Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Речь и альтернативная коммуникация 8 класс 2 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом № 9/23 от
07.06.2023
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

дата 07.06.2023
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Речь и альтернативная коммуникация
8 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Бурлакова Татьяна Андреевна
учитель
высшая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предметной
области "Язык и речевая практика" для обучающихся 8 класса составлена на основании
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями),
тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия. Рабочая программа является основой для
формирования учебно-тематического планирования и результатов освоения в СИПР обучающихся.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают
его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют
формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного
аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих
нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая
коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных
средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению
ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,
дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах, организованное включение в общение.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися,
нуждающимися
в
дополнительной
индивидуальной
работе,
осуществляются
коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том
числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
На изучение предмета “Речь и альтернативная коммуникация” в 8 классе отводится 3 часа в
неделю, всего 102 часа.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими
разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации", "Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет
2

эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие
собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой
о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком
(словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на
вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на
заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение
мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с
использованием
мимики.
Выражение
жестом
согласия
(несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим
предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие
которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового
коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, обучающихся
класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его
3

признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания
текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (обучающихся класса,
педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние
(употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о
прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану,
представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака
действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства
для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений
с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по
содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной
картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с
4

использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,
действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов
графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения
буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова,
предложения).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, общепринятых правилах;
5

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей;
понимание личной от­вет­ст­ в­ ен­ности за свои поступки на основе пред­ст­ авлений об эти­ческих
нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, со­переживать, кон­ст­ ­ру­к­ти­вн
­ о взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно уча­ст­ в­ о­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­ст­ в­ ия и действия
од­но­к­ла­сс­ ников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность
с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях).
6

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта обучающегося.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных
видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций
для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными
коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов
и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим
доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1. Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств
1.1 Мы хотим учиться

1

0

1

Работа с книгой, составление рассказа по Устный опрос
картинке; Ответы на вопросы с опорой на
наглядность, с помощью учителя
Разгадывание загадок; С помощью
учителя составить маленький рассказ по
картинке, выделять главных героев

1.2 "Читаем вместе «Стихи о
человеке и его часах»"

1

Слушание чтения стихотворения,
пытаться отвечать на вопросы по
содержанию; Повторять за учителем
фразы из стихотворения.

Устный опрос

1.3 Чтение стихотворения
«Мы хотим учиться»

1

Слушание стихотворения, пытаться
отвечать на вопросы по содержанию;
работа с картинками.

Устный опрос

1.4 "Заучивание стихотворения
«Мы хотим учиться»"

1

Слушание чтения стихотворения,
пытаться отвечать на вопросы по
содержанию; Повторять за учителем
фразы из стихотворения.

Устный опрос

1.5 Чтение рассказа В.
Голявкина «Как я под
партой сидел»"

1

Чтение рассказа В. Голявкина «Как я под Устный опрос
партой сидел»; Работа с книгой, ответы на
вопросы по картинкам, выделение
главного героя

1.6 "Пословицы о школе"

1

Слушание и чтение пословиц о школе;
Устный опрос
Повторение за учителем пословиц и
запоминание; Самостоятельное «Письмо»
по образцу предложений из трех слов.
Работа в рабочей тетради

1.7 Чтение рассказа С. Козлова
«Ливень»

1

Чтение рассказа С. Козлова «Ливень»;
Работа с книгой, ответы на вопросы,
выделение главных героев

Устный опрос

8

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

1.8 Слушание сказки «Красная
шапочка». (Развитие
слухового внимания).

1

Слушание сказки, (показывать) главных
героев по картинкам, повторять за
учителем звукокомплексы;

Устный опрос

1.9 Слушание сказки
«Хаврошечка». (Развитие
слухового внимания).

1

Слушание сказки «Хаврошечка»;
(показывать) главных героев по
картинкам, повторять за учителем
звукокомплексы;

Устный опрос

1.10 Слушание рассказа по Е.
Ильиной «Шум и Шумок»

1

Слушание рассказа по Е. Ильиной «Шум и Устный опрос
Шумок»; Выделение персонажей (дети,
учительница); Определение
последовательности событий в рассказе по
картинкам; Ответы на вопросы;
Объяснение, как называют озорной шум;

1.11 Чтение стихотворения И.
Бунина «Осыпаются астры
в садах»

1

Проговаривание за учителем
стихотворения;

Устный опрос

1.12 Чтение стихотворения И.
Бунина «Осыпаются астры
в садах»

1

Проговаривание за учителем
стихотворения;

Устный опрос

1.13 Чтение рассказа Н.
Сладкова «Осень на пороге»

1

Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на
пороге»; Работа с книгой, ответы на
вопросы, выделение главных героев

Устный опрос

1.14 Слушание сказки
«Петушок золотой
гребешок»

1

Слушание сказки «Петушок золотой
гребешок»; Выделение персонажей с
помощью картинки.

