Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
директор
секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева
дата
____________Н.Л. Красильникова
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Мир природы и человека
2 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Димухаметова Н.С.
учитель
категория не установлена
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
г. Екатеринбург, 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" предметной области
"Естествознание" для обучающихся 2 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать,
анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего
мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между
природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных
условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с
различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг
с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и
накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной
деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания,
преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено формированию
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения", "Неживая
природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и
накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
На изучение предмета “Мир природы и человека” в 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего
68 часов.
Реализуется увеличение учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана,
определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение
количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую деятельность. Это
2
способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и
личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Мир природы и человека"
Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время
суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели,
порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние,
летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы.
Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и
света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой
природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года,
с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха
(тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер
(холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое
- маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные
в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев,
плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и
осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных
заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).
Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой
природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства
(выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о
Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний
вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения
дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и
семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на
примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний
вид. Значение в природе. Использование человеком.
3
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания,
чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение:
названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам
зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд,
соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка
и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая
грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой человек",
"взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на
картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта
(чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык,
кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств,
соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела
человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания
(полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба).
Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи обучающегося:
гигиенические принадлежности, игрушки, школьные канцелярские принадлежности, одежда,
обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника),
книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение
учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в
магазине.
Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые,
метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.
Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России.
Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные
костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и
расходование денег.
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд:
закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления
сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости
носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной
(постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного,
проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации, приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при
оказании медицинской помощи.
4
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с
диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил дорожного движения
(далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения обучающегося на
улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических
работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в
чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
5
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях;
ухаживание за комнатными растениями; кормление
зимующих птиц;
отнесение изученных объектов к
определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
знание основных правил личной гигиены и
выполнение их в повседневной жизни;
ответы на вопросы и постановка вопросов по
содержанию изученного, проявление желания
рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
отнесение изученных объектов к определенным
группам (видо-родовые понятия);
знание некоторых правил безопасного
поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
представления о назначении объектов изучения;
знание правил гигиены органов чувств;
представления об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе;
готовность к использованию полученных
знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
знание требований к режиму дня школьника и
понимание необходимости его выполнения;
адекватное взаимодействие с изученными
объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе,
на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Раздел 1. Долгота дня
1.1 Влияние солнца на смену
времен года
1
0
0
Работа с учебником.
Устный
Рассматривание картинок.
опрос
Составление устного рассказа о
смене времен года. Просмотр
видеоролика о влиянии Солнца
на смену времен года.
Обсуждение просмотренного
ролика. Работа с рабочими
тетрадями. Раскрашивание
рисунков
1.2 Сутки
1
0
1
Обсуждение суток, из чего
состоят, что люди делают в
разное время суток.
Рассматривание картинок,
определение по нти времени
года, времени суток.
Обсуждение любимого
времени года и любимого
времени суток
Практиче
ская
работа
1.3 Долгота дня
3
1
3
Изменение долготы дня и ночи
в течении года.решение
практических задач. Работа с
учебником. Выполнение
заданий в рабочих тетрадях
устный
опрос,
практиче
ская
работа
Итого по разделу 5
Раздел 2. Времена года
2.1 Осень
5
Рассматривание картинок
осени. Обсуждение признаков
осени. Наблюдение за
Устный
опрос
7
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
признаками осени за окном.
Определение осенних
месяцев.Рассматривание
осенних листьев. Обсуждение
понятия "листопад". Просмотр
видеоролика о подготовке
зверей к зиме.Обсуждение
видеоролика. Понятие
"перелетные птицы".
Рассматривание картинок и
обсуждение о подготовке
людей к зиме.Чтение
стихотворений про осень и
обсуждение.
2.2
Зима
2.3
Весна
5
5
Рассматривание картинок
зимы, нахождение признаков
зимы, отличий с осенью.
Понятие "снегопад".
Дополнение предложений.
Запоминание названия зимних
месяцев. Работа над зимним
рисунком. Зимние праздники.
