Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

История Отечества 7 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
История Отечества
7 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ФИО
должность
высшая категория

г. Екатеринбург, 2023

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "История Отечества" предметной области "Человек
и общество" для обучающихся 7 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования
гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине,
ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические
эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях,
памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира
и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
На изучение предмета "История Отечества" в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68
часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в историю.
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные
памятники истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. Государственные символы
России. Глава нашей страны. История края - часть истории России. Как изучается родословная
людей. Моя родословная. Счет лет в истории. "Лента времени".
История нашей страны древнейшего периода.
2

Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская
семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян.
Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под
властью Рюрика.
Русь в IX -1 половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование княжеской власти.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире:
причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и
быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и
Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (ХII-ХIII века).
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель - самостоятельных
государств, особенности их социально-политического и культурного развития. Киевское княжество.
Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в ХII-ХIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие
монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов.
Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения
русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь
Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV - XV века).
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его
политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный
центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее
значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от
иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение. Становление
самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV - XV вв.
Россия в XVI - XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском
государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления при
Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского
государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских
городов. Быт простых и знатных людей.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие
просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы.
Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов.
Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало
царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские
первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт
России в XVII веке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
3

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
4

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знание некоторых дат важнейших событий
отечественной истории;

знание хронологических рамок ключевых
процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;

знание некоторых основных фактов
исторических событий, явлений, процессов;

знание некоторых основных исторических
фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и значение;
составление рассказов об исторических
событиях, формулировка выводов об их
значении;

знание имен некоторых наиболее известных
исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей
культуры);

знание мест совершения основных
исторических событий;

понимание значения основных
терминов-понятий;

знание имен известных исторических деятелей
(князей, царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры) и составление
элементарной характеристики исторических
героев;

установление по датам последовательности и
длительности исторических событий,
пользование "Лентой времени";

формирование первоначальных представлений о
взаимосвязи и последовательности важнейших
исторических событий;

описание предметов, событий, исторических
героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам педагогического
работника;

понимание "легенды" исторической карты и
"чтение" исторической карты с опорой на ее
"легенду";

нахождение и показ на исторической карте
знание основных терминов понятий и их
основных изучаемых объектов и событий;
определений;
объяснение значения основных исторических
понятий с помощью педагогического работника.
соотнесение года с веком, установление
последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических
фактов;
поиск информации в одном или нескольких
источниках;
установление и раскрытие
причинно-следственных связей между
историческими событиями и явлениями.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Раздел 1. Введение в историю
1.1 Что такое история

0

Формирование представлений о новом
учебном предмете «История Отечества».
Обсуждение нового учебного предмета.
Ознакомление с содержанием учебника и
рабочей тетради. Повторение изученных
терминов «история», «историки», «предки»
Просмотр видеосюжета «Русский историк
С.М. Соловьев» Формулирование вывода

1.2 Вещественные, устные
и письменные
памятники истории

Рассказ учителя с показом презентации об
исторических памятниках Знакомство с
видами исторических памятников Объяснение
термина «памятник». Умение различать
исторические памятники. Работа с
иллюстрациями. Работа в тетради.
Закрепление знаний - заполнение таблицы
«Исторические памятники»

1.3 Наша Родина - Россия

Расширение знаний о России, как о великой
стране, рассказ учителя с показом
мультимедийной презентации о
присоединении новых субъектов к Российской
Федерации. Показ на карте, заданных
объектов. Сбор информации о
государственных символах России. Описание
герба РФ, выполнение задания на карточке.
Объяснение смысла пословиц о родине.
Закрепление материала -выполнение теста

1.4 История края - часть
истории России

Расширение знаний об истории своего края,
знакомство с особенностями географического
положения и хозяйственного развития края мотивационная беседа. Работа с картой

6

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

субъекта РФ. Продолжение формирования
знаний о малой родине, о её
достопримечательностях, работа с
иллюстрациями. Знание важнейших
исторических событий, происходивших в
родном краю и знаменитых людей.
Коллективное составление сообщения о своем
крае
1.5 Как изучается
родословная людей.
Моя родословная

Продолжение формирования понятий о семье
и родственниках, о смене поколений; о
предках и потомках. Введение новых
терминов: «генеалогия», «родословная».
Работа с пословицами о семье: выбор,
составление, анализ. Выработка умений по
составлению генеалогической таблицы своей
семьи. Составление рассказа - описания о
своей семье

1.6 Счет лет в истории
"Лента времени"

Единицы измерения исторического времени
(повторение). Введение новых терминов:
«хронология», «календарь», «дата».
Формирование умений работать с хронологией
событий, явлений и фактов. Выполнение
практических заданий по хронологии:
-определение века по исторической дате;
-установление соответствия между датами и
событиями;-сопоставление дат с
историческими личностями. Расположение
исторических событий на ленте времени.

