Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
История Отечества
8 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ФИО
должность
высшая категория
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
г. Екатеринбург, 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "История Отечества" предметной области "Человек
и общество" для обучающихся 8 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования
гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине,
ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические
эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях,
памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира
и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
На изучение предмета "История Отечества" в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68
часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Россия в конце XVII веках.
Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские
первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт
России в XVII веке.
2
Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I. Создание
российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны.
Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов.
Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I - первый российский император.
Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа.
Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране.
Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская
Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов - покровитель просвещения, наук
и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие
промышленности, торговли, рост городов.
"Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание
под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII
века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие
исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России.
Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны
(М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов). Причины
победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники.
Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в
Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных
порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг.
Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи,
архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси).
Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра П. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены
крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с
преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных
народных училищ). Убийство Александра П.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской
буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт
русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века.
Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И.
Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский.
Начало правления Николая П. Промышленное развитие страны. Положение основных групп
населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения.
Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь
страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. - начало
революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года". Поражение революции, ее
значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
3
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов,
Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и
поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н.
Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917-1921 годах.
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола.
Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов.
Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II
Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И.
Лениным. Принятие первых декретов "О мире" и "О земле". Установление советской власти в
стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции - Основного Закона РСФСР.
Судьба семьи Николая II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
4
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знание некоторых дат важнейших событий
отечественной истории;
знание хронологических рамок ключевых
процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных фактов
исторических событий, явлений, процессов;
знание некоторых основных исторических
фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и значение;
составление рассказов об исторических
событиях, формулировка выводов об их
значении;
знание имен некоторых наиболее известных
исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей
культуры);
знание мест совершения основных
исторических событий;
понимание значения основных
терминов-понятий;
знание имен известных исторических деятелей
(князей, царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры) и составление
элементарной характеристики исторических
героев;
установление по датам последовательности и
длительности исторических событий,
пользование "Лентой времени";
формирование первоначальных представлений
о взаимосвязи и последовательности
важнейших исторических событий;
описание предметов, событий, исторических
героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам педагогического
понимание "легенды" исторической карты и
"чтение" исторической карты с опорой на ее
"легенду";
5
работника;
нахождение и показ на исторической карте
основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических
понятий с помощью педагогического работника.
знание основных терминов понятий и их
определений;
соотнесение года с веком, установление
последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических
фактов;
поиск информации в одном или нескольких
источниках;
установление и раскрытие
причинно-следственных связей между
историческими событиями и явлениями.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Раздел 1. Россия в конце XVII века
1.1 Наше Отечество - Россия в
XVII веке
0
Описание устройства территории
Российского государства, работа с
учебником. Работа с терминами «уезд»,
«волость», «стан», «территория». Работа с
учебником, нахождение аргум-ных ответов
на вопросы, по отношению России к
другими странами. Показ на карте границы
и территории России в XVII веке.
Выполнение задания на карточке,
соотнесение имён первопроходцев Сибири
и Дальнего Востока с их открытиями.
Заполнение информационной таблицы
«Сословия в России XVII века». Работа с
родословной царей династии Романовых
1.2 Детство и юность Петра I
Формирование представления о детстве и
юности Петра I, просмотр мультимедийной
презентации. Работа в тетради. Описание
«потешных» игр Петра I. Введение новых
терминов и понятий: «потеха, потешные»,
«попеременно», «деревянные ядра»,
«гвардейские полки, гвардейцы»,
«немецкая слобода», «бот», «маневры»,
«Плещеево озеро». Чтение и пересказ
текста о первых учителях Петра I. Работа с
лентой времени
1.3 Семейные раздоры, борьба
за власть
Формирование представлений о событиях
в России при царе Фёдоре Алексеевиче,
рассказ учителя. Знакомство с давнем
обычаем бояр считаться друг с другом «о
местах», работа с учебником. Описание
событий в царской семье после смерти
7
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Федора Алексеевича, объяснение причины
раздоров. Введение новых терминов:
«тяжбы», «невредимый», «двоевластие»,
«оружейная палата». Обозначение роли
Софьи и стрельцов в управлении
Российским государством, перечисление
действий царевны Софьи для достижения
своих целей. Работа с лентой времени.
Соотнесение исторических дат с
событиями и личностями. Формулирование
вывода-итоги правления Софьи
Итого по разделу
3
Раздел 2. Россия в XVIII веке
2.1 Начало царствования
Петра I
Описание детства царевича Петра по
Устный
плану. Просмотр мультимедийной
опрос
презентации «Начало правления Петра I».
