Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Природоведение
6 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Третьякова Людмила Ивановна
учитель
первая категория
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
г. Екатеринбург, 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" предметной области
"Естествознание" для обучающихся 6 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном
возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной
коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они
изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают
за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают
элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и
естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
На изучение предмета “Природоведение” в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир", "Животный
мир", "Человек".
При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и
планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают
о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями планет, но не должен
требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера,
основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком
для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности
Земли и видами водоемов.
Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V классе и
готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми
2
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала
имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики
этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем родном крае.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания,
полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие классификации растений и животных.
Педагогическому работнику необходимо обратить внимание обучающихся на характерные
признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов
нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В
содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но
значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей
страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни,
предупреждению
появления
вредных
привычек
и
формированию
необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой
природе, полученные в курсе "Природоведение".
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса:
Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим
изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера
(вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и
человека. Человек -частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство
материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование мотивации к
изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются
экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт
обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий
обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых
предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию
природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала
(большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно
непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа
предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты
ученики могут проводить самостоятельно под руководством педагогического работника. В
программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые
практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы,
необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются
специальным знаком "*".
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены
межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого
материала.
3
Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс)
и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается
введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например, таких как корень,
стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта):
1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо
изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные
исследования.
3) Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные
изменения в природе.
4) Наш дом - Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
5) Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости
воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного,
теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
6) Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение.
Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в
медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа
при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра.
Ураган, способы защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание
чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и
соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв:
способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по
водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость,
горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства
каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти.
Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с
газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
4
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск,
твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность,
устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и
использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и
морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды
в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение
морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
11) Охрана воды.
Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты,
расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские
горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
12) Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных
растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
13) Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
5
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в
водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие
животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход
за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская
свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный
мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области
(края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.
Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи.
Специализация врачей.
15) Обобщающие уроки.
Наш город (посёлок, село, деревня).
Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие
предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности.
Обычаи и традиции своего края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
6
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
Достаточный уровень
узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях,
знание способов получения необходимой
информации об изучаемых объектах по
заданию педагогического работника;
представление о назначении изученных объектов, представление о взаимосвязях между
их роли в окружающем мире;
изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
7
отнесение изученных объектов к определенным
группам (осина - лиственное дерево леса);
отнесение изученных объектов к определенным
группам с учетом различных оснований для
классификации (клевер - травянистое
дикорастущее растение, растение луга,
кормовое растение, медонос, растение,
цветущее летом);
называние сходных объектов, отнесенных к
одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые)
называние сходных по определенным
признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других
источников; объяснение своего решения;
соблюдение режима дня, правил личной гигиены выделение существенных признаков групп
и здорового образа жизни, понимание их
объектов;
значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного
поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
знание и соблюдение правил безопасного
поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
выполнение несложных заданий под контролем
педагогического работника;
участие в беседе, обсуждение изученного;
проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
выполнение здания без текущего контроля
педагогического работника (при наличии
предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы
обучающихся, проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению
санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
осуществление деятельности по уходу за
комнатными и культурными растениями.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Раздел 1. Введение
1.1 Живая природа: растения,
животные, человек.
Экскурсия.
Итого по разделу
1
0
Слушать рассказ учителя о «живой»
природе. Читать выборочно о растениях,
животных, человеке. Записать
информацию об окружающей нас живой
природе. Повторить изученный материал
в ходе экскурсии по району. Знакомиться
с местными достопримечательностями.
Отвечать на вопросы
1
Раздел 2. Растительный мир.
2.1 Разнообразие
растительного мира на
нашей планете.
1
Слушать рассказ учителя о разнообразии
растительного мира на нашей планете,
среде обитания растений. Просмотр
видеоматериалов. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отвечать на
вопросы. Читать выборочно.
2.2 Среда обитания растений.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами.
2.3 Строение растений.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя).
2.4 Дикорастущие и
культурные растения:
деревья, кустарники,
травы.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Слушать рассказ учителя. Объяснение
словосочетаний: однолетние,
9
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
многолетние растения.
2.5 Лиственные деревья.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Различение лиственных и хвойных
деревьев. Читать выборочно. Составить
рассказ
2.6 Хвойные деревья.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Различение лиственных и хвойных
деревьев. Читать выборочно. Составить
рассказ
2.7 Дикорастущие и
культурные кустарники.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы учителя по
фактическому содержанию материала
своими словами;
2.8 Травы.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника. Работа с гербарием.
2.9 Декоративные растения.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника. Работа с гербарием.
2.10 Лекарственные растения.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
10
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
учебника. Работа с гербарием.
2.11 Комнатные растения. Уход
за комнатными растениями.
