Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Биология 8 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Биология
8 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Третьякова Людмила Ивановна
учитель
первая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" предметной области "Естествознание"
для обучающихся 8 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс "Природоведение",
при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат элементарную
естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают
целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими
нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания обучающихся и
подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно
понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек - часть
природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трёх разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует самостоятельно,
исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических
работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - всё это даст возможность более
целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а
также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI
классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые
тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и
использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой
природы.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII
класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их
произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически
значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих
значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен
темами, близкими учащимся, живущим в городской местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки" и
"Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию).
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ
жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать
человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу
включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с
распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию
2

практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять
больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и
жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за
некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения
ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских
и экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь
усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и
другие психические функции;
На изучение предмета “Биология” в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Животные.
1) Введение.
2) Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние
животные.
3) Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров,
способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
4) Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
5) Беспозвоночные животные.
6) Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
7) Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
8) Дождевой червь.
9) Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
10) Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
11) Насекомые.
12) Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы). Различие по внешнему виду, местам обитания,
питанию.
13) Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка).
Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал. Их значение.
Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
14) Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза,
разведение.
15) Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная
характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие - по выбору
педагогического работника).
16) Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
3

17) Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел
(пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы,
прополиса).
18) Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила
поведения в лесу. Охрана муравейников.
19) Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых - вредителей сельскохозяйственных
растений, показ видеофильмов.
20) Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
21) Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
22) Позвоночные животные
23) Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
24) Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
25) Рыбы.
26) Общие признаки рыб. Среда обитания.
27) Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
28) Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
29) Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ
передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное
использование). Рыболовство. Рациональное использование.
30) Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды).
Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
31) Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
32) Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).
33) Земноводные.
34) Общие признаки земноводных.
35) Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание,
дыхание, размножение (цикл развития).
36) Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего
вида и образа жизни. Значение в природе.
37) Черты сходства и различия земноводных и рыб.
38) Польза земноводных и их охрана.
39) Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
40) Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
41) Пресмыкающиеся.
42) Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение
пресмыкающихся (цикл развития).
43) Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
44) Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж
(места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование
змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
45) Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и
развитие.
46) Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу
жизни, циклу развития).
47) Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
48) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
49) Птицы.
50) Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

4

51) Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания.
Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
52) Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
53) Хищные птицы: сова, орел.
54) Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
55) Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
56) Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие
местные представители пернатых.
57) Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана
птиц.
58) Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
59) Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания,
размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
60) Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ
видеофильмов.
61) Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
62) Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом
уголке.
63) Млекопитающие животные.
64) Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих
(рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
65) Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные
и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.
66) Дикие млекопитающие животные.
67) Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание,
размножение.
68) Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого
животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред,
приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
69) Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание,
значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
70) Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности.
Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.
71) Псовые (собачьи): волк, лисица.
72) Медвежьи: медведи (бурый, белый).
73) Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
74) Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на
зверофермах.
75) Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки,
внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана
животных.
76) Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда
обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и
значение.
77) Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения.
Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
78) Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа,
пятнистый тюлень).

5

79) Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных
групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
80) Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
81) Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
82) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото).
83) Сельскохозяйственные животные.
84) Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов.
Разведение.
85) Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для
коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы.
Современные фермы: содержание коров, телят.
86) Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность
к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение
овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
87) Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая
прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
88) Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве.
Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
89) Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни.
Значение. Оленеводство.
90) Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни.
Значение для человека.
91) Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
92) Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).
93) Домашние питомцы.
94) Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические
требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.
95) Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические
требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
96) Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Образ жизни. Уход.
Кормление. Уборка их жилища.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
6

других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень

Достаточный уровень

представление об объектах и явлениях неживой и представление об объектах неживой и живой
живой природы, организма человека;
природы, организме человека;
знание особенностей внешнего вида изученных
растений и животных, узнавание и различение
изученных объектов в окружающем мире,
моделях, фотографиях, рисунках;

осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у
человека;

7

выполнение совместно с учителем практических установление взаимосвязи между средой
работ, предусмотренных программой;
обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями, животными в доме,
измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).