Итого по разделу

6

Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода
2.1 Древнейшие поселения
на территории
Восточно-Европейской

Расширение знаний о расселении восточных
славян на территории Восточно-Европейской
равнины. Объяснение терминов «странники»,

Устный
опрос

7

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
равнины

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

«древляне», «вятичи» и запись в тетрадь.
Работа с картой нахождение рек и озёр по
берегам, которых селились славяне.
Обозначение на контурной карте славянских
племен в соответствии с местами их
расселения. Нахождение на ленте времени
периода расселения славян. Просмотр отрывка
из фильма «Повесть временных лет»
«Расселение славян». Составление
собирательного образа восточных славян.

2.2 Родоплеменные
отношения восточных
славян

Формирование понятий об организации жизни Устный
славян, об общественном строе. Нахождение опрос
информации в учебнике о возникновении
племен и их составе. Объяснение значение
терминов «род», «община», «старейшина»
«племенные союзы», «князь», «дружина.
Нахождение на ленте времени периода
появления богатых и знатных людей.
Составление рассказа о возникновении
соседских общин. Нахождение отличий
соседской общины от родовой. Выполнение
заданий на карточках

2.3 Славянская семья и
славянский поселок

Формирование понятий об особенностях
Устный
жизни и быта восточных славян Рассказ
опрос
учителя с показом презентации. Работа с
иллюстративным материалом, рассматривание
хозяйственных построек.
Запись в тетрадь назначения хозяйственных
сооружений. Объяснение значений терминов
«поселение», «частокол», «амбар», «хлев»
«большак». Чтение адаптированного текста и
выделение основных дел Большака, хозяйки,
стариков и детей. Составление
рассказа-описания о жизни славянской семьи
8

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

2.4 Основные занятия
восточных славян

Формирование понятий об основных занятиях Устный
восточных славян. Расширение понятий о
опрос
видах земледелия. Описание способов
обработки земли у восточных славян
Объяснение значения терминов «земледелие»,
«скотоводство», «бортничество»,
«собирательство» Заполнение схемы «Занятия
восточных славян».

2.5 Обычаи и верования
восточных славян

Знакомство с традициями, обычаями и
Устный
верованием восточных славян. Рассказ учителя опрос
с опорой на иллюстративный материал.
Объяснение терминов «язычество», «идол»,
«святилище». Запись названий языческих
праздников, сохранившихся до наших дней
Выполнение заданий в печатной тетради:
заполнение пропусков в предложениях,
используя слова для справок

2.6 Взаимоотношения с
соседними народами и
государствами

Формирование понятий о соседях восточных
славян, как они жили и чем занимались; как
складывались взаимоотношения у восточных
славян с соседями. Просмотр видеоматериала
«Соседи восточных славян». Ответы на
вопросы, запись в тетрадь. Работа с картой,
показ мест расселения соседей восточных
славян; больших рек, которые связывали
восточных славян с другими народами и
государствами. Выполнение заданий в
печатной тетради: запись названия
племен-соседей восточных славян

Устный
опрос

2.7 Объединение
восточных славян под
властью Рюрика

Формирование первоначальных сведений об
объединении восточных славян под властью
Рюрика; о первом княжестве Русь и первом
княжеском роде Чтение отрывка из летописи
«Повесть временных лет» и пояснение его

Устный
опрос

9

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

содержания. Описание сюжета по
иллюстрации. Объяснение терминов, «князь»,
«княжество». Показ на ленте времени периода
первого объединения славянских племен
2.8 Обобщающий урок по
разделу «Введение в
историю. История
нашей страны
древнейшего периода»
Итого по разделу

1

Закрепление и обобщение учебного материала
по разделу «Введение в историю. История
нашей страны древнейшего периода».
Выполнение теста

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

8

Раздел 3. Русь в IX – I половине XII века
3.1 Образование
государства восточных
славян - Древней Руси

Формирование первоначальных представлений
об образования государства восточных славян
- Древней Руси. Беседа о возникновении
государства у восточных славян. Нахождение в
тексте конкретных сведений, фактов,
подтверждающих образования государства.
Запись в порядке возрастания степени
важности главных признаков возникновения
государства. Выделение на ленте времени
периода начала образования Древнерусского
государства. Объяснение и запись в тетрадь

3.2 Первые русские князья,
их внутренняя и
внешняя политика.
Князь Игорь

Формирование представлений о князе Игоре;
об основных направлениях внутренней и
внешней политики Руси, рассказ учителя с
показом иллюстративного материала.
Просмотр фрагмента документального фильма
№3 из серии «Правители Руси» «Князь
Игорь». Чтение текста, нахождение,
объяснения незнакомых выражений: «платить
с каждого «дыма»», «вернулся без славы».
Работа с лентой времени. Составление устного
рассказа о правлении князя Игоря, используя
10

