Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Основы социальной жизни
6 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Бурлакова Татьяна Андреевна
учитель
высшая категория
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
г. Екатеринбург, 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" предметной области
"Человек и общество" для обучающихся 6 класса составлена на основании адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной
жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением
домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых
умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности;
формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной
направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с
использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
На изучение предмета "Основы социальной жизни" в 6 классе отводится 2 часа в неделю в
неделю, всего 68 часов в году.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний
и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные
(индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце):
правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы
обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног:
необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека.
Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания.
Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя
гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.
Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели.
Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением
волос.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения
к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач,
работы с компьютером.
2
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила
письма, чтения, просмотра телепередач
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной
гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и
наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления.
Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на
организм человека.
Охрана здоровья. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и
ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого ("зеленки").
Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.
Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке.
Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях,
отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на
дом. Вызов "скорой" или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Жилище. Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности.
Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства
в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт,
мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды комнатных растений.
Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для
комнатных растений.
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире:
кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и
птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход.
Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба.
Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых
помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных)
помещений.
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской
местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными
приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка,
овощерезка): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными
изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для
сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье
(льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила
безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила
пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели,
кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными
машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание.
3
Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих
средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).
Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая,
корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины
по продаже различных видов мебели.
Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила
ухода за убранством жилых комнат.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для
уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств.
Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых
электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий.
Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и
лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика
появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и
насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с
грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь.
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная,
спортивная), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида
тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и
головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов
одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения.
Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода
за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение
условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей.
Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов,
правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения
белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила
пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва Продление срока службы
одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды
пятновыводителей.
Правила
выведение
мелких
пятен
в
домашних
условиях.
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании
средствами для выведения пятен.
Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной.
Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий.
Стоимость услуг в зависимости от вида одежды.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и
необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила
возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года, назначения (спортивная, домашняя, выходная),
вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная).
Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор,
примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви, хранение чека или его копии.
4
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для
чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви, их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за
обувью из различных материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила
подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
Питание. Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние
правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов,
составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления
пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение
кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных
изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных
бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса.
Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла
(подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка.
Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая); сорта муки (крупчатка, высший,
первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки.
Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование соли при
приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и
пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия
чрезмерного употребления чая и кофе.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах.
Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины.
Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном
магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные
обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и
разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и
сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца
отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор
необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака.
Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы
приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы
приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп,
макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор
необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда
для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.
5
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина.
Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок.
Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор
продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теста: пирожки,
булочки, печенье. Приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление
изделий из замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая
заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных
продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт. Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах
городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Проезд из дома в образовательную организацию. Выбор рационального маршрута проезда из дома
в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость
проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы.
Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на
вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты.
Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Средства связи. Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер.
Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи "Почта России". Виды почтовых отправлений: письмо,
бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем
различного вида. Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления.
Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая).
Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера
телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые
компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта. Видеосвязь (скайп). Особенности, значение в современной
жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения. Образовательные организации. Местные и
промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности,
основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих.
Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти.
Структура, назначение.
Семья. Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших
родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии.
Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших
младшим: домашние обязанности.
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; выбор
спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи).
6
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки, правильная,
рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби):
коллекционирование чего-либо, фотография.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и
бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет
отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор
необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы
доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по
отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
7
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знание отдельных видов одежды и обуви,
некоторых правил ухода за ними; соблюдение
усвоенных правил в повседневной жизни;
самостоятельное совершение покупок товаров
ежедневного назначения;
знание правил личной гигиены и их выполнение
под руководством взрослого;
соблюдение правил личной гигиены по уходу
за полостью рта, волосами, кожей рук;
знание и соблюдение правил поведения в
общественных местах (магазинах, транспорте,
музеях, медицинских учреждениях);
соблюдение правила поведения в доме и
общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего
хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды);
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Раздел 1. Личная гигиена и здоровье
1.1 Соблюдение личной
гигиены
1
1
-рассказ о самостоятельном выполнении
правил личной гигиены; -ответы на
вопросы учителя; -выполнение записей в
рабочей тетради; -работа с
дидактическим материалом; -просмотр
презентации
устный
опрос,
практическая
работа
1.2 Утренний и вечерний
туалет.
