Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Природоведение 5 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Природоведение
5 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Гречко Наталия Валерьевна
учитель
первая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

г. Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" предметной области
"Естествознание" для обучающихся 5 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном
возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной
коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они
изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают
за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают
элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и
естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
На изучение предмета “Природоведение” в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир", "Животный
мир", "Человек".
При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и
планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают
о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями планет, но не должен
требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера,
основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком
для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности
Земли и видами водоемов.
Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V классе и
готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми
2

географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала
имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики
этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем родном крае.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания,
полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие классификации растений и животных.
Педагогическому работнику необходимо обратить внимание обучающихся на характерные
признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов
нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В
содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но
значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей
страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни,
предупреждению
появления
вредных
привычек
и
формированию
необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой
природе, полученные в курсе "Природоведение".
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса:
Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим
изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера
(вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и
человека. Человек -частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство
материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование мотивации к
изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются
экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт
обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий
обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых
предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию
природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала
(большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно
непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа
предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты
ученики могут проводить самостоятельно под руководством педагогического работника. В
программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые
практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы,
необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются
специальным знаком "*".
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены
межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого
материала.

3

Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс)
и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается
введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например, таких как корень,
стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта):
1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо
изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные
исследования.
3) Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные
изменения в природе.
4) Наш дом - Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
5) Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости
воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного,
теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
6) Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение.
Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в
медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа
при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра.
Ураган, способы защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание
чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и
соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв:
способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по
водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость,
горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства
каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти.
Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с
газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
4

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск,
твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность,
устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и
использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и
морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды
в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение
морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
11) Охрана воды.
Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты,
расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские
горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
12) Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных
растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
13) Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
5

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в
водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие
животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход
за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская
свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный
мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области
(края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.
Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи.
Специализация врачей.
15) Обобщающие уроки.
Наш город (посёлок, село, деревня).
Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие
предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности.
Обычаи и традиции своего края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
6

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;

узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях,
знание способов получения необходимой
информации об изучаемых объектах по
заданию педагогического работника;

представление о назначении изученных объектов, представление о взаимосвязях между
их роли в окружающем мире;
изученными объектами, их месте в
окружающем мире;

7

отнесение изученных объектов к определенным
группам (осина - лиственное дерево леса);

отнесение изученных объектов к определенным
группам с учетом различных оснований для
классификации (клевер - травянистое
дикорастущее растение, растение луга,
кормовое растение, медонос, растение,
цветущее летом);

соблюдение элементарных правил безопасного
называние сходных по определенным
поведения в природе и обществе (под контролем признакам объектов из тех, которые были
взрослого);
изучены на уроках, известны из других
источников; объяснение своего решения;
выполнение несложных заданий под контролем
педагогического работника;

выделение существенных признаков групп
объектов;
знание и соблюдение правил безопасного
поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного;
проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Раздел 1. Введение.
1.1 Что такое природоведение?
Предметы и явления живой
и неживой природы.

1

0

Слушать рассказ о том, что такое
«природоведение». Читать выборочно о
необходимости изучать природу.
Выполнить зарисовки о природе.
Отвечать на вопросы.

Итого по разделу
Раздел 2. Вселенная.
2.1 Небесные тела: планеты,
звезды.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отгадать загадки о небесных телах.
Отвечать на вопросы. Читать выборочно
о небесных телах. Проявить
познавательные интересы. Выполнить
зарисовки о небесных телах.

2.2 Солнечная система.
Солнце.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о
солнечной системе. Читать выборочно о
солнечной системе. Проявить
познавательные интересы. Выполнить
зарисовки о небесных телах.

2.3 Исследование космоса.
Спутники. Космические
корабли. Полёты в космос.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Дать
характеристику об исследовании космоса:
спутниках, космических кораблях, первом
полете в космос. Отвечать на вопросы.
Выполнить зарисовки космического
корабля. Первый космонавт, первая
женщина-космонавт.
9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.4 Смена дня и ночи.

1

Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о
вращении Земли вокруг своей оси.
Движение Земли вокруг солнца. Дать
характеристику времён года.