Устный опрос

1.15 Слушание сказки
«Петушок золотой
гребешок»

1

Слушание сказки «Петушок золотой
гребешок»; Выделение персонажей с
помощью картинки.

Устный опрос

1.16 Слушание рассказа по В.
Пескову «Листья опадают
с кленов»

1

Слушание рассказа по В. Пескову
«Листья опадают с кленов»; Выделение
персонажей (Ребятишки, воробьи,
девочка, женщина); Определение

Устный опрос

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

последовательности событий в рассказе;
Ответы на вопросы;
1.17 Дары осени. Работа с
сюжетной
картиной.

1

Работа с сюжетной картиной;
Устный опрос
Составление краткого рассказа по
картинке; Вопросы и ответы; Нахождение
объекта по словесной инструкции
(машина, овощи, фрукты, запасы);

1.18 Осень. Работа с
предметными картинками

1

Работа с предметной картиной; Вопросы Устный опрос
и ответы; Нахождение объекта по
словесной инструкции ( дождь, листопад,
зонт, лист, урожай); Просмотр
презентации: «Осень»;

1.19 Осени щедрые дары».
Работа с предметными
картинками

1

Работа с предметными картинками
(урожай, фрукты, овощи, лук, морковь,
картошка, капуста, яблоко, груша, слива,
виноград); Отгадывание загадок;
Составление краткого рассказа по
картинке;

Устный опрос

1.20 Осени щедрые дары».
Работа с предметными
картинками

1

Работа с предметными картинками
(урожай, фрукты, овощи, лук, морковь,
картошка, капуста, яблоко, груша, слива,
виноград); Отгадывание загадок;
Составление краткого рассказа по
картинке; Чтение стихотворения
Е.Благиной «Подарки осени»;

Устный опрос

1.21 Слушание рассказа по В.
Бианки «Осени щедрые
дары»

1

Слушание рассказа по В. Бианки «Осени
щедрые дары»; Объяснение слова
«щедрые»;

Устный опрос

1.22 Сезонная одежда. Работа с
предметными картинками

1

Показ и называние сезонной одежды
Устный опрос
(колготки, брюки, джинсы, кофта, пальто,
плащ, шапка, шарф, перчатки);
Соотнесение предметов одежды с
изображениями, использование
10

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

обобщающие понятия, называние
предметов по порядку, указанному
учителем; Презентация
1.23 Сезонная одежда. Работа с
предметными картинками

1

Показ и называние сезонной одежды
Устный опрос
(колготки, брюки, джинсы, кофта, пальто,
плащ, шапка, шарф, перчатки);
Соотнесение предметов одежды с
изображениями, использование
обобщающие понятия, называние
предметов по порядку, указанному
учителем;

1.24 Чтение стихотворения И.
Мазнина «Посмотри, как
день прекрасен»

1

Слушание чтения стихотворения, пытаться Устный опрос
отвечать на вопросы по содержанию;
Повторять за учителем фразы из
стихотворения.

Итого по разделу

24

Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь.Экспрессивная речь.
2.1 «Мои родители»

1

Составление краткого рассказа по фото
Устный опрос
или презентации приготовленной
родителями «Мои родители» и называние
родителей по именам; Повторение за
учителем слов и фраз из составленного
рассказа про родителей; Самостоятельное
«Письмо» имен родителей

2.2 «Мои родственники»

1

Просмотр презентации: «Мои
родственники»; Называние имен
родственников; Игра: «Как зовут твою
бабушку и дедушку»;

2.3 Все профессии важны

1

Беседа: «Какие профессии мы знаем»;
Устный опрос
Игра: «Называние профессий по набору
атрибутов»; Работа с предметными
картинками; Просмотр презентации: «Все

Устный опрос

11

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

профессии важны»
2.4 Профессия - Учитель

1

Беседа: «Профессия Учитель»; Игра:
Устный опрос
«Называние профессий по набору
атрибутов»; Игра: «Назови учителя по
имени и отчеству»; Работа с предметными
картинками; Просмотр презентации:
«Профессия Учитель»