узнавание изученных природных объектов по
внешнему виду (натуральные объекты, муляжи,
слайды, рисунки, схемы);

знание признаков сходства и различия между
группами растений и животных; выполнение
классификаций на основе выделения общих
признаков;
выполнение практических работ
самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагогического
работника (измерение температуры тела,
оказание доврачебной помощи при вывихах,
порезах, кровотечении, ожогах);
знание правил здорового образа жизни и
безопасного поведения, использование их для
объяснения новых ситуаций;

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Раздел 1. Введение.
1.1 Многообразие животного
мира. Места обитания
животных и
приспособленность их к
условиям жизни.

1

1.2 Значение животных в
народном хозяйстве. Охрана
животных.

1

Итого по разделу

0

Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Аккуратно записать краткую
информацию в тетрадь.
Узнать и назвать изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях;
Отнесение изученных объектов к
определенным животным.
Читать выборочно. Составить рассказ
об охране животных.

2

Раздел 2. Беспозвоночные животные
2.1 Общие признаки
беспозвоночных животных.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отвечать на
вопросы учителя по содержанию
материала своими словами. Составить
рассказ о разнообразии животных.
Читать выборочно.

2.2 Дождевой червь.
Черви-паразиты,
черви-санитары.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Пересказать
текст по частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью
учителя).

9

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.3 Насекомые. Общие
признаки, значение.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Запись
выборочной информации об условиях
проживания насекомых.
Находить на иллюстрациях объекты.
Читать выборочно.

2.4 Экскурсия в природу.

1

Отгадать загадки. Слушать рассказ
учителя. Отвечать на вопросы.
Находить насекомых. Составить
рассказ о строении насекомых.

2.5 Бабочки. Отличительные
признаки. Размножение и
развитие.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Отгадать
загадки. Слушать рассказ учителя.
Отвечать на вопросы. Находить
насекомых на иллюстрациях.
Составить рассказ о размножении и
развитии бабочек.

2.6 Яблонная плодожорка,
бабочка-капустница.
Наносимый вред. Меры
борьбы.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Краткая
запись полученной информации.

Тутовый шелкопряд.
Разведение тутового
шелкопряда. Значение в
хозяйстве.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Пересказать
текст по частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью
учителя).

2.8 Майский жук, образ жизни,
вред лесному хозяйству.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника.
Коллективное составление рассказа о

2..7

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Устный
опрос

10

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

вреде майского жука.
2.9 Комнатная муха. Образ
жизни. Борьба с мухами.
Правила гигиены.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Ответы на вопросы статьи.
Составление рассказа о вреде
комнатной мухи, правилах гигиены и
борьбе с мухами.

2.10 Пчела. Пчелиная семья.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Ответы на
вопросы. Пересказ текста своими
словами.

2.11 Муравьи – санитары леса.
Особенности жизни. Польза
муравейников.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Места
обитания. Питание. Польза,
приносимая муравьями.

2.12 Обобщающий урок по теме
«Насекомые».

1

Итого по разделу

1

Отвечать на вопросы. Находить
насекомых в учебнике, других
источниках. Выполнить зарисовки.

Устный
опрос,
письменный
контроль

12

Раздел 2. Позвоночные животные.
2.1 Общие признаки
позвоночных животных:
наличие позвоночника и
внутреннего скелета.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Читать рассказ о разнообразии
позвоночных, их значении.
Рассматривать картинки,
иллюстрации,фотографии, отвечать на
вопросы.

11

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.2 Рыбы. Общие признаки рыб.
Среда обитания. Внешнее
строение.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопрос о среде обитания
рыб. Внешнее строение.
Находить рыб в учебнике, других
источниках. Выполнить зарисовки.
Читать выборочно.

2.3 Внутреннее строение рыбы.