2.5 Смена времён года.

1

Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о
вращении Земли вокруг своей оси.
Движение Земли вокруг солнца. Дать
характеристику времён года.

Итого по разделу

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

6

Раздел 3. Наш дом – Земля. Воздух .
3.1 Планета Земля. Оболочки
Земли.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о
планете Земля, ее строении. Отгадать
загадки. Отвечать на вопросы. Аккуратно
записать краткую информацию в тетрадь.

3.2 Значение воздуха для
жизни на Земле.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Слушать
рассказ о составе воздуха (смесь газов).
Отвечать на вопросы, записывать в
тетрадь краткую информацию.

3.3 Свойство воздуха.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
Практическа
учебника. Отвечать на вопросы.
я работа
Внимательно наблюдать за опытами
учителя, отвечать на вопросы, делать
выводы. Демонстрация опытов. Свойства
воздуха: прозрачность , бесцветность,
объём , упругость. Использование
упругости воздуха. Теплопроводность
воздуха.. Использование этого свойства
воздуха в быту. Давление. Расширение
воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении.
10

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
3.4 Давление и движение
воздуха.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о
давлении и движении воздуха, определять
область применения. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и
сжатие при охлаждении. Аккуратно
записать краткую информацию в тетрадь.

3.5 Температура воздуха.
Термометр.

1

Объяснения учителя. Назвать прибор, по
которому человек определяет
температуру воздуха. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отвечать на
вопросы по теме урока. Зарисовать
термометр в тетрадь.

3.6 Движение воздуха в
природе. Ветер.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Дать
характеристику ветра, как образуется в
природе. Польза и вред, приносимые
ветром. Отвечать на вопросы, записывать
в тетрадь. Движение воздуха (тёплый
воздух легче холодного, тёплый воздух
поднимается вверх, холодный опускается
вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа
ветра в природе. Направление ветра.
Ураган, способы защиты).

3.7 Состав воздуха. Кислород,
его значение и применение.

1

Слушать рассказ о составе воздуха,
необходимости его охранять, бережно
относится к природе. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отвечать на
вопросы. (состав воздуха: кислород,
углекислый газ, азот. Кислород, его
свойство поддерживать горение. Значение
кислорода в медицине. Углекислый газ и
его свойство не поддерживать горение.
Применение углекислого газа при
11

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

тушении пожара.
3.8 Состав воздуха.
Углекислый газ и азот.

1

Слушать рассказ о составе воздуха,
необходимости его охранять, бережно
относится к природе. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отвечать на
вопросы (углекислый газ и его свойство
не поддерживать горение. Применение
углекислого газа при тушении пожара).

3.9 Охрана воздуха.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Читать выборочно
о значении воздуха в жизни человека, его
охране (Чистый и загрязнённый воздух.
Примеси в воздухе(водяной пар, дым,
пыль). Поддержание чистоты воздуха.
Значение воздуха в природе).

3.10 Обобщающий урок по
изученным темам.
Итого по разделу

1

1

Закрепить и обобщить полученные
знания по теме: «Воздух». Работать с
информацией (текстом, заданием).

Контрольная
работа

10

Раздел 4. Наш дом – Земля. Полезные ископаемые.
4.1 Виды полезных
ископаемых. Их значение,
способы добычи.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Дать
характеристику «полезные ископаемые».
Проявлять бережное отношение к
природе. Находить полезные ископаемые
на карте.

12

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
4.2 Полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов.
Гранит. Известняк.

1

Дать характеристику видов полезных
ископаемых, их свойствах, значении,
способах добычи. Определить различие и
сходство полезных ископаемых. Запись
выборочной информации о полезных
ископаемых. Работа с коллекцией
полезных ископаемых. (Внешний вид,
свойства, добыча и использование).

4.3 Полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов.

1

Дать характеристику видов полезных
ископаемых, их свойствах, значении,
способах добычи. Определить различие и
сходство полезных ископаемых. Запись
выборочной информации о полезных
ископаемых. Работа с коллекцией
полезных ископаемых.

1

Дать характеристику горючим полезных
ископаемым, их свойствам, значение,
способе добычи. Работа с коллекцией
полезных ископаемых. Запись
выборочной информации о полезных
ископаемых (Внешний вид и свойства
торфа: цвет, пористость, хрупкость,
горючесть. Образование торфа, добыча и
использование).