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

план и новые слова
3.3 Первые русские князья,
их внутренняя и
внешняя политика.
Княгиня Ольга

Формирование представлений о княгине
Ольге; о том, как она отомстила древлянам за
смерть мужа (князя Игоря); об основных
направлениях внутренней и внешней политики
Руси во времена правления Ольги,
ознакомительная беседа с применением
мультимедийной презентации. Введение
новых понятий: «погост», «уроки». Чтение и
нахождение в тексте учебника информации,
как княгиня Ольга отомстила древлянам за
смерть мужа. Работа с лентой времени.
Выполнение заданий в тетради на печатной
основе: заполнение пропусков в предложениях
с опорой на слова из справок; озаглавливание
текста

3.4 Первые русские князья,
их внутренняя и
внешняя политика.
Князь Святослав

Формирование представлений о сыне Игоря и
Ольги - князе Святославе; о войнах с хазарами,
битве на Балканах; о гибели Святослава рассказ учителя с просмотром видеофрагмента
из серии «Правители Руси» «Князь
Святослав». Поиск информации в доступных
источниках о чертах характера князя
Святослава. Объяснение смысла выражения
«иду на вы». Ответы на вопросы с
подтверждением примеров из текста, какую
пользу принесла война с хазарами.
Соотнесение исторических дат с событиями
968 год, 969 год, 971 год. Заполнение
информационной таблицы «Войны князя
Святослава»

3.5 Крещение Руси при
князе Владимире:
причины и значение

Формирование представлений о великих делах
князя Владимира, который объединил
разрозненные земли под своей единой
11

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

властью, ввел христианство на Руси. Работа в
тетради на печатной основе: нахождение
главной причины выбора принятия
христианства на Руси, из ряда предложенных
ответов. Работа с лентой времени: дата
крещения Руси. Нахождение информации на
раздаточной карточке, где и как проходило
крещение Руси. Рассматривание и описание
иллюстрации «Крещение киевлян»,
составление устного рассказа по опорным
словам
3.6 Политика Ярослава
Мудрого

Формирование представлений о личности
одного из самых известных правителей
Древней Руси; о деятельности Ярослава
Мудрого по укреплению единого русского
государства; о развитии торговых отношениях
с Византией и другими государствами; о
создании первого русского сборника законов,
рассказ учителя с просмотром видеоматериала.
Введение новых понятий: «Русская Правда»,
«Закон», «Вира». Работа с лентой времени:
отмечают дату правления князя Ярослава
Мудрого. Работа в тетради на печатной основе:
запись ответов на вопросы. Показ на карте
государств, с которыми породнился великий
князь. Составление исторического портрета
Ярослава Мудрого по плану

3.7 Политика Владимира
Мономаха

Формирование представлений о правлении
Ярославичей; княжеские усобицы; съезд
князей в Любече. Киевское восстание 1113
года, правление Владимира Мономаха в Киеве.
Введение новых слов «бармы», «венчания»,
«провозгласил», «царь», «поучения»,
объяснение смысла фразы «сел на столе отца
12

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

своего...». Работа с лентой времени
Выполнение заданий в тетради на печатной
основе: рассматривание рисунков и подбор
названий символов власти. Работа с
раздаточной карточкой: составление
исторического портрета Владимира Мономаха
3.8 Древнерусские города,
развитие ремесел и
торговли

Формирование понятий о том, что
древнерусский город -крепость, центр
культуры, ремесла и торговли. Объяснение
значение терминов: «кремль», «торг», «посад»,
«тысяцкий». Работа с тематической карточкой,
соотнесение занятий ремесленников с
названиями улиц. Работа с иллюстрацией в
учебнике, составление рассказа по плану
«Укрепление древнерусского города»

3.9 Древнерусская
культура

Формирование представлений о том, что
христианство пришло к нам из Византии, а
вместе с ним и Византийская культура:
строительство, ремесла, живопись рассказ
учителя. Объяснение значения терминов
алтарь», «фрески», «иконы», «иконописцы»,
«мозаика», «церковная утварь». Соотнесение
новых понятий с картинками. Выделение
сходства и отличия мозаик и фресок (задание
на карточке). Составление рассказа- описания
«Внутренний вид христианского храма»

3.10 Обобщающий урок по
разделу «Русь в IX -I
половине XII века»

Итого по разделу

1

Систематизация и обобщение учебного
материала по разделу «Русь в IX -I половине
XII века» Выполнение теста

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

10

Раздел 4. Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями ХII-ХIII века
13

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

4.1 Причины распада
единого государства
Древняя Русь

Формирование представлений о периоде
раздробленности Древнерусского государства.
Объяснение значений понятий
«раздробленность», «вотчинник». Работа со
сравнительной таблицей, выявление
положительных и отрицательных фактов
распада Древнерусского государства.
Нахождение в тексте учебника причин распада
Руси на отдельные княжества

