Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
(ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________С.Н. Куренкова
________________2023
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 4»
_______________А.А. Алябьева
Приказ № ________ от ______2023
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Разговор о важном»
на 2023-2024 учебный год
Разработал
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Екатеринбург 2023
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС УО во всем пространстве
школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
- создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности;
− осознание своего места в обществе.
Нормативную
правовую
основу
настоящей
рабочей
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Разговоры
о важном»
составляют
следующиедокументы:
1.Федеральный
закон
"Об
образовании
в Российской
Федерации"от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599)
3.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
Реализация программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5-9 классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 34 внеурочных занятий. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, вторым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитиеценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся
формировать свою позицию по обсуждаемым темам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и одноклассниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
-соответствие датам календаря;
-значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году. Даты календаря объединяются в две группы:
1.Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических
событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя(советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2.Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»,
«Русский язык. Великий и могучий. В программе есть несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся
важными в воспитании обучающихся («Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)»
и др.).
Содержание программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история
родного края. Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны. Историческая память народа и каждого человека. Связь (преемственность) поколений –
основа развития общества и каждого человека. Историческая память
– это стремление поколения, живущего в настоящее время, принять и воспитыватьв себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих
поколений(«Там, где Россия», «Что такое Родина? (региональный и местный компонент)»,
«День народного единства», «Урок памяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви
к Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Великая Отечественная война: герои, подвиги, самопожертвование.
Непокоренный Ленинград: страницы истории блокады города («Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской», «Непокоренные. 80 лет со дня
полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры
выполнения обязанностей членами общества. Избирательная система в России (общее представление) («Избирательная система России (30 лет ЦИК)»,
«Налоговая грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление патриотических чувств. Россия от края и до края: разнообразие природы, объекты
природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природа малой Родины. Природные достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири,
Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Вижу Землю»,
«Экологичное потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность россиян, созидательный труд на благо Отчизны. Многообразие профессий,
люди особых профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская авиация) («Деньспецназа», ««Первым делом самолеты». О гражданской авиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек
и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь? («Труд крут!»).
Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и
милосердие.Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность граждан;
пожертвованиекак одна из заповедей в традиционных религиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых
называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям? («Мы вместе»,«О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день
психическогоздоровья, профилактика буллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность – мы вместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней
нуждается: больным, старым, слабым. Всемирный фестиваль молодежи.
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности. Взаимоответственность членов учебного коллектива за успехи
одноклассников, помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия и отсутствияконфликтов. Противостояние отрицательным влияниям
(«Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)», «Россия – здоровая держава»).
Государственные праздники Российской Федерации:
− Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции празднования Нового года в разных странах. История возникновения новогоднего
праздника в России. Рождество (7 января). История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России. История создания новогодних
игрушек («Новогодние семейные традиции разных народов России»).
− День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в России. Значение научных открытий для прогресса общества и развития человека.
Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся ученыепрошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научные
открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют,
наркоз, искусственное сердце. Качества ученого: талант, вдохновение, упорство, увлеченность. Проявление интереса к научным знаниям и деятельности
российских ученых. Желание расширять свои знания, участвовать в школьной опытно- исследовательской деятельности. Что такое виртуальный мир, и кто
его создаёт?
«Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила безопасного пользования Интернет-ресурсами. («Россия: взгляд в будущее», «Технологический
суверенитет/цифровая экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.Менделеева. День российской науки»).
− День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника. Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации,
проявлениелюбви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование («День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова»).
− Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою Отчизну («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
− День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской космонавтики. Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый полёт
человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос — А. А. Леонов; самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков. Гордость
россиян за успехи страны в освоении космоса («Я вижу Землю! Это так красиво»).
− Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет. Последнийвесенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в саду, в
огороде. С давних времен люди желали друг другу хорошего урожая, удачного лета. Традицияизменилась, когда женщины-работницы выступили на митинге с
требованиями прекратить эксплуатировать детский труд и повысить заработную плату женщинам(«Труд крут!»).
− День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой Отечественной войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу
своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского движения. Кто такие фашисты? Почему они хотели сделать все народы своими
рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день освобождения узников
концлагерей.Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся («День памяти»).
− День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну, заботитьсяо ее процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира,
согласия всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том, что Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на
берегах Северного Ледовитого океана и на склонах Кавказских гор, в Поволжье и за Уралом…. В этотдень мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей
страны – едины («Там, где Россия»).