2.5 «Почему осенью
листопад» составление
рассказа по
картинке

1

Чтение рассказа Г. Граубина «Почему
Устный опрос
осенью листопад»; Составление рассказа
по картинке «Листопад»; Называние
признаков осени; Ответы на вопросы;

2.6 "«Улетают птицы в теплые
края» составление рассказа
по картинке"

1

Составление рассказа по картинке
«Улетают птицы в теплые края»;
Повторение за учителем названия
перелетных птиц; Развивающая речевая
игра: «Подбери признак»

Устный опрос

2.7 "«Зимующие птицы»
называние птиц по
картинке"

1

Просмотр презентации: «Зимующие
птицы»; Повторение за учителем
название птиц, которые остаются
зимовать; Развивающая речевая игра:
«Кто как голос подает?»; Написание
название зимующих птиц (синица,
снегирь, воробей, ворона, клест)

Устный опрос

2.8 Слушание голосов
зимующих птиц
(звукоподражание)

1

Слушание голосов; Работа по картинкам, Устный опрос
( синица, снегирь, воробей, ворона,
клест); Отгадывание загадок про птиц;
Раскрашивание снегиря на веточке

2.9 «Дикие животные»
составление рассказа по
картинке

1

Работа с предметными картинками,
закрашивание по контуру. Просмотр
презентации.

Устный опрос

1

Различение неречевых звуков;
Определение источника звука;

Устный опрос

2.10 Развитие слухового
внимания. Игры.

12

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Соотнесение предмета, продуцирующий
звук (стук, звон, шуршание); Игра:
«Отгадай, что за шум?»
2.11 «Дикие животные»
составление рассказа по
картинке

1

Просмотр презентации: «Как звери
готовятся к зиме»; Составление рассказа
по картинке; Ответы на вопросы и
отгадывание загадок; Рисование по
точкам медведя и раскрашивание

Устный опрос

2.12 Чтение рассказов про
животных

1

Чтение рассказов про животных; Ответы
на вопросы и отгадывание загадок;
Складывание пазлов диких животных

Устный опрос

2.13 "Чтение рассказа по Г.
Снегирева «Как птицы и
звери к зиме готовятся»"

1

Чтение рассказа по Г. Снегирева «Как
птицы и звери к зиме готовятся»;
Определение последовательности
событий в рассказе; Ответы на вопросы;
Рисование птички по образцу

Устный опрос

2.14 "Слушание голосов диких
животных
(звукоподражание)"

1

Слушание голосов диких животных;
Устный опрос
Работа по картинкам (медведь, волк,
рысь, морж, белка, кабан, олень, лось и
т.д.); Просмотр презентации: «Дикие
животные»; Задание на листочке: «Найди
и раскрась диких животных»

2.15 "Прослушивание сказки
«Морозко»"

1

Соотнесение персонажей с картинками;
Составление рассказа по картинке;
Определение последовательности
событий в сказке с использованием
картинок); Повторение за учителем
некоторых фраз из сказки;

Устный опрос

13

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

2.16 "Прослушивание сказки
«Морозко»"

1

Прослушивание сказки «Морозко»;
Повторение за учителем некоторых фраз
из сказки;

Устный опрос

2.17 "Чтение рассказа по М.
Пляцковскому «Какая
бывает зима»"

1

Чтение рассказа по М. Пляцковскому
«Какая бывает зима»; Определение
последовательности событий в рассказе;
Ответы на вопросы;

Устный опрос

2.18 "Чтение рассказа по М.
Пляцковскому «Какая
бывает зима»"

1

Чтение рассказа по М. Пляцковскому
«Какая бывает зима»; Определение
последовательности событий в рассказе;
Ответы на вопросы;

Устный опрос

2.19 "Слушание сказки
«Снежная королева» "

1

Слушание сказки «Снежная королева»;
Устный опрос
Ответы на вопросы, Составление рассказа
по картинкам

2.20 "Слушание сказки
«Снежная королева» "

1

Слушание сказки «Снежная королева»;
Устный опрос
Ответы на вопросы, Составление рассказа
по картинкам

2.21 Слушание стихотворения
про Новый год

1

Проговаривание за учителем коротких
Устный опрос
фраз; Просмотр мультфильма про Новый
год

2.22 Слушание стихотворения
про Новый год

1

Проговаривание за учителем коротких
Устный опрос
фраз; Просмотр мультфильма про Новый
год