4.2 Образование земель
-самостоятельных
государств,
особенности их
социальнополитическо
го и культурного
развития

Закрепление знаний о периоде формирования
отдельных государств на территории Руси.
Формирование понятий об образовании 14
новых княжеств и одной республики. Показ на
карте расположение крупные княжества.
Работа с контурной картой Работа с лентой
времени. Формулирование вывода -работа в
печатной тетради: ответы на вопросы с
использованием подсказок в учебнике

4.3 Киевское княжество

Формирование представлений о том, как
развивалось Киевское княжество в новых
условиях, знакомство с особенностями
Киевского княжества: местоположением
города, занятиями населения, управлением
Работа с картой: нахождение и показ
территории Киевского княжества. Работа с
контурной картой. Работа с планом-схемой
Киева. Работа с текстом учебника: выделение
главной причины, ожесточенной борьбы за
Киев. Составление рассказа -описания о
Киевском княжестве

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

14

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

4.4 ВладимироСуздальское
княжество

Формирование представлений об
особенностях развития
Владимиро-Суздальского княжества Работа с
картой: нахождение и показ территории
ВладимироСуздальского княжества. Работа с
текстом учебника: чтение и нахождение
природных и общественных особенностей
ВладимироСуздальской земли. Работа с
лентой времени. Составление кластера
«Владимиро-Суздальское княжество»:
географическое расположение княжества;
экономическое развитие княжества, основные
занятия населения, крупные города в
княжестве, культура Владимиро - Суздальской
земли

4.5 Господин Великий
Новгород

Формирование представлений об
особенностях природы, занятиях населения и
власти в Новгородской земле, чтение и
пересказ содержания изучаемого материала
близко к тексту. Работа с картой. Выполнение
заданий в печатной тетради с опорой на план
древнего Новгорода. Заполнение таблицы в
печатной тетради «Занятия жителей Великого
Новгорода» Составление кластера
«Управление Новгородской республикой»

4.6 Культура Руси в
ХП-ХШ веках

1

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Формирование представлений об
особенностях культуры русских княжеств,
знакомство с памятниками культуры и видами
живописи. Нахождение информации в
доступных источниках о храмах, построенных
во Владимире из белого камня. Выполнение
заданий на карточках. Работа с цифровыми
ресурсами, выполнение интерактивного
задания, соотнесение названия памятника
15

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

культуры с изображением
4.7 Монгольские кочевые
племена

Формирование представлений о быте монгол,
об организации их жизни; о вооружении и
тактике монгольского войска, рассказ учителя
с показом мультимедийной презентации.
Объяснение причин завоевательной политики
монгол, краткое конспектирование
информации. Выполнение задания в тетради
на печатной основе, описание вооруженного
монгольского воина. Составление описания
образа жизни монгольских племен

4.8 Сражение на Калке

Формирование представлений о
кровопролитном сражении 1223 года на берегу
реки Калке, просмотр видеоролик «Битва на
Калке». Объяснение значение терминов
«повсеместно», «перебежчики». Работа с
картой. Соотнесение даты с событием Работа с
лентой времени. Чтение текста, нахождение
причин поражения русских дружин в битве на
Калке, высказывают своё мнение. Заполнение
таблицы «Что? Где? Когда? Почему?» на этапе
закрепления материала

4.9 Нашествие монголов на
Русь

Формирование представлений о страшном и
разорительном нашествии монголов на Русь
под предводительством хана Батыя, рассказ
учителя с показом мультимедийной
презентации. Раскрывают значение терминов
«оборона», «положить жизнь». Показ на
исторической карте направления походов
монгол на русские земли. Чтение и разбор
отрывка из летописи об обороне города
Рязань, ответы на вопросы по содержанию.
Работа с лентой времени, исторические даты
Выполнение заданий в печатных тетрадях
16

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

4.10 Русь и Золотая Орда

Формирование представлений о монгольском
иге, о власти Золотой Орды над русскими
князьями; о жизни людей в период
монгольского ига. Введение новых терминов:
«баскаки», «ярлык». Чтение и разбор текста
в учебнике об экономической и
политической зависимости русских земель.
Работа с исторической картой. Выполнение
заданий на контурной карте. Нахождение
информации в доступных источниках об
экономической зависимости Руси:
регулярной дани Золотой Орде. Описание
сюжета к иллюстрации в учебнике «Баскаки»

4.11 Невская битва

Формирование представлений о начале и
причинах рыцарских набегов на Северо
Западную Русь. Просмотр отрывка из
кинофильма «Невская битва», беседа с
элементами дискуссии. Составление
описания битвы на Неве, используя план
сражения в учебнике. Работа с лентой
времени. Построение логической цепочки
«Дата, событие, личность»

4.12 Ледовое побоище

Формирование понятий о борьбе с
немецкими рыцарями -крестоносцами.
Просмотр фрагмента из кинофильма С.М.
Эйзенштейна «Александр Невский»,
обсуждение содержания. Составление
рассказа по схеме о построении войск и
событиях, происходивших на льду Чудского
озера. Объяснение смысла фразы Александра
Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча
и погибнет». Работа с лентой времени.