− День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая
необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к
обогащению и расширению своих знаний («День Знаний»).
− День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Страницы
истории развития образования. Первые школы, первые учителя-монахи. Влияние книгопечатания на развитие образования. И. Федоров. Великие педагоги
прошлого.Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л. Н. Толстого («День учителя (советники по воспитанию)»).
− День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление гордостии поклонения предшествующим поколениям, которые не раз проявляли
патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась в защите. Так было в 1612 году, когда Минин и Пожарский собрали народное
ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Так было в 1941-1945 годах вовремя Великой Отечественной войны с фашистами. («День народного
единства»).
Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и взаимопонимания в семейной жизни. Ценности российской семьи: любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья –первый в жизни ребенка коллектив. Традиции, обычаи, трудовая и досуговая
деятельность; взаимоотношения в семьях разных народов РФ. Поколения в семье.Семейное «древо». Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Роль отцав семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге семьи, укреплении
традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие ввоспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь. Мать, мама —
главные вжизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё
время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты,художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных
промыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории становления искусства в России: от Древней Руси до современности (скоморохи, первые театры
опера и балета, драматические театры в России). Музыкальное, изобразительное, театральное, цирковое искусства и его выдающиеся представители. К. С.
Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизнии деятельности. Значение российской культуры для всего мира («По ту
сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)», «От «А» до «Я», 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин – создатель нового русского языка поэзии. («Русский язык. Великий и могучий.
225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»).
Планируемые личностные результаты освоения программы
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Тематическое планирование (1 час в неделю)
Тема
Основное содержание
Характеристика деятельности обучающихся
1. День знаний
Знания – ценность, которая
Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях этого праздника.
необходима не только каждому
Участие в эвристической беседе: традиции нашей школы, обсуждение вопросов:
человеку, но и всему обществу.
«Почему важно учиться? Как быть, если что-то не знаешь или неумеешь?» и др.
Наша страна предоставляет любому
Рассматривание репродукций картин о школе прошлых веков, сравнениес
ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в
современной школой. Например: В. Маковский «В сельской школе».
школе. Знания – основа успешного
Участие в коллективной игре-путешествии (игре-соревновании),разгадывании
развития человека и общества.
загадок.
2. Там, где Россия
Любовь к Родине, патриотизм
Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от края до края»: природа разных
– качества гражданина России. Любовь
уголков страны.
к родному краю,
Работа с иллюстрациями: узнавание отдельных городов по фотографиям городов
способность
любоваться
России. Достопримечательности Москвы. Беседа: «В каких местах России тебе хотелось
природой, беречь её – часть любви к
бы побывать?». Интерактивная игра-соревнование: «Знаем ли мы свой край» (с
Отчизне.
использованием иллюстраций).
3. 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской
Героизм советских людей в годы
Рассматривание и описание портрета Зои – московской школьницы. Восприятие
Великой Отечественнойвойны. Участие
рассказа учителя и фотографий из семейного альбома Космодемьянских
молодежи в защите Родины от фашизма.
Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о событиях в деревне Петрищево.
ЗояКосмодемьянская – первая женщина
Обсуждение значения
пословиц: «Родина –мать, умей за нее постоять», «Для
– Герой Советского Союза за подвиги во
родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим».
время ВОВ. Качества юной участницы
диверсионной
группы:
бесстрашие, любовь к Родине,
героизм.
4. Избирательная система России (1час)
Избирательная система в России:
Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О выборах детям». Дискуссия:
значение выборов в жизни общества;
«Какое значение имеют выборы для жизни общества».
право гражданина избирать и быть
Виртуальная экскурсия на избирательный участок.
избранным. Участие в выборах –
проявление
заботы
гражданина
о
процветании общества.
Важнейшие
особенности
избирательной системы в нашей стране:
право
гражданина
на
выбор;
справедливость, всеобщность, личное
участие гражданина.
5. День учителя (советники по воспитанию)
Учитель – важнейшая в обществе
профессия. Назначение учителя –
социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения.
Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной
деятельности
школьников. Оценка учительского труда.
6. О взаимоотношениях в коллективе
Общая
цель
деятельности
одноклассников.
Взаимопомощь, поддержка, выручка –
черты настоящего коллектива. Детский
телефон доверия.
7. По ту сторону
экрана
Российскому кинематографу
– 115 лет. Может ли сегодня человек
(общество) жить без кинематографа?