1
1
-слушание рассказа учителя о правилах Практическа
выполнения утреннего и вечернего
я работа
туалета, его значении для организма
человека; -участие в беседе по теме
«Утренний и вечерний туалет»; -работа с
дидактическим материалом; -просмотр
презентации
1.3 Личные вещи.
1
1
-слушание рассказа учителя о правилах Практическа
ухода за личными вещами,
я работа
предназначенными для выполнения
утреннего и вечернего туалета; -участие в
беседе по теме урока; -рассказ о
самостоятельном пользовании личными
вещами
1.4 Правила содержания
личных вещей.
1
1
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом
(рассматривание личных вещей и вещей
общего пользования); -просмотр
презентации;
1.5 Гигиена зрения, органов
слуха.
1
0
-рассказ о правилах сохранения органов.; Устный
-ответы на вопросы учителя;
опрос
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом;
Практическа
я работа
9
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
-просмотр презентации
1.6 Закаливание
1
0
-беседа о видах и значении закаливания, Устный опрос,
работа с серией иллюстраций, игра "Если письменный
хочешь быть здоров", видеопрезентация. контроль
1.7 Воздействие вредных
факторов.
1
0
-слушание рассказа учителя о вредных
факторах, привычках в жизни человека.
-осознание информации, участие в
беседе, ответы на вопросы учителя по
теме урока;-выполнение записей в
рабочей тетради.
1.8 Личная гигиена подростка.
1
0
-инструктаж, вопросы -ответы, просмотр устный опрос,
видеоматериалов, тестовые задания.
практическая
работа
Итого по разделу
Устный
опрос,
письменный
контроль
8
Раздел 2. Охрана здоровья.
2.1 Досуг с пользой для
здоровья
1
0
-рассказ об активном отдыхе, занятиях
спортом, -ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом;
-просмотр презентации
Устный опрос
2.2 Досуг с пользой для
здоровья
1
0
-рассказ о правилах проведения досуга.;
-ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом;
-просмотр презентации
Устный опрос,
письменный
контроль
2.3 Досуг с пользой для ума
1
0
-чтение рассказа "от чего я свободен в
свободное время", рассматривание
иллюстраций, . составление рассказа,
зарисовка предметов, работа в тетради
"мне скучать некогда"
Устный опрос
2.4 Досуг с пользой для ума
1
0
-чтение рассказа "досуг- это свободное
Устный опрос,
10
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
время", рассматривание таблиц,
письменный
составление списка дел, . составление
контроль
рассказа, зарисовка предметов,
заучивание пословиц "делу - время , а
потехе - час, лучше маленькое дело , чем
большое безделье"
Итого по разделу
4
Раздел 3. Жилище
3.1 Животные в доме человека
1
0
-просмотр видеоматериалов о видах
домашних животных, проживающих в
городской квартире (собаки, кошки,
птицы), -рассматривание иллюстраций,
-составление рассказа, зарисовка.
Устный опрос,
письменный
контроль
3.2 Забота о домашних
животных
1
0
-просмотр видеоматериалов о видах
Устный опрос
домашних животных, проживающих в
городской квартире (собаки, кошки,
птицы), составление рассказа об
обязанностях хозяина. -чтение рассказа о
порядке ухода за животными и
особенностями их размещения в
помещении
3.3 Кошка - ласковый
домашний хищник
1
0
-просмотр видеоматериалов о видах
Устный
кошек, проживающих в городской
опрос
квартире, сельской местности
-слушание рассказа о порядке ухода за
кошками и особенностями их влияния на
здоровье человека.