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

17

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Заполнение таблицы «Что? Где? Когда?
Почему?» на этапе закрепления материала
4.13 Князь Александр
Ярославич

Формирование понятий о русском
национальном герое, правителе, князе
Александре Невском, просмотр фрагмента
документального фильма №11 из серии
«Правители Руси» «Святой Князь Александр
Невский». Объяснение смысла фразы «Кто с
мечом к нам придет, от него и погибнет!».
Составление характеристики князя
Александра Ярославича. Работа с
репродукцией картины «Александр
Невский» художника П. Д. Корина.
Заполнение кластера «Память об Александре
Невском», формулирование вывода

4.14 Обобщающий урок по
разделу «Распад Руси.
Борьба с иноземными
завоевателями XII- XIII
века»
Итого по разделу

1

Повторение и систематизация знаний о
распаде Руси; о борьбе с иноземными
завоевателями в XII-XIII веке. Ответы на
вопросы по содержанию раздела. Разбор
исторических событий и фактов.
Выполнение теста

14

Раздел 5.Начало объединения русских земель XIV - XV века
5.1 Возвышение Москвы
при князе Данииле
Александровиче

Формирование понятий о том, что
Московское княжество к началу XIV века
превратилось в одно из самых сильных и
спокойных княжеств на Руси, беседа с
элементами обсуждения. Выполнение
задания на карточке, из предложенных
вариантов, выделить основные причины
переселения людей в Московские земли.
Чтение текста в учебнике о князе Данииле
Александровиче -основателе династии
18

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Московских князей. Составление образной
характеристики и оценки деятельности
исторической личности. Память и почитание
потомков (3D-Typ Московский Данилов
монастырь)
5.2 Московский князь Иван
Калита и его политика

Формирование представлений о
деятельности Московского князя Ивана
Калита; об изменениях которые появились в
Москве в данный период; об увеличении и
укреплении Московского княжества при
Иване Калите, просмотр презентации с
обсуждением. Работа с хронологической
таблицей. Нахождение информацию и ответ
на вопрос, почему князь получил прозвище
Калита. Составление исторического портрета
князя.

5.3 Князь Дмитрий
Донской

Знакомство с исторической личностью князя
- патриота Дмитрия Донского, чтение текста
учебника. Работа с лентой времени и
хронологической таблицей. Просмотр
видеоматериала о деятельности князя.
Формирование понятий о выдающейся роли
князя в период борьбы Русских земель с
монгольским игом. Формулирование вывода

5.4 Сергий Радонежский

Краткие сведения из жизни Преподобного
Сергия Радонежского, просмотр
мультимедийной презентации. Чтение текста
в учебнике, составление предложения и
прочтение благословления Сергия.
Формирование понятий, о том, что русские
монастыри были самыми надежными
укрытиями для людей от разорительных
монгольских набегов, рассказ учителя,
19

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

работа в тетради. Описание картины А. Д.
Кившенко «Преподобный Сергий
Радонежский благословляет московского
князя Дмитрия Ивановича на битву с
Мамаем» по наводящим вопросам
5.5 Куликовская битва

Рассказ о подготовке и ходе Куликовской
битвы Изучение основных терминов: «полк»,
«отряд», «конница», «пехота», «поединок»,
«фланг». Показ на карте мест боя и
размещение наших дружин. Описание
основных этапов Куликовской битвы,
используя план-схему и репродукции в
учебнике. Работа с литературным
древнерусским произведением XV века
«Сказания о Мамаевом побоище»: чтение
отрывка, нахождение слов, описывающих
поединок. Определение века по дате. Работа
с лентой времени

5.6 Значение Куликовской
битвы

Формирование представлений о значении
Куликовской битвы, влияние данного
события на дальнейший ход русской
истории, рассказ учителя с элементами
дискуссии. Работа в тетради на печатной
основе. Объяснение смысла фразы
«признательное потомство» Виртуальное
посещение «Музея-заповедника «Куликово
поле»». Составление кластера «Память
потомков о Куликовской битве».
Формулирование вывода

5.7 Объединение земель
Северо Восточной Руси
вокруг Москвы

Формирование представлений о завершении
процесса объединения земель Северо
Восточной Руси в период правления Ивана
III, рассказ учителя с элементами беседы.
Нахождение информации в тексте учебника
20

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

об изменениях в Золотой Орде. Показ на
карте Казанского, Крымского, Астраханского
ханства. Объяснение смысла выражения
«собирания земель». Знакомство с
хронологией «собирания земель».
Составление списка, территорий,
территорий, вошедших в состав Московского
княжества». Разбор учебного материала,
формулирование вывода
5.8 Князь Иван III.
Освобождение от
иноземного господства

