Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом № 9/23 от
07.06.2023
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
дата 07.06.2023
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Математические представления
8 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Косарева Лариса Алексеевна
должность Учитель
первая категория
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
г. Екатеринбург, 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" предметной
области "Математика" для обучающихся 8 класса составлена на основании адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и
умений и применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления",
"Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления",
"Временные представления".
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по
математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных,
количественных, пространственных отношениях, решении повседневных
практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут
использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то
общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при
выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в
блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая
цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере
телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач
и многое другое.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа
в неделю (13-й год - 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий
также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в
дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета
недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную
программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине,
цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х,
3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов,
событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов;
калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные
программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических
представлений.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися,
нуждающимися
в
дополнительной
индивидуальной
работе,
осуществляются
коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том
числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
На изучение предмета "Математические представления" в 8 классе отводится 2 часа в неделю,
всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими
2
разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о
величине", "Пространственные представления", "Временные представления".
Раздел "Количественные представления".
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое
множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без
пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание
множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой.
Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места
числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2
(3, 4, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).
Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в
пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись
решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе.
Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение
простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов
по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на
глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных
(разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных
(разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по
высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по
весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с
помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение
предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание
линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов
линейкой.
Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма",
"брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание
(различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия
(прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из
2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник)
из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по
шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры
(прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей
циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела
на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади),
правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в
пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди,
сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний
(нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний
3
(нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание
(различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера,
сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера,
сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен
года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание
последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам:
целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом
и концом деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответст в енности за свои поступки на основе предст авлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конст руктивн
о взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно участ в овать в деятельности, контролировать и оценивать свои дейст в ия и действия
однокласс ников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность
с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях).
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления.
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение
ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и
преобразовывать множества;
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных
ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских
задач.
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными
приборами;
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и
прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с
началом и концом деятельности.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы
Раздел 1. Величины
1.1 Высокий-низкий,
длинный-короткий,
широкий-узкий,
большой-маленький и т.д.
Итого по разделу
6
0
6
"Учить различать предметы по величине.
Усвоить понятия «большой, длинный,
широкий и т.д.». Сравнение предметов по
величине разными способами.
Практическая
работа
6
Раздел 2. Пространственные представления
2.1 Пространственные
представления о школе,
расположение кабинетов.
1
1
Практический урок по повторению
расположения кабинетов в школе
Практическая
работа
2.2 Вперед-назад
2
2
Практический урок по передвижению в
заданном направлении
Практическая
работа
2.3 Ориентация на местности
2
2
Практический урок по ориентации на листе Практическая
бумаги
работа
Итого по разделу
5
Раздел 2. Геометрический материал
2.1 Простые геометрические
формы
2
2
Повторение простых геометрических
фигур, признаки, построение фигур
Практическая
работа
2.2 Построение фигур из
простых геометрических
форм
1
1
Практика по построению фигур
самостоятельно
Практическая
работа
2.3 Знакомство в объемными
геометрическими
фигурами
3
3
Знакомство в объемными фигурами,
различие между объемными и простыми
фигурами, посторение предметов
Практическая
работа
2.4 Различие между
геометрическими формами
2
2
Самостоятельное определение различий
между объемными и простыми
геометрическими фигурами
Практическая
работа
7
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.5 Знакомство с
прямоугольником
Итого по разделу
3
Виды,
формы
контроля
3
знакомство с понятием- прямоугольник,
Признаки прямоугольника, практическое
сравнение прямоугольника с известными
простыми геометрическими фигурами,
Построение прямоугольника
Практическая
работа
Практическая
работа
Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы
11
Раздел 2.Время
2.1 Минута, час
2
2
Понятие минуты, часа. Работа с
циферблатом часов.
2.2 Сутки, части суток
2
2
Понятие суток, частей суток. Соотношение Практическая
частей суток и действий людей.
работа
2.3 Неделя, дни недели
2
2
Названия дней недели. Понятия:вчера,
сегодня, завтра, послезавтра
2.4 Месяц, год
2
2
Названия месяцев, порядок месяцев в году. Практическая
Практическая работа по запоминанию
работа
порядка месяцев в году.