1

Слушать характеристику каменного угля,
из чего образуется. Способы добычи угля.
Примеры использования, свойства.
Отвечать на вопросы. Работа с
коллекцией полезных ископаемых.
Краткая запись в тетрадь (Внешний вид и
свойства каменного угля: цвет, блеск,
горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча
и использование).

Глина. Песок.

4.4 Горючие полезные
ископаемые (6ч).
Торф.

4.5 Каменный уголь.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

13

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

4.6 Добыча и использование
каменного угля.

1

Способы добычи угля. Просмотр
видеоматериалов. Примеры
использования, свойства. Отвечать на
вопросы. Работа с коллекцией полезных
ископаемых. Краткая запись в тетрадь.

4.7 Нефть.

1

Слушать рассказ о нефти, её добыче.
Просмотр видеоматериалов. Отвечать на
вопросы о ценном жидком горючем
ископаемом. Свойства нефти, круг
применения. Краткая запись в тетрадь
(Внешний вид и свойства нефти: цвет и
запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти:
бензин, керосин, и другие металлы.

4.8 Добыча и использование
нефти.

1

Слушать рассказ о нефти, её добыче.
Просмотр видеоматериалов. Отвечать на
вопросы о ценном жидком горючем
ископаемом. Свойства нефти, круг
применения. Краткая запись в тетрадь
(Добыча нефти. Продукты переработки
нефти: бензин, керосин).

4.9 Природный газ. Добыча,
использование. Правила
обращения с газом в быту.

1

Дать характеристику природного газа,
Практическа
определить область применения.
я работа
Важность использования. ТБ при
использовании газа в быту. Практическое
обращение с бытовой газовой
плитой.Выборочное чтение. Запись в
тетрадь(Свойства газа: запах, горючесть.
Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту).

1

Дать характеристику видов полезных
ископаемых, их свойствах, значении,
способах добычи. Определить различие и

4.10 Полезные ископаемые,
используемые для
получения металлов

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

14

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Чёрные металлы. Сталь.
Чугун.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

сходство полезных ископаемых: черных,
цветных металлов и благородных
(драгоценных). Ответы на вопросы.
Запись выборочной информации о
полезных ископаемых чёрные металлы
(различные виды стали и чугуна).
Свойства чёрных металлов: цвет, блеск,
твёрдость, упругость, пластичность,
теплопроводность, ржавление.
Распознавание стали и чугуна).

4.11 Цветные металлы.

1

Дать характеристику видов полезных
ископаемых, их свойствах, значении,
способах добычи. Отличие чёрных
металлов от цветных. Применение
цветных металлов. Алюминий. Внешний
вид и свойства алюминия: цвет,
твёрдость, пластичность,
теплопроводность, устойчивость к
ржавлению. Распознавание алюминия.
Медь. Свойства меди: цвет, блеск,
твёрдость, теплопроводность.
Распознавание меди. Её применение.

4.12 Благородные
(драгоценные) металлы.

1

Дать характеристику видов полезных
ископаемых, их свойствах, значении,
способах добычи. Определить различие и
сходство полезных ископаемых: черных,
цветных металлов и благородных
(драгоценных). Запись выборочной
информации о полезных ископаемых

4.13 Охрана полезных
ископаемых.

1

Слушать рассказ о важности охраны и
бережного использования полезных
ископаемых. Отвечать на вопросы.
Краткая запись в тетрадь.

15

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
4.14 Экскурсия в музей.

1

4.15 Практическая работа.
Работа с глиной.

1

4.16 Обобщающий урок.
Полезные ископаемые.

1

Итого по разделу

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Повторить и закрепить изученный
материал в ходе экскурсии в музей.
Отвечать на вопросы.
1

1

Повторить свойства глины, приемы
работы. Выбор объекта изготовления.
Практическая работа.

Практическа
я работа

Работать с предложенной информацией Контрольная
(текстом, заданием, таблицей). Закрепить работа
и обобщить полученные знания по теме:
«Полезные ископаемые». Составление
таблицы «Полезные ископаемые».

16

Раздел 5. Наш дом – Земля. Вода.
5.1 Вода в природе. Роль воды
в питании живых
организмов.

1

Слушать рассказ о воде, её значении.
Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Запись выборочной
информации.