«Великий немой» – фильмы без звука.
1908 год – рождение детского кино в
России. Первые игровые фильмы:
«Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка»,
«Песнь о вещем Олеге».
Создание студии «Союздетфильм».
Известные первые игровые фильмы:
«По щучьему велению», «Морозко»,
«Королевство кривых зеркал», (режиссера
Александра Роу).
8. День спецназа
28 октября – День подразделений
специального
назначения.
Страна
гордится
важной
работой
бойцов
спецназа.
Легендарные
подразделения:
Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в разыгрывании сценок «Я –
учитель».
Участие в групповой, парной работе: создание рисунков «Наш класс», «Мой учитель».
Работа с
текстами (пословицами, стихотворениями), связанными с
профессией учителя.
Анализ рисунков «Рукавички»: умеем ли мы вместе работать? Умеем ли
договариваться?». Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Тритоварища?». Диалог:
происходят ли в нашем классе похожие истории?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на обиду?
Слушание песни Буратино из фильма «Приключения Буратино» (композитор А.
Рыбников).
Просмотр видеоматериалов: кадры из немого кино. Беседа: можно ли по мимике,
жестам, поведению артистов понять сюжет картины?
Интерактивное задание – викторина «Знаем ли мы эти известные детские фильмы?»
(отгадывание по отдельным эпизодам и фото героев названия фильмов). Например, «По
щучьему велению», «Королевство кривых зеркал», «Царевна-лягушка».
Рассказы детей: «Мой любимый кинофильм».
Работа с иллюстративным материалом: описание внешнего вида бойцов
спецподразделения, примеры деятельности подразделений спецназа: освобождение
заложников, захват террористов.
Просмотр видеоматериалов о физической подготовке бойцов спецназа.
Интерактивное задание: восстановление пословиц о смелости (героизме), объяснение
«Альфа», - борьба с террористами,
освобождение заложников, поиск особо
опасных преступников.
«Вымпел» – охрана экологически
важных объектов; борьба с террористами;
ведение переговоров и проведение
разведки.
Качества
бойцов
спецназа,
спортивные тренировки.
9. День народного единства
Чему посвящен праздник
«День народного единства»?
Проявление
любви
к
Родине:
объединение людей в те времена, когда
Родина нуждается в защите. Чувство
гордости за подвиги граждан земли
русской в 1612 году
Минин и Пожарский – герои,
создавшие народное ополчение для
борьбы с иноземными захватчиками.
10. Россия – взгляд в будущее
Экономика
как
управление
хозяйством
страны:
производство,
распределение, обмен, потребление.
Что сегодня делается для успешного
развития экономики РФ? Можно ли
управлять экономикой с помощью
компьютера (что такое цифровая
экономика
–
интернетэкономика, электронная экономика).
«Умный дом»: «умное освещение»,
«команды электроприборам (кофеварка,
чайник)», напоминания-сигналы жителям
квартиры.
11. День матери
Мать, мама – главные в жизни
человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница
семейного
очага,
воспитательница детей. Матери- героини.
Как поздравить маму в ее праздник –
их значения. Например: «Тот герой, кто за Родину горой!», «Не тот герой кто награду
ждет, а тот герой, что за народ встает!», «Один за всех, все – за одного».
Рассматривание плаката, посвященного Дню народного единства. Обсуждение:
«Почему на плакате изображены эта два человека? Какие события связаны с Мининым и
Пожарским?».
Рассказ учителя о событиях 1612 года. Беседа: «Что такое ополчение?»
Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика страны? Откуда произошло
слово «экономика»?».
Интерактивное задание: Составление плаката-рисунка «Что такое экономическая
деятельность: производство-распределение-обмен- потребление».
Воображаемая ситуация: мы попали в «умный дом». Что происходит в «умном
доме»? Какие команды мы можем дать голосовому помощнику.
Слушание песни «О маме» из кинофильма «Мама». Интерактивное задание:
расскажем о маме.
Мама заботится о ребенке: рассматривание репродукции картины С. Ерошкина «У
колыбели».
Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У тебя есть дочка. Она
День матери?
капризничает. Как ты ее успокоишь?». Для мальчиков – «Как ты думаешь, что будет
делать мама».
Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем матери. Как мы это сделаем».
12. Что такое Родина?
