Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Математические представления
1 класс - 1В
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ФИО Сотникова С.Г.
должность учитель
первая категория
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
г. Екатеринбург, 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" предметной
области "Математика" для обучающихся 1 класса составлена на основании адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и
умений и применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления",
"Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления",
"Временные представления".
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по
математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных,
количественных, пространственных отношениях, решении повседневных
практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут
использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то
общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при
выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в
блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая
цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере
телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач
и многое другое.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа
в неделю (13-й год - 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий
также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в
дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета
недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную
программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине,
цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х,
3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов,
событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов;
калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные
программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических
представлений.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися,
нуждающимися
в
дополнительной
индивидуальной
работе,
осуществляются
коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том
числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
На изучение предмета "Математические представления" в 1 классе отводится 2 часа в неделю,
всего 66 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими
2
разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о
величине", "Пространственные представления", "Временные представления".
Раздел "Количественные представления".
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое
множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без
пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание
множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой.
Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места
числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2
(3, 4, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).
Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в
пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись
решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе.
Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение
простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов
по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на
глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных
(разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных
(разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по
высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по
весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с
помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение
предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание
линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов
линейкой.
Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма",
"брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание
(различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия
(прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из
2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник)
из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по
шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры
(прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей
циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела
на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади),
правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в
пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди,
сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний
(нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний
3
(нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание
(различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера,
сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера,
сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен
года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание
последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам:
целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом
и концом деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответст в енности за свои поступки на основе предст авлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конст руктивн
о взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно участ в овать в деятельности, контролировать и оценивать свои дейст в ия и действия
однокласс ников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность
с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях).
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления.
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение
ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и
преобразовывать множества;
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных
ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских
задач.
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными
приборами;
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и
прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с
началом и концом деятельности.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Раздел 1. Представление о величине
1.1 Большой- маленький
3
0
2
Формировать представления о понятиях: устный опрос,
большой – маленький. Различение
практическая
однородных (разнородных по одному
работа
признаку) предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления), «на
глаз», наложения.
1.2 Длинный- короткий
3
0
2
Формировать представления о понятиях:
длинный– короткий. Различение
однородных (разнородных) предметов по
длине. Сравнение предметов по длине.
Закреплять умения сравнивать предметы
по длине.
1.3 Высокий- низкий
3
0
2
Формировать представления о понятиях: устный опрос,
высокий– низкий. Различение однородных практическая
(разнородных) предметов по высоте.
работа
Сравнение предметов по высоте.
Закреплять умения сравнивать предметы
по высоте.
1.4 Широкий- узкий
3
0
2
Формировать представления о понятиях: устный опрос,
широкий– узкий. Различение однородных практическая
(разнородных) предметов по ширине.
работа
Сравнение предметов по ширине.
Закреплять умения сравнивать предметы
по ширине.
0
2
Соотнесение формы предмета с
геометрической фигурой. Узнавание
Итого по разделу
устный опрос,
практическая
работа
12
Раздел 2. Представление о форме
2.1 Круг
3
устный опрос,
практическая
7
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
(различение) геометрической фигуры
работа
круг. Соотнесение геометрической формы
с геометрической фигурой. Сборка
геометрической фигуры. Штриховка
геометрической фигуры.
2.2 Квадрат
3
0
2
Соотнесение формы предмета с
устный опрос,
геометрической фигурой. Узнавание
практическая
(различение) геометрической фигуры
работа
квадрат. Соотнесение геометрической
формы с геометрической фигурой. Сборка
геометрической фигуры. Составление
геометрической фигуры из счетных
палочек. Штриховка геометрической
фигуры.
2.3 Треугольник
3
0
2
Соотнесение формы предмета с
устный опрос,
геометрической фигурой. Узнавание
практическая
(различение) геометрической фигуры
работа
треугольник. Соотнесение геометрической
формы с геометрической фигурой. Сборка
геометрической фигуры. Составление
геометрической фигуры из счетных
палочек. Штриховка геометрической
фигуры.
