Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ручной труд 1 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом № 9/23 от
07.06.2023
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

дата 07.06.2023
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Ручной труд
1 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Моденова Любовь Сергеевна
учитель
категория не установлена

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" предметной области "Технология"
для обучающихся 1 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в
старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей
личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе
предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте
в нём человека.
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в
мире вещей.
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления,
речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации.
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств
личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей,
которая предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического
и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном
изготовлении изделия;
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного трудового материала.
На изучение предмета “Ручной труд” в 1 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.

2

При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Ручной труд"
Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для
скульптуры. Пластилин - материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении
лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим,
комбинированным. Приемы работы: "разминание", "отщипывание кусочков пластилина",
"размазывание по картону" (аппликация из пластилина), "раскатывание столбиками" (аппликация
из пластилина), "скатывание шара", "раскатывание шара до овальной формы", "вытягивание одного
конца столбика", "сплющивание", "пришипывание", "примазывание" (объемные изделия). Лепка из
пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий,
имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных
материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов
играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с
природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места
работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из
скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма,
бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги
(треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и
картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с шаблоном. Порядок обводки
шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия:
"линейка", "угольник", "циркуль". Их применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с
ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами:
"разрез по короткой прямой линии", "разрез по короткой наклонной линии", "надрез по короткой
прямой линии", "разрез по длинной линии", "разрез по незначительно изогнутой линии",
"округление углов прямоугольных форм", "вырезание изображений предметов, имеющие округлую
форму", "вырезание по совершенной кривой линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное
вырезание из бумаги, сложенной пополам", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз", "тиражирование деталей".
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа
бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: "сгибание треугольника
пополам", "сгибание квадрата с угла на угол"; "сгибание прямоугольной формы пополам",
3

"сгибание сторон к середине", "сгибание углов к центру и середине", "сгибание по типу
"гармошки", "вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги
(плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе геометрических тел
(цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы
клеевого соединения: "точечное", "сплошное". Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона.
Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки
картона: "окантовка картона полосками бумаги", "окантовка картона листом бумаги".
Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет
ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: "игла вверх-вниз";
вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка "прямой строчкой", вышивка
прямой строчкой "в два приема", "вышивка стежком "вперед иголку с перевивом", вышивка
строчкой косого стежка "в два приема".
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего
делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона ткани,
шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами, прошиваются
иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение
(шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления,
используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой,
шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой,
строчкой "косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы,
игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс
ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани
в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды
тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом). Пришивание
пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами.
Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия "дерево" и "древесина".
Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами
(плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка
напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для
спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
4

Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие
тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.
Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: "сминание", "сгибание", "сжимание",
"скручивание", "скатывание", "разрывание", "разрезание".
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в
изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы,
кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо", "сгибание в спираль",
"сгибание вдвое, втрое, вчетверо", "намотка на карандаш", "сгибание под прямым углом".
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей
металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты).
Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок
винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных
материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага,
древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин,
скорлупа ореха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
5

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень

Достаточный уровень

знание правил организации рабочего места и
умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);

знание правил рациональной организации
труда, включающих упорядоченность действий
и самодисциплину;

знание видов трудовых работ;

нахождение необходимой информации в
материалах учебника, рабочей тетради;

знание правил организации рабочего места и
умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);

использование в работе с разнообразной
наглядности: составление плана работы над
изделием с опорой на предметно-операционные
и графические планы, распознавание
простейших технических рисунков, схем,
чертежей, их чтение и выполнение действий в
соответствии с ними в процессе изготовления
изделия;

6

Минимальный уровень
знание названий инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, их устройства, правил
техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;

Достаточный уровень
использование в работе с разнообразной
наглядности: составление плана работы над
изделием с опорой на предметно-операционные
и графические планы, распознавание
простейших технических рисунков, схем,
чертежей, их чтение и выполнение действий в
соответствии с ними в процессе изготовления
изделия;

знание приемов работы (разметки деталей,
осуществление текущего самоконтроля
выделения детали из заготовки,
выполняемых практических действий и
формообразования, соединения деталей, отделки корректировка хода практической работы;
изделия), используемые на уроках ручного труда;
знание приемов работы (разметки деталей,
оценка своих изделий (красиво, некрасиво,
выделения детали из заготовки,
аккуратно, похоже на образец);
формообразования, соединения деталей, отделки
изделия), используемые на уроках ручного труда;
владение некоторыми технологическими
приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов
(глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и
тканью; проволокой и металлом; древесиной;
конструировать из металлоконструктора);

установление причинно-следственных связей
между выполняемыми действиями и их
результатами;

выполнение общественных поручений по
уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всегоконтрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1.
Вводный урок «Человек и
труд», «Урок труда».

Итого по разделу

1

0

0

Организация рабочего места. Линейка,
Устный
ножницы, кисть, стека, шило, игла.
опрос
Правила обращения с ножницами. Правила
обращения с иглой.

