Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Мир истории 6 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Мир истории
6 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ФИО
должность
высшая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Мир истории" предметной области "Человек и
общество" для обучающихся 6 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа
исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с
историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия
для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального
опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению
курса "История Отечества" в VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на
различных исторических этапах его развития;
формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и
"историческом пространстве";
формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других;
формирование умения работать с "лентой времени";
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие
выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
На изучение предмета "Мир истории" в 6 классе отводится час в неделю, всего 132 часа.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представление о себе и окружающем мире.
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени
человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки,
потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село и другие),
кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей образовательной
организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область, республика), в
котором мы живем; главный город края, области, республики; национальный состав, основные
занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в
составе Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Руководитель
страны (Президент Российской Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории.

2

Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра.
Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее
представление). "Лента времени". Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский
календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец
века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие.
Основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории.
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических
знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика,
нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные
книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных
людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и
занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения
религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за
климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение
диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических
условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление
новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей:
семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком искусственной среды
обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней):
История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе. Способы добычи огня
древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня.
Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов,
приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от
сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для
жизни человечества.
История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

3

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение
человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие
представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия
в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция.
Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш,
земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства
жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования жилища.
Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.
Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на
изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей,
связанные с изготовлением мебели.
История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище
человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания:
собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение
человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление
пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная
посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства
глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды.
Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и
обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды.
Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты.
Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование
инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на
изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как
искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной
одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви.
Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
4

История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов,
открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение
религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и общества в ходе
развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки.
История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое
письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой
деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды
государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские
свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства
богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование по темам: "Моя семья", "Мой дом", "Моя улица";
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством педагогического
работника);
составление генеалогического древа (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение "ленты времени" одного столетия, одного
тысячелетия, ориентировка на "ленте времени";
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени.
чтение и пересказ адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических
находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями; просмотр фильмов о
культурных памятниках;
викторины на темы: "С чего начинается Родина?", "Моя семья", "Мой род", "Я и мои друзья",
"Страна, в которой я живу", "События прошлого", "Время, в котором мы живем", "История одного
памятника", "История в рассказах очевидцев", "Исторические памятники нашего города".
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
5

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень

Достаточный уровень

понимание доступных исторических фактов;

знание изученных понятий и наличие
представлений по всем разделам программы;

использование некоторых усвоенных понятий в
активной речи;

использование усвоенных исторических
понятий в самостоятельных высказываниях;

последовательные ответы на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда предложенных
вариантов;

участие в беседах по основным темам
программы;

использование помощи педагогического
работника при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;

высказывание собственных суждений и
личностное отношение к изученным фактам;

усвоение элементов контроля учебной
понимание содержания учебных заданий, их
деятельности (с помощью памяток, инструкций, выполнение самостоятельно или с помощью
опорных схем);
педагогического работника;
адекватное реагирование на оценку учебных
действий.

владение элементами самоконтроля при
выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Раздел 1. Представление о себе и окружающем мире
1.1
Итого по разделу

2
15

Раздел 2. Представление о времени в истории
2.1
Итого по разделу

Устный
опрос
6

Раздел 3. Начальные представления об истории
2.1
Итого по разделу

Устный
опрос
6

Раздел 4. История Древнего мира
2.1
Итого по разделу

1

Устный
опрос

9

Раздел 5. История вещей и дел человека/ 5.1.История освоения человеком огня, энергии
2.1
Итого по разделу

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

4

Раздел 5.2 История использования человеком воды
2.1

8

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Итого по разделу

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

4

Раздел 5.3. История жилища человека
2.1
Итого по разделу

Устный
опрос
1

Раздел 5. 4. История появления мебели
2.1
Итого по разделу

Устный
опрос
1

Раздел 5. 5. История питания человека
2.1
Итого по разделу

Устный
опрос
3

Раздел 5. 6. История появления посуды
2.1

Устный
опрос

2.2
Итого по разделу

2

Раздел 5.7. История появления одежды и обуви
2.1
Итого по разделу

Устный
опрос
4

Раздел 5. 8. История человеческого общества
2.1

2

Устный
опрос

9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Итого по разделу

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

7

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Почему надо изучать
историю?