3.4 Декоративные птицы
1
0
-просмотр видеоматериалов о видах
Устный
декоративных птиц, проживающих в
опрос
городской квартире, -слушание рассказа о
порядке ухода за птицами и значении их
влияния на микроклимат в доме. зарисовка птиц.
11
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
3.5 Домашняя ферма
1
0
-рассказ учителя о видах ферм,
Устный
деятельности фермеров, рассматривание опрос
иллюстраций, ответы на вопросы,
различение видов ферм. зарисовка
животного, подведение итогов.
3.6 Домашняя ферма
1
0
-рассказ учителя о фермерских
продуктах, значении деятельности
фермеров для питания человека,
рассматривание иллюстраций,
загадывание загадок, зарисовка
животного.
3.7 Ветеринарная служба.
1
0
-рассказ учителя о специалистах
Устный
ветеринарных клиниках, значении
опрос
деятельности врачей для здоровья
животных, рассматривание иллюстраций,
загадывание загадок, зарисовка логотипа.
3.8 Болезни животных.
1
0
-просмотр видеоматериалов о видах
Устный
болезней животных, проживающих в
опрос
городской квартире (собаки, кошки,
птицы), -слушание рассказа о причинах и
признаках болезней.
3.9 Уход за животными. О
хвостатых, пернатых и
других домашних
любимцах.
1
0
-просмотр видеоматериалов о различных
видах животных (хвостатых, пернатых и
других домашних любимцах)
-слушание рассказа о порядке ухода за
животными и особенностями их
размещения в помещении.
1
0
-слушание рассказа учителя о видах
устный опрос,
жилых комнат, их назначении; -участие в практическая
беседе о жилищных условиях учащихся; работа
-работа с дидактическим материалом
(рассматривание картинки с
изображением комнат, определение
3.10 Домашний уют.
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Устный
опрос
устный
опрос,
практическая
работа
12
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
назначения комнаты по внутренней
обстановке); -просмотр презентации,
видеофрагментов;
3.11 Уход за мебелью.
1
1
-информация о назначении мебели,
Практическая
домашнем уюте, об уходе за корпусной и работа
мягкой мебелью.
-участие в беседе, рассказ обучающихся
об имеющейся дома кухонной мебели,
уходе за ней; уборка кухни.
3.12 Уход за стеклом,
зеркалами, картинами.
1
1
Практическая работа по уходу за
зеркальной поверхностью, стеклом и
картинами. работа в тетради:
записывание правил.
Итого по разделу
Практическая
работа
12
Раздел 4. Одежда и обувь.
4.1
Виды одежды
1
0
Беседа "Виды одежды по сезонам, по
Практическая
назначению, по возрастам ", составление работа
рассказа по видам одежды.
Рассматривание иллюстраций. Видео просмотр. Зарисовка.
4.2
Секреты бережной стирки 1
0
Рассматривание иллюстраций,
составление рассказа, работа в тетрадизаписывание средств для стирки.
Практическая
работа
4.3
Замачивание , кипячение.
1
0
Слушание рассказа об уходе за бельём,
приёмах замачивания и кипячения.
Чтение теста, вопросы по содержанию,
запись текста в тетрадь.
Практическая
работа
4.4
Стирка в тазу.
1
1
Слушание рассказа об уходе за бельём,
Практическая
приёмах стирки в тазу. Чтение текста,
работа
вопросы по содержанию, запись текста в
тетрадь.
13
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
4.5
Виды обуви
1
1
Беседа "Виды обуви по сезонам, по
Практическая
назначению, по возрастам ", составление работа
рассказа по видам обуви. Рассматривание
иллюстраций. Видео - просмотр.
Зарисовка обуви.
4.6
Выбор и покупка обуви
1
0
Слушание рассказа учителя о выборе и
Практическая
покупке обуви; -ответы на вопросы
работа
учителя; -работа с дидактическим
материалом (рассматривание картинок с
изображением различных видов обуви,
соотнесение видов обуви и времени года,
посещаемого мероприятия);
-профориентационная работа: сапожник,
модельер
4.7
Уход за обувью.