4

4

Организация рабочего места при
устный
выполнении лепных работ. Пластилинопрос,
материал ручного труда. Как правильно
практическая
обращаться с пластилином. Инструменты работа
для работы с пластилином. Элементарные
знания о глине и пластилине (пластические
свойства материалов,цвет, форма).
Применение глины для изготовления
игрушек; фигурок животных, птиц, людей и
т.д. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно
обращаться с пластилином. Инструменты
для работы с пластилином. Лепка из глины и
пластилина разными способами:
конструктивным - предмет создается из
отдельных частей; пластическим - лепка из
целого куска, когда все части вытягиваются
из одного куска глины, пластилина;
комбинированным - объединяющим лепку из
отдельных частей и целого куска. Лепка из
пластилина, изделий имеющих
прямоугольную, цилиндрическую,
конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание»,

1

Раздел 2.
Работа с пластилином

1

8

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всегоконтрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

«отщипывание кусочков пластилина»,
«размазывание по картону» (аппликация из
пластилина), «раскатывание столбиками»
(аппликация из пластилина), «скатывание
шара», «раскатывание шара до овальной
формы», «вытягивание одного конца
столбика», «сплющивание»,
«пришипывание», «примазывание»
(объемные изделия). Комбинированные
работы: бумага и пластилин
Итого по разделу

14

Раздел 3.
Работа с бумагой

1

1

1

Организация рабочего места при работе с Устный
бумагой. Элементарные сведения о бумаге опрос
(изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати,
рисовальная, впитывающая/гигиеническая,
крашеная). Цвет, форма бумаги
(треугольник, квадрат, прямоугольник, круг,
овал). Инструменты (ножницы) и
материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (аппликация,
конструирование). Виды работы с бумагой:
Складывание фигурок из бумаги (Оригами).
Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата
с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «сгибание сторон к
середине»; «сгибание углов к центру и
середине»; «сгибание по типу «гармошки»;
«вогнуть внутрь». Вырезание ножницами из
бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила
работы ножницами. Удержание ножниц.
9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всегоконтрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

Приемы вырезания ножницами: «разрез по
короткой прямой линии»; «разрез по
короткой наклонной линии»; «надрез по
короткой прямой линии»; «разрез по
длинной линии»; «разрез по незначительно Контрольная
изогнутой линии»; «округление углов
работа
прямоугольных форм»; «вырезание
изображений предметов, имеющие
округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)».
Способы вырезания: симметричное
вырезание из бумаги, сложенной пополам
орнаментальных и предметных
изображений. Использование вырезанных
элементов, деталей в аппликации и
конструировании. Обрывание бумаги.
Разрывание бумаги по линии сгиба.
Отрывание мелких кусочков от листа
бумаги (бумажная мозаика). Соединение
оборванных элементов (наклеивание).
Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях.
Сминание пальцами и скатывание в ладонях
бумаги (плоскостная и объемная
аппликация). Конструирование из бумаги.
Плоскостное конструирование из
вырезанных полосок (плетение из полос);
Объемное конструирование на основе
геометрических фигур (квадрат) и
геометрических тел (цилиндра). Разметка
бумаги. Разметка с помощью шаблоном.
Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур (квадрат,

10

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всегоконтрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

треугольник, круг, овал). Соединение
деталей изделия. Клеевое соединение.
Правила работы с клеем и кистью. Приемы
клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок)
Итого по разделу

33

Раздел 4.
Работа с природными
материалами

Итого по разделу

1

1

2

Организация рабочего места работе с
природными материалами. Элементарные
понятия о природных материалах (где
используют, где находят, виды природных
материалов). Способы соединения деталей
(пластилин). Работа с засушенными
листьями. Способы работы (аппликация,
объемные изделия). Свойства листьев (цвет,
форма, засушенные листья - хрупкие).
Соединение деталей (с помощью
пластилина). Работа с еловыми шишками.
Способы работы (объемные изделия).
Свойства еловых шишек (форма, цвет и
др.). Соединение деталей изделия (с
помощью пластилина). Работа с
тростниковой травой. Способы работы
(аппликация, объемные изделия). Свойств
сухой тростниковая трава (пушистая и др.)
Комбинированные работы: пластилин и
природные материалы.

устный
опрос,
практическа
я работа

7

Раздел 5
Работа с нитками

Элементарные сведения о нитках (откуда
устный
берутся нитки). Применение ниток.
опрос,
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с практическа
11

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всегоконтрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

нитками. Виды работы с нитками:
я работа
Наматывание ниток на картонку (плоские
игрушки, кисточки). Связывание ниток в
пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ.
Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы
вышивания: вышивка прямой строчкой«в
два приема».
Итого по разделу:

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

6

7

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Вводный урок. «Человек и
труд», «Урок труда».

1

Устный опрос

2 Свойства, правила работы с
пластилином, инструменты для
работы.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

3 Приёмы работы с пластилином
-размазывание. Задание:
аппликация «Яблоко»

1

1

1

устный опрос,
практическая
работа

4 Раскатывание столбиками
Задание: аппликация «Домик и
елочка».

1

1

1

устный опрос,
практическая
работа

5 Скатывание шара.

1

1

1

устный опрос,
практическая
работа

Задание: помидор, апельсин.
6 Раскатывание шара до овальной
формы. Задание: огурец.

