Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Русский язык 1 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Русский язык
1 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ФИО
должность
высшая категория

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

г. Екатеринбург, 2023

Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" предметной области "Язык и речевая
практика" для обучающихся 1 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Обучение русскому языку в 1-4 и дополнительном классах предусматривает включение в
учебную программу следующих разделов: "Подготовка к усвоению грамоты", "Обучение грамоте",
"Практические грамматические упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая
практика".
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие
задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой
основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие коммуникативно-речевых
навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для
понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На изучение предмета “Русский язык” в 1 классе отводится 3 часа в неделю, всего 99.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Русский язык"
1. Раздел «Подготовка к усвоению грамоты»
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания,
фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ.
Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных
языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки
гласные и согласные". Деление слов на части.
Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или) отсутствия звука в слове
на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и
пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой
моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков
письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных
инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным
грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых
2

распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия,
простой сюжетной картинки, наблюдению).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы
собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей действительностью.
2. Раздел "Обучение грамоте"
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение
места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.
Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ
несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и
открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими
согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из
усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и
выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной
отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений,
списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с
учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил:
обозначение на письме границ предложения, раздельное написание слов, обозначение заглавной
буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания
гласных после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций
предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения
подготовительной работы), ответов на вопросы педагогического работника и обучающихся.
Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух-трех
предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические
действия.
3. Раздел "Практические грамматические упражнения и развитие речи"
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ё, и, ю, я". Разделительный
"ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и предмета.
Слова-предметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?". Расширение круга слов, обозначающих
фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с
3

уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Слова-друзья" и
"Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия. Название
действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что делал?" "что будет делать?" Согласование
слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам
"какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину,
материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль
предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с
предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц,
площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание парных звонких
и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем
изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и
второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с
опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова.
Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с
деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких
предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с деформированным текстом.
Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное
составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным
словам и иллюстрации.
4. Раздел "Чтение и развитие речи"
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и
стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и
взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения,
об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу, о жизни обучающихся, их дружбе и
товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами
вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков
выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
4

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение
простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление
простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством
педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по
плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и
автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном,
пересказ. Отчет о прочитанной книге.
5. Раздел "Речевая практика"
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных инструкций
педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с
аудио носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.
Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по
фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные
обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формул: "Давай познакомимся", "Меня зовут ...",
"Меня зовут а тебя?", "Это ...", "Познакомься пожалуйста, это ...". Ответные реплики на
приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До
свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия
и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные
разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы:
"Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной организации).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?",
"До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании "Приходи(те) еще", "Заходи(те)",
"Звони(те)".
5

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с ...", "Поздравляю с праздником ..." и их
развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в
связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе ...", "Желаю Вам ...", "Я хочу пожелать ...".
Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе ...".
Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой ...", "Как хорошо ты ...", "Как
красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.
Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение
просьбы позвать к телефону: "Позовите пожалуйста ...", "Попросите пожалуйста...", "Можно
попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики
адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким
людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста", "Можно ...,
пожалуйста!", "Разрешите.", "Можно мне", "Можно я ...".
Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но ...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за
поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение просьбы: "Спасибо ... имя".
Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я
тоже поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю).
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел".
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,
утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!",
"Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной
организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью, поведение в
общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и
речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической
темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть
организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в
гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
6

3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры,
его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7) Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме
ситуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей;
понимание личной от­вет­ст­ в­ ен­ности за свои поступки на основе пред­ст­ авлений об эти­ческих
нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия

7

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, со­переживать, кон­ст­ ­ру­к­ти­вн
­ о взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно уча­ст­ в­ о­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­ст­ в­ ия и действия
од­но­к­ла­сс­ ников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность
с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень

Достаточный уровень

различение гласных и согласных звуков и букв;
ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости

деление текста на предложения

запись под диктовку слов и коротких
предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами

запись под диктовку текста, включающего слова с
изученными орфограммами (30-35 слов)

списывание по слогам и целыми словами с
рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием

8

№ Тема урока
п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1 Выявление представлений
детей о празднике школы 1
сентября. Составление
рассказа по вопросам учителя
с опорой на иллюстрацию и
жизненный опыт.Звуки
вокруг нас. Различение
неречевых звуков
окружающей
действительности

1

2 Выявление представлений
детей о цветах. Описание и
сравнение предметов по цвету
на основе зрительного
восприятия. Различение
неречевых звуков
окружающей
действительности.
Воспроизведение сказки
«Курочка Ряба» с
использованием элементов
драматизации