1
2.12 Растительный мир разных
районов Земли.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами.
2.13 Растения нашей страны.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы учителя по
содержанию материала своими словами.
2.14 Растения Свердловской
области: культурные и
дикорастущие. Красная
книга России и
Свердловской области.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника. Работа с гербарием.
2.15 Обобщающий урок по теме
«Растительный мир».
1
Итого по разделу
1
1
Распознавание комнатных растений. Уход Практическая
за комнатными растениями.
работа
Закрепить и обобщить полученные
знания по теме: «Растительный мир».
Работать с информацией (текстом,
заданием).
Контрольная
работа
16
Раздел 3. Животный мир.
3.1 Разнообразие животного
мира.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Аккуратно записать краткую
информацию в тетрадь.
3.2 Среда обитания
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Составить рассказ по коллективно
составленному плану (с помощью
животных. Животные суши
и водоемов.
11
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
учителя).
3.3 Животные: насекомые,
рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника.
3.4 Насекомые: бабочки,
стрекозы,
жуки, кузнечики, муравьи,
пчелы.
2
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника.
3.5 Рыбы.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Ответы на вопросы. Работа со словарем,
знать названия наиболее известных рыб.
3.6 Морские и речные рыбы.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Ответы на вопросы. Составить краткий
описательный рассказ.
3.7 Земноводные: лягушки,
жабы.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника.
3.8 Пресмыкающиеся: змеи,
ящерицы, крокодилы.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника..
12
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
3.9 Птицы.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Составляют описательные рассказы.
Отгадывание загадок.
3.10 Ласточки, скворцы,
снегири, орлы.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Составить рассказ о пользе птиц по
коллективно составленному плану.
3.11 Лебеди, журавли, чайки.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника.
3.12 Млекопитающие.
Млекопитающие суши.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Ответы на вопросы. Работа со словарем,
знать названия наиболее известных
животных, узнавать на иллюстрациях.
3.13 Млекопитающие морей и
океанов.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Пересказ статьи учебника своими
словами.
3.14 Домашние животные в
городе и деревне.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Выборочный пересказ. Беседа. Домашние
животные рядом с человеком. Домашние
животные в городе и деревне.
Животноводство. Значение домашних
животных в жизни человека. Ответы на
вопросы. Краткая запись полученной
информации.
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
13
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
3.15 Обобщающий урок по
изученным темам.
1
Контрольная
работа
3.16 Сельскохозяйственные
животные: лошади,
коровы.
2
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Выборочный
пересказ: внешний вид коров, лошадей.
Использование коров, лошадей в сельской
местности. Виды коров. Уход за
коровами, лошадьми. Роль коров,
лошадей в жизни человека. Продукты
питания на основе молока Читать
выборочно. Составить рассказ о том, как
ухаживают за сельскохозяйственными
животными на фермах.
3.17 Сельскохозяйственные
животные: свиньи, козы,
овцы.
2
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Ответы на вопросы по содержанию.
Выборочный пересказ и эвристическая
беседа. Внешний вид свиней, коз, овец.
Уход за свиньями, козами, овцами. Их
роль в жизни человека. Продукты
питания от свиней, коз, овец.. Составить
рассказ о том, как ухаживают за
сельскохозяйственными животными на
фермах.
3.18 Домашние птицы: куры,
утки, индюки. Уход за
домашними птицами.
2
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Выборочный
пересказ. Внешний вид кур, уток,
индюков. Уход за курами, утками,
индюками.Читать выборочно. Составить
рассказ о том, как ухаживают за
1
Закрепить и обобщить полученные
знания по теме: «Животный мир».
Работать с информацией (текстом,
заданием).
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
14
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
домашними птицами на фермах.
3.19 Уход за животными в
живом уголке или дома.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Беседа "Какие животные могут
содержаться в живом уголке и дома.
Правила ухода за домашними
животными. Роль домашних животных в
жизни человека. Ветеринар.
3.20 Аквариумные рыбки.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Беседа о правилах содержания и ухода за
аквариумными рыбками.
Распространённые виды аквариумных
рыбок. Наблюдение за аквариумными
рыбками, их поведением. Кормление
рыбок.
3.21 Попугаи, канарейки.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях.
Составить описательный рассказ.
3.23 Домашние кошки.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы учителя по
фактическому содержанию материала
своими словами. Пересказать текст по
частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью
учителя). Выборочный пересказ. Виды
домашних кошек. Правила ухода и
содержания домашних кошек. Роль
домашних кошек в жизни человека.
15
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
3.24 Собаки.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Чтение статьи учебника. Читать
выборочно. Виды собак. Правила ухода и
содержания собак. Роль собак в жизни
человека. Знать некоторые породы собак.
Составить рассказ об их повадках.
3.25 Животные холодных
районов Земли.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях.