5.2 Свойства воды.

1

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
Практическая
текстом и иллюстрациями учебника.
работа
Показать необходимость бережного
отношения к воде. Составить краткий
рассказ(Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, Способность
растворять некоторые твёрдые вещества
(соль, сахар и др.). Учёт и использование
свойств воды). Отвечать на вопросы

5.3 Растворимые и
нерастворимые вещества.
Питьевая вода.

1

1

Читать выборочно новую тему. Отнесение Практическая
изученных объектов к определенным
работа
группам. Запись выборочной
информации. Демонстрация опытов.

16

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
1

Виды,
формы
контроля

5.4 Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды.

1

5.5 Три состояния воды.

1

5.6 Расширение воды при
нагревании, сжатие при
охлаждении, расширение
при замерзании.

1

1

Работа с текстом и иллюстрациями
Практическая
учебника. Отвечать на вопросы. Слушать работа
рассказ о свойствах воды, наблюдать за
опытами. Выполнить зарисовки.

5.7 Лабораторная работа.
Свойства воды.

1

1

Прослушать технику безопасности.
Практическая
Выполнять опыты. Отвечать на вопросы. работа
Делать выводы (определять причинноследственные связи). Записывать в
тетрадь. Выполнять зарисовки.

5.8 Работа воды в природе.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Читать выборочно,
делать выводы. Составить краткий
рассказ. Записывать в тетрадь(работа
воды в природе. Образование пещер,
оврагов, ущелий. Наводнение (способы
защиты от наводнения).

5.9 Значение воды в природе.
Использование воды в
быту, промышленности и
сельском хозяйстве.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Читать выборочно,
делать выводы. Делать выводы.
Составить коллективный рассказ.
Записывать в тетрадь(Значение воды в
природе. Использование воды в быту,

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Слушать рассказ о причинах
Практическая
возникновения мутной воды, признаках.. работа
Запись выборочной информации.
Выполнять зарисовки в тетрадь.
Демонстрация опытов.
Читать выборочно новую тему. Отнесение
изученных объектов к определенным
группам. Запись выборочной
информации. Демонстрация опытов.

17

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды).
5.10 Вода в природе: осадки,
воды суши. Круговорот
воды в природе.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Пересказать текст
по частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью
учителя). Отгадывать загадки.

5.11 Вода суши: ручьи, реки.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Читать выборочно
о водах суши: ручьи, реки. Работать в
парах. Запись выборочной информации о
свойствах воды. Пересказать текст по
частям на основе коллективно
составленного плана.

5.12 Воды суши: озёра, болота,
пруды, водохранилища.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о
водах суши: болота, пруды. Наблюдать за
сезонными изменениями в природе.
Проявлять бережное отношение к
водоёмам. Кратко записывать в тетрадь.

5.13 Моря и океаны.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Работа с географической картой. Отвечать
на вопросы. Читать выборочно о водах
суши. Показать значение морей, океанов в
жизни человека. Обозначать воды суши
на карте. Кратко записывать в тетрадь.

5.14 Охрана воды.

1

Слушать рассказ о мерах по охране воды
на Земле. Просмотр видеоматериалов.
Работа с текстом и иллюстрациями
18

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

учебника. Проявлять бережное
отношение к водоёмам. Кратко
записывать в тетрадь.
5.15 Экскурсия на озеро
Шарташ.

1

5.16 Обобщающий урок по
теме « Вода».

1

Итого по разделу:

Повторить и закрепить изученный
материал в ходе экскурсии.
1

Обобщить и закрепить полученные
знания по теме: «Вода».

Устный
опрос,
письменный
контроль

16

Раздел 6. . Наш дом – Земля. Поверхность суши. Почва.
6.1 Формы поверхности суши:
равнины, холмы, овраги.

1

Слушать рассказ о виде поверхности
суши: равнины, холмы, овраги.
Отнесение изученных объектов к
определенным поверхностям суши.
Кратко записывать в тетрадь. Называть
изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях.

6.2

1

Просмотр видеоматериалов. Слушать
рассказ о виде поверхности суши: горы.
Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Слушать рассказ о виде
поверхности суши: горы. Отнесение
изученных объектов к определенным
поверхностям суши. Кратко записывать в
тетрадь.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Читать
выборочно о свойствах почвы. Кратко
записывать в тетрадь, выполнять
зарисовки(почвы- верхний слой земли.
Состав почвы: перегной, глина, песок,

Горы.
6.3 Почва - верхний слой
земли. Состав почвы.