Составление устного рассказа о стрелецком
бунте 1689 года, заговоре царевны Софьи
против Петра, о жизни Петра в
Троице-Сергиевом монастыре (работают в
группах) Объяснение словосочетания «с
развернутыми полотнами». Работа с лентой
времени. Соотнесение исторических дат с
событиями и личностями
2.2 Азовские походы
Рассказ об Азовских походах: цель, ход,
итоги, рассказ учителя с показом
мультимедийной презентации. Показ на
карте направлений русских, турецких
войск; территорий, присоединённых к
России в результате Азовских походов.
Формирование понятий о значении
строительства флота для России.
Объяснение новых терминов: «верфь»,
Устный
опрос
8
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
«струг», «бомбардир», «корабельщик».
Работа с лентой времени, нанесение
исторических дат 1695 год, 1696 год.
Соотнесение исторических дат с
событиями и личностями.
Совершенствование умений делать выводы
на основе текста
2.3 Великое посольство Петра
I
Формирование представления о Великом Практичес
посольстве, Объяснение термина «Великое кая работа
посольство». Чтение текста, пересказ.
Показ на карте намеченных мест
посещений, перечисление стран. Беседа по
вопросам, отработка навыков составления
полных и аргументированных ответов.
Запись в тетрадь кратких сведений.
Описание нового бунта стрельцов: цель,
ход, итоги. Выполнение практического
задания, работа с хронологической
таблицей
2.4 Начало Северной войны
Описание международной обстановки
Устный
накануне войны, вводное слово учителя
опрос
Ознакомление с начальным периодом
Северной войны. Битва под Нарвой.
Объяснение причин поражения русской
армии в начальный период войны, чтение
текста в учебнике. Введение новых
терминов: «эскадра», «наёмные офицеры».
Показ на карте направление шведских
войск в 1700 году. Работа с лентой времени
2.5 Первые победы над
шведами
Формирование представлений о подготовке Устный
к новым военным действия против шведов; опрос
о первых победах в Северной войне,
вводная беседа. Чтение текста о взятии
крепостей Нотебург, Ниеншанц. Отработка
9
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
умений составления полных и
аргументированных ответов. Объяснение
новых терминов: «регулярная армия»,
«рекруты». Показ на карте мест первых
побед русской армии на Неве. Соотнесение
дат с событиями
2.6 Строительство Петербурга
Формирование представления о
усный
строительстве города Санкт-Петербург и опрос,
его назначении, просмотр видеоматериала практическ
«Город Петра». Работа с лентой времени. ая работа
Просмотр иллюстративного материала для
знакомства с первыми постройками города.
Выполнение самостоятельной работы на
карточке (вставить, пропущенные слова,
даты, озаглавить текст)
2.7 Полтавская битва: разгром
шведов
Просмотр отрывка из фильма «Полтавская
битва», обсуждение. Введение новых
понятий: «окоп», «редуты», «драгуны»,
«авторитет». Работа с лентой времени.
Показ на карте направлений русской и
шведской армий. Выполнение задания на
карточке: заполнение пропусков в тексте,
взаимопроверка. схема «Расположение
войск в Полтавской битве» Выявление
причин победы русской армии Объяснение
значения поговорок: «Пропал, как швед
под Полтавой», «Бит, как швед под
Полтавой»
2.8 Окончание Северной
войны
1
усный
опрос,
практическ
ая работа
Раскрытие значения морских сражений во Устный
время Северной войны, просмотр
опрос
мультимедийной презентации, отработка
навыков составления полных и
аргументированных ответов. Введение
новых терминов: «эскадра». «флагман»,
10
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
«штиль», «брать на абордаж».
Сопоставление исторических дат с
событиями и личностями. Описание
морского сражения (по выбору), работа с
учебником. Знакомство с итогами
Северной войны, подписание мирного
договора, сообщение учителя Работа с
лентой времени Объяснение смысла
выражения А.С. Пушкина «под стук топора
и гром орудий».
2.9 Реформы
государственного
управления, губернская
реформа
Формирование представления о
модернизации государственной и
губернской реформ Петра I. Введение
основных понятий и терминов: «сенат»,
«губерния», «коллегии», «модернизация»,
«тайная канцелярия», «абсолютизм».
Выполнение задания в тетради: запись
губерний России. Работа со схемой в
учебнике «Система государственного
управления при Петре I»
2.10 Нововведения в культуре
Знакомство с культурой и образованием
при Петре I, просмотр мультимедийной
презентации. Отработка навыков
составления полных и аргументированных
ответов. Знакомство с правилами из
специальной книги «Юности честное
зеркало». Запись основных нововведений.
Соотнесение исторических дат с
событиями, иллюстрациями.