1

Работа с текстом и иллюстрациями
учебника, плакатами, таблицами.
Ответы на вопросы. Делают зарисовки
в тетрадь.

2.4 Речные рыбы (окунь, щука,
карп).

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Составить описательный
рассказ.Узнают на фотографиях,
иллюстрациях.

2.5 Морские рыбы (треска,
сельдь).

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Ответы на вопросы. Составить краткий
описательный рассказ.

2.6 Рыболовство. Рациональное
использование.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника.

2.7 Домашний аквариум. Виды
аквариумных рыб. Уход.

1

Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Беседа о правилах содержания и ухода
за аквариумными рыбками.
Распространённые виды аквариумных
рыбок.
Наблюдение за аквариумными
рыбками, их поведением. Кормление
рыбок.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

12

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
2.8 Обобщающий урок по теме
«Рыбы».

1

1

Запись выборочной информации по
теме «Рыбы».
Отвечать на вопросы.

2.9 Земноводные. Общие
признаки земноводных.

1

Просмотр видеомтериалов,
иллюстраций. Слушать рассказ об
общих признаках земноводных,
(обитание на суше и в воде). Работа с
текстом учебника. Ответы на вопрорсы
по тексту. Запись выборочной
информации.

2.10 Внешнее и внутреннее
строение земноводных на
примере лягушки.

1

Работа с таблицами, плакатами. Чтение
статьи учебника, рассматривание
иллюстраций. Ответы на вопросы.
Зарисовка в тетрадь.

2.11 Размножение и развитие
лягушки.

1

Работа с таблицами, плакатами. Чтение
статьи учебника, рассматривание
иллюстраций. Ответы на вопросы.
Зарисовка в тетрадь.

2.12 Знакомство с многообразием
земноводных (жаба, тритон,
саламандра). Польза
земноводных и их охрана.

1

Просмотр видеомтериалов,
иллюстраций. Слушать рассказ о
многообразии земноводных (жаба,
тритон, саламандра). Выполнить
зарисовки о местах обитания.
Составить рассказ о пользе
земноводных и их охране.

2.13 Пресмыкающиеся. Общие
признаки пресмыкающихся.
Среда обитания и внешнее
строение.

1

Слушать рассказ об общих признаках
пресмыкающихся (передвижение,
ползание по суше). Просмотр
видеоматериалов. Чтение статьи
учебника, рассматрпвание
иллюстраций. Выборочное чтение по

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Устный
опрос,
письменный
контроль

13

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

вопросам.
2.14 Внутреннее строение
пресмыкающихся.

1

Работа с таблицами. Чтение статьи
учебника, рассматривание
иллюстраций. Выборочная краткая
запись информации. Зарисовка в
тетради.

2.15 Многообразие
пресмыкающихся: ящерица
прыткая, змеи.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
учебником, чтение, рассматривание
иллюстраций. Находить
представителей пресмыкающихся:
ящериц, змей в учебнике, на
иллюстрациях. Словарь.

2.16 Черепахи, крокодилы.
Отличительные признаки,
среда обитания.

1

Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные
объекты на иллюстрациях,
фотографиях. Отвечать на вопросы по
содержанию статьи учебника..

2.17 Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся и
земноводных.

1

Чтение статьи учебника,
рассматривание иллюстраций. Запись
выборочной информации об
отличительных признаках
пресмыкающихся.
Давать сравнительную характеристику,
используя наглядность и план ответа.

2.18 Обобщающий урок
по разделу «Позвоночные
животные"(рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся).

1

1

Обобщение и систематизация знаний
Контрольна
по изученным темам. Узнавать и
я работа
называть изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях. Отвечать
на вопросы по содержанию статьи
учебника..

14

№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
всего контрольные практические изучения
работы
работы

2.19

Птицы. Общая
характеристика птиц:
наличие крыльев, пуха и
перьев.

1

Слушать рассказ об общих признаках
птиц, среде обитания. Самостоятельно
работать с текстом. Выборочное чтение
по вопросам.