1
1
-слушание рассказа учителя об обуви, ее
назначении; правилах ухода за обувью;
-участие в беседе об уходе за личной
обувью, правилах ее ношения, ухода за
ней; -ответы на вопросы учителя;
Практическая работа.
Практическая
работа
4.8
Ремонт обуви
1
0
Экскурсия в мастерскую по ремонту
обуви.
Практическая
работа
Итого по разделу
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
8
Раздел 5. Питание.
5.1 Еда с пользой для
здоровья. Первые блюда.
1
0
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Устный
вопросы. Чтение текста. Составление
опрос
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки,
кроссворды.
14
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды,
формы
контроля
5.2 Второе блюдо.
1
0
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Устный опрос
вопросы. Чтение текста. Составление
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки,
кроссворды.
5.3 Идеальный завтрак.
1
0
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Устный опрос
вопросы. Чтение текста. Составление
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки,
кроссворды.
5.4 Продукты для правильного
завтрака.
1
0
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Устный опрос
вопросы. Чтение текста. Составление
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки,
кроссворды.
5.5 Хлеб- всему голова.
1
0
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Устный опрос
вопросы. Чтение текста. Составление
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки,
кроссворды.
5.6 Каша - матушка наша.
1
0
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Устный опрос
вопросы. Чтение текста. Составление
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки,
кроссворды.
5.7 Виды яиц. Блюдо из яиц.
1
1
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Практическая
вопросы. Чтение текста. Составление
работа
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки,
кроссворды.
5.8 Секреты вкуса. Специи и
пряности
1
0
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Устный опрос,
вопросы. Чтение текста. Составление
письменный
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки, контроль
кроссворды.
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
15
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
5.9 Чай или кофе.
5.10 Приглашаем на завтрак.
Итого по разделу
Виды,
формы
контроля
1
1
Рассматривание иллюстраций. Ответы на Практическая
вопросы. Чтение текста. Составление
работа
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки,
кроссворды.
1
0
Рассматривание иллюстраций. Ответы на устный опрос,
вопросы. Чтение текста. Составление
практическая
рассказа. Зарисовка продуктов. загадки, работа
кроссворды.
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
10
Раздел 6. Транспорт.
6.1 Транспорт-это удобно
2
0
Беседа "Какой я знаю транспорт", работа Устный
в тетрадях, видеоматериалы.
опрос
6.2 Правила поведения в
пригородном транспорте.
1
1
-назвать все виды транспорта, участие в
беседе, ответы на вопросы учителя по
сюжетным картинкам; -повторение
правил поведения пассажиров в
общественном транспорте; -работа с
текстами на карточках.
6.3 Оплата проезда на всех
видах транспорта.
1
1
-оплата стоимости проезда по маршруту; Практическая
-участие в беседе, ответы на вопросы
работа
учителя по теме урока;
6.4 На заметку пассажиру
1
1
-составление основных правил
поведения в общественном транспорте,
игра " Мы-пассажиры"
Практическая
работа
6.5 Экскурсия к железной
дороге. Железнодорожный
транспорт. Виды поездов,
вагонов
1
1
-участие в беседе о ходе экскурсии,
правилах поведения вблизи железной
дороги -ответы на вопросы учителя;
-наблюдение за видами поездов и
вагонов.
Практическая
работа
6.7 Аэропорты.Правила
приобретения билетов.
1
0
-называние воздушного транспорта, его
различие, назначение; участие в беседе,
Устный опрос,
письменный
Практическая
работа
16
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
ответы на вопросы учителя по сюжетным контроль
картинкам; -знакомство с правилами
поведения пассажиров на воздушном
транспорте; -просмотр видеоматериалов
по карточкам Домана.
6.8 Значение водного
транспорта.
