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих АООП УО – М.: Просвещение,
2016. – 366 с.: ил.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».