Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный план АООП начального общего образования обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 3, 4 на 2023-2024 уч. г.

ПРИНЯТО
Протокол педсовета
№ 9/23 от 07.06.2023
Секретарь педсовета
________ Е.С. Андреева

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
"Екатеринбургская школа № 4"
______________Алябьева А.А.
приказ № 98 - ОД от 31.07.2023

Приложение 4.1.1
к адаптированной основной
общеобразовательной программе начального
общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра
вариант 3, 4

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВАРИАНТ 3, 4
ГБОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА № 4»
на 2023 – 2024 учебный год

Исполнитель:
зам. директора по УВР
Токарская Л.В.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

Пояснительная записка к учебному плану
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
1 – 4 классы (1 дополнительный класс) вариант 3
Учебный план (вариант 1) ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4», фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.

Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I-IV или I дополнительный, I дополнительный, I-IV классы;
Максимальный срок обучения по АООП НОО РАС 3 вариант составляет 6 лет. Полный
срок обучения по АООП РАС 3 вариант составляет 9 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном
и в I классе и 34 учебных недель в году со II по IV класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1
этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс).

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане
предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул (четверти).
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительнось учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к
максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему
СанПиНу).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебных занятий в I (I) и I классе составляет 35 минут, во II- IV классах – 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
продолжительность перемены отведенной на прием пищи составляет не менее 20 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся
в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью разных
нозологических групп.
В связи с тем, что обучающиеся с расстройствами аутистического спектра с умственной
отсталостью получают образование совместно с детьми с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями других нозологических групп), предмет «Трудовое обучение»
носит название «Ручной труд».
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;

- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций ПМПК. Время, отведенное на реализацию
коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с РАС формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до
1 января 2027 г.
Направления внеурочной деятельности: разговоры о важном, профориентационные
занятия, легоконструирование, основы безопасности жизнедеятельности, краеведческий туризм,
физкультурно-оздоровительные направления.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой (в
соответствии с рекомендациями ПМПК).
3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
1-4 классы
НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП НОО РАС (вариант 3)
Предметные области

Классы

Количество часов в неделю
I А II А III А
IV А

Учебные предметы
Обязательная часть
Язык и речевая
Русский язык
3
практика
Чтение
3
Речевая практика
2
Математика
Математика
3
Естествознание
Мир природы и
2
человека
Искусство
Музыка
2
Рисование
1
Физическая культура
Физическая культура
3
(Адаптивная
физическая культура)
Технологии
Технология
2
(Ручной труд)
Итого
21
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
6
(коррекционные занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность:
4
Всего
31

Всего

3
4
2
4
1

3
4
2
4
1

3
4
2
4
1

12
15
8
15
5

1
1
3

1
1
3

1
1
3

5
4
12

1

1

1

5

20
3

20
3

20
3

81
9

23

23

23

90

6

6

6

24

4
33

4
33

4
33

16
130

Пояснительная записка к учебному плану
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
1 – 4 классы (1 дополнительный класс) вариант 4
Учебный план АООП НОО РАС (вариант 4), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - I дополнительный, I -IV класс.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном и в 1
классе и 34 учебных недель в году со 2 по 4 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на I
этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс).

4

На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развиваюшую направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных нозологических групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатывается образовательной
организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее - ИУП), содержащий
предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым
образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки,
включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация.
Учебный план обеспечивают возможность обучения на государственным языке субъекта
Российской Федерации. При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная
нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом федерального учебного плана организация,
реализующая вариант 4 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной
нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В
индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как
правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У обучающихся с менее выраженными
нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для
обучающихся, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной
части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом. Некоторые
обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в
организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным
планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник проводит
урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с
обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не
должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. В
учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу
обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 - 3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с
необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает
потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к
старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными
курсами и коррекционно-развивающими занятиями.

5

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор
дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно,
исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций
ТМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного
занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более 1690 часов на I
этапе обучения (1-4 и дополнительный класс).
Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию
коррекционно-развивающей области.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно
осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных федеральным учебным планом.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами
физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация
внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяет
образовательная организация.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП.

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП НОО РАС (вариант 4)
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
1Б
1В
1Д
2Б
3Д
4В-Д
Учебные предметы
Обязательная часть
Язык и речевая
Речь и
3
3
3
3
2
2
практика
альтернативная
коммуникация
Математика
Математические
2
2
2
2
2
2
представления
Окружающий мир
Окружающий
2
2
2
2
2
2
природный мир
Человек
3
3
3
3
3
3
Домоводство
2
2
Окружающий
1
1
1
1
2
2
социальный мир
Искусство
Музыка и движение
2
2
2
2
2
2
Изобразительная
3
3
3
3
2
2
деятельность
Физическая
Адаптивная
2
2
2
2
2
2
культура
физкультура
Технологии
Профильный труд
2
3
3
6

Всего

16

12
12
18
4
9
12
16
12
6

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Внеурочная деятельность (коррекционные
курсы):
Эмоциональное
и коммуникативно-речевое
развитие
Сенсорное развитие
Двигательное развитие
Предметно-практические действия
Коррекционно-развивающие занятия
Всего

7

18
3

18
3

18
3

20
3

23

23

120
12

10

10

10

10

10

10

60

2

2

2

2

2

2

12

2
2
2
2
31

2
2
2
2
31

2
2
2
2
31

2
2
2
2
33

2
2
2
2
33

2
2
2
2
33

12
12
12
12
192


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».