2.23 Слушание стихотворения
про Новый год

1

Просмотр мультфильма про Новый год
Устный опрос
«Новогодняя елка» веселые задания;
Чтение новогодних стихотворений и
колядок; Задание на листочке: «Дорисуй и
раскрась»; Игра: «Сосчитай конфеты»

2.24 Слушание стихотворения
про Новый год

1

Чтение новогодних стихотворений и
Устный опрос
колядок; Задание на листочке: «Дорисуй и
раскрась»;

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

14

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

2.25 Экспрессивная речь.
«Приветствие»

1

Установление зрительного контакта,
приветствие учителя при помощи жеста
(за руку) и называние фразы «доброе
утро» (здороваться, говорить,
смотреть, глаза); Артикуляционная
гимнастика; Игра: «Вежливы ли мы»;

2.26 Составление короткого
рассказа
«Мои зимние каникулы»

1

Составление короткого рассказа на
Устный опрос
наводящие вопросы учителя и с опорой
на фото приготовленные родителями;
Повторение коротких предложений за
учителем; Артикуляционная гимнастика;
Работа с фотографиями, карточками
словами ( мама, папа, сестра, брат, море,
батут, кинотеатр, игра); Речевая
гимнастика: «Зима»; Артикуляционная
гимнастика

2.27 Составление короткого
рассказа
«Досуг в моей семье»

1

Составление короткого рассказа на
Устный опрос
наводящие вопросы учителя и с опорой
на фото приготовленные родителями;
Повторение коротких предложений за
учителем; Артикуляционная гимнастика;
Работа с фотографиями, карточками
словами ( мама, папа, сестра, брат, море,
батут, кинотеатр ,игра) Раскрашивание
картинки

2.28 "Составление короткого
рассказа
«Зимние забавы»
"

1

Составление короткого рассказа на
Устный опрос
наводящие вопросы учителя и с опорой
на фото приготовленные родителями;
Повторение коротких предложений за
учителем; Артикуляционная гимнастика;
Работа с фотографиями, карточками
словами ( мама, папа, сестра, брат, море,
батут, кинотеатр ,игра) Раскрашивание
картинки

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

Устный опрос

15

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

2.29 «Зимние забавы». Работа с
предметными картинками

1

Работа с предметными картинками
(снежинка, снег, дерево, куст, снеговик,
снежки, зима, дети); Артикуляционная
гимнастика; Составление слов из
разрезной азбуки и «копирование» их в
тетрадь

Устный опрос

2.30 Слушание русской сказки в
обработке А.Толстого
«Лиса и волк» (1, 2 части)

1

Слушание русской сказки в обработке
А.Толстого «Лиса и волк» (1, 2 части)
Определение последовательности
событий в сказке; Составление рассказа
по картинке; Ответы на вопросы;

Устный опрос

2.31 "Слушание русской сказки
в обработке А.Толстого
«Лиса и волк» (3, 4 части)"

1

Слушание русской сказки в обработке
А.Толстого «Лиса и волк» (3,4 части)
Определение последовательности
событий в сказке; Составление рассказа
по картинке;

Устный опрос

2.32 "Слушание рассказа по А.
Тумбасову «В шубах и
шапках»

1

Слушание рассказа по А. Тумбасову «В
Устный опрос
шубах и шапках»; Повторение за учителем
коротких фраз из рассказа (зимний лес,
елки малютки,колючая лапка,снежные
фигуры,вершина-крестик);
Артикуляционная гимнастика

2.33 Составление короткого
рассказа «Досуг в моей
семье»

1

Составление короткого рассказа на
Устный опрос
наводящие вопросы учителя и с опорой
на фото приготовленные родителями;
Повторение коротких предложений за
учителем; Артикуляционная гимнастика;
Раскрашивание картинки

2.34 Составление короткого
рассказа «Зимние забавы»

1

Составление короткого рассказа на
Устный опрос
наводящие вопросы учителя и с опорой
на фото приготовленные родителями;
Повторение коротких предложений за
учителем; Артикуляционная гимнастика;

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

16

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раскрашивание картинки
2.35 «Зимние забавы». Работа с
предметными картинками

1

Работа с предметными картинками
(снежинка, снег, дерево, куст, снеговик,
снежки, зима, дети); Артикуляционная
гимнастика; Составление слов из
разрезной аз

Устный опрос

2.36 Слушание русской сказки в
обработке А.Толстого
«Лиса и волк» (1, 2 части)