5.9 Образование единого
Русского государства и
его значение.
Становление
самодержавия

5.10 Система
государственного

1

Знакомство с историческими событиями
через показ иллюстрации «Иван III
разрывает ханскую грамоту», и 3 D диорамы
«Великое стояние на реке Угре» П. Рыженко,
в сочетании с рассказом учителя.
Объяснение смысла выражения «Умерла та
курица, которая несла монголом золотые
яйца». Работа с лентой времени. Выполнение
заданий на карточке: нахождение и
исправление исторических ошибок в тексте;
соотнесение даты, события и личности
Закрепление знаний о периоде княжения
Ивана Ш. Выделение наиболее значимых
моментов правления Ивана III.
Формирование понятия о едином своде
законов Российского государства -Судебнике.
Объяснение значения терминов: «монархия»,
«монарх», «скипетр», «держава», «бойница».
Сбор информации о символах царской
власти при Иване III, просмотр
мультимедийной презентации.
Формулирование вывода на основе
просмотра мультимедийной презентации
Формирование понятий о системе
управления государством при Иване III,
21

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
управления

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

рассказ учителя. Объяснение основных
понятий и терминов «боярская дума»,
«приказы», «государев указ», «казна»,
«уезды», «наместники». Сбор сведений о
новых органах управления при Иване III,
просмотр мультимедийной презентации.
Совершенствование умений работы со
схемами на основе текста, заполняют схему
«Система государственного управления при
Иване III»

5.11 Культура Руси в XIV XV веках

Формирование понятий об основных
направлениях русской культуры XIV - XV
веках, рассказ учителя с использованием
иллюстративного материала. Объяснение
значения терминов: «культура»,
«книгопечатание», «устное народное
творчество», «зодчество», «икона»,
«иконостас», «живопись», «иконопись».
Знакомство с памятниками литературы,
работа с таблицей «Литература в XIV - XV
веков». Обзор архитектурных памятников,
просмотр мультимедийной презентации.
Соотнесение картинки с названием
архитектурного памятника. Сбор
информации о деятельности живописцев:
Андрея Рублёва, Феофана Грека, подготовка
сообщений

5.12 Культура и быт Руси в
XIV - XV веках

Закрепление знаний о сословном делении
древнерусского общества в XIV-XV веках.
Введение новых понятий «тулуп»,
«слобода», «тягло». Знакомство с бытом
людей различных слоев населения, просмотр
видеоматериал. Работа с иллюстративным
материалом. Выполнение задания на
22

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

карточке: вставить пропущенные слова
5.13 Обобщающий урок по
разделу «Начало
объединения русских
земель XIV - XV века»

Итого по разделу

1

Повторение и систематизация знаний по
разделу «Начало объединения русских
земель XIV - XV века». Совершенствование
умений работы с исторической картой.
Соотнесение исторических дат с картинками.
Выполнение теста

13

Раздел 6. Россия в XVI - XVII веках
6.1 Расширение
государства
Российского при
Василии III

Сбор материала о Василии III для
составления кластера. Составление устного
рассказа о присоединении новых земель к
Российскому государству. Работа с
исторической картой, нахождение
присоединенных территорий Распределение
на ленте времени исторических событий.
Формулирование вывода -составление
кластера «Деятельность Василия III»

6.2 Русская православная
церковь в Российском
государстве

Формирование представлений о положении
Русской православной церкви в едином
Московском государстве, рассказ учителя.
Введение новых терминов.
Совершенствование умений работы со
схемами на основе текста. Чтение и пересказ
отрывка из текста учебника

6.3 Первый русский царь
Иван IV Грозный

Сбор информации об Иване Грозном из
исторических источников. Введение новых
терминов «земской собор», пожилое»,
«стрельцы». Чтение и пересказ, указанного
абзаца в учебнике (Судебник Ивана IV).
Объяснение структурной схемы «Система
государственного управления при Иване IV».
Выполнение заданий по хронологии.
23

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Высказывание своего мнения по новой теме
6.4 Опричнина: причины,
сущность, последствия

Чтение текста учебника об отъезде царя в
Александровскую слободу. Объяснение
причин введения опричнины. Введение
новых терминов и высказываний: «по своему
разумению», «опричнина», «земщина».
Просмотр фрагмента документального
фильма №16 из серии «Правители Руси»
«Царь всея Руси Иван IV Грозный».
Отработка навыков составления полных и
аргументированных ответов Нахождение и
показ на карте: территории Российского
государства к середине XVI в.; земли,
выделенной в опричнину, Александрову
слободу. Выполнение заданий в тетради на
печатной основе