3.26 Животные умеренных
районов Земли.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Читать выборочно. Узнавать и называть
изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях. Расположение умеренного
пояса на Земле. Разнообразие животного
мира умеренного пояса. Яркие
представители животных умеренного
пояса.
3.27 Животные жарких районов
Земли.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Ответы на вопросы по содержанию.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях.
3.28 Животный мир нашей
страны.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Ответы на вопросы. Беседа о
разнообразии животного мира нашей
страны. Яркие представители животного
мира разных климатических районов
России. Узнавать и называть изученные
объекты на иллюстрациях, фотографиях.
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
16
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
3.29 Охрана животных.
Заповедники. Заказники.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Беседа по вопросам учителя. Заказники.
Заповедники. Красная книга России.
Животные Красной книги России.
Пересказ статьи учебника своими
словами.
3.30 Красная книга России.
1
Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Пересказать текст по частям на основе
коллективно составленного плана (с
помощью учителя).
3.31 Животные Свердловской
области. Красная книга
нашего края.
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. работа со
словарем. Знать названия животных из
Красной книги Свердловской области.
3.32 Обобщающий урок по
разделу «Животный мир».
1
Итого по разделу
1
Закрепить и обобщить полученные
знания по теме: «Животный мир».
Работать с информацией (текстом,
заданием).
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Устный
опрос,
письменный
контроль
36
Раздел 4. Человек.
4.1 Как устроен наш организм.
1
Рассматривание таблиц. Чтение статьи
учебника. Ответы на вопросы(Строение.
Части тела и внутренние органы). Показ
части тела и важнейших органов на
таблицах, муляжах, торсе человека.
4.2 Как работает наш
организм.
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации. Частичная запись
полученной информации (как работает
(функционирует) наш организм.
17
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Взаимодействие органов). Роль нервной
системы. Влияние заболеваний на
организм человека.
4.3 Здоровый образ жизни
человека.
1
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Чтение, ответы на вопросы.
Составление распорядка дня.
4.4 Осанка. Скелет человека.
1
Рассматривание таблиц. Чтение статьи
учебника. Ответы на вопросы. Осанка
(гигиена, костно-мышечная система). Что
такое осанка. Значение
правильной осанки для организма
человека. Как правильно за ней следить.
Занятия физкультурой.
4.5 Органы чувств.
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации. Частичная запись
полученной информации. Органы чувств
человека: зрение, слух, обоняние,
осязание,
вкус. С помощью различных органов
чувств определение качеств и свойств
различных предметов.
4.6 Правила гигиены и охрана
органов чувств.
1
Просматривание видеоматериала о
правилах гигиены и охраны органов
чувств. Читать выборочно. Чтение статьи
учебника. Составить рассказ. Ответы на
вопросы. Необходимость соблюдения
правил гигиены органов чувств.
Составление и запись в тетрадь правил
личной гигиены.
4.7 Здоровое питание.
1
Рассматривание таблиц. Чтение статьи
учебника. Ответы на вопросы.
Записывание в тетрадь информации о
здоровом питании. Самостоятельное
18
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
составление предложений. Здоровое
(рациональное) питание. Режим. Правила
питания. Меню на день. Витамины.
4.8 Профилактика кишечных
отравлений.
1
Беседа "Как избежать кишечных
отравлений". Правила мытья рук.
Употребление в пищу качественных
продуктов. Обязательное мытье овощей и
фруктов перед употреблением.
Выборочная запись полученной
информации.
4.9 Дыхание. Органы дыхания.
1
Рассматривание таблиц. Чтение статьи
учебника. Ответы на вопросы.
Дыхательная система человека. Её
составляющие части. Функции
дыхательной системы. Назначение
органов дыхания. Гигиена дыхательной
системы. Беседа о вреде курения.
4.10 Правила гигиены органов
дыхания.
1
Дыхательная система человека. Её
составляющие части. Функции
дыхательной системы. Назначение
органов дыхания. Гигиена дыхательной
системы
4.11 Оказание первой
медицинской помощи.
1
4.12 Профилактика простудных
заболеваний.
1
1
Просмотр видеоматериалов,
Практическа
презентации. Упражнения с оказании
я работа
доврачебной помощи. Подсчёт частоты
пульса, измерение температуры. Помощь
при ушибах, порезах, ссадинах. Беседа по
фильму. Обработка мелких порезов и
царапин. Признаки обморожения. Вызов
«скорой помощи».
Выполнение заданий. Формирование
представлений о простудных
заболеваниях и их профилактике.
19
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Активное участие в диалоге. Что такое
простуда. Как избежать простудных
заболеваний. Ваши действия при
простуде. Просматривание
видеоматериала. Закаливание при
помощи солнечных лучей, воды, воздуха.
Самостоятельное составление
предложений.
4.13 Специализации врачей.
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации, иллюстраций. Учатся
правильно выбирать врача по симптомам
заболевания.
4.14 Медицинские учреждения.