1

Слушание русской сказки в обработке
А.Толстого «Лиса и волк» (1,2 части)
Определение последовательности
событий в сказке; Составление рассказа
по картинке;

Устный опрос

2.37 Слушание русской сказки в
обработке А.Толстого
«Лиса и волк» (3, 4части)

1

Слушание русской сказки в обработке
А.Толстого «Лиса и волк» (3,4 части)
Определение последовательности
событий в сказке; Составление рассказа
по картинке;

Устный опрос

2.38 Слушание рассказа по А.
Тумбасову «В шубах и
шапках»

1

Слушание рассказа по А. Тумбасову «В
шубах и шапках»; Повторение за
учителем коротких фраз из рассказа
(зимний лес, елочки малютки,колючая
лапка,снежные фигуры, вершина
-крестик); Артикуляционная гимнастика

Устный опрос

2.39 Разучивание
стихотворения Е.
Ровинской «Загадки на
снегу»

1

Разучивание стихотворения Е. Ровинской Устный опрос
«Загадки на снегу»; Повторение за
учителем коротких фраз из стихотворения
и запоминание

2.40 Разучивание
стихотворения Е.
Ровинской «Загадки на
снегу»

1

Разучивание стихотворения Е. Ровинской Устный опрос
«Загадки на снегу»; Повторение за
учителем коротких фраз из стихотворения
и запоминание

2.41 "Чтение рассказа по Г.
Скребицкому «Редкая

1

Чтение рассказа по Г. Скребицкому
«Редкая гостья»; Работа с картинками.

Устный опрос

17

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

гостья»
2.42 Животные и их детеныши

1

Работа с предметными картинками «
Устный опрос
Животные и их детеныши»; Развивающая
речевая игра: «Животные»;
Артикуляционная гимнастика; Рисование
и раскрашивание животных по трафарету

2.43 Жилище диких животных

1

Работа с предметными картинками (волк, Устный опрос
лиса, заяц, медведь, лось, ёж, белка, лес);
Просмотр презентации: «Где живут дикие
животные»; Отгадывание загадок про
животных; Артикуляционная гимнастика;
Самостоятельное «Письмо» по образцу
названия жилищ диких животных

2.44 Мой класс

1

Работа с фото альбомом, с фотографиями Устный опрос
одноклассников (класс, имя, фамилия,
игры, учеба, праздники, выезд на
природу, прогулка); Составление рассказа
по фото, презентации; Проговаривание за
учителем коротких фраз;
Артикуляционная гимнастика

2.45 Мой класс

1

Составление краткого рассказа про свой
класс по фотографиям; Просмотр
презентации: «Наша школьная
жизнь»; Артикуляционная гимнастика

Устный опрос

2.46 Прослушивание рассказа
по М. Пляцковскому «Урок
Дружбы»

1

Прослушивание рассказа по М.
Пляцковскому «Урок Дружбы»; Беседа:
«О хорошем и плохом»; Вопросы и
ответы; Артикуляционная гимнастика

Устный опрос

2.47 Чтение стихотворения к
празднику Дню Защитника
Отечества

1

Беседа: «Защитники Родины»;
Устный опрос
Повторение за учителем коротких фраз из
стихотворения

2.48 Чтение стихотворения к

1

Разучивание стихотворения к празднику

Устный опрос
18

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
празднику Дню Защитника
Отечества

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

Дню Защитника Отечества; Беседа:
«Защитники Родины»; Повторение за
учителем коротких фраз из стихотворения

2.49 Составление рассказа по
картинке «Весна пришла»

1

Составление рассказа по картинке «Весна Устный опрос
пришла»; Ответы на вопросы;
Развивающие речевые игры: «Весна
пришла»

2.50 Чтение стихотворения к
празднику 8 марта

1

Повторение за учителем фраз из
Устный опрос
стихотворения и заучивание их наизусть;
Самостоятельное «Письмо» по образцу
стихотворения

2.51 Чтение стихотворения к
празднику 8 марта

1

Повторение за учителем фраз из
Устный опрос
стихотворения и заучивание их наизусть;
Рисование цветочка

2.52 Чтение стихотворения к
празднику 8 марта

1

Повторение за учителем фраз из
Устный опрос
стихотворения и заучивание их наизусть;
Просмотр мультфильма про мамин
праздник

2.53 Чтение стихотворения Е.
Благининой «Забота»

1

Чтение стихотворения Е. Благининой
Устный опрос
«Забота»; Вопросы и ответы; Объяснение
значения слов и выражения: «Относись
любовью и заботой к тем, кто тебя любит
и заботится о тебе»; Запись слов и
выражения в тетрадь и запоминание