Формулирование вывода об историческом
значении петровской модернизации в
России
устный
опрос,
практическ
ая работа
11
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
2.11 Оппозиция реформам
Петра I, дело царевича
Алексея
Введение нового термина «оппозиция».
Знакомство с тайным делом царевича
Алексея, чтение текста на карточке. Работа
с историческим документом Устав «О
наследии престола»: чтение, нахождение
сути нововведения, объяснение о
необходимости принятия такой меры.
Запись даты принятия Устава «О наследии
престола». Нахождение
аргументированного ответа на вопрос,
почему Петра I не оставил после себя
преемника Описание картины Н.Н.Ге
«Пётр I допрашивает царевича Алексея
Петровича в Петергофе», коллективное
обсуждение. Формулирование вывода
2.12 Личность Петра I
Великого
Оценивание масштаба деятельности Петр Устный
I, показ взаимосвязи его внешней,
опрос
внутренней и культурной политики,
просмотр мультимедийной презентации,
составление полных и аргументированных
ответов. Показ на карте границы и
территорию России в начале XVIII века.
Перечисление заслуг Петра Великого в
истории России (1689-1725). Работа с
лентой времени. Составление
исторического портрета первого
императора России - Петра I
2.13 Обобщающий урок по
разделу: «Российское
государство в конце XVII
-начале XVIII века».
1
Обобщение и систематизация
исторического материала об изученном
периоде. Характеристика общих черт и
особенностей данного периода
Выполнение теста
Письменн
ый
контроль
12
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
2.14 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя
политика преемников
Петра I. Екатерина I
Ознакомление с причинами и «дворцовых
переворотов». Введение нового понятия
«Дворцовые перевороты». Просмотр
отрывка из документального фильма
«Дворцовые перевороты». Обсуждение
отрывка. Работа с учебной и справочной
литературой и иллюстративным
материалом (поиск необходимой
информации из доступных источников) о
периоде правления Екатерины I.
Подготовка сообщения и публичное
выступление по заданию. Работа с лентой
времени. Знакомство с итогами правления
Екатерины I, чтение учебника, обсуждение
деятельности
2.15 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя
политика преемников
Петра I. Внук Петра
Великого
Просмотр отрывка из документального
Устный
фильма «Дворцовые перевороты».
опрос
Обсуждение отрывка, описание личности и
деятельности Петра II. Объяснение
значения терминов: «имение»,
«опорочить». Работа с учебной и
справочной литературой (поиск
необходимой информации из доступных
источников) о судьбе Александра
Меньшикова. Работа с лентой времени.
Составление рассказа-описания о
царствовании Петра II по плану
2.16 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя
политика преемников
Петра I. Анна Иоанновна
Формирование представлений о
царствовании Анны Иоанновны, рассказ
учителя с показом презентации. Поиск
информации для составления списка
мероприятий внутренней политики Анны
Иоанновны. Запись мероприятий
внутренней политики Анны Иоанновны.
устный
опрос,
практическ
ая работа
13
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Работа с лентой времени. Составление
исторического портрета
2.17 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя
политика преемников
Петра I. Царствование
Елизаветы Петровны
Формирование представлений о
царствовании Елизаветы Петровны, рассказ
учителя с показом презентации.
Составление устного рассказа о
деятельности Елизаветы Петровны в
период правления государством. Работа с
лентой времени. Соотнесение
исторических дат с событиями
2.18 Войны России в период
правления Елизаветы
Петровны
Объяснение причин войн России с другими
странами в середине XVIII века. Запись в
тетрадь названий войн. Работа с лентой
времени. Работа с иллюстративным
материалом. Объяснение выражения
Фридриха II о русских солдатах: “их легче
истребить, чем победить”. Выборочное
чтение текста «Итоги войн середины XVIII
века» Ответы на вопросы учителя по тексту
2.19 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя
политика преемников
Петра I. Петр III
Описание воцарения Петр III, рассказ
учителя Знакомство с правлением Петр III,
просмотр отрывка из документального
фильма «Дворцовые перевороты».
Нахождение в тексте учебника ответа на
вопрос, почему русское общество не
увидело в Петре III «пользы для
государства». Подтверждение ответа на
вопрос примерами из текста. Введение
новых терминов: «манифест»,
«отречение». Выстраивание
последовательного правления монархов.
Заполнение таблицы «Дворцовые
перевороты» (кто правил, время правления,
опора правителя)
14
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.20 Российская Академия наук
и деятельность М. В.
Ломоносова
Знакомство с деятельностью Академии
наук. Просмотр мультимедийной
презентации, беседа по содержанию,
ответы на вопросы учителя. Введение
новых терминов: «Академия»,
«обсерватория», «лаборатория».
