Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Музыка 4 класс (основная) 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Музыка
4 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Калинина Наталья Викторовна
должность учитель
первая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" предметной области "Искусство" для
обучающихся 4 класса составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области
музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной
деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного
опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными
исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства,
формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкальной деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной
жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого
голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации
процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической
перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
На изучение предмета “Музыка” в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами
музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты,
игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала
уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной
деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений:
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
2

детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о
многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения
различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения
(марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения
различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка).
Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен
быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой
ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям
организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе
ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом
музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных
песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения
правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно
выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью
певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива
выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения
педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой интонирования и
выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
3

развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние,
низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа
рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную
долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного,
спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим
работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон;
развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с
сохранением строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки)
для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно
тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, pel -си1, до1 - до2.
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты
входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая -forte, тихая - piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка,
графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и
современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон;
ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; обучение игре на
фортепиано.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
4

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень
определение характера и содержания знакомых
музыкальных произведений, предусмотренных
Программой;

Достаточный уровень
пение хором с выполнением требований
художественного исполнения;

5

пение с инструментальным сопровождением и без различение разнообразных по характеру и
него (с помощью педагога);
звучанию песен, маршей, танцев;
правильное формирование при пении гласных
звуков и отчетливое произнесение согласных
звуков в конце и в середине слов;

ясное и четкое произнесение слов в песнях
подвижного характера;

определение разнообразных по содержанию и
характеру музыкальных произведений (веселые,
грустные и спокойные);
выразительное, слаженное и достаточно
эмоциональное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических
оттенков;

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел Восприятие музыки
1.1 Слушание музыки

6

1.2 Выразительность в
музыке. Динамические
оттенки:форте,пиано

1.3 Музыкально-ритмические
движения.

Итого по разделу

0

1

Развитие эмоциональной
отзывчивости и эмоционального
реагирования на произведения
различных музыкальных жанров и
разных по своему характеру.
Знакомство с детским хором ,с
массовыми песнями Ю.Чичкова,Д
Кабалевского ,В.Шаинского

Практическ
ая работа

5

Представление о выразительности в
музыке.Закрепление интереса к
музыке и её выразительных
средствах, Снятие эмоционального
напряжения с помощью
музыкального материала.

Практическ
ая работа

8

Обучение детей самостоятельно
Практическ
использовать элементы несложных
ая работа
движений,выразительно передавать
характерные элементы
музыкально-игровых
образов,ритмично двигаться в
соответствии с различным
характером музыки,динамикой.
Отмечать ритмические рисунки в
хлопках.Пружинить на ногах ,строить
круг,соблюдая расстояние между
парами.

19

Раздел 2. Хоровое пение.

7

2.1 Исполнение музыкальных
произведений

8

Формирование устойчивого навыка
Практическ
естественного, не напряженного
ая работа
звучания; развитие умения правильно
формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки,
интонационно выделять гласные
звуки в зависимости от смысла текста
песни; развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух
звуков на один слог; развитие умения
отчетливого произнесения текста в
темпе исполняемого произведения;

2.2 Чистота интонации

2

Продолжение работы над чистотой
интонирования:пропевание
отдельных трудных фраз и
мелодических оборотов группой и
индивидуально. Нисходящая и
восходящая мелодия.

Практическ
ая работа

Практическ
ая работа

Итого по разделу

10

Раздел 3. Игра на музыкальных инструментах
2.1 Инструменты
симфонического оркестра
-литавры.

2

Продолжаем знакомство с
музыкальными инструментами
симфонического оркестра- литавры.
Слушание музыки в исполнении
оркестра с использованием данного
музыкального инструмента.

2.2 Сильная доля в такте.

3

Продолжаем развивать навыки игры Практическ
на музыкальных шумовых
ая работа
инструментах. Учимся выделять
сильную долю в такте, используя
динамические оттенки и разный темп.

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

5
34

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Слушание музыки. " Наш край "
муз. Кабалевского слова А.
Пришельца.

1

2 " Осенние листья"муз.Слонова

1

3 "Дважды два четыре" муз.
Шаинского слова М
.Пляцковского

1

4 " Наша школьная страна" муз.
Чичкова слова Ибряева

1

5 " Чему учат в школе" муз.
Шаинского

1

6 " Ужасно интересно все то, что
неизвестно" муз. В. Шаинского

1

7 Выразительность в музыке
Детский альбом П.И
Чайковского" Жаворонок","
Неаполитанская песенка"

1

8 Детский альбом П.И.
Чайковского " Жаворонок", "
Неаполитанская песенка"

1

9 " Полька" муз. Александрова

1

10 " Волшебный цветок" муз.
Чичкова слова М. Пляцковского

1

11 "Марш Черномора"муз. Глинки

1

12 Музыкально- ритмические
движения. Упражнения для
передачи ритмического рисунка
мелодии в
хлопках.Использование
р.н.песен.

1

13 " Забавный случай " муз. Д .
Кабалевского

1

14 " Послушай и повтори " лат.
р\нар. мелодия в обработке Н.
Щербаковой.

1

15 " Встаньте, дети, встаньте в
круг"муз.А. Спадавеккиа обр. Н.
Щербаковой.

1

0

0

9

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

16 " Во кузнице" р.н. песня.

1

17 " Спортивный марш" муз.
И.Дунаевского слова Л. Кумача

1

18 " Танец около елки" муз.
Слонова

1

19 Хоровод" Веснянка" муз.
Филиппенко,обр.Р. ФренкельБорисовой.

1

20 Исполнение музыкальных
произведений " Осень" муз. Ц.
Кюи,слова А. Плещеева

1

21 " Чему учат в школе" муз.
Шаинского слова М.
Пляцковского

1

22 " Пусть всегда будет
солнце"муз. Островского слова .
Ошанина

1

23 " Будьте добры" муз. А.
Флярковского ,слова А Санина.

1

24 " Настоящий друг" муз. Б.
Савельева. слова Пляцковского

1

25 " Наш край" муз. Д.
Кабалевского

1

26 " Солнечная капель"муз. С
Соснина.,слова И. Вахрушевой.

1

27 " Катюша" муз. М. Блантера.
,слова Исаковского.

1

28 Чистота интонации " Золотистая
пшеница" муз. Попатенко.,слова
Найденовой.

1

29 "Колыбельная
медведицы"муз.Е.
Крылатова,слова Ю.Яковлева

1

30 Игра на музыкальных
инструментах Р. Штраус "
Восход"

1

31 Р.Штраус " Восход"

1

10

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

32 Сильная доля в такте
Упражнения для передачи
ритмического рисунка мелодии
в игре на музыкальных
инструментах. использование
р.н. песен. " Ах, вы сени мои,
сени",Как у наших у ворот", "
Калинка"

1

33 "Во поле береза стояла"р.н.п

1

34 "Во кузнице"," Как на
тоненький ледок"

1

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Евтушенко И.В. Музыка 4класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций , реализующих
адапт. основные общеобразовательные программы( для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) Москва " Просвещение" 2021.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н.Гатанова. Развиваем мелкую моторику. Спб.: «Детство-пресс», 2003
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».