8
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
2.4 Группировка
геометрических фигур
5
0
5
Закреплять умение группировать фигуры устный опрос,
по величине, по форме. Закреплять
практическая
умения различать и сравнивать предметы работа
по цвету и форме. Штриховка
геометрической фигуры (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник). Обводка
геометрической фигуры по шаблону
(трафарету, контурной линии).
Построение геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг) по точкам.
Рисование геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг). Рисование
круга произвольной (заданной) величины.
2.5 Объемные фигуры
3
0
2
Формировать представление о предметах
круглой и квадратной формы и их
свойствах. Учить сравнивать объемные
геометрические фигуры по форме (шар,
куб). Учить группировать объемные
геометрические фигуры по
величине.
устный опрос,
практическая
работа
2.6 Обобщение по разделу
"представление о форме"
1
0
1
Обобщить знания о геометрических
фигурах.
устный опрос,
практическая
работа
Итого по разделу
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
18
Раздел 3. Количественные представления
3.1 Один- пусто. Один- много.
2
0
2
Различение множеств («один», «много»,
«мало», «пусто»). Сравнение множеств
(без пересчета, с пересчетом).
устный опрос,
практическая
работа
3.2 Число и цифра 1
4
0
2
Пересчет предметов по единице.
Узнавание цифры 1. Соотнесение
количества предметов с числом 1.
Обозначение числа цифрой. Написание
цифры 1.
устный опрос,
практическая
работа
9
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
3.3 Соотнесение количества
предметов с числом
2
0
2
Пересчет предметов по единице.
Соотнесение количества предметов с
числом 1.
устный опрос,
практическая
работа
3.4 Больше- меньше.
(количество, размер)
2
0
2
Развитие умений различать и сравнивать
предметы по количеству и размеру.
устный опрос,
практическая
работа
3.5 Сравнение, составление,
преобразование,
уравнивание множеств
7
0
7
Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много»,
«мало», «пусто»). Сравнение множеств
(без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение,
уменьшение, уравнивание множеств).
устный опрос,
практическая
работа
0
4
Ориентирование в пространственном
устный опрос,
расположении частей тела на себе (другом практическая
человеке, изображении): верх (вверху),
работа
низ (внизу). Определение
месторасположения предметов в
пространстве: сверху (вверху), снизу
(внизу). Перемещение в пространстве в
заданном направлении: вверх, вниз.
Ориентация на плоскости: вверху (верх),
внизу (низ). Составление ряда из
предметов (изображений): снизу вверх,
сверху вниз.
Итого по разделу
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
17
Раздел 4. Пространственные представления
4.1 Верх- низ
4
10
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
4.2 Впереди- сзади
4
0
4
Ориентирование в пространственном
устный опрос,
расположении частей тела на себе (другом практическая
человеке, изображении): перед (спереди). работа
Определение месторасположения
предметов в пространстве: впереди, сзади.
Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вперёд, назад.
4.3 Далеко- близко
3
0
3
Определение месторасположения
устный опрос,
предметов в пространстве: близко, далеко. практическая
Определение местоположения на
работа
плоскости: далеко- близко. Перемещение
предметов в пространстве
4.4 Первый- последний
2
0
2
Определение месторасположения
устный опрос,
предметов в пространстве: первыйпрактическая
последний. Определение местоположения работа
предметов: первый- последний.
4.5 Вправо- влево
2
0
2
Определение месторасположения
устный опрос,
предметов в пространстве: справа, слева. практическая
Перемещение в пространстве в заданном работа
направлении: вправо, влево. Ориентация
на плоскости: в середине (центре), справа,
слева. Составление ряда из предметов
(изображений): слева направо, справа
налево.
4.6 Ориентация в пространстве
и на листе бумаги
1
0
1
Формирование умений ориентироваться
на листе бумаги и в пространстве
Итого по разделу
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
устный опрос,
практическая
работа
16
Раздел 5. Временные представления
11
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
5.1 Части суток
1
0
1
Узнавание (различение) частей суток.
Закрепление понятий "было", "будет",
"сейчас". Соотнесение названий частей
суток с соответствующими картинками.
устный опрос,
практическая
работа
5.2 Порядок следования
1
0
1
Знание порядка следования частей суток.
Соотнесение названий частей суток с
соответствующими картинками.