Самостоятельное изучение биографии
М.В. Ломоносова. Беседа по прочитанному
тексту. Составление информационной
таблицы «Вклад М.В. Ломоносова»
2.21 Основание первого
Российского университета
и Академии художеств
Формирование представлений о первом
Российском университете и Академии
художеств, вводная беседа Рассмотрение
понятий «разночинцы», «мещане».
Раскрытие значения основания
Московского университета и Академии
художеств. Запись исторических дат в
тетрадь. Нахождение, подтверждающих
фактов, что Московский университет
положил начало отечественному
образованию. Составление рассказа об
Академии художеств по плану
2.22 Правление Екатерины II просвещенный
абсолютизм
Формирование представлений о России в
эпоху правления Екатерины II, вводная
беседа учителя. Объяснение термина
«Просвещенный абсолютизм».
Нахождение ответа на вопрос, кто, когда и
при каких обстоятельствах сменил Петра
III на российском престоле. Запись даты в
тетрадь. Просмотр видеоматериала
«Царевна Софья», беседа по вопросам
учителя, обсуждение. Составление
характеристики личности Екатерины II
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
15
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.23 Укрепление
императорской власти
Ознакомление с внутренней политикой
Екатерины II, раскрытие значения
проводимых Екатериной II
преобразований. Нахождение в словаре
значение термина «наказ»,
«революционный». Работа с информацией
о создании в 1767 году в Москве
специальной Комиссии для разработки
законов. Отработка умений составления
полных и аргументированных ответов.
Соотнесение исторических дат с
событиями. Чтение текста учебника о
близком окружении Екатерины II, запись в
тетрадь имён людей, преданных
государыне и Отечеству
2.24 Русско-турецкие войны
второй половины XVIII
века, их итоги.
Вводные слова учителя, объяснение
причины войны с Турцией. Просмотр
видеоматериала, обсуждение. Нахождение
в тексте учебника описания битвы при
Кагуле, по наводящим вопросам учителя
(кто возглавил, ход сражения, итог). Работа
с иллюстрацией в учебнике «Чесменский
бой», краткое описание. Установление
последовательности событий, определение
их длительности, соотнесение год с веком в
ходе работы с «Лентой времени». Показ на
карте: границы государства к началу
войны, действия русской армии и флота,
мест важнейших сражений, места
заключения мирного договора, территории
и крепости, отошедшие к России, границу
Российской империи после 1774 года.
Знакомство с итогами войны 1768-1774
годов, работа с текстом документа
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
16
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.25 Присоединение Крыма и
освоение Новороссии
Формирование понятий о второй турецкой
войне, вводное слово учителя. Чтение
текста в учебнике о поездке Екатерины II
по Новороссии и Крыму, пересказ.
Просмотр видеоматериала «Взятие
Измаила», обсуждение. Показ на карте:
территории Крымского ханства, вошедшего
в состав России в 1783 году; действия
русской армии и флота, мест важнейших
сражений, места заключения Ясского
мирного договора, границу Российской
империи к 1800 году. Запись в тетрадь
названий новых русских городов,
основанных князем Потёмкиным, показ на
карте. Соотнесение исторических дат с
событиями. Знакомство с итогом
подписания мирного договора
2.26 «Золотой век дворянства»
Работа с историческим документом
«Жалованная грамота дворянству». Запись
в тетрадь даты принятия документа и
основных Положений. Введение новых
терминов: «привилегированное сословие»,
«именитые граждане», «меценаты»,
«цензура». Чтение текста учебника.
Нахождение ответа на вопрос, почему
время правления Екатерины II, называется
«золотым веком» дворянства
2.27 Восстание под
предводительством
Е. Пугачева и его значение
Просмотр мультимедийной презентации,
знакомство с положением крепостных
крестьян, высказывание своего мнения.
Знакомство с причинами, ходом, итогом
восстания (работа в группах) Работа с
картой территории крестьянской войны под
предводительством Е. Пугачева, показ
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
17
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
направлений. Выполнение интерактивного
задания «Образ Емельяна Пугачева»
2.28 Культура и быт России во
второй половине XVIII
века
Просмотр мультимедийной презентации по
теме урока. Беседа с опорой на
иллюстративный материал. Работа над
пониманием новых слов: «мыслители»
«пансионы». Составление
рассказа-описания о развитии образования
при Екатерине II: чтение, выделение
главного в историческом материале
2.29 Правление Павла 1
Формирование понятий об изменениях,
которые произошли во времена правления
Павла I вступительное слово учителя.
Просмотр видеоматериала о царствовании
Павла I. Чтение биографии Павла I,
пересказ.
2.30 Правление Павла I.