2.20

Особенности строения
скелета птиц.
Особенности строения
птиц.

1

Слушать рассказ об общих признаках
птиц, среде обитания. Самостоятельно
работать с текстом. Рассматривание
иллюстраций, зарисовка в тетрадь.

2.21

Птицы леса: большой
пёстрый дятел, синица.
Значение этих птиц.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций. Чтение статьи учебника,
рассматривание иллюстраций. Пересказ
текста своими словами. Словарь.

2.22

Хищные птицы: сова,
орёл. Образ жизни,
значение.

1

Просмотр видеоматериалов,
иллюстраций. Чтение статьи учебника.
Составление рассказа об образе жизни,
Значение этих птиц

2.23

Птицы, кормящиеся в
воздухе: ласточка, стриж.

1

Просмотр видеоматериалов. Чтение
статьи учебника. Запись выборочной
информации об образе жизни ласточки
и стрижа. Слушать друг друга при
рассказывании и учителя.

2.24

Водоплавающие птицы:
утка-кряква, лебедь,
пеликан.

1

Просмотр видеоматериалов. Чтение
статьи учебника. Запись выборочной
информации об образе жизни
водоплавающих птиц. Составление
описательного рассказа.

2.25

Птицы, обитающие близ
жилища человека: голубь,
ворона, воробей.

1

Просмотр видеоматериалов. Чтение
статьи учебника. Составить рассказ об
образе жизни этих птиц на основе
собственных наблюдений.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

15

№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

2.26

Домашние птицы: курица,
гусь, утка, индюшка.
Содержание, разведение,
кормление.

1

Установить причинно-следственные
связи между образом жизни и
строением птиц. Сравнить птиц,
обитающих близ жилища человека и
домашних птиц. Читать выборочно об
условиях содержания и разведения
домашних птиц.

2.27

Экскурсия. Наблюдение за
поведением птиц в
природе.

1

Наблюдать за поведением птиц в
природе. Отвечать на вопросы.

2.28

Развитие птицеводства.

1

Просмотр презентации о развитии
птицеводства. Чтение статьи учебника.
Рассматривание иллюстраций.
Составить рассказ об условиях
содержания птиц на птицефермах.

2.29

Повторение «Что мы
узнали о птицах».

1

2.30

Млекопитающие
животные. Разнообразие
млекопитающих
животных. Общие
признаки млекопитающих.

1

Просмотр видеоматериалов. Отгадать
загадки. Слушать рассказ о
разнообразии млекопитающих,
приспособленности к условиям жизни.
Внешнее строение млекопитающих:
волосяной покров (шерсть), части тела,
органы чувств.

2.31

Особенности скелета и
нервной системы
млекопитающих.

1

Работа с таблицами. Скелет
млекопитающих: позвоночник, грудная
клетка, скелет передних и задних
конечностей. Мышцы.
Нервная система млекопитающих:
головной мозг, спинной мозг, нервы.

1

Выборочное чтение статей учебника.
Запись информации в тетрадь.
Применять знания на практике при
уходе за птицами. Отвечать на вопросы.
Работать в коллективе дружно.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Устный
опрос,
письменный
контроль

16

№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Значение. Зарисовка в тетради.
2.32

Внутреннее строение
млекопитающих: органы
дыхания, пищеварения,
кровообращения.

1

Работа с текстом, иллюстрациями
учебника. Работа с таблицами.
Внутренние органы млекопитающих:
органы пищеварения, дыхания,
кровообращения, выделения.

2.33

Зайцеобразные. Общие
признаки, черты сходства
и различия между зайцами
и кроликами.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак,
кролик домашний. Общие признаки
зайцеобразных, черты сходства и
различия между зайцами и кроликами.
Образ жизни, питание и размножение
зайцев и кроликов. Значение зайцев и
их охрана. Разведение домашних
кроликов. Значение кролиководства в
народном хозяйстве.