устный опрос,
практическая
работа
5.3 Сейчас- потом
1
0
1
Узнавание (различение) частей суток.
Знание порядка следования частей суток.
Соотнесение названий частей суток с
соответствующими картинками.
Соотнесение деятельности с временным
промежутком: сейчас, потом.
устный опрос,
практическая
работа
0
56
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
3
66
12
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Большой – маленький.
1
0
0
устный опрос
2 Сравнение двух предметов по
величине (большой –
маленький).
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
3 Различение предметов по
величине (большой –
маленький).
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
4 Длинный – короткий.
1
0
0
устный опрос
5 Сравнение двух предметов по
длине.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
6 Различение предметов по
длине.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
7 Высокий – низкий.
1
0
0
устный опрос
8 Сравнение предметов по
высоте.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
9 Различение предметов по
высоте.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
10 Широкий – узкий.
1
0
0
устный опрос
11 Сравнение предметов по
ширине.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
12 Различение предметов по
ширине.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
13 Узнавание и выделение круга
среди других фигур.
1
0
0
устный опрос
14 Сравнение геометрической
фигуры круг с предметами
близкими по форме
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
15 Круг. Различение круга среди
других фигур.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
16 Узнавание и выделение
квадрата среди других фигур.
1
0
0
устный опрос
13
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
17 Сравнение квадрата с
предметами близкими по
форме.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
18 Квадрат. Различение квадрата
среди других фигур.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
19 Узнавание и выделение
треугольника среди других
фигур.
1
0
0
устный опрос
20 Сравнение треугольника с
предметами близкими по
форме.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
21 Треугольник. Различение
треугольника среди других
фигур.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
22 Группировка фигур по
величине.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
23 Штриховка геометрических
фигур.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
24 Группировка геометрических
фигур.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
25 Игра «Цвет и форма»
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
26 Объемные фигуры (шар, куб).
1
0
0
устный опрос
27 Сравнение объемных фигур.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
28 Группировка объемных фигур.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
29 Обобщение по разделу
«Представления о форме»
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
30 Один - пусто.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
31 Один – много.
1
0
1
устный опрос,
14
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
практическая
работа
32 Число и цифра 1
1
0
0
устный опрос
33 Обозначение одного предмета
цифрой 1.
1
0
0
устный опрос
34 Конструирование цифры 1.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
35 Штриховка цифры 1.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
36 Сравнение множеств.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
37 Больше – меньше
(количество).
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
38 Больше – меньше (размер).
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
39 Составление различных
множеств.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
40 Сравнение множеств.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
41 Соотнесение количества
предметов с числом.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
42 Сравнение множеств без
пересчета.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
43 Преобразование множеств.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
44 Уравнивание множеств.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
45 Соотнесение количества
предметов с числом.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
15
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
46 Сравнение множеств.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
47 Ориентация: верх-низ.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
48 Перемещение: вверх-вниз.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
49 Определение
месторасположения
предметов: вверху - внизу.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
50 Ориентация: вверху - внизу.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
51 Ориентация: впереди - сзади.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
52 Перемещение: вперед – назад.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
53 Ориентация: далеко-близко.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
54 Определение
месторасположения
предметов: далеко – близко.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
55 Перемещение: далеко близко.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
57 Ориентация: впереди - сзади.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
58 Ориентация: первый
последний.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
59 Определение
месторасположения
предметов: первый –
последний.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
60 Ориентация: вправо – влево.
1
0
1
устный опрос,
16
практическая
работа
61 Определение
месторасположения
предметов: справа-слева.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
62 Ориентация в пространстве и
на листе бумаги.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
63 Обводка по опорным точкам
круга, квадрата, треугольника.
Штриховка фигур.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
64 Части суток.
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
65 Закрепление. Порядок
следования
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
66 Соотнесение действия с
временным промежутком
«сейчас», «потом».
1
0
1
устный опрос,
практическая
работа
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алышева Т.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Рабочая
тетрадь (в 2 частях) часть 1. 1 дополнительный класс Акционерное общество «Издательство
«Просвещение», 2016
2. Алышева Т.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Рабочая
тетрадь (в 2 частях) часть 2. 1 дополнительный класс Акционерное общество «Издательство
«Просвещение», 2016
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
17