Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Речь и альтернативная коммуникация 4 класс 2 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Речь и альтернативная коммуникация
4 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Коцовейко Марина Георгиевна
учитель
первая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предметной
области "Язык и речевая практика" для обучающихся 4 класса составлена на основании
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями),
тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия. Рабочая программа является основой для
формирования учебно-тематического планирования и результатов освоения в СИПР обучающихся.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают
его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют
формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного
аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих
нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая
коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных
средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению
ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,
дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах, организованное включение в общение.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися,
нуждающимися
в
дополнительной
индивидуальной
работе,
осуществляются
коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том
числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
На изучение предмета “Речь и альтернативная коммуникация” в 4 классе отводится 2 часа в
неделю в неделю, всего 68 часов в году.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими
разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации", "Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
2

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет
эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие
собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой
о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком
(словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на
вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на
заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение
мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с
использованием
мимики.
Выражение
жестом
согласия
(несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим
предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие
которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового
коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, обучающихся
класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,
3

быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания
текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (обучающихся класса,
педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние
(употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о
прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану,
представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака
действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства
для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений
с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по
содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной
картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием
4

графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,
действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов
графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения
буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова,
предложения).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей;
понимание личной от­вет­ст­ в­ ен­ности за свои поступки на основе пред­ст­ авлений об эти­ческих
нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, со­переживать, кон­ст­ ­ру­к­ти­вн
­ о взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно уча­ст­ в­ о­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­ст­ в­ ия и действия
од­но­к­ла­сс­ ников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность
с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;

6

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта обучающегося.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных
видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций
для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными
коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов
и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим
доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Раздел 1. Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств.
1.1 Диагностика актуальных
представлений и умений.

1

1.2 Коммуникация с
использованием
вербальных средств.

1.3 Коммуникация с
использованием
невербальных средств.

13

9

0

1

Слушание объяснений учителя,
наблюдение за действиями учителя,
выполнение заданий.
Слушание объяснений учителя,
артикуляционная гимнастика,
выполнение действий по подражанию, по
словесной инструкции и самостоятельно.
Выполнение графических упражнений.
Беседа, игра, игровые ситуации.
Установление контакта с собеседником:
установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального
эмоционального состояния собеседника.
Участие в игровых ситуациях, с куклой
или другой игрушкой на привлечение к
себе внимания, сообщении о своих
желаниях и потребностях с помощью
звука, слова, предложения. Участие в
игровых ситуациях на установление,
поддержание и завершение контакта.
Умение самостоятельно использовать
усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных
целях.
Коммуникация с использованием
невербальных средств (Выражение
жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний;
приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с
8

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

использованием жеста.) -Использование в
речи слов «спасибо», «пожалуйста».
-Практическое знакомство со словом, как
единицей речи: выделение слова в ряду
других слов (хлопки, сигнальные
карточки и др.); называние слов по
заданию учителя(с опорой на предметные
и сюжетные картинки, личный опыт
детей).
Итого по разделу

14

Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
2.1 Импрессивная речь.
Понимание (называние)
слов по темам: семья,
посуда, мебель,одежда,
обувь, игрушки, школьные
принадлежности, овощи,
фрукты, животные, птицы
и др.

Понимание простых по звуковому
составу слов (мама, папа, дядя).
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов
семьи, обучающихся класса,
педагогических работников. Понимание
слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы). Понимание слов,
обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять). Понимание
слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма). Понимание слов,
обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро,
9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно). Понимание слов, указывающих
на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Понимание слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй).
Понимание слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за). Понимание простых
предложений. Понимание сложных
предложений. Понимание содержания
текста.
2.2 Экспрессивная речь
.

Использование графического
изображения для обозначения признака
действия, состояния (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно). Использование напечатанного
слова для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я,
он, мой, твой). Использование
электронного устройства для обозначения
числа и количества предметов (пять,
второй). Составление простых
предложений с использованием
графического изображения. Ответы на
вопросы по содержанию текста с
использованием графического
изображения. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным
действиям с использованием
графического изображения. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке с
использованием графического
изображения.

Итого по разделу
10

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Раздел 3. Чтение и письмо.
3.1 Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных
слов, обозначающих имена людей,
названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.

3.2 Предпосылки к
осмысленному чтению и
письму.

Узнавание (различение) образов графем
(букв). Графические действия с
использованием элементов графем:
обводка, штриховка, печатание букв
(слов). Повторение пройденных звуков и
букв. Изучение новых: к, п, т, и, з, в, ж.
Образование открытых и закрытых
слогов
из вновь изученных звуков и букв, чтение
этих слогов протяжно и по возможности
слитно. Составление слов из букв
разрезной азбуки и чтение из двух
усвоенных слоговых структур (мама,
ма-ма), а также предложений из двух слов
(Ма-ша, ма-ла).

3.3 Письмо.

Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов). Называние буквы.
Чтение слога (слова). Копирование с
образца отдельных букв, слогов, слов.
Написание буквы (слога).

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

7

4

11

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/
п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Диагностика актуальных
представлений и умений.

1

2 Установление контакта с
собеседником.

1

3 Установление контакта с
собеседником. Реагирование на
собственное имя и фамилию.

1

4 Приветствие. Учёт
эмоционального состояния
собеседника.