Отношения России со
странами Европы в конце
XVIII - начале XIX века
Формирование представлений об
отношении России со странами Европы в
конце XVIII- начале XIX века. Чтение
текста учебника об участии России в войне
против войск Наполеона в конце XVIII
века. Описание военных действий в
Средиземном и Адриатическом морях,
знакомство с победами русского флота во
главе с Ф.Ф.Ушаковым. Показ на карте
морей и городов, где одержал победы
русский флот во главе с Ф.Ф. Ушаковым.
Просмотр видеоматериала о переходе А. В.
Суворова через Альпы, беседа по
содержанию. Составление исторического
портрета А. В. Суворов (работа в группах).
Работа с лентой времени. Соотнесение
исторических дат с событиями,
личностями
18
№ Наименование разделов
п/п и тем программы
Количество часов
Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.31 Обобщающий урок по
разделу «Россия в XVIII
веке»
Итого по разделу
1
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Обобщение и систематизация
исторического материала об изученном
периоде. Характеристика общих черт и
особенностей данного периода
Выполнение теста
31
Раздел 3. Россия в первой половине XIX века
3.1 Приход к власти
Александра I
Просмотр мультимедийной презентацию
«Детские годы императора». Просмотр
иллюстраций, чтение дополнительной
информации. Сбор информации для
составления характеристики Александра I
(работа с цифровым ресурсом).
Составление характеристики исторической
личности. Соотнесение дат с событиями
3.2 Внутренняя и внешняя
политика России
Знакомство с реформами Александра I,
рассказ учителя. Работа с историческим
документом Указ «о вольных
хлебопашцах». Работа с учебником и
справочной литературой (поиск
необходимой информации о А.А.
Аракчееве). Беседа «Создание военных
поселений», с опорой на иллюстративный
материал. Введение новых терминов:
«обет», «палочная дисциплина», «розги».
Рассмотрение планов Наполеона,
вторжение французской армии в Россию
3.3 Отечественная война 1812
года
Работа с учебником, знакомство с
причинами и этапами войны. Работа с
исторической картой. Работа с лентой
времени Описание планов Александра I и
Наполеона. Нахождение ответов на
вопросы к параграфу
19
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
3.4 Основные этапы и
сражения войны
Вводная беседа учителя. Составление
устного рассказа о сражении за Смоленск.
Показ на исторической карте: направлений
русской и французской армии, отход
русской армии к Смоленску. Просмотр
презентации «Великий русский полководец
-М.И. Кутузов»
3.5 Бородинская битва
Просмотр мультимедийной презентации по
теме урока. Объяснение новых терминов:
«ставка», «генеральное сражение»,
«флеши». Описание хода и итога
Бородинского сражения. Работа со схемой
Бородинского сражения. Формулирование
вывода.
3.6 Основные этапы и
сражения войны. Наполеон
в Москве
Описание иллюстрации в учебнике
«Военный совет в Филях». Знакомство с
целью собрания военного совета в Филях.
Нахождение информации о решении
Кутузова. Составление рассказа «Наполеон
в Москве». Просмотр презентации
«Народное и партизанское движение»,
обсуждение. Закрепление изученного
материала, выполнение задания на
карточке
3.7 Причины победы России в
Отечественной войне
Формирование представлений о
завершающем этапе Отечественной войны
1812 года, освобождение России и Европы
от армии Наполеона. Знакомство с
заграничными походами в Европу
(просмотр видеоматериала).
Выполнение тестовой работы. Выявление
причин побед русских войск в
Отечественной войне 1812 года и в
заграничных походах 1813 года (сбор
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
20
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
информации в доступных источниках).
Работа с лентой времена Объяснение
высказывания М.И. Кутузова «Каждый из
вас есть спаситель Отечества! Россия
приветствует вас этим именем»
3.8 Народная память о войне
1812 года
Формирование представлений о том, как
сохраняется народная память об
Отечественной войне 1812 года,
виртуальная экскурсия в музей-панораму
Бородинская битва. Сбор
информационного материала для проекта.
Подготовка, оформление минипроекта.
Защита мини-проекта
3.9 Движение декабристов:
создание тайных обществ
в России, их участники
Формирование представлений о создании
тайных обществ в России: Северное и
Южное. Просмотр презентации,
обсуждение. Объяснение значения
терминов: «республика», «переворот».