1

3 Звуки вокруг нас.
Определение источника звука
с опорой на практические
действия, аудиозапись,
натуральные предметы.
Различение неречевых звуков
окружающей
действительности.
Воспроизведение сказки
«Колобок» с использованием
элементов драматизации

1

4 Выявление представлений
детей о цвете предметов
окружающей
действительности.
Знакомство с понятием
«слово» и его
условно-графическим
изображением

1

0

0

9

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

5 Условно-графическая
фиксация слова с
последующим его «чтением».
Выявление представлений
детей о форме предмета.
Ознакомление с символом
формы

1

6 Подбор слов к картинке на
сюжет сказки «Три медведя».
Закрепление понятия
«форма» предмета

1

7 Подбор слов и их условнографическая фиксация с
последующим «чтением» к
картинке на сюжет сказки
«Репка». «Чтение»
условно-графической записи
слов сходных по звучанию

1

8 Знакомство с понятием
«вертикальные и
горизонтальные линии».
Знакомство с понятием
«предложение» и его условнографическим изображением.

1

9 Составление предложений с
опорой на ситуационную
картинку, с последующим
чтением их в
условно-графической записи.
Подбор слов и предложений
по теме «Домашние
животные и их детёныши», с
последующим кодированием
и «чтением».

1

10 Составление слов и
предложений по предметной
картинке «Зоопарк», их
кодирование и чтение.
Составление, кодирование и
«чтение» предложений с
опорой на иллюстрацию

1

10

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

11 Знакомство с делением
предложения, состоящего из
двух слов на слова, его
условно- графическое
изображение и «чтение».
Знакомство с делением
предложения, состоящего из
трёх слов, на слова, его
условно- графическое
изображение и «чтение»

1

12 Составление предложений из
трёх слов, их
условно-графическое
изображение и «чтение».
Составление предложений из
двух- трёх слов, их
условно-графическое
изображение и «чтение

1

13 Составление и «письмо»
условно- графического
изображения предложения,
состоящего из трёх слов.
Составление и «письмо»
условно- графического
изображения предложения,
состоящего из трёх слов к
иллюстрации на тему
«Дежурство в классе»

1

14 Знакомство с делением слова
на слоги, «чтение» и условнографическое изображение
слов. Деление слова на слоги,
«чтение» и
условно-графическое
изображение слов

1

15 Деление слова на слоги,
«письмо» и «чтение» слов
слитно и по слогам.
Составление и «чтение»
предложений из двух-трёх
слов с опорой на
иллюстрацию и
условно-графическую запись

1

11

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

16 Выделение звука А в начале
слова, фиксация его условнографическим изображением в
схеме слова. Выделение звука
У в начале слова, фиксация
его условно- графическим
изображением в схеме слова.

1

17 Выделение слов,
начинающихся со звука У, их
условно-графическое
изображение. Выделение
звука О в начале слова,
фиксация его условнографическим изображением в
схеме слова.

1

18 Выделение звука М в начале
слова, фиксация его условнографическим изображением в
схеме слова. Выделение слов,
начинающихся со звука О, их
условно-графическое
изображение

1

19 Выделение звука С в начале
слова, фиксация его условнографическим изображением в
схеме слова. Выделение слов,
начинающихся со звука М, их
условно-графическое
изображение

1

20 Выделение звука Н в начале
слова, фиксация его условнографическим изображением в
схеме слова
Обводка и дорисовывание
бордюра. Выделение слов,
начинающихся со звука С, их
условно-графическое
изображение.

1

21 Дифференциация и условнографическая запись слов
сходных по звучанию.
Выделение слов,
начинающихся со звука Н, их
условно-графическое

1

12

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

изображение.
22 Составление предложений из
двух- трёх слов по сказке
«Заячья избушка», их
условно-графическая запись.
Знакомство с некоторыми
элементами рукописных букв.

1

23 Знакомство с некоторыми
элементами рукописных букв.
Знакомство с некоторыми
элементами рукописных букв

1

24 Письмо строчной и заглавной
Аа.

1

25 Письмо строчной и заглавной
Уу.

1

26 Письмо звукоподражательных
слов Ау, Уа, ау, уа.

1

27 Письмо строчной и заглавной
буквы Мм.

1

28 Письмо открытых и закрытых
слогов с изученными
буквами.

1

29 Закрепление написания букв
Аа, Уу, Мм. Закрепление
написания открытых и
закрытых слогов с буквами
Аа, Уу, Мм.

1

30 Письмо строчной и заглавной
буквы Оо.