19

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части
почвы. Перегной- органическая часть
почвы. Глина, песок и соли- минеральная
часть почвы).
6.4 Разнообразие почв.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Читать
выборочно, кратко записывать. Составить
коллективный рассказ по плану(Песчаная
и глинистые почвы. Водные свойства
песчаных и глинистых почв: способность
впитывать воду, пропускать её и
удерживать.Сравнение песка и песчаных
почв по водным свойствам. Сравнение
глины и глинистых почв по водным
свойствам).

6.5 Основное свойство почвы
– плодородие. Обработка
почвы.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Читать
выборочно о свойствах почвы и способах
обработки. Кратко записывать в тетрадь.

6.6 Охрана почвы.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Читать
выборочно о свойствах почвы и способах
обработки. Составить рассказ об охране
почвы. Кратко записывать в тетрадь.

6.7 Обобщающий урок.
Поверхность суши. Почва.

1

Обобщить и закрепить полученные
знания по теме: « Поверхность суши.
Почва».

Итого по разделу:

Устный опрос

7

Раздел 7. Есть на Земле страна Россия.
7.1 Место России на земном
шаре. Знакомство с картой

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Слушать
20

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
России.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

рассказ о России как об одном из
государств земного шара. Показать на
карте. Кратко записывать в тетрадь.
(важнейшие географические объекты,
расположенные на территории нашей
страны.: Чёрное и Балтийское моря,
Уральские и Кавказские горы, озеро
Байкал, реки Волга, Енисей или другие
объекты в зависимости от региона).

7.2 Моря и океаны,
омывающие берега России.

1

Слушать рассказ о многообразии морей и
океанов, омывающих Россию. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Узнавать и
называть изученные объекты на карте.

7.3 Равнины и горы на
территории нашей страны.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Слушать
рассказ о многообразии равнин и гор
России. Читать выборочно. Составить
краткий рассказ об Уральских горах.
Узнавать объекты на карте.

7.4 Реки и озёра России.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника. Отвечать на вопросы. Читать
выборочно о реках и озёрах на
территории России. Узнавать и называть
объекты на карте.

7.5 Москва – столица России.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Слушать рассказ о
столице России – Москве. Читать
выборочно о населении России, его
народах. Узнавать и называть изученные
объекты на иллюстрациях, фотографиях.

21

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
7.6 Санкт-Петербург.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Читать выборочно
о городе Санкт-Петербург. Проявлять
любознательность. Узнавать и называть
достопримечательности
Санкт-Петербурга на иллюстрациях,
фотографиях.

7.7 Города Золотого кольца
России.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Узнавать и
называть достопримечательности городов
на иллюстрациях, фотографиях.

7.8 Нижний Новгород, Казань,
Волгоград.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Узнавать и
называть достопримечательности городов
на иллюстрациях, фотографиях.

7.9 Новосибирск,
Владивосток.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы. Узнавать и
называть достопримечательности городов
на иллюстрациях, фотографиях.

1

Отвечать на вопросы. Читать выборочно
о населении России, его народах.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях;
Отнесение изученных объектов к
определенным группам. Выполнять
рисунок в тетради. (Зарисовка
государственного флага России).

7.10 Население нашей страны.

Итого по разделу:

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

10

Раздел 8. Повторение.
22

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

8.1 Экскурсия. Екатеринбург.
Важнейшие
географические объекты
региона.

1

Повторить изученный материал в ходе
экскурсии по району. Знакомиться с
местными достопримечательностями.
Отвечать на вопросы

8.2 Повторение по курсу
«Неживая природа»

1

Отвечать на вопросы. Отнесение
Устный опрос
изученных объектов к определенным
группам. Узнавать и называть изученные
объекты на иллюстрациях, фотографиях.
Составить краткий рассказ. Работать с
картой.

8.3 Обобщающий урок за год.

1

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

Закрепить изученный материал.

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Контрольная
работа

3
68

5

8

23

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Что такое природоведение?
Предметы и явления живой и
неживой природы.

1

2 Небесные тела: планеты, звезды.

1

3 Солнечная система. Солнце.