Работа с текстом учебника, нахождение
целей и задач тайных обществ. Сравнение
программы тайных обществ «Конституция
и «Русская правда» Закрепление нового
материала, составляя таблицу «Тайные
общества» Формулирование вывода по
теме урока
3.10 Восстание декабристов на
Сенатской площади в
Санкт-Петербурге
Описание политической ситуации в России
накануне восстания: вступление на престол
Николая I, вводное слово учителя
21
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Восстание декабристов, просмотр
видеосюжета, обсуждение. Работа с
учебником, рассмотрение итогов
восстания. Прослушивание аудиозаписи
стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине
сибирских руд», соотнесение текста
стихотворения с реальными
историческими событиями
3.11 Правление Николая I
Составление исторического портрета
личности Николая I с использованием
кейс-метода. Объяснение значения новых
терминов: «казармы», «жандармы»,
«государственный консерватизм». Работа с
учебником: реформы Николая I. Работа с
лентой времени. Выполнение заданий в
рабочей тетради к учебнику
3.12 Внешняя политика России
Формирование представлений о внешней
политике Николая I: смотрят
мультимедийную презентацию, узнают о
внешней политике в 30-40 годах 19 века.
Описание отношений между Россией и
Турцией, работа с учебником. Выявление
причин начала Крымской войны
3.13 Крымская война 1853-1856
годов
Знакомство с ходом, итогами и
последствиями Крымской войны.
Описание иллюстрации в учебнике
«Синопский бой», обсуждение Просмотр
фрагмента из кинофильма «Оборона
Севастополя», обсуждение содержания.
Работа с картой. Работа с лентой времени.
Знакомство с итогами Крымской войны
3.14 Золотой век русской
культуры первой половины
Формирование представлений об
исторических особенностях развития
22
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
XIX века Развитие
живописи, архитектуры,
литературы, музыки
«Золотого века» русской культуры первой
половины XIX века в живописи,
архитектуре, литературе и музыке,
просмотр мультимедийной презентации.
Сбор текстового, иллюстративного и видео
материала для создания минипроектов по
теме «Золотой век» русской культуры
(живопись, архитектура, литература).
Оформление проекта (индивидуальная
работа). Защита проекта. Обсуждение
результатов
3.15 Золотой век русской
культуры первой половины
XIX века
Формирование представлений об
исторических особенностях развития
«Золотого века» русской культуры первой
половины XIX века в науке и технике,
просмотр мультимедийной презентации.
Сбор текстового, иллюстративного и видео
материала для создания группового
проекта по теме «Золотой век» русской
культуры (наука и техника). Оформление
проекта (работа в группах). Защита
проекта. Обсуждение результатов
3.16 Обобщающий урок по
разделу «Россия в первой
половине века XIX»
Итого по разделу
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
1
Повторение и систематизация знаний по
разделу «Россия в первой половине века
XIX» Ответы на вопросы по содержанию
раздела. Разбор исторических событий и
фактов. Выполнение теста
16
Раздел 4. Россия во второй половине XIX - начале XX века
4.1 Правление Александра II
Знакомство с биографией Александра II,
просмотр видеоматериала, обсуждение.
Формирование представления об отмене
крепостного права. Введение новых
23
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
терминов: «манифест», «сельское
общество», «надел», «выкупные платежи»,
«круговая порука». Выполнения задания на
карточке: соотнесение термина с понятием.
Работа с лентой времени. Нахождение
ответа на вопрос, за что императора
Александра II назвали царемосвободителем
4.2 Социальноэкономическое
развитие России
Формирование представления о
социально-экономическом развитии России
после отмены крепостного права, вводное
слово учителя. Введение новых терминов:
«уставная грамота» «временнообязанный
крестьянин». Описание крестьянских
бунтов и знакомство с трудностями
помещиков, после реформы 1861 годы,
просмотр мультимедийной презентации.
Знакомство с положительными
результатами в связи с отменой
крепостного права (работа с карточкой)
4.3 Реформы, связанные с
преобразованием жизни в
стране
Знакомство с реформами Александра II,
вводное слова учителя. Составление
устного рассказа о военной реформе,
работа с текстом учебника. Соотнесение
исторических дат с событиями. Работа с
лентой времени. Составление
информационной таблицы «Реформы
Александра II»
4.4 Приход к власти
Александра III
Формирование представлений о периоде
правления Александра III. Составление
исторического портрета Александра III с
использованием кейс-метода. Работа с
учебником: знакомство с деятельностью
24
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Александра III в управлении российским
государством. Работа в тетради,
выполнение заданий по теме урока.
Нахождение ответа на вопрос, за что
Александра III, получил прозвище
Миротворец.
4.5 Развитие российской
промышленности,
формирование русской
буржуазии
Формирование понятий об экономической
политике Александра III, вводное слово
учителя. Введение новых терминов:
«частный предприниматель»,
«монополия», «ассигнация», «буржуазия».
