Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Адаптивная физическая культура 4 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
___

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

Н.Л. Красильникова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Адаптивная физическая культура
4 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Кутергин Алексей Владимирович
учитель
первая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура" предметной
области "Физическая культура" для обучающихся 4 класса составлена на основании
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития,
расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава обучающихся начального звена по психическим, двигательным и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося
для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по
физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков
культурного поведения.
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и
коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа педагогического работника;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию
педагогического работника;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики,
формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
На изучение предмета “Адаптивная физическая культура” в 4 классе отводится 3 часа в
неделю, всего 102 часа.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на

2

практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы отражено в пяти разделах: "Знания о физической культуре", "Гимнастика",
"Легкая атлетика", "Лыжная и конькобежная подготовка", "Игры". Каждый из перечисленных
разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки
обучающихся:
Знания о физической культуре:
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила
поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов.
Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность,
аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества.
Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий.
Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика:
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических
снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг.
Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости,
ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических
качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал. Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): основные
положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц
шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на
дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления
мышц туловища.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми
мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и
перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности
движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика:
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила
поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление обучающихся
с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление обучающихся с правильным
положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной
осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой
атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне
по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на
внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в
чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на
пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и
командам педагогического работника. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким
подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением
упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед,
вверх, с хлопками. Ходьба шеренгой с открытыми
и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15-20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки,
3

бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег
на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и
захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание
под сетку, оббегание стойки). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и
ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на
скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с
захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево.
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на
отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча).
Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны.
Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с
небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без
учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом "согнув ноги". Прыжки в
высоту способом "перешагивание".
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя
руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное
метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на
шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча
двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя
руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность.
Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание
теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на
дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Лыжная и конькобежная подготовка:
Лыжная подготовка.
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и
обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной
подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения
на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного
хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски,
повороты, торможение.
Конькобежная подготовка:
Теоретические сведения. Одежда и обувь конькобежца. Подготовка к занятиям на коньках. Правила
поведения на уроках. Основные части конька. Предупреждение травм и обморожений при занятиях
на коньках.
Практический материал. Упражнение в зале: снимание и одевание ботинок; приседания; удержание
равновесия; имитация правильного падения на коньках; перенос тяжести с одной ноги на другую.
Упражнения на льду: скольжение, торможение, повороты.
Игры:
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр.
Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места,
взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению
игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу.
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе);
построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;

5

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представления о физической культуре как
средстве укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;

практическое освоение элементов гимнастики,
легкой атлетики, лыжной подготовки,
спортивных и подвижных игр и других видов
физической культуры;

выполнение комплексов утренней гимнастики
под руководством учителя;

самостоятельное выполнение комплексов
утренней гимнастики;

представления о физической культуре как
средстве укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;

владение комплексами упражнений для
формирования правильной осанки и развития
мышц туловища; участие в оздоровительных
занятиях в режиме дня (физкультминутки);

знание основных правил поведения на уроках
физической культуры и осознанное их
применение;

выполнение основных двигательных действий в
соответствии с заданием учителя: бег, ходьба,
прыжки и др.;

выполнение несложных упражнений по
словесной инструкции при выполнении
строевых команд;

подача и выполнение строевых команд, ведение
подсчёта при выполнении общеразвивающих
упражнений.

знание основных правил поведения на уроках
физической культуры и осознанное их
применение;

совместное участие со сверстниками в
подвижных играх и эстафетах;

ходьба в различном темпе с различными
исходными положениями;

оказание посильной помощь и поддержки
сверстникам в процессе участия в подвижных
играх и соревнованиях;

знание спортивных традиций своего народа и
других народов;
знание способов использования различного
спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности и их применение в
практической деятельности;
знание правил и техники выполнения
двигательных действий, применение усвоенных
правил при выполнении двигательных действий
под руководством учителя;
знание и применение правил бережного
обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни;

соблюдение требований техники безопасности в

6

процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
п/п

1 Гимнастика. Построение в
шеренгу по команде.

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1
0
0

Количество часов

2 Выполнение команд: «Равняйся»,
«Смирно»
3 Выполнение команд: «На месте
шагом марш», «Шагом марш»,
«Класс стой».

4 Упражнения для развития мышц
кистей рук и пальцев.
5 Упражнения для развития мышц
кистей рук и пальцев.
6 Упражнения для развития
правильной осанки.
7 Упражнения для укрепления
мышц туловища.
8 Упражнения для укрепления
мышц туловища.
9 Упражнения для укрепления
мышц туловища.
10 Легкая атлетика
Ходьба в колонне с левой ноги.
11 Бег в медленном темпе
12 Специальные беговые
упражнения.

13 Быстрый бег на скорость 20-30 м
14 Быстрый бег на скорость 20-30 м
15 Прыжки на одной ноге с
продвижением вперед.
16 Прыжки в длину с места.
17 Прыжки в длину с места.
18 Прыжки с прямого разбега в
высоту.
19 Прыжки с прямого разбега в
высоту.
20 Метание малого мяча в стенку.