Итого по разделу
1
0
-называние водного транспорта, его
Устный опрос
различие, назначение; участие в беседе,
ответы на вопросы учителя по сюжетным
картинкам; -знакомство с правилами
поведения пассажиров на водном
транспорте; -работа с текстами на
карточках.
8
Раздел 7. Средства связи.
7.1 Основные средства связи
2
0
Слушание рассказа "Средства связи",
рассматривание иллюстраций,
составление рассказа с опорой на
иллюстрацию, чтение рассказа из
Интернета о транспорте, обсуждение
правила безопасного поведения в
Интернете.
Устный
опрос
7.2 Виды почтовых
отправлений.
2
1
Рассказ о видах отравлений. Экскурсия.
Практическая
работа
7.3 Как я общаюсь с друзьями
и близкими, культура
разговора по телефону
1
1
-выполнение записей в рабочей тетради
(виды телефонной связи); -слушание
рассказа учителя о правилах ведения
разговора по телефону; -ответы на
вопросы учителя; -подбор примеров на
изученное правило.
Практическая
работа
7.4 Сотовые компании.
Правила оплаты различных
видов телефонной связи.
1
0
-участие в беседе о различии сотовых
компаний, их значении и правилах
оплаты за услуги.
Устный
опрос
17
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Итого по разделу
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
6
Раздел 8. Предприятия, организации, учреждения.
8.1 Образовательные
учреждения.
1
0
-слушание рассказа учителя о видах
Устный опрос
образовательных учреждений, их
назначении; -участие в беседе, ответы на
вопросы учителя по теме урока; -работа с
пословицами об учёбе, труде;
-составление рассказа о школе.
8.2 Местные предприятия.
Российская парфюмерно
косметическая компания
"Калина"
1
0
-слушание рассказа учителя о местных
Устный опрос
предприятиях, об основных видах
выпускаемой продукции, их назначении;
-участие в беседе, ответы на вопросы
учителя по теме урока;
-работа с пословицами о труде;
-составление рассказа о приобретаемой
продукции обучающимися.
8.3 Промышленные и
сельскохозяйственные
предприятия
1
0
Видеопрезентация.
Итого по разделу
Устный опрос
3
Раздел 9. Семья
9.1 Дела семейные. За
покупками.
1
0
Рассматривание иллюстраций,
Устный
составление рассказа. Видеопрезентация: опрос
спец магазины, универсамы.
9.2 Способы совершения
покупок.
1
1
Экскурсия.
9.3 Покупки через интернет.
1
0
Рассматривание иллюстраций,
Устный
составление рассказа. Видеопрезентация: опрос,
спец магазины, универсамы.
письменный
контроль
Практическая
работа
18
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
9.4 Знаю, понимаю, умею.
1
0
-заполнение карточек; участие в диалоге. Устный опрос,
письменный
контроль
9.5 Мои рецепты.
1
0
-составление рассказа о вкусной и
здоровой пище, которую готовят дома.
Чтение стихов, зарисовка картинок с
иллюстраций.
9.6 Родственые отношения в
семье
1
0
-назвать ФИО родственников, место
Устный опрос
работы, профессию;слушание рассказа о
построении правильных
взаимоотношений, причинах конфликтов
в отношениях; составление рассказов из
личного опыта.
9.7 Семейные традиции.
1
0
Чтение рассказа "Традиции России",
Устный опрос
рассматривание иллюстраций, ответы на
вопросы, зарисовка картинок.
9.8 Виды досуга.
1
0
-слушание рассказа учителя о семейном Устный опрос,
досуге, его значении в формировании
письменный
крепкой семьи, видах досуга: посещении контроль
театров. Назвать театры в городе.
9.9 Моя семья.
1
0
Беседа "Моя семья", планирование
совместной работы в семье, экономика
домашнего хозяйства.
Итого по разделу:
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Практическая
работа
Устный опрос,
письменный
контроль
68
19
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Утренний и вечерний туалет.
1
0
2 Правила личной гигиены
1
1
3 Личные вещи.
1
1
4 Правила содержания личных
вещей.