1

устный опрос,
практическая
работа

7 Вытягивание одного конца
овальной формы. Задание:
морковь.

1

1

1

устный опрос,
практическая
работа

8 Где используют природные
материалы.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

9 Экскурсия. Сбор природного
материала.

1

0

1

устный опрос,
практическая
работа

10 Наклеивание на подложку
листьев различной формы

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

11 Аппликация из природных
материалов «Бабочка».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

12 Что надо знать о бумаге. Виды
и свойства бумаги.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

13 Сгибание бумаги треугольной
формы. Изделие: «Елочка».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

13

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

14 Сгибание бумаги квадратной
формы. Изделие: «Стаканчик»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

15 Сгибание бумаги
прямоугольной формы.
Изделие: «Наборная линейка».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

16 Инструменты для работы с
бумагой. Шаблон.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

17 Резание ножницами по прямой
линии. Изделие: «Орнамент из
квадратов».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

18 Резание ножницами по прямым
линиям. Изделие: «Парусник»
орнамент из треугольников.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

19 Лепка по образцу предметов
конической формы: свекла,
репка.

11

0

0

устный опрос,
практическая
работа

20 Прием сплющивания шара.
Лепка пирамидки.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

21 Лепка по образцу грибов.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

22 Изготовление ежа из
пластилина и еловой шишки

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

23 Изготовление по образцу
цветка из крылаток клена и
пластилина

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

24 Изготовление по образцу рыбки
из шишек и пластилина

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

25 Аппликация из обрывных
кусочков бумаги. «Осеннее
дерево».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

26 Складывание фигурок из
бумаги. «Открытка со
складным цветком».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

27 Складывание фигурок из
бумаги. «Открытка со складной

1

0

0

устный опрос,
практическая
14

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

фигуркой кошечки».

работа

28 Лепка. Прощипывание
пластилина двумя пальцами.
Задание: цыплёнок

1

1

1

устный опрос,
практическая
работа

29 Конструирование «Бумажный
фонарик»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

30 Конструирование
«Декоративная веточка».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

31 Конструирование «Флажки».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

32 Конструирование «Бумажный
цветок»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

33 Лепка по образцу рельефов
букв и цифр

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

34 Лепка многодетальных фигурок
животных «Котик»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

35 Приемы резания ножницами по
изогнутым линиям

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

36 Изготовление листочков из
бумаги. Аппликация «Цветок»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

37 Сминание и скатывание бумаги.
Аппликация «Веточка рябины».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

38 Аппликация из смятой бумаги
«Цветы в корзине».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

39 Работа с нитками. Откуда
берутся нитки. Свойства ниток

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

40 Работа с нитками. Сматывание
ниток в клубок.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

41 Работа с нитками. Наматывание

1

0

0

устный опрос,
15

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

ниток на картонку. «Бабочка».

практическая
работа

42 Работа с нитками.
Изготовление кисточки из
ниток.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

43 Работа с бумагой. Аппликация
«Фрукты на тарелке»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

44 Вырезание из бумаги круга.
Изделие «Снеговик».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

45 Вырезание из бумаги круга.
Изделие «Гусеница».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

46 Вырезание из бумаги овала.
Изделие «Цыпленок в
скорлупе».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

47 Складывание фигурок из
бумаги. Изделие «Пароход»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

48 Сгибание углов. Изделие
«Стрела»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

49 Симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам.
«Плетеный коврик».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

50 Симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам.
«Птица».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

51 Симметричное вырезание из
бумаги. «Закладка для книги».

1

1

1

устный опрос,
практическая
работа

52 Симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам.
«Самолет в облаках».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

53 Лепка из пластилина макета.
Задание: Слепить по образцу
котика из нескольких деталей.

1

0

1

устный опрос,
практическая
работа

54 Лепка «Девочка в лесу»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа
16

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

55 Изготовление ежа из
пластилина и природных
материалов.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

56 Вырезание симметричных
форм из бумаги, сложенной
несколько раз. Изготовление
цветка из бумаги.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

57 Проверочная работа.
Коллективная аппликация
«Букет цветов».

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

58 Складывание бумаги. Приемы
сгибания бумаги.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

59 Изготовление декоративной
птицы из бумаги.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

60 Инструменты для швейных
работ. Приёмы шитья

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

61 Шитьё по проколам
1
(вертикальным,горизонтальным
и наклонным линиям) способом
«игла вверх – вниз».

0

0

устный опрос,
практическая
работа

62 Шитьё по проколам способом
«игла вверх – вниз»
геометрических фигур

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

63 Как работать с нитками.
Вышивание.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

64 Вышивание способом «в два
приема»

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

65 Вышивание по проколам
1
(вертикальным,горизонтальным
и наклонным линиям).

0

0

устный опрос,
практическая
работа

66 Вышивание по проколам
1
(вертикальным,горизонтальным
и наклонным линиям).

0

0

устный опрос,
практическая
работа

17

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

67 Вышивание по проколам
способом «в два приема»
контуров ягод, букв и других
предметов.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

68 Вышивание по проколам
способом «в два приема»
контуров ягод, букв и других
предметов.

1

0

0

устный опрос,
практическая
работа

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».