6.5 Присоединение
Поволжья, покорение
Сибири

Формирование понятий о расширении
территории Российского государства во
времена правления Ивана Грозного.
Знакомство с исторической личностью Ермаком Тимофеевичем. Введение новых
терминов: «казак», «атаман», «острог».
Описание репродукции картины В. И.
Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
Нахождение и показ на карте: волжского
торгового пути, поход Ермака,
присоединенные территории к Российскому
государству. Коллективное рассуждение о
значимости присоединения Сибири и других
территорий

24

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

6.6 Быт простых и знатных
людей

Расширение понятий о быте простых и
знатных людей в XVI веке, рассказ учителя с
просмотром мультимедийной презентации.
Описание жизни и быта людей различных
сословий. Выполнение задания на карточке,
составление письменного рассказа о жилище
крестьян. Формирование первоначальных
сведений о книге «Домострой», поиск
информации в источниках различного типа и
вида. Заполнение сравнительной таблицы

6.7 Москва - столица
Российского
государства.
Московский Кремль
при Иване Грозном

Закрепление знаний об основании Москвы и
временных периодах строительства
Московского Кремля. Расширение и
уточнение представлений о Московском
Кремле в период правления Ивана Грозного.
Формирование представлений о Москве, как
о центре Российского государства, о
строительстве Московского кремля; о
башнях Кремля. Схема московского Кремля
Выполнение практических упражнений в
тетради на печатной основе

6.8 Царствование Бориса
Годунова

Закрепление знаний о последствиях
правления Ивана Грозного. Формирование
представлений об исторических событиях,
предшествующих Смуте, составление
краткого очерка о судьбе Федора Ивановича.
Знакомство с периодом правления Бориса
Годунова, чтение текста учебника.
Составление вопросов к биографии царя,
ответы на них. Совершенствование умений
делать выводы на основе прочитанного
текста учебника

6.9 Смутное время

Изучение основных причин, событий, этапов
Смуты, рассказ учителя с просмотром

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

25

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

видеоматериала. Объяснение понятия
«Смутное время», «самозванец». Заполнение
информационной таблицы «Смутное время».
Формулируют вывод
6.10 Ополчение К. Минина
и Д. Пожарского.
Освобождение Москвы

Формирование целостного представления о
подвигах русского народа, о подъеме
национального самосознания и
патриотического движения в борьбе за
Отечество, беседа с просмотром
презентации. Объяснение терминов:
«патриотизм», «патриот». Умение давать
характеристику Второму народному
ополчению по предложенным критериям.
Показ на исторической карте направление
похода Второго ополчения. Составление
исторических портретов Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского. Работа с лентой
времени. Выражение своего отношения к
поступкам героев и событиям

6.11 Правление первых
Романовых. Конец
Смутного времени

Определение состава Земского собора 1613
года. Объяснение причин избрания царём
Михаила Фёдоровича Романова на Земском
соборе. Разбор текста исторического
источника (грамота «Совета всея земли»).
Знакомство с периодом правления первых
Романовых; с переменами в государственном
устройстве России в XVII веке, составление
исторического портрета первых Романовых.
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов

6.12 Крепостные крестьяне.
Крестьянская война под
предводительство м
Степана Разина

Уточнение сведений о новом своде законов
«Соборное Уложение». Сбор информации о
жизни крепостных крестьян, обсуждение.
Разъяснение понятий «барщина», «оброк»,
26

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

«крестьянская война». Нахождение в тексте
учебника строк, комментирующих
иллюстрацию. Составление коллективного
рассказа о Крестьянской войне под
предводительством Степана Разина по плану
6.13 Церковный раскол

Формирование представлений о причинах
церковного раскола, беседа. Введение новых
терминов: «раскол», «протопоп»,
«старообрядцы». Заполнение сравнительной
таблицы «Церковный раскол». Нахождение
информации о картине В. Сурикова
«Боярыня Морозова». Описание картины, по
плану. Запись основных решений церковного
собора 1666— 1667 гг. и их значение. Чтение
текста учебника о последствии церковного
раскола. Аргументированные ответы на
вопросы. Запись основных решений
церковного собора 1666— 1667 годов и их
значение

6.14 Русские первопроходцы

Формирование знаний о новых
географических экспедициях, открытии
новых земель, беседа с изучением
географической справки. Расширение
информационного поля о землях Сибири и
Дальнего Востока. Знакомство с фактами
биографий первопроходцев В. Пояркова, С.
Дежнёва, Е.Хабарова. Показ на карте
маршрутов экспедиций. Соотнесение дат с
историческими событиями. Описание
значения освоения Сибири и Дальнего
Востока для России

27

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

6.15 Культура и быт России
в XVII веке

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Просмотр мультимедийной презентации.
Работа с иллюстративным материалом
«Памятники строительства XVI века».
Введение новых терминов:
«книгопечатание», «печатник»,
«предисловие», «Печатный двор». Сбор
материала о книгопечатании. Чтение текста и
выделение смысловых частей. Отработка
умений составления полных и
аргументированных ответов. Сравнение
печатных и рукописных книг. Соотнесение
дат с историческими событиями.
Выполнение заданий в тетради на печатной
основе