2.54 «Скворцы прилетели»

1

Составление рассказа по картинке;
Повторение за учителем; Слушание
рассказа по А.Баркову «Скворцы
прилетели»;

Устный опрос

2.55. Доскажи словечко
(весенние загадки)

1

Отгадывание загадок с заданием:
Доскажи словечко; Соотнесение
персонажей с пиктограммами,
картинками; Самостоятельное «Письмо»

Устный опрос

19

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

загадки в печатную тетрадь
2.56 Чтение рассказа по
Э.Шиму« Всему свой
срок»

1

Чтение рассказа по Э.Шиму «Всему свой Устный опрос
срок»; Составление рассказа по
картинкам; Вопросы и ответы;

2.57 Мое любимое животное

1

Просмотр презентации подготовленной
родителями: « Мое любимое животное»;
Чтение стихотворения : «Никого не
обижай»; Ответы на вопросы

2.58 Мое любимое животное

1

Работа по фото «Мое любимое
Устный опрос
животное»; Составление рассказа с
помощью учителя краткого рассказа про
любимого животного по фото; Рисование
любимого животного

2.59 Какой бывает транспорт

1

Знакомство с видами транспорта
Устный опрос
(наземный, воздушный, подземный.
водный); Работа по предметным
картинкам и пиктограммам; Разгадывание
загадок и чтение стихотворений про
транспорт; Работа на листочке с заданием
на определение вида транспорта

2.60 Наземный транспорт

1

Продолжаем знакомиться с наземным
Устный опрос
транспортом (Автобус, такси, троллейбус,
маршрутное такси, трамвай,); Работа по
предметным картинкам и пиктограммам;
Просмотр презентации: «Городской
транспорт»;

2.61 Воздушный транспорт

1

Знакомство с воздушным транспортом;
Просмотр презентации: Мы в аэропорту;
Работа по предметным картинкам и
пиктограммам; Отгадывание загадок про
воздушный транспорт; Рисунок по точкам
самолета»;

Устный опрос

20

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы

Виды,
формы
контроля

2.62 Подземный транспорт

1

Знакомство с подземным транспортом;
Устный
Просмотр презентации: « Мы в метро»;
опрос
Работа по предметным картинкам и
пиктограммам; Рисунок по точкам вагона
метро

2.63 Водный транспорт

1

Знакомство с водным транспортом; Работа Устный
по предметным картинкам и
опрос
пиктограммам; Просмотр презентации:
«Водный транспорт»; Работа на листочке
с заданием

2.64 Мой класс

1

Просмотр презентации: «Наша школьная
жизнь»; Артикуляционная гимнастика

Устный
опрос

2.65 Чтение стихотворения И.
Никитина « Полюбуйся,
весна наступает.

1

Разучивание стихотворения И. Никитина
«Полюбуйся, весна наступает»
Повторение за учителем фраз из
стихотворения и заучивание их наизусть;
Объяснение и понимание слов «В ярком
золоте день утопает»

Устный
опрос

2.66 Чтение стихотворения И.
Никитина « Полюбуйся,
весна наступает.

1

Разучивание стихотворения И. Никитина
«Полюбуйся, весна наступает»
Повторение за учителем фраз из
стихотворения и заучивание их наизусть;
Объяснение и понимание слов «В ярком
золоте день утопает»

Устный
опрос

2.67 Приметы весны. Рассказ по
серии картинок

1

Работа с сюжетными картинками (весна, Устный
проталина, дерево, ветка, ствол, почка,
опрос
ручей, солнце, небо); Называние
признаков предметов; Вопросы и ответы;
Соотнесение предметных картинок с
объектами на сюжетной картине;)

2.68 В мире волшебной сказки

1

Прослушивание сказки «Колобок»;
Устный
Определение последовательности событий опрос

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

21

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

в сказке с использованием картинок);
Повторение за учителем некоторых фраз из
сказки; Просмотр видео.
2.69 В мире волшебной сказки

1

Чтение русской народной сказки «Три
Устный
поросёнка»; Соотнесение персонажей с
опрос
картинками; Определение
последовательности событий в сказке с
использованием картинок); Повторение за
учителем некоторых фраз из сказки;
Просмотр видео.

2.70 Чтение рассказа по А.
Спирину «Летние
приметы»; Ответы на
вопросы;

1

Слушание рассказа по А. Спирину
«Летние приметы»; Ответы на вопросы;
Просмотр презентации: «Лето»;

Итого по разделу

Устный
опрос

70

Раздел 3. Чтение
3.1 Чтение рассказа.