1

4 Исследование космоса.
Спутники. Космические корабли.
Полёты в космос.

1

5 Смена дня и ночи.

1

6 Смена времён года.

1

7 Планета Земля. Оболочки Земли.

1

8 Значение воздуха для жизни на
Земле.

1

9 Свойство воздуха.

1

10 Давление и движение воздуха.

1

11 Температура воздуха. Термометр.

1

12 Движение воздуха в природе.
Ветер

1

13 Состав воздуха. Кислород, его
значение и применение.

1

14 Состав воздуха. Углекислый газ и
азот.

1

15 Охрана воздуха.

1

16 Обобщающий урок по
изученным темам.

1

17 Виды полезных ископаемых. Их
значение, способы добычи.

1

18 Полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов.
Гранит. Известняк.

1

19 Полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов. Глина.
Песок.

1

20 Горючие полезные ископаемые

1

0

0

1

1

Практическая
работа.

Контрольная
работа.

24

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

Торф.
21 Каменный уголь.

1

22 Добыча и использование
каменного угля.

1

23 Нефть.

1

24 Добыча и использование нефти.

1

25 Природный газ. Добыча,
использование. Правила
обращения с газом в быту.

1

26 Полезные ископаемые,
используемые для получения
металлов Чёрные металлы.
Сталь. Чугун.

1

27 Цветные металлы.

1

28 Благородные (драгоценные)
металлы.

1

29 Охрана полезных ископаемых.

1

30 Экскурсия в музей.

1

31 Практическая работа. Работа с
глиной.

1

32 Обобщающий урок. Полезные
ископаемые.

1

33 Вода в природе. Роль воды в
питании живых организмов.

1

34 Свойства воды

1

1

Практическая
работа.

35 Растворимые и нерастворимые
вещества. Питьевая вода.

1

1

Практическая
работа.

36 Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды.

1

1

Практическая
работа.

37 Три состояния воды.

1

38 Расширение воды при
нагревании сжатие при
охлаждении, расширение при
замерзании.

1

1

Практическая
работа.

39 Лабораторная работа. Свойства
воды.

1

1

Практическая
работа.

40 Работа воды в природе.

1

1

Практическая
работа.

Экскурсия.
1
1

Практическая
работа.
Контрольная
работа.

25

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

41 Значение воды в природе.
Использование воды в быту,
промышленности и сельском
хозяйстве.

1

42 Вода в природе: осадки, воды
суши. Круговорот воды в
природе.

1

43 Вода суши: ручьи, реки.

1

44 Воды суши: озёра, болота, пруды,
водохранилища.

1

45 Моря и океаны.

1

46 Охрана воды.

1

47 Экскурсия на озеро Шарташ.

1

48 Обобщающий урок по теме
«Вода».

1

49 Формы поверхности суши:
равнины, холмы, овраги.

1

50 Горы.

1

51 Почва - верхний слой земли.
Состав почвы.

1

52 Разнообразие почв.

1

53 Основное свойство почвы –
плодородие. Обработка почвы.

1

54 Охрана почвы.

1

55 Обобщающий урок. Поверхность
суши. Почва.

1

56 Место России на земном шаре.
Знакомство с картой

1

57 Моря и океаны, омывающие
берега России

1

58 Равнины и горы на территории
нашей страны.

1

59 Реки и озёра России.

1

60 Москва – столица России.

1

61 Санкт-Петербург.

1

62 Города Золотого кольца России.

1

63 Нижний Новгород, Казань,
Волгоград.

1

Устный опрос

26

64 Новосибирск, Владивосток.

1

65 Население нашей страны.

1

66 Экскурсия. Екатеринбург.
Важнейшие географические
объекты региона.

1

67 Повторение по курсу «Неживая
природа»

1

68 Обобщающий урок за год.

1

Устный
опрос
1

Контрольная
работа

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Лифанова Т.М., Дубровина О.А.Учебник "Природоведение" для 5 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2020.
2.Лифанова Т.М., Дубровина О.А. Рабочая тетрадь "Природоведение" для 5 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2020.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Лифанова Т.М., Дубровина О.А.Учебник "Природоведение" для 5 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2020.
2.Лифанова Т.М., Дубровина О.А. Рабочая тетрадь "Природоведение" для 5 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2020.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».