2.34

Хищные звери. Общие
признаки и отличительные
особенности.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Хищные звери: волк, медведь, тигр,
лев, рысь. Общие признаки хищных
зверей. Внешний вид и отличительные
особенности каждого из этих
животных. Черты сходства и различия
между некоторыми из них. Образ
жизни, добывание пищи, размножение.
Распространение хищных зверей.
Значение этих животных и их охрана.

17

№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

2.35

Пушные звери. Разведение
на зверофермах.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом,
иллюстрациями учебника. Пушные
хищные звери: куница, лисица, соболь,
норка. Образ жизни, распространение и
значение пушных зверей. Разведение
норки на зверофермах.

2.36

Копытные
(парнокопытные,
непарнокопытные), дикие
животные.

1

Парнокопытные животные.
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы,
коровы. Особенности внешнего вида,
передвижения, питания. Дикие свиньи
— всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади,
ослы, зебры. Особенности строения,
передвижения, питания. Сравнение с
парнокопытными.

2.37

Морские животные.
Ластоногие. Тюлень,
морж.

1

Ластоногие морские животные: тюлень,
морж, морской котик. Общие признаки
ластоногих. Отличительные
особенности этих животных,
распространение и значение.

2.38

Обобщающий урок по
теме «Млекопитающие».

1

Обобщающий урок по результатам
изучения животных: общие признаки
изученных групп животных, признаки
сходства и различия. Охрана птиц и
млекопитающих. Редкие и исчезающие
виды.животных, признаки сходства и
различия. Охрана птиц и
млекопитающих. Различение диких и
домашних животных. Охрана диких и
уход за домашними.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Устный
опрос,
письменный
контроль

18

№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

2.39

Китообразные. Кит,
дельфин. Внешний вид,
образ питания, способ
передвижения.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Китообразные: кит, дельфин. Общие
признаки китообразных. Внешнее
строение кита и дельфина. Питание и
передвижение. Вскармливание
детенышей. Дыхание. Значение этих
животных и их охрана.

2.40

Охрана морских
млекопитающих. Морские
животные, занесённые в
Красную книгу.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Работа с текстом и
иллюстрациями учебника. Выполнить
зарисовки морских животных,
занесённых в Красную книгу.

2.41

Приматы. Общая
характеристика.

1

Приматы. Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутаны,
шимпанзе, гориллы.

2.42

Сельскохозяйственные
животные. Корова.
Отличительные
особенности внешнего
строения.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Корова. Внешнее строение. Молочная
продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами.

2.43

Содержание коров на
фермах, выращивание
телят.

1

Просмотр видеоматериалов,
презентации. Современные
животноводческие фермы, их
оборудование и содержание в них
коров. Выращивание телят.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

19

№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

2.44

Овца. Содержание овец и
выращивание ягнят.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Овца. Распространение овец.
Особенности внешнего строения и
питания овец. Значение овец в
народном хозяйстве. Некоторые породы
овец. Содержание овец: зимнее - на
фермах и летнее - на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на
пастбищах. Оборудование
овцеводческих ферм и пастбищ.
Выращивание ягнят.

2.45

Свинья. Внешнее
строение. Свиноводческие
фермы.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Домашняя свинья. Внешнее строение
свиньи: особенности туловища, головы,
ног, кожного покрова. Значение
свиноводства. Современные
свиноводческие фермы и их
оборудование. Размещение свиней.
Уход за свиньями и их кормление.
Выращивание поросят. Откорм свиней.

2.46

Лошадь. Особенности
внешнего вида. Значение в
народном хозяйстве.

1

Домашняя лошадь. Внешнее строение
лошади: особенности туловища,
головы, ног, кожного покрова. Питание
лошадей. Значение лошадей в народном
хозяйстве. Верховые лошади,
тяжеловозы и рысаки. Содержание
лошадей. Выращивание жеребят.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

20

№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

2.47

Северный олень.
Значение. Оленеводство.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Северный олень. Особенности строения
- приспособленность к суровым
северным условиям жизни.
Особенности питания. Значение
северного оленя в народном хозяйстве.