1

5 Называние (употребление)
отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых
комплексов.

1

6 Называние (употребление)
простых по звуковому составу
слов (мама, дядя и др.).

1

7 Называние собственного имени,
фамилии, возраста.

1

8 Узнавание (различение) имён
членов семьи, обучающихся
класса, педагогов.

1

9 Понимание слов, обозначающих
предмет (посуда,мебель).

1

10 Понимание слов, обозначающих
предмет (одежда, обувь).

1

11 Понимание слов, обозначающих
предмет (овощи, фрукты,
продукты).

1

12 Называние имён членов семьи
(обучающихся класса, педагогов
класса).

1

13 Называние (употребление) слов,
обозначающих предмет (посуда,
мебель).

1

14 Называние (употребление) слов,
обозначающих предмет (одежда,
обувь).

1

15 Называние (употребление) слов,

1

0

0

12

№ Тема урока
п/
п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

обозначающих предмет (овощи,
фрукты, продукты).
16 Узнавание (различение)
напечатанных слов,
обозначающих имена людей.

1

17 Называние своего имени,
фамилии; имён членов семьи
(обучающихся класса,педагогов
класса).

1

18 Сообщение своего имени, имён
членов семьи (учащихся класса,
педагогов класса) посредством
напечатанного слова.

1

19 Понимание слов, обозначающих
предмет (игрушки, животные,
птицы).

1

20 Понимание слов, обозначающих
предмет (школьные
принадлежности, транспорт).

1

21 Понимание обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
продукты).

1

22 Узнавание (различение)
напечатанных слов,
обозначающих названия
предметов (посуда, мебель,
одежда, обувь, овощи, фрукты).
Дидактическая игра: «Составь
слово».

1

23 Выражение своих желаний
(словом, предложением).

1

24 Выражение благодарности
(словом, предложением).

1

25 Выражение жестом согласия
(несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности,
своих желаний.

1

26 Обращение за помощью с
использованием жеста.

1

27 Понимание слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть,

1

13

№ Тема урока
п/
п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
28 Понимание слов, обозначающих
признак предмета (цвет, величина,
форма и др.).

1

29 Называние (употребление) слов,
обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро,
медленно).

1

30 Узнавание (различение)
напечатанных слов,
обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и
др.).

1

31 Узнавание (различение)
напечатанных слов,
обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и
др.).

1

32 Узнавание (различение)
напечатанных слов,
обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и др.).

1

33 Узнавание (различение)
напечатанных слов,
обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и др.).

1

34 Узнавание (различение)
напечатанных слов,
обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо,быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно).

1

35 Узнавание (различение)
напечатанных слов,
обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо,быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно).

1

36 Узнавание (различение) образов
графем (букв).

1

14

№ Тема урока
п/
п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

37 Узнавание (различение) образов
графем (букв).

1

38 Поддержание диалога на
заданную тему: поддержание
зрительного контакта с
собеседником, соблюдение
дистанции (очередности) в
разговоре.

1

39 Ответы на вопросы с
использованием жеста.

1

40 Ответы на вопросы с
использованием жеста.

1

41 Узнавание (различение) имён
членов семьи, учащихся класса,
педагогов.

1

42 Понимание слов, обозначающих
предмет.

1

43 Понимание слов, обозначающих
действия предмета.

1

44 Понимание слов, обозначающих
признак предмета.

1

45 Понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние .

1

46 Понимание простых
предложений.

1

47 Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи
(учащихся класса, педагогов
класса).

1

48 Называние (употребление) слов,
обозначающих предмет.

1

49 Называние (употребление) слов,
обозначающих действия
предмета.

1

50 Называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета.

1

51 Называние (употребление) слов,
обозначающих признак действия,
состояние.

1

52 Называние (употребление) слов,
обозначающих признак действия,

1

15

№ Тема урока
п/
п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

состояние.
53 Называние (употребление)
простых предложений.

1

54 Называние (употребление)
простых предложений.

1

55 Называние (употребление)
простых предложений.

1

56 Узнавание (различение) образов
графем (букв).

1

57 Узнавание (различение) образов
графем (букв).

1

58 Узнавание (различение) образов
графем (букв).

1

59 Графические действия с
использованием элементов
графем: обводка, печатание букв.

1

60 Графические действия с
использованием элементов
графем: обводка, печатание букв.

1

61 Графические действия с
использованием элементов
графем: обводка, печатание букв.

1

62 Графические действия с
использованием элементов
графем: обводка, печатание букв.

1

63 Узнавание графического
изображения буквы в слоге
(слове). Называние буквы.
Чтение слога (слова).

1

64 Узнавание графического
изображения буквы в слоге
(слове). Называние буквы.
Чтение слога (слова).

1

65 Узнавание графического
изображения буквы в слоге
(слове). Называние буквы.
Чтение слога (слова).

1

66 Узнавание графического
изображения буквы в слоге
(слове). Называние буквы.
Чтение слога (слова).

1

16

67 Диагностика усвоенных умений.
Итоговый контроль
сформированных за учебный год
умений и навыков

1

68 Диагностика усвоенных умений.
Итоговый контроль
сформированных за учебный год
умений и навыков

1

Итоговый
контроль

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) (в 2 частях) 1 часть. Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2020
2. Комарова С.В. Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2022
3. Лещинская Т.Л. Букварик подготовительный класс специальной коррекционной школы 8 вида. ООО
"Гуманитарный издательский центр "Владос", 2011

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».