Чтение текста о жизни
животных зимой и
составление устного
рассказа.Зимующие птицы,
чем они питаются. Выбор
зимней одежды, какой она
должна быть. Знакомство с
зимними видами спорта
Устный
опрос
Определение признаков
весны. Наблюдение за
изменениями в природе
Устный
опрос
8
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
весной. "Капель". Правила
поведения на
льду.Наблюдение за
набуханием почек и
появлением молодых листьев.
Первые цветы: названия.
Рассматривание иллюстраций
весны. Какие птицы
прилетают
весной.Обсуждение
поведения животных весной.
Составление краткого
рассказа об одном из
животных. Чем занимаются
люди весной. Что сажают в
огороде и на поле. Поговорить
о любимых занятиях во время
весенних прогулок. Поход в
лес и безопасность: что
надеть, как не заблудиться.
2.4 Лето
5
Нахождение отличий лета и
Устный
весны. Рассматривание схемы, опрос
подумать , почему летом тепло.
Отработка названий летних
месяцев. Работа с текстом.
Обсуждение правил поведения
во время грозы. Запоминание
названий ягод. Ядовитые и
съедобные растения.
Рассматривание цветов,
запоминание их названий.
Какие цветы растут в поле, а
какие в саду. Обсудить как
ведут себя животные летом.
9
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Запомнить название детенышей
зверей.Поиграть в игру
"Мама-детеныш". Назвать, что
носят летом, почему. Зачем
летом носить головной убор.
Назовите летние виды спорта.
Обсудить любимые занятия
летом. Правила поведения на
воде Рассмотреть
Итого по разделу 20
Раздел 3. Неживая природа
3.1
Вода
5
Рассмотрение рисунка.
Проделать опыт с водой.
Подумать как человек
использует воду. Обсудить
почему воду сложно взять в
ладошки, почему
перевернутый стакан пуст.
Опыт с разными жидкостями:
цвет, запах, вкус. Обсудить где
вода встречается в природе,
какие бывают водоемы. какая
вода в них летом и зимой. Что
можно делать на водоемах
летом и зимой. Состояния
воды: жидкое, твердое , пар.
Температура воды, как
изменить. Какая вода для чего
подходит. Животные живущие
в воде. Обсудить что будет с
растениями без воды. Правила
устный
опрос,
практич
еская
работа
10
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
обращения с горячей водой
Итого по разделу
5
Раздел 4. Живая природа
4.1 Растения
4.2 Животные
13
5
Рассматривание растений на
картинках, чем отличаются,
чем похожи. Части
растений.Какие бывают листья,
стебли, корни. Зарисовывание
растений. Какие бывают
растения: травы, деревья,
кусты. Составить рассказ по
рисункам.Посадка растений,
уход за ними. Наблюдение за
восходом и ростом растения.
Отгадывание загадок.
Запоминание названий
комнатных растений.
устный
опрос,
практиче
ская
работа
Домашние и дикие животные. Устный
Рассматривание картинок.
опрос
Сравнение животных.
Знакомства с разными
породами кошек и собак. Какие
есть дома животные. Правила
поведения при встрече с
бездомными животными.
Рассказ по плану об одном из
животных на выбор. Рисунок
животного. Уход за
животными. Рассмотреть на
11
№ Наименование разделов и Количество часов
Дата
п/п тем программы
всего контрольные практические изучения
работы
работы
Виды деятельности
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
рисунке рыб. Посмотреть видео
о рыбах. Обсудить ролик.
Сделать аппликацию
4.3 Человек
Итого по разделу
5
Рассмотрение рисунков.
Составление рассказа.
Отработка навыков физической
культуры. Отработка навыков
личной гигиены.
Классификация
предметов.Показ объектов на
рисунках. Ответы на вопросы.