Выполнения задания на карточке:
заполнение пропусков в тексте
4.6 Положение и жизнь
рабочих
Формирование понятий о новом сословии в
российском обществе рабочих. Знакомство
с положением и жизнью рабочих в России
в период правления Александра III,
просмотр мультимедийной презентации
Введение новых терминов: «штрафы»,
«казарма», «картуз» Составление рассказа
первых рабочих стачках, обсуждение
4.7 Появление
революционных кружков
1
Знакомство с новым общественным
движением, причинами возникновения
революционного движения, просмотр
видеофрагмента. Введение новых
терминов: «забастовка», «интеллигенция»,
«революционер» Описание жизни
интеллигенции, работа с учебником
Выполнение задания на карточке: выбор
участников революционных кружков.
Перечисление мер наказания для
участников революционных кружков
25
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
4.8 Наука и культура во второй
половине XIX века
Формирование представлений о науке и
культуре второй половины XIX века в
архитектуре, живописи и науке.
Знакомство с выдающимися деятеля,
просмотр мультимедийной презентации.
Сбор текстового, иллюстративного и видео
материала для создания минипроектов по
теме «Наука и культура во второй
половине XIX века» (живопись,
архитектура, наука). Оформление проекта
(индивидуальная работа). Защита проекта.
Обсуждение результатов
4.9 Начало правления Николая
II
Составление описательного рассказа об
образе и характере Николая II (сбор
информационного материала) Введение
новых терминов «гвардия», «полковник».
Работа с лентой времени. Ознакомление с
основными проблем Русского государства
в конце XIX - начале XX века: чтение
текста учебника, составление, запись
ответов на вопросы. Составление таблицы
«Требования различный групп населения в
России»
4.10 Положение основных
групп населения
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Объяснение понятия «Кризис
промышленности 1900— 1903 годов».
Знакомство с исторической справкой
«Кризис в России», работа с документом.
Просмотр мультимедийной презентации
«Обострение социальной и политической
обстановки в стране в начале XX века»,
обсуждение. Составление рассказа описания о положение основных групп
населения (по выбору). Составление
синквейна на тему «Кризис»
26
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
4.11 Русско-японская война
1904-1905 годах: основные
сражения
Формирование понятий об обострении
международных отношений и причинах
Русско-японской войны, рассказ учителя с
показом иллюстративного материала.
Показ на карте территорий России на
Дальнем Востоке; Китая, Корейского
полуострова, Японских островов.
Просмотр видеоматериала «Основные
сражения в ходе войны», обсуждение и
описание битв. Работа с картой: показ мест
важнейших сражений на море и на суше;
боевых действий и отход русских войск и
флота. Нахождения ответа на вопрос, чем
закончилась русско-японская война,
подписание мирного договора. Заполнение
таблицы «Что? Где? Когда? Почему?» на
этапе закрепления материала
4.12 Первая русская революция
19051907 годов
Знакомство с причинами выступлений
народа в 19051907 годах и событиями в
Петербурге, которые подтолкнули
революционные выступления в России,
рассказ учителя с просмотром
мультимедийной презентации. Описание
иллюстрации в учебнике «9 января 1905
года», высказывание своего мнения.
Введение новых терминов: «демократия»,
«социализм», «петиция», «баррикады».
Работа с лентой времени. Выполнение
задания на карточке
4.13 Реформы П. А. Столыпина
и их итоги
Просмотр мультимедийной презентации,
знакомство с реформами П. А. Столыпина.
Составление характеристики П. А.
Столыпина, используя текст учебника.
Выполнение задания на карточке: вставить
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
27
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
в текст пропущенные слова; ответить на
вопросы о переселении крестьян в Сибирь
и на Дальний Восток. Показ на карте
территорий Сибири и Дальнего Востока.
Запись итогов реформ.
4.14 «Серебряный век» русской
культуры
Вступительное слово учителя о
«Серебряном веке» русской культуры.
Просмотр видеоматериала о выдающихся
деятелях культуры: А. М. Горький, В. А.
Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и
т.д.; о появлении первых кинофильмов в
России. Сбор информационный материал
для проекта. Подготовка, оформление
минипроекта. Защита мини-проекта
4.15 Россия в Первой мировой
войне
Формирование понятий о Первой мировой
войне, ознакомление обучающихся с
причинами Первой мировой войны,
просмотр видеоматериала. Осуществление
поиска необходимой информации из
дополнительных материалов о героизме и
самоотверженности русских солдат.
Составление вопросов по теме урока.
Ответы на вопросы. Заполнение
хронологической таблицы «Ход событий
Первой мировой войны».