1

Чтение рассказа Б.Житкову «Как слон
Устный
спас хозяина от тигра» Вопросы и ответы; опрос

3.2 Читаем и разукрашиваем
сказки

1

Чтение русской народной сказки
«Гуси-лебеди»; Выделение главных
героев из сказки, определение
последовательности событий в сказке с
использованием иллюстраций;
Раскрашивание сказки

Устный
опрос

3.3 Чтение сказки.

1

Чтение русской народной сказки «Волк и
семеро козлят»; Выделение главных
героев из сказки, определение
последовательности событий в сказке с
использованием иллюстраций;
Раскрашивание сказки

Устный
опрос

3.4 Чтение детских рассказов

1

Чтение детских рассказов; Выделение
главных героев из рассказа, определение

Устный
опрос
22

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

последовательности событий в рассказе с
использованием иллюстраций
3.5 Чтение детских рассказов

1

Чтение детских рассказов; Выделение
Устный
главных героев из рассказа, определение опрос
последовательности событий в рассказе с
использованием иллюстраций

3.6 Чтение детских рассказов

1

Чтение детских рассказов; Выделение
Устный
главных героев из рассказа, определение опрос
последовательности событий в рассказе с
использованием иллюстраций

3.7 Чтение детских рассказов

1

Чтение детских рассказов; Выделение
Устный
главных героев из рассказа, определение опрос
последовательности событий в рассказе с
использованием иллюстраций

3.8 Чтение детских рассказов

1

Чтение детских рассказов; Выделение
Устный
главных героев из рассказа, определение опрос
последовательности событий в рассказе с
использованием иллюстраций

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

8
102

23

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Коммуникация с использованием
вербальных и невербальных
средств. Мы хотим учиться

1

0

2 Читаем вместе «Стихи о
человеке и его часах»

1

0

3 Чтение ание стихотворения
«Мы хотим учиться»

1

0

4 Заучивание стихотворения «Мы
хотим учиться»

1

0

5 Чтение рассказа В. Голявкина
«Как я под партой сидел»

1

0

6 Пословицы о школе

1

0

7 Чтение рассказа С. Козлова
«Ливень»

1

0

8 Слушание сказки «Красная
шапочка». (Развитие слухового
внимания).

1

0

9 Слушание сказки
«Хаврошечка». (Развитие
слухового внимания).

1

0

10 Слушание рассказа по Е.
Ильиной «Шум и Шумок»

1

0

11 Чтение стихотворения И. Бунина
«Осыпаются астры в
садах»

1

0

12 Чтение стихотворения И. Бунина
«Осыпаются астры в садах»

1

0

13 Чтение рассказа Н. Сладкова
«Осень на пороге»

1

0

14 Слушание сказки «Петушок
золотой гребешок»

1

0

15 Слушание сказки «Петушок
золотой гребешок»

1

0

16 Слушание рассказа по В.
Пескову «Листья опадают
с кленов»

1

0

17 Дары осени. Работа с сюжетной
картиной.

1

0

24

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

18 Осень. Работа с предметными
картинками

1

0

19 «Осени щедрые дары». Работа
с предметными картинками

1

0

20 «Осени щедрые дары». Работа
с предметными картинками

1

0

21 Слушание рассказа по В. Бианки
«Осени щедрые дары»

1

0

22 Сезонная одежда. Работа с
предметными картинками

1

0

23 Сезонная одежда. Работа с
предметными картинками

1

0

24 Чтение стихотворения И.
Мазнина «Посмотри, как день
прекрасен»

1

0

25 Развитие речи средствами
вербальной и невербальной
коммуникации Импрессивная
речь. «Мои родители»

1

0

26 «Мои родственники»

1

0

27 Все профессии важны

1

0

28 Профессия - Учитель

1

0

29 «Почему осенью листопад»
составление рассказа по
картинке

1

0

30 «Улетают птицы в теплые
края» составление рассказа по
картинке

1

0

31 «Зимующие птицы» называние
птиц по картинке

1

0

32 Слушание голосов зимующих
птиц (звукоподражание)

1

0

33 Слушание голосов диких
животных (звукоподражание)

1

0

34 Развитие слухового внимания

1

0

35 «Дикие животные» составление
рассказа по картинке

1

0

36 Чтение рассказов про животных

1

0

37 Чтение рассказа по Г. Снегирева

1

0
25

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

«Как птицы и звери к зиме
готовятся»
38 Слушание голосов диких
животных (звукоподражание)