1
Просмотр видеоматериалов,
презентации, иллюстраций.
Поликлиники, больницы, аптеки,
диспансеры и их функции. «Скорая
помощь». Вызов «Скорой помощи».
4.15 Телефон экстренной
помощи.
1
4.16 Обобщающий урок «Живая
природа». Неживая
природа». Экскурсия в
парк.
1
Итого по разделу:
16
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
1
1
2
Просмотр видеоматериалов,
Практическа
презентации. Участие в сюжетно-ролевой я работа
игре "Вызываем скорую помощь" по
телефонам 03,112.
Проверка уровня знаний и закрепление
изученного материала.
Контрольна
я работа
3
20
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Живая природа: растения,
животные, человек. Экскурсия.
1
2 Разнообразие растительного мира
на нашей планете.
1
3 Среда обитания растений.
1
4 Строение растений.
1
5 Дикорастущие и культурные
растения: деревья, кустарники,
травы.
1
6 Лиственные деревья.
1
7 Хвойные деревья.
1
8 Дикорастущие и культурные
кустарники.
1
9 Травы.
1
10 Декоративные растения.
1
11 Лекарственные растения.
1
12 Комнатные растения. Уход за
комнатными растениями.
1
13 Растительный мир разных
районов Земли.
1
14 Растения нашей страны.
1
15 Растения Свердловской области:
культурные и дикорастущие.
Красная книга России и
Свердловской области.
1
16 Обобщающий урок по теме
«Растительный мир».
1
17 Разнообразие животного мира.
1
18 Среда обитания животных.
Животные суши и водоемов.
1
19 Животные: насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие.
1
20 Насекомые: бабочки, стрекозы,
жуки, кузнечики, муравьи, пчелы.
1
21 Насекомые: бабочки, стрекозы,
жуки, кузнечики, муравьи, пчелы.
1
1
Контрольн
ая работа.
21
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
22 Рыбы.
1
23 Морские и речные рыбы.
1
24 Земноводные: лягушки, жабы.
1
25 Пресмыкающиеся: змеи,
ящерицы, крокодилы.
1
26 Птицы.
1
27 Ласточки, скворцы, снегири,
орлы.
1
28 Лебеди, журавли, чайки.
1
29 Млекопитающие.
Млекопитающие суши.
1
30 Млекопитающие морей и океанов.
1
31 Домашние животные в городе и
деревне.
1
32 Обобщающий урок по изученным
темам.
1
33 Сельскохозяйственные животные:
лошади, коровы.
1
34 Сельскохозяйственные животные:
лошади, коровы.
1
35 Сельскохозяйственные животные:
свиньи, козы, овцы.
1
36 Сельскохозяйственные животные:
свиньи, козы, овцы.
1
37 Домашние птицы: куры, утки,
индюки. Уход за домашними
птицами.
1
38 Домашние птицы: куры, утки,
индюки. Уход за домашними
птицами.
1
39 Уход за животными в живом
уголке или дома.
1
40 Аквариумные рыбки.
1
41 Попугаи, канарейки.
1
42 Морские свинки, хомяки,
черепахи.
1
43 Домашние кошки.
1
44 Собаки.
1
1
Контрольн
ая работа
22
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
45 Животные холодных районов
Земли.
1
46 Животные умеренных районов
Земли.
1
47 Животные жарких районов Земли.
1
48 Животный мир нашей страны.
1
49 Охрана животных. Заповедники.
Заказники.
1
50 Красная книга России.
1
51 Животные Свердловской области.
Красная книга нашего края.
1
52 Обобщающий урок по разделу
«Животный мир».
1
53 Как устроен наш организм.
1
54 Как работает наш организм.
1
55 Здоровый образ жизни человека.
1
56 Осанка. Скелет человека.
1
57 Органы чувств.
1
58 Правила гигиены и охрана
органов чувств.
1
59 Здоровое питание.
1
60 Профилактика кишечных
отравлений.
1
61 Дыхание. Органы дыхания.
1
62 Правила гигиены органов
дыхания.
1
63 Оказание первой медицинской
помощи.
1
64 Профилактика простудных
заболеваний.
1
65 Специализации врачей.
1
66 Медицинские учреждения
1
67 Телефон экстренной помощи.
1
68 Обобщающий урок «Живая
природа». Неживая природа».
Экскурсия в парк.
1
1
1
Устный
опрос
1
Практичес
кая работа
1
Практичес
кая работа
Контрольн
ый опрос.
Экскурсия.
23
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Лифанова Т.М., Дубровина О.А.Учебник "Природоведение" для 6 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2020.
2.Лифанова Т.М., Дубровина О.А. Рабочая тетрадь "Природоведение" для 6 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Лифанова Т.М., Дубровина О.А.Учебник "Природоведение" для 6 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2020.
2.Лифанова Т.М., Дубровина О.А. Рабочая тетрадь "Природоведение" для 6 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
24