1
1
5 Гигиена зрения, органов слуха.
1
1
6 Закаливание
1
0
7 Воздействие вредных факторов.
1
0
8 Личная гигиена подростка.
1
1
9 Охрана здоровья. Досуг с пользой
для здоровья
1
0
10 Досуг с пользой для здоровья
1
0
11 Досуг с пользой для ума
1
0
12 Досуг с пользой для ума
1
0
13 Жилище. Животные в доме
человека
1
0
14 Забота о домашних животных
1
0
15 Кошка - ласковый домашний
хищник
1
0
16 Декоративные птицы.
1
0
17 Домашняя ферма
1
0
18 Домашняя ферма.
1
0
19 Ветеринарная служба.
1
0
20 Болезни животных.
1
0
21 Уход за животными. О хвостатых,
пернатых и других домашних
любимцах.
1
0
22 Домашний уют.
1
1
23 Уход за мебелью.
1
1
24 Уход за стеклом, зеркалами,
картинами.
1
1
25 Одежда и обувь.Виды одежды.
1
0
26 Секреты бережной стирки
1
0
27 Замачивание , кипячение.
1
0
20
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
28 Стирка в тазу.
1
1
29 Виды обуви
1
0
30 Выбор и покупка обуви
1
0
31 Уход за обувью.
1
32 Ремонт обуви.
1
1
33 Питание. Еда с пользой для
здоровья. Первые блюда.
1
0
34 Второе блюдо.
1
0
35 Идеальный завтрак.
1
0
36 Продукты для правильного
завтрака.
1
0
37 Хлеб- всему голова.
1
0
38 Каша - матушка наша.
1
0
39 Виды яиц. Блюдо из яиц.
1
1
40 Секреты вкуса. Специи и пряности
1
1
41 Чай или кофе.
1
1
42 Приглашаем на завтрак.
1
0
43 Транспорт-это удобно
1
0
44 Правила поведения в пригородном
транспорте.
1
1
45 Оплата проезда на всех видах
транспорта.
1
1
46 На заметку пассажиру
1
0
47 Экскурсия к железной дороге.
Железнодорожный транспорт.
Виды поездов, вагонов
1
1
48 Аэропорты.Правила приобретения
билетов.
1
0
49 Значение водного транспорта.
1
0
50 Транспорт-это удобно
1
0
51 Основные средства связи
1
0
52 Основные средства связи
1
0
53 Виды почтовых отправлений.
1
0
54 Виды почтовых отправлений.
1
0
55 Как я общаюсь с друзьями и
близкими, культура разговора по
1
1
21
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
телефону
56 Сотовые компании. Правила
оплаты различных видов
телефонной связи.
1
1
57 Предприятия, организации,
учреждения.Образовательные
учреждения.
1
0
58 Местные предприятия. Российская
парфюмерно косметическая
компания "Калина"
1
0
59 Промышленные и
сельскохозяйственные
предприятия
1
0
60 Семья.Дела семейные. За
покупками.
1
0
61 Способы совершения покупок.
1
1
62 Покупки через интернет.
1
0
63 Знаю, понимаю, умею.
1
1
64 Мои рецепты.
1
1
65 Родственные отношения в семье
1
0
66 Семейные традиции.
1
0
67 Виды досуга.
1
0
68 Моя семья.
1
0
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. С.В. Комарова, Е.Л. Александрова. Основы социальной жизни. 6-й класс:учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями),
Москва, "Просвещение", 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Русланова Н.С. Дидактический материал-Город-Транспорт. Аркти, 2012
2. Русланова Н.С. Дидактический материал-Деревья-Кустарники-Грибы. Аркти, 2012
3. Русланова Н.С. Дидактический материал-Одежда-Обувь-Головные уборы. Аркти, 2012
22
4. Русланова Н.С. Дидактический материал-Посуда-Продукты питания . Аркти, 2012
5. Русланова Н.С. Дидактический материал-Профессии-Инструменты. Аркти, 2012
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
23