2.48

Верблюд. Значение для
человека.

1

Просмотр видеоматериалов. Работа с
текстом, иллюстрациями учебника.
Верблюд. Особенности внешнего
строения - приспособленность к
засушливым условиям жизни.
Особенности питания верблюда.
Значение верблюда в хозяйстве
человека.

2.49

Домашние питомцы.
Собаки. Содержание и
уход.

1

Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Чтение статьи учебника. Читать
выборочно. Виды собак. Правила ухода
и содержания собак. Роль собак в
жизни человека. Знать некоторые
породы собак. Составить рассказ об их
повадках.

2.50

Кошки. Породы.
Содержание и уход.

1

Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Отвечать на вопросы учителя по
фактическому содержанию материала
своими словами. Пересказать текст по
частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью
учителя). Выборочный пересказ. Виды
домашних кошек. Правила ухода и
содержания домашних кошек. Роль
домашних кошек

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

21

№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

в жизни человека.
2.51

Животные в живом уголке
(хомяки, черепахи, белые
мыши, белки).

1

Просмотр видеоматериалов, работа с
текстом и иллюстрациями учебника.
Узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях.
Рассказать о своих домашних питомцах.
Выборочный пересказ, беседа.
Внешний вид морских свинок,
хомяков, черепах. Правила ухода за
ними. ухода за ними.

2.52

Экскурсия в зоопарк.

1

Наблюдать в зоопарке разнообразие
животных.

2.53

Итоговая проверочная
работа.

1

1

Работать по инструкции при
выполнении проверочной работы.
Работать самостоятельно. Проявлять
любовь к животному миру.

2.54

Обобщающий урок по
признакам классов
животных.

1

1

Обобщающее занятие по результатам
Контрольная
изучения животных: общие признаки
работа
изученных групп животных, признаки
сходства и различия. Охрана птиц и
млекопитающих. Редкие и исчезающие
виды. Различение диких и домашних
животных. Охрана диких и уход за
домашними.

Итого по разделу

54

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

Устный
опрос,
письменный
контроль

5

22

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Многообразие животного мира.
Места обитания животных и
приспособленность их к
условиям жизни.

1

2 Значение животных в народном
хозяйстве. Охрана животных.

1

3 Беспозвоночные животные.
Общие признаки
беспозвоночных животных.

1

4 Дождевой червь.
Черви-паразиты,
черви-санитары.

1

5 Насекомые. Насекомые. Общие
признаки, значение.

1

6 Экскурсия в природу.

1

7 Бабочки. Отличительные
признаки. Размножение и
развитие.

1

8 Яблонная плодожорка,
бабочка-капустница.
Наносимый вред. Меры борьбы.

1

9 Тутовый шелкопряд. Разведение
тутового шелкопряда. Значение
в хозяйстве.

1

10 Майский жук, образ жизни,
вред лесному хозяйству.

1

11 Комнатная муха. Образ жизни.
Борьба с мухами. Правила
гигиены.

1

12 Пчела. Пчелиная семья.

1

13 Муравьи – санитары леса.
Особенности жизни. Польза
муравейников.

1

14 Обобщающий урок по теме
«Насекомые».

1

15 Позвоночные животные. Общие
признаки позвоночных
животных: наличие
позвоночника и внутреннего

1

0

0

23

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

скелета.
16 Рыбы. Общие признаки рыб.
Среда обитания. Внешнее
строение.

1

17 Внутреннее строение рыбы.

1

18 Речные рыбы (окунь, щука,
карп).

1

19 Морские рыбы (треска, сельдь).

1

20 Рыболовство. Рациональное
использование.

1

21 Домашний аквариум. Виды
аквариумных рыб. Уход.
22 Обобщающий урок по теме
«Рыбы».

1

23 Земноводные. Общие признаки
земноводных.

1

24 Внешнее и внутреннее строение
земноводных на примере
лягушки.

1

25 Размножение и развитие
лягушки.