1

0

39 Прослушивание сказки
«Морозко»

1

0

40 Прослушивание сказки
«Морозко»

1

0

41 Чтение рассказа по М.
Пляцковскому «Какая бывает
зима»

1

0

42 Чтение стихотворения Л.Яхнина
«Зима»

1

0

43 Слушание сказки «Снежная
королева»

1

0

44 Слушание сказки «Снежная
королева»

1

0

45 Слушание стихотворения про
Новый год

1

0

46 Слушание стихотворения про
Новый год

1

0

47 Слушание стихотворения про
Новый год

1

0

48 «Новогодняя елка» веселые
задания

1

0

49 Экспрессивная речь.
«Приветствие»

1

0

50 Составление короткого рассказа
«Мои зимние каникулы»

1

0

51 Составление короткого
рассказа «Досуг в моей семье»

1

0

52 Составление короткого
рассказа «Зимние забавы»

1

0

53 «Зимние забавы». Работа с
предметными картинками

1

0

54 Слушание русской сказки в
обработке А.Толстого «Лиса
и волк» (1, 2 части)

1

0

55 Слушание русской сказки в

1

0
26

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

обработке А.Толстого «Лиса
и волк» (3, 4 части
56 Слушание рассказа по А.
Тумбасову «В шубах и шапках»

1

0

57 Разучивание стихотворения Е.
Ровинской «Загадки на снегу»

1

0

58 Разучивание стихотворения Е.
Ровинской «Загадки на снегу»

1

0

59 Чтение рассказа по Г.
Скребицкому «Редкая гостья»;

1

0

60 Животные и их детеныши

1

0

61 Жилище диких животных

1

0

62 Мой класс

1

0

63 Мой класс

1

0

64 Прослушивание рассказа по М.
Пляцковскому «Урок Дружбы»

1

0

65 Чтение стихотворения к
празднику Дню Защитника
Отечества

1

0

66 Чтение стихотворения к
празднику Дню Защитника
Отечества

1

0

67 Составление рассказа по
картинке «Весна пришла»

1

0

68 Чтение стихотворения к
празднику 8 марта

1

0

69 Чтение стихотворения к
празднику 8 марта

1

0

70 Чтение стихотворения к
празднику 8 марта

1

0

71 Чтение стихотворения Е.
Благининой «Забота»

1

0

72 «Скворцы прилетели»

1

0

73 Доскажи словечко
(весенние загадки)

1

0

74 Чтение рассказа по Э.Шиму«
Всему свой срок»

1

0

75 Мое любимое животное

1

0
27

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

76 Мое любимое животное

1

0

77 Какой бывает транспорт

1

0

78 Наземный транспорт

1

0

79 Подземный транспорт

1

0

80 Воздушный транспорт

1

0

81 Водный транспорт

1

0

82 Чтение стихотворения И.
Никитина « Полюбуйся, весна
наступает."

1

0

83 Разучивание стихотворения И.
Никитина « Полюбуйся, весна
наступает»

1

0

84 Приметы весны. Рассказ по
серии картинок

1

0

85 В мире волшебной сказки

1

0

86 В мире волшебной сказки

1

0

87 Чтение рассказа по Л. Толстому
«Лев и собачка»

1

0

88 Чтение рассказа по Б.Житкову
«Как слон спас хозяина от
тигра»

1

0

89 Чтение стихотворения Г. Виеру
«Девятое Мая»

1

0

90 Чтение стихотворения Г. Виеру
«Девятое Мая»

1

0

91 «Месяц Май». Работа с
предметными картинками

1

0

92 Прослушивание Рассказа
Г.Скребицкого «Лесной
голосок»

1

0

93 «Лесные звуки» прослушивание
звуков природы

1

0

94 Летние приметы

1

0

95 Читаем и разукрашиваем сказки

1

0

96 Читаем и разукрашиваем сказки

1

0

97 Чтение детских рассказов

1

0

98 Чтение детских рассказов

1

0

99 Чтение детских рассказов

1

0
28

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

100 Чтение детских рассказов

1

0

101 Чтение детских рассказов

1

0

102 Чтение детских рассказов

1

0

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Аксенова А.К., Комарова С.В. Букварь. 1 часть. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
«Просвещение», 2017.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н.Гатанова. Развиваем мелкую моторику. Спб.: «Детство-пресс», 2003

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».