1

31 Письмо обратных и прямых
слогов с буквами Аа, Уу, Мм,
Оо.

1

32 Письмо строчной и заглавной
буквы Хх.

1

33 Закрепление написания
обратных и прямых слогов с
буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх.

1

34 Письмо строчной и заглавной
буквы Сс.

1

13

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

35 Закрепление написания
обратных и прямых слогов с
изученными буквами.

1

36 Письмо строчной и заглавной
буквы Нн.

1

37 Письмо изученных слогов и
слов.

1

38 Письмо строчной буквы ы.

1

39 Письмо изученных слогов и
слов.

1

40 Письмо строчной и заглавной
буквы Лл.

1

41 Письмо изученных слогов и
слов.

1

42 Письмо строчной и заглавной
буквы Вв.

1

43 Письмо изученных слогов и
слов.

1

44 Письмо строчной и заглавной
буквы Ии.

1

45 Письмо изученных слогов и
слов.

1

46 Письмо строчной и заглавной
буквы Шш

1

47 Письмо изученных слогов и
слов.

1

48 Письмо изученных слогов и
слов.

1

49 Практические упражнения в
написании слов со слогом
ШИ.

1

50 Письмо изученных слогов и
слов.

1

51 Письмо строчной и заглавной
буквы Пп.

1

52 Письмо изученных слогов и
слов.

1

53 Письмо строчной и заглавной
буквы Тт.

1

14

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

54 Письмо изученных слогов и
слов.

1

55 Письмо строчной и заглавной
буквы Кк.

1

56 Письмо строчной и заглавной
буквы Кк.

1

57 Письмо изученных слогов и
слов.

1

58 Письмо строчной и заглавной
буквы Зз.

1

59 Дифференциация звуков З и
С. Письмо изученных слогов
и слов.

1

60 Письмо строчной и заглавной
буквы Рр.

1

61 Дифференциация звуков Р и
Л. Письмо изученных слогов
и слов.

1

62 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

63 Письмо строчной буквы й.

1

64 Дифференциация звуков и и
й. Письмо изученных слогов
и слов.

1

65 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

66 Письмо строчной и заглавной
буквы Жж.

1

67 Дифференциация звуков Ж и
Ш. Письмо изученных слогов
и слов.

1

68 Письмо строчной и заглавной

1

15

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

буквы Бб.
69 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

70 Дифференциация звуков Б и
П Письмо изученных слогов
и слов. опорой на схему.

1

71 Письмо строчной и заглавной
буквы Дд.

1

72 Дифференциация звуков Д и
Т Письмо изученных слогов и
слов.

1

73 Письмо строчной и заглавной
буквы Гг.

1

74 Дифференциация звуков Г и
К Письмо изученных слогов
и слов.

1

75 Письмо строчной буквы ь.

1

76 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

77 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

78 Письмо строчной и заглавной
буквы Ее.

1

79 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

80 Письмо строчной и заглавной
буквы Яя.

1

81 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.
Дифференциация букв А и Я.

1

16

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

82 Письмо строчной и заглавной
буквы Юю.

1

83 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.
Дифференциация букв У и
Ю.

1

84 Письмо строчной и заглавной
буквы Ёё.

1

85 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

86 Письмо строчной и заглавной
буквы Чч.

1

87 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.
Практические упражнения в
написании слов с ча и чу.

1

88 Письмо строчной и заглавной
буквы Фф

1

89 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.
Практические упражнения в
написании слов с ча и чу, жи
и ши. Дифференциация
слогов и слов с В и Ф.

1

90 Письмо строчной и заглавной
буквы Цц.

1

91 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

92 Письмо строчной и заглавной
буквы Ээ.

1

17

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

93 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

94 Письмо строчной и заглавной
буквы Щщ.

1

95 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.
Практические упражнения в
написании слов с ча, ща, чу,
щу.

1

96 Письмо строчной буквы ъ.

1

97 Написание слов с ь и ъ
знаком.

1

98 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

99 Закрепление пройденного
материала. Письмо
изученных букв, слогов, слов.

1

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Аксенова А.К., Комарова С.В. Букварь. 1 часть. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:
«Просвещение», 2017.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н.Гатанова. Развиваем мелкую моторику. Спб.: «Детство-пресс», 2003
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

18

19

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
п/п

1

Количество часов

Дата Виды,
все контрольн практичес изучен формы
контроля
го ые работы кие работы ия
1

0

0

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
20

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Аксенова А.К., Комарова С.В. Букварь. 1 часть. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
М.: «Просвещение», 2017.

21

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н.Гатанова. Развиваем мелкую моторику. Спб.: «Детство-пресс», 2003

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».