1

26 Знакомство с многообразием
земноводных (жаба, тритон,
саламандра). Польза
земноводных и их охрана.

1

27 Пресмыкающиеся. Общие
признаки пресмыкающихся.
Среда обитания и внешнее
строение.

1

28 Внутреннее строение
пресмыкающихся.

1

29 Многообразие
пресмыкающихся: ящерица
прыткая, змеи.

1

30 Черепахи, крокодилы.
Отличительные признаки, среда
обитания.

1

1

Устный
опрос,
письменный
контроль

24

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

31 Сравнительная характеристика
пресмыкающихся и
земноводных.

1

32 Обобщающий урок
по теме «Пресмыкающиеся».

1

33 Птицы. Общая характеристика
птиц: наличие крыльев, пуха и
перьев.

1

34 Особенности строения скелета
птиц. Особенности строения
птиц.

1

35 Птицы леса: большой пёстрый
дятел, синица. Значение этих
птиц.

1

36 Хищные птицы: сова, орёл.
Образ жизни, значение.

1

37 Птицы, кормящиеся в воздухе:
ласточка, стриж.

1

38 Водоплавающие птицы:
утка-кряква, лебедь, пеликан.

1

39 Птицы, обитающие близ
жилища человека: голубь,
ворона, воробей.

1

40 Домашние птицы: курица, гусь,
утка, индюшка. Содержание,
разведение, кормление.

1

41 Экскурсия. Наблюдение за
поведением птиц в природе.

1

42 Развитие птицеводства.
Повторение «Что мы узнали о
птицах».

1

43 Млекопитающие животные.
Разнообразие млекопитающих
животных. Общие признаки
млекопитающих.

1

44 Особенности скелета и нервной
системы млекопитающих.

1

45 Внутреннее строение
млекопитающих: органы
дыхания, пищеварения,
кровообращения.

1

1

Контрольная
работа.

25

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

46 Грызуны. Общие признаки,
образ жизни, размножение.

1

47 Зайцеобразные. Общие
признаки, черты сходства и
различия между зайцами и
кроликами.

1

48 Хищные звери. Общие признаки
и отличительные особенности.

1

49 Пушные звери. Разведение на
зверофермах.

1

50 Копытные (парнокопытные,
непарнокопытные), дикие
животные.

1

51 Морские животные. Ластоногие.
Тюлень, морж.

1

52 Обобщающий урок по теме
«Млекопитающие».

1

53 Китообразные. Кит, дельфин.
Внешний вид, образ питания,
способ передвижения.

1

54 Охрана морских
млекопитающих. Морские
животные, занесённые в
Красную книгу.

1

55 Приматы. Общая
характеристика.

1

56 Сельскохозяйственные
животные. Корова.
Отличительные особенности
внешнего строения.

1

57 Содержание коров на фермах,
выращивание телят.

1

58 Овца. Содержание овец и
выращивание ягнят.

1

59 Свинья. Внешнее строение.
Свиноводческие фермы.

1

1

Устный
опрос.
Письменный
контроль.

26

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

60 Лошадь. Особенности внешнего
вида. Значение в народном
хозяйстве.

1

61 Северный олень. Значение.
Оленеводство.

1

62 Верблюд. Значение для
человека.

1

63 Домашние питомцы. Собаки.
Содержание и уход.

1

64 Кошки. Породы. Содержание и
уход.

1

65 Животные в живом уголке
(хомяки, черепахи, белые мыши,
белки).

1

66 Экскурсия в зоопарк.

1

67 Итоговая проверочная работа.

1

1

Устный
опрос,
письменный
контроль

68 Обобщающий урок по
признакам классов животных.

1

1

Контрольная
работа

Экскурсия

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Никишов А.В., Теремов А.В. Учебник "Биология", 8 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2019.
2. Никишов А.В. Рабочая тетрадь "Биология", 8 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2021.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Никишов А.В., Теремов А.В. Учебник "Биология", 8 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2019.
2. Никишов А.В. Рабочая тетрадь "Биология", 8 класс для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2021.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».