10

№ Тема урока
п/п

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

Количество часов

21 Броски большого мяча из-за
головы.
22 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».
23 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».
24 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».
25 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».
26 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».
27 Гимнастика. Построение в
шеренгу с изменением места.
28 Перестроение из шеренги в круг.
29 Упражнения с гимнастическими
палками.
30 Упражнения для развития мышц
кистей рук и пальцев.

31 Упражнения для развития мышц
туловища.
32 Лазанье по гимнастической
стенке.
33 Лазание по наклонной
гимнастической скамейке.
34 Перелезание через препятствия.
35 Перелезание через препятствия.
36 Подлезание под препятствия
37 Вис и подтягивание на
перекладине.
38 Вис и подтягивание на
перекладине.
39 Легкая атлетика
Ходьба с изменением скорости.

11

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Виды,
Дата
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

40 Ходьба с различным положением
и движением рук.
41 Бег в медленном, равномерном
темпе.
42 Специальные беговые
упражнения.
43 Специальные беговые
упражнения.
44 Подвижные игры «Отгадай по
голосу», «Метко в цель», «Бегом
за мячом», «Передал и садись».
45 Подвижные игры «Отгадай по
голосу», «Метко в цель», «Бегом
за мячом», «Передал и садись».
46 Подвижные игры «Отгадай по
голосу», «Метко в цель», «Бегом
за мячом», «Передал и садись».
47 Подвижные игры «Отгадай по
голосу», «Метко в цель», «Бегом
за мячом», «Передал и садись».
48 Подвижные игры «Отгадай по
голосу», «Метко в цель», «Бегом
за мячом», «Передал и садись».
49 Подвижные игры «Отгадай по
голосу», «Метко в цель», «Бегом
за мячом», «Передал и садись».
50 Гимнастика Построение в шеренгу
по команде.
51 Повороты налево, направо по
ориентирам.
52 Размыкание на вытянутую руку в
колонне.
53 Размыкание на вытянутую руку в
шеренге.
54 Выполнение команд «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно»
55 Перекаты лежа в разные стороны.

12

№ Тема урока
п/п

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
Количество часов

56 Вис на гимнастической стенке.
57 Ходьба по гимнастической
скамейке.
58 Легкая атлетика Ходьба с
высоким подниманием бедра.
59 Ходьба с перешагиванием. Через
препятствия. (конусы).
60 Бег с высоким подниманием
бедра.
61 Бег с преодолением простейших
препятствий.
62 Прыжки в высоту с шага. Толчок
одной ногой.

63 Прыжки в высоту с шага. Толчок
одной ногой.
64 Метание малого мяча в цель.

65 Метание малого мяча в цель.
66 Броски большого мяча из-за
головы.
67 Лыжная подготовка. Правила
безопасности. Ознакомление с
мини лыжами.
68 Передвижение на мини-лыжах.
69 Передвижение на мини-лыжах.
70 Передвижение на мини-лыжах.

71 Спуск с небольшого склона на
мини-лыжах.(на ледянках)
72 Спуск с небольшого склона на
мини-лыжах.(на ледянках)

73 Спуск со склона на ледянках
(мини лыжах).
74 Спуск со склона на ледянках
(мини лыжах).

75 Подвижные игры: «День и ночь»,
«Кто быстрее», «Метко в цель»,
«Снайперы».

13

№ Тема урока
п/п

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

Количество часов

76 Подвижные игры: «День и ночь»,
«Кто быстрее», «Метко в цель»,
«Снайперы».
77 Гимнастика Построение в
шеренгу с изменением места
78 Выполнение команд: «Равняйся»,
«Смир-но»
79 Выполнение команд: «На месте
шагом марш», «Шагом марш»,
«Класс стой».
80 Упражнения для развития мышц
кистей рук и пальцев.
81 Упражнения для развития мышц
кистей рук и пальцев.
82 Упражнения для развития
правильной осанки.

83 Упражнения для укрепления
мышц туловища.
84 Упражнения для укрепления
мышц туловища.
85 Легкая атлетика Ходьба в колонне
с левой ноги.
86 Бег в медленном темпе.
87 Бег в медленном темпе.
88 Специальные беговые
упражнения.
89 Специальные беговые
упражнения.
90 Быстрый бег на скорость 20-30 м.
91 Прыжки на одной ноге с
продвижением вперед.
92 Прыжки в длину с места толчком
двух ног.

93 Прыжки в длину с места толчком
двух ног.
94 Прыжки с прямого разбега в
высоту.
95 Прыжки с прямого разбега в
высоту.
14

№ Тема урока
п/п

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

Количество часов

96 Метание малого мяча в стенку.
97 Броски большого мяча из-за
головы.
98 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».
99 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».
100 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».

101 Подвижные игры «Кто быстрее»,
«Передал - садись», «Гонки
мячей», «Кто дальше бросит».
102 Подвижные игры: «День и ночь»,
«Кто быстрее», «Метко в цель»,
«Снайперы»

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Н.Гатанова. Развиваем мелкую моторику. Спб.: «Детство-пресс», 2003
2. Лях В.И. Физическая культура 1-4кл. Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2011
3. Мозговой В.М. Уроки физической культуры нач.школа 8 вид, 2012
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТ'ЕЛЫ 1ЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».