2.5 Времена года, деление года
по сезонам
2
2
Изучение времен года, их названий,
признаков, определение времен года по
картинкам
Итого по разделу
Практическая
работа
Практическая
работа
10
Раздел 2. Количественные представления
2.1 Числа 1-5
5
5
Узнавание цифр, Счет прямой и обратный, устный опрос,
начертание цифр самостоятельное, состав практическая
числа, соотношение цифры и количества
работа
предметов
2.2 Числа 6-10. Состав чисел
5
5
Узнавание цифр, Счет прямой и обратный, устный опрос,
начертание цифр самостоятельное, состав практическая
числа, соотношение цифры и количества
работа
предметов
8
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
2.3 Таблица сложения и
вычитания
5
5
Работа с таблицами сложения и вычитания, устный опрос,
практическая работа
практическая
работа
2.4 Решение примеров вида
5+1, 6-1, 5+2, 6-2
7
7
Знакомство с математическими знаками,
решение примеров вида 5+1, 6-1 при
помощи наглядного материала
устный опрос,
практическая
работа
13
13
Знакомство с задачей, понятия: решение,
условие, вопрос. Решение простых задач
при помощи наглядности.
устный опрос,
практическая
работа
Контрольный урок
Контрольная
работа
2.5 Решение задач на
увеличение и уменьшение
числа на 1 и 2
2.6 Контрольная работа
1
Итого по разделу:
14
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
1
1
Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы
67
9
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Высокий-низкий
1
0
1
2 Длинный-короткий
1
1
3 Широкий-узкий
1
1
4 Большой- маленький
1
1
5 Обобщающий урок по
изученным понятиям
1
1
6 Обобщающий урок по
изученным понятиям
1
1
7 Пространственные
представления о школе
1
1
8 Вперед-назад
1
1
9 Вперед-назад
1
1
10 Ориентация на местности
1
1
11 Ориентация на местности
1
1
12 Простые геометрические формы
1
1
13 Простые геометрические формы
1
1
14 Построение предметов из
простых геометрических фигур
1
1
15 Знакомство с объемными
геометрическими фигурами
1
1
16 Знакомство с объемными
геометрическими фигурами
1
1
17 Знакомство с объемными
геометрическими фигурами
1
1
18 Различие между
геометрическими формами
1
1
19 Различие между
геометрическими формами
1
1
20 Знакомство с прямоугольником
1
1
21 Знакомство с прямоугольником
1
1
22 Знакомство с прямоугольником
1
1
23 Минута, час
1
1
24 Минута, час
1
1
25 Сутки, части суток
1
1
26 Сутки, части суток
1
1
10
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
27 Неделя, дни недели
1
1
28 Неделя, дни недели
1
1
29 Месяц, год
1
1
30 Месяц, год
1
1
31 Времена года, деление года по
сезонам
1
1
32 Времена года, деление года по
сезонам
1
1
33 Числа 1-5
1
1
34 Числа 1-5
1
1
35 Числа 1-5. Арифметические
действия
1
1
36 Числа 1-5. Арифметические
действия
1
1
37 Числа 1-5. Арифметические
действия
1
1
38 Числа 6-10
1
1
39 Числа 6-10
1
1
40 Числа 6-10
1
1
41 Числа 6-10. Арифметические
действия
1
1
42 Числа 6-10. Арифметические
действия
1
1
43 Таблица сложения и вычитания
1
1
44 Таблица сложения и вычитания
1
1
45 Таблица сложения и вычитания
1
1
46 Таблица сложения и вычитания
1
1
47 Таблица сложения и вычитания
1
1
48 Решение примеров вида 5+1, 6-1
1
1
49 Решение примеров вида 5+1, 6-1
1
1
50 Решение примеров вида 5+1, 6-1
1
1
51 Решение примеров вида 5+2, 6-2
1
1
52 Решение примеров вида 5+2, 6-2
1
1
53 Решение примеров вида 5+2, 6-2
1
1
54 Решение примеров вида 5+2, 6-2
1
1
11
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
55 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа на 1, 2
1
1
56 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа на 1, 2
1
1
57 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа на 1, 2
1
1
58 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа на 1, 2
1
1
59 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа на 1, 2
1
1
60 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа на 1, 2
1
1
61 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа на 1, 2
1
1
62 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа на 1, 2
1
1
63 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа
1
1
64 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа
1
1
65 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа
1
1
66 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа
1
1
67 Решение задач на увеличение и
уменьшение числа
1
1
68 Контрольная работа
1
1
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
12
13