1

0

0

Устный опрос

2 История имени

1

Устный опрос

3 Отчество и фамилия
человека.

1

Устный опрос

4 Понятие о семье.

1

Устный опрос

5 Биография.

1

Устный опрос

6 Поколения людей.

1

Устный опрос

7 О доме (Отчий дом)

1

Устный опрос

8 Названия городов и улиц.

1

Устный опрос

9 Куликовская битва. Легенда
!12 ключей!

1

Устный опрос

10 Истоки –родной край.

1

Устный опрос

11 Наша Родина - Россия.

1

Устный опрос

12 Как устроено государство.

1

Устный опрос

13 Символы России.

1

Устный опрос

14 Москва – столица России.

1

Устный опрос

15 Мы – жители планеты
Земля.

1

Устный опрос

16 «Проверь себя»
(повторение пройденного).

1

Устный опрос

17 Что такое время?

1

Устный опрос

18 История календаря.

1

Устный опрос

19 Русский земледельческий
календарь.

1

Устный опрос

20 Счет лет в истории.
Историческое время.

1

Устный опрос

21 Что такое история

1

Устный опрос

22 Какие науки помогают
истории

1

Устный опрос

23 Как работают археологи.

1

Устный опрос

24 Исторические памятники.
Обобщение «Проверь
себя!»

1

Устный опрос

25 Земля и космос.

1

Устный опрос
11

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

26 От кого произошел
человек.

1

Устный опрос

27 Человек умелый.

1

Устный опрос

28 Следующее поколение
людей каменного века.

1

Устный опрос

29 Наступление ледников.

1

Устный опрос

30 Как жили древние
охотники, кочевники,
собиратели.

1

Устный опрос

31 Новые занятия людей.

1

Устный опрос

32 Обобщающий урок
«Проверь себя!»

1

Устный опрос

33 Огонь в жизни древнего
человека.

1

Устный опрос

34 Огонь, глина, гончар.

1

Устный опрос

35 Огонь открывает новую
эпоху в жизни людей.

1

Устный опрос

36 Вода, ее значение в жизни
человека.

1

Устный опрос

37 Вода и земледелие.

1

Устный опрос

38 Вода как источник энергии.

1

Устный опрос

39 Какие дома строили
древние люди.

1

Устный опрос

40 Как появились каша и хлеб.

1

Устный опрос

41 История об обыкновенной
картошке.

1

Устный опрос

42 О керамике, фарфоре и
деревянной посуде.

1

Устный опрос

43 История появления
одежды.

1

Устный опрос

44 Одежда и положение
человека в обществе.

1

Устный опрос

45 Как люди украшали себя.

1

Устный опрос

46 «Проверь себя!»

1

Устный опрос

47 О далеких
предках-славянах и
родовом строе.

1

Устный опрос

12

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

48 Как люди понимали мир
природы в древности.

1

Устный опрос

49 Каким богам поклонялись
славяне

1

Устный опрос

50 Современные религии, как
они появились.

1

Устный опрос

51 Что общего между разными
религиями.

1

Устный опрос

52 «Проверь себя!»

1

Устный опрос

53 Искусство и культура.

1

Устный опрос

54 Письмо и первые книги.

1

Устный опрос

55 Славянская письменность.

1

Устный опрос

56 Первые изобретения
человека.

1

Устный опрос

57 Достижения 20-го века.

1

Устный опрос

58 Человечество стремится к
миру.

1

Устный опрос

59 Почему возникают войны.

1

Устный опрос

60 Мировая освободительная
война.

1

Устный опрос

61 «Проверь себя!»

1

Устный опрос

62 Фамилия, имя, отчество
человека.

1

Устный опрос

63 Отчий дом. Наша Родина –
Россия.

1

Устный опрос

64 О том что такое время и как
его изучают.

1

Устный опрос

65 Что изучает наука история.

1

Устный опрос

66 История Древнего мира.

1

Устный опрос

67 История вещей. Занятия
человека на Земле.

1

Устный опрос

68 Человек и общество.

1

Устный опрос

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Учебник Мир истории (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2019.

13

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Учебник Мир истории (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2019.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».