4.16 Обобщающий урок по
разделу: «Россия в конце
XIX-начале XX века»
Итого по разделу
1
Обобщение и систематизация
исторического материала об изученном
периоде. Характеристика общих черт и
особенностей данного периода
Выполнение теста
Письменн
ый
контроль
16
Раздел 5.Россия в 1917 году
28
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
5.1 Революционные события
1917 года
1
5.2 Заключительный урок
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательн
ые ресурсы
Ознакомление с событиями Февральской
революции, выяснение причин новых
выступлений в столице России в феврале
1917 года, рассказ учителя с просмотром
мультимедийной презентации. Описание
обстановки в Петрограде. Введение новых
терминов «агитация», «отречение». Чтение
текста учебника, пересказ «Отречение царя
от престола» Работа с лентой времени.
Соотнесение исторических дат с
событиями и личностями. Выполнение
теста
Обзор разделов учебника
2
68
7
29
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Наше Отечество - Россия в XVII
веке
1
2 Детство и юность Петра I
1
3 Семейные раздоры, борьба за
власть
1
4 Начало царствования Петра I
1
5 Азовские походы
1
6 Великое посольство Петра I
1
7 Начало Северной войны
1
8 Первые победы над шведами
1
9 Строительство Петербурга
1
10 Полтавская битва: разгром
шведов
1
11 Окончание Северной войны
1
12 Реформы государственного
управления, губернская
реформа
1
13 Нововведения в культуре
1
14 Оппозиция реформам Петра I,
дело царевича Алексея
1
15 Личность Петра I Великого
1
16 Обобщающий урок по разделу:
«Российское государство в
конце XVII -начале XVIII века».
1
17 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Екатерина I
1
18 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Внук Петра
Великого
1
19 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Анна
Иоанновна
1
20 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя политика
1
1
30
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
преемников Петра I.
Царствование Елизаветы
Петровны
21 Войны России в период
правления Елизаветы Петровны
1
22 Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Петр III
1
23 Российская Академия наук и
деятельность М. В. Ломоносова
1
24 Основание первого Российского
университета и Академии
художеств
1
25 Правление Екатерины II просвещенный абсолютизм
1
26 Укрепление императорской
власти
1
27 Русско-турецкие войны второй
половины XVIII века, их итоги.
1
28 Присоединение Крыма и
освоение Новороссии
1
29 «Золотой век дворянства»
1
30 Восстание под
предводительством
Е. Пугачева и его значение
1
31 Культура и быт России во
второй половине XVIII века
1
32 Правление Павла 1
1
33 Правление Павла I. Отношения
России со странами Европы в
конце XVIII - начале XIX века
1
34 Обобщающий урок по разделу
«Россия в XVIII веке»
1
35 Приход к власти Александра I
1
36 Внутренняя и внешняя
политика России
1
37 Отечественная война 1812 года
1
38 Основные этапы и сражения
войны
1
1
31
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
39 Бородинская битва
1
40 Основные этапы и сражения
войны. Наполеон в Москве
1
41 Причины победы России в
Отечественной войне
1
42 Народная память о войне 1812
года
1
43 Движение декабристов:
создание тайных обществ в
России, их участники
1
44 Восстание декабристов на
Сенатской площади в
Санкт-Петербурге
1
45 Правление Николая I
1
46 Внешняя политика России
1
47 Крымская война 1853-1856
годов
1
48 Золотой век русской культуры
первой половины XIX века
Развитие живописи,
архитектуры, литературы,
музыки
1
49 Золотой век русской культуры
первой половины XIX века
1
50 Обобщающий урок по разделу
«Россия в первой половине века
XIX»
1
51 Правление Александра II
1
52 Социальноэкономическое
развитие России
1
53 Реформы, связанные с
преобразованием жизни в
стране
1
54 Приход к власти Александра III
1
55 Развитие российской
промышленности,
формирование русской
буржуазии
1
1
32
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
55 Развитие российской
промышленности, формирование
русской буржуазии
1
56 Положение и жизнь рабочих
1
57 Появление революционных
кружков
1
58 Наука и культура во второй
половине XIX века
1
59 Начало правления Николая II
1
60 Положение основных групп
населения
1
61 Русско-японская война 1904-1905
годах: основные сражения
1
62 Первая русская революция
19051907 годов
1
63 Реформы П. А. Столыпина и их
итоги
1
64 «Серебряный век» русской
культуры
1
65 Россия в Первой мировой войне
1
66 Обобщающий урок по разделу:
«Россия в конце XIX-начале XX
века»
1
67 Революционные события 1917
года
1
68 Заключительный урок
1
1
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Учебник История Отечества 8 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2022
2. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Рабочая тетрадь История Отечества 8 класс (для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
33
1. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Учебник История Отечества 8 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2022
2. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Рабочая тетрадь История Отечества 8 класс (для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2024
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
34