Отработка навыков
правильного
питания.Отработка навыков
профилактики отравлений
устный
опрос,
практиче
ская
работа
23
Раздел 5. Повторение
5.1 Времена года
2
5.2 Неживая природа
2
5.3 Живая природа
2
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
6
68
7
4
12
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1 Влияние солнца на смену
времен года
1
0
0
2 Сутки. Долгота дня зимой
и летом
1
0
1
3 Занятия людей в течении
суток
1
0
1
4 Телефоны экстренных
служб. Разговоры по
телефону
1
1
1
Устный опрос
5 Телефоны экстренных
служб. Разговоры по
телефону
1
1
1
Устный опрос
6 Осень. Признаки осени
1
0
1
7 Растения осенью
1
0
1
8 Животные осенью
1
0
1
9 Занятия людей осенью
1
1
1
Викторина
10 Занятия людей осенью
1
1
1
Викторина
11 Зима. Признаки зимы
1
0
1
12 Растения зимой
1
0
1
13 Животные зимой
1
0
1
14 Занятия людей зимой
1
1
1
Устный опрос
15 Занятия людей зимой
1
1
1
Устный опрос
16 Весна. Признаки весны
1
0
1
17 Растения весной
1
0
1
18 Животные весной
1
0
1
19 Занятия людей весной
1
1
1
20 Занятия людей весной
1
1
1
21 Лето. Признаки лета
1
0
1
22 Растения летом
1
0
1
23 Животные летом
1
0
1
24 Занятия людей летом
1
1
1
устный опрос
25 Занятия людей летом
1
1
1
устный опрос
26 Вода. Характеристики
воды
1
0
1
13
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
27 Температура воды
1
0
1
28 Вода в природе
1
0
1
29 Значение воды
1
1
1
устный опрос
30 Значение воды
1
1
1
устный опрос
31 Части растений. Корень
1
0
1
32 Части растений. Стебель
1
0
1
33 Части растений. Листья
1
0
1
34 Части растений. Цветок
1
0
1
35 Жизнь растений Растения
влаголюбивые и
засухоустойчивые.
Растения светолюбивые и
тенелюбивые
1
0
1
36 Комнатные растения. Уход
за комнатными
растениями
1
1
1
викторина
37 Комнатные растения. Уход
за комнатными
растениями
1
1
1
викторина
38 Овощи. Огород
1
0
1
39 Овощи в питании
человека
1
0
1
40 Сад. Фрукты
1
0
1
41 Фрукты в питании
человека
1
0
1
42 Уход за растениями сада и
огорода
1
1
1
устный опрос
43 Уход за растениями сада и
огорода
1
1
1
устный опрос
44 Животные. Дикие и
домашние животные
1
0
1
45 Кошка и рысь. Породы
кошек
1
0
1
14
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
46 Собака и волк. Породы
собак
1
0
1
47 Рыбы
1
1
1
викторина
48 Рыбы
1
1
1
викторина
49 Тело человека. Гигиена
1
0
1
50 Органы пищеварения
1
0
1
51 Питание человека
1
0
1
52 Правила питания
1
0
1
53 профилактика отравлений
2
1
1
Викторина
54 профилактика отравлений
2
1
1
Викторина
55 Повторение. Времена года
2
0
1
56 Повторение. Неживая
природа
2
0
1
57 Повторение. Неживая
природа
2
0
1
58 Повторение. Неживая
природа
2
0
1
59 Повторение. Неживая
природа
2
0
1
60 Свойства воздуха.
Значение воздуха в жизни
растений, животных
человека.
1
61 Растения сада и леса.
1
62 Образ жизни и повадки
домашних и диких
животных, птиц.
1
63 Признаки лета. Летние
месяцы. Погода. Долгота
дня.
1
64 Растения летом.
1
65 Животные летом.
1
66 Сезонные работы в саду, в
огороде летом. Труд людей
летом.
1
15
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
67 Обобщающий урок за год.
1
68 Признаки лета. Летние
месяцы. Погода. Долгота
дня.
1
1
Контрольная
работа.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Н.Б. Матвеева .Учебник «Мир природы и человека», 2 класс для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2
частях. М.: «Просвещение», 2017.
2. Н.Новосёлова и А. Шлыкова. Окружающий мир, часть 1. Екатеринбург: «Центр, Учебная
книга»,2006.
3. С.А.Козлова, С.Е.Шукшина. Я и моё тело. Тематический словарь в картинках. М.: «Школьная
пресса»,2009
4. Н.Б. Матвеева .Рабочая тетрадь «Мир природы и человека», 2 класс для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2
частях. М.: «Просвещение», 2017.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н.Гатанова. Развиваем мелкую моторику. Спб.: «Детство-пресс», 2003
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
16