6.16 Обобщающий урок по
разделу «Россия в XVI
-XVII веках» Итоговая
контрольная работа

1

6.17 Заключительный урок

Обобщение и систематизация знаний по
разделу «Россия в XVI - XVII веках».
Выполнение итоговой контрольной работы
теста
Обзор разделов учебника

Итого по разделу:

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

28

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Что такое история

1

2 Вещественные, устные и
письменные памятники
истории

1

3 Наша Родина - Россия

1

4 История края - часть истории
России

1

5 Как изучается родословная
людей. Моя родословная

1

6 Счет лет в истории "Лента
времени"

1

7 Древнейшие поселения на
территории
Восточно-Европейской
равнины

1

8 Родоплеменные отношения
восточных славян

1

9 Славянская семья и
славянский поселок

1

10 Основные занятия восточных
славян

1

11 Обычаи и верования
восточных славян

1

12 Взаимоотношения с
соседними народами и
государствами

1

13 Объединение восточных
славян под властью Рюрика

1

14 Обобщающий урок по разделу
«Введение в историю. История
нашей страны древнейшего
периода»

1

15 Образование государства
восточных славян - Древней
Руси

1

16 Первые русские князья, их
внутренняя и внешняя
политика. Князь Игорь

1

0

0

1

1

29

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

17 Первые русские князья, их
внутренняя и внешняя
политика. Княгиня Ольга

1

18 Первые русские князья, их
внутренняя и внешняя
политика. Князь Святослав

1

19 Крещение Руси при князе
Владимире: причины и
значение

1

20 Политика Ярослава Мудрого

1

21 Политика Владимира
Мономаха

1

22 Древнерусские города,
развитие ремесел и торговли

1

23 Древнерусская культура

1

24 Обобщающий урок по разделу
«Русь в IX -I половине XII
века»

1

25 Причины распада единого
государства Древняя Русь

1

26 Образование земель
-самостоятельных государств,
особенности их
социальнополитического и
культурного развития

1

27 Киевское княжество

1

28 Владимиро Суздальское
княжество

1

29 Господин Великий Новгород

1

30 Культура Руси в ХП-ХШ веках

1

31 Монгольские кочевые племена

1

32 Сражение на Калке

1

33 Нашествие монголов на Русь

1

34 Русь и Золотая Орда

1

35 Невская битва

1

36 Ледовое побоище

1

37 Князь Александр Ярославич

1

1

1

30

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

38 Обобщающий урок по разделу
«Распад Руси. Борьба с
иноземными завоевателями
XII- XIII века»

1

39 Возвышение Москвы при
князе Данииле
Александровиче

1

40 Московский князь Иван
Калита и его политика

1

41 Князь Дмитрий Донской

1

42 Сергий Радонежский

1

43 Куликовская битва

1

44 Значение Куликовской битвы

1

45 Объединение земель Северо
Восточной Руси вокруг
Москвы

1

46 Князь Иван III. Освобождение
от иноземного господства

1

47 Образование единого Русского
государства и его значение.
Становление самодержавия

1

48 Система государственного
управления

1

49 Культура Руси в XIV - XV
веках

1

50 Культура и быт Руси в XIV XV веках

1

51 Обобщающий урок по разделу
«Начало объединения русских
земель XIV - XV века»

1

52 Расширение государства
Российского при Василии III

1

53 Русская православная церковь
в Российском государстве

1

1

1

54 Первый русский царь Иван IV
Грозный

1

55 Опричнина: причины,
сущность, последствия

1

31

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

56 Присоединение Поволжья,
покорение Сибири

1

57 Быт простых и знатных людей

1

58 Москва - столица Российского
государства. Московский
Кремль при Иване Грозном

1

59 Царствование Бориса Годунова

1

60 Смутное время

1

61 Ополчение К. Минина и Д.
Пожарского. Освобождение
Москвы

1

62 Правление первых Романовых.
Конец Смутного времени

1

63 Крепостные крестьяне.
Крестьянская война под
предводительством Степана
Разина

1

64 Церковный раскол

1

65 Русские первопроходцы

1

66 Культура и быт России в XVII
веке

1

67 Обобщающий урок по разделу
«Россия в XVI -XVII веках»
Итоговая контрольная работа

1

68 Заключительный урок

1

1

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Учебник История Отечества 7 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2019
2. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Рабочая тетрадь История Отечества 7 класс (для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Учебник История Отечества 7 класс (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2019
2. И.М.Бгажнокова., Л.В. Смирнова Рабочая тетрадь История Отечества 7 класс (для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями). М.: «Просвещение», 2021

32

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».