Родина – это страна, где человек
родился и живет, учится, работает,
растит детей. Родина – это отчий дом,
родная природа, люди, населенные
пункты – все, что относится к стране,
государству. Человек всегда проявляет
чувства ксвоей Родине, патриот честно
трудится, заботится о ее процветании,
уважает ее историю и культуру.
Слушание песни «То березка, то рябинка». Обсуждение: как понимает автор песни,
что такое «Родина»?
Виртуальная экскурсия по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград.
Достопримечательного родного края.
Выставка рисунков
детей «Наша Родина, как я
ее
вижу».
Дети
рассказывают о своих рисунках.
Память времен: каждое поколение
связано
с предыдущими и
последующими
общей
культурой,
историей, средой обитания. Связь
(преемственность) поколений – основа
развития общества и каждого человека.
Семейное древо. Память о своих родных,
которые
представляют
предшествующие
поколения.
Сохранение традиций семьей, народом
Создание традиций своего класса.
14. Главный закон страны
Конституция Российской Федерации
– главный закон государства, который
закрепляет права гражданина как
отношение государства и его граждан.
Права — это обязательство государства
по созданию условий благополучной
жизни каждого человека. Права ребенка
в РФ.
15. Герои нашего времени
Герой
–
человек,
совершающий поступки, необычные по
своей смелости, отваге. Совершая
подвиги, герой никогда не думает об
Рассматривание рисунков детей «Семейное древо». Краткий рассказ о традициях в
семье, которые остались от бабушек-дедушек.
Традиции, связанные с проводом зимы и встречей весны у разных народов РФ:
русский Веснянки, у татар и башкир праздник Каргатуй, у ханты и манси – День Вороны.
работа с иллюстративным материалом.
Эвристическая беседа: «Какие традиции будут у нашего класса?».
13. Мы вместе
Рассматривание обложки и страницы Конституции РФ. Рассказ учителя: что записано
в главном законе страны.
Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина РФ на свободное передвижение,
выбор места проживания, право на свободный труд, отдых, образование, медицинскую
помощь.
Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с правом ребенка РФ. Заполним
таблицу: права ребенка РФ.
Просмотр видеоматериала «Герои мирного времени» о врачах г. Благовещенска.
Беседа: «Можно ли назвать поступок врачей подвигом? О чем думали врачи, узнав о
пожаре? Как они вели себя?
Рассматривание фотографий орденов Героя России, Ордена мужества, медаль «За
опасности для себя, его действия
направлены на спасение других.
Героями в нашей стране являются не
только взрослые, но и дети. Проявление
уважения
к
героям,
стремление
воспитывать у себя волевые качества:
смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Памятники героям
мирного времени.
16. «Новый год – традиции праздника разных народов России»
Новый год – любимый семейный
праздник.
История
возникновения
новогоднего праздника в России.
Участие детей в подготовке и встрече
Нового года. Подарки и пожелания на
Новый
год.
История
создания
новогодних игрушек.
Традиции Новогоднего
праздника
разных
народов
России:
якутов
(праздник "Ысыах"); бурятов День
Белого Месяца); осетинский Новый Год
Ногбон; татар («Навруз») – по выбору.
17. От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова
Иван Федоров - выдающийся
первопечатник в России, не только
составитель и издатель первых книг, но
и педагог, создатель методики обучения
грамоте.
Особенности построения
«Азбуки».
18. Налоговая грамотность
Налог – денежные отношения между
организацией и любым работающим
человеком,
необходимая
обязательная плата государству с любых
доходов.
Для чего взимаются налоги? Откуда
государство
берет
деньги
для
содержания
учреждений,
армии,
объектов
культуры,
строительства
жилья, детских садов и школ, больниц,
отвагу».
Рассматривание и описание памятников героям мирного времени. Например,
памятник пожарным и спасателям (Новосибирск); памятник героям, погибшим, спасая
детей (Севастополь), памятник морякам- подводникам, погибшим в мирное время
(Курск).
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся около памятника героям
мирного времени. Какие цветы мы возложим к памятнику, что напишем на ленточке?
Просмотр и обсуждение видео: «Москва Новогодняя!». Беседа: как украшен к
Новому году наш город (поселок, село). Как украшен ваш дом к встрече Нового года.
Рассказы детей: «Моя любимая новогодняя игрушка».
Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных игрушек» (Москва)
Интерактивное задание: составление коллективного рассказа «История
Новогоднего праздника в России» (на основе иллюстративного материала).
Чтение детьми коротких историй о традиции встречи Нового года народов России.
Рассматривание страниц «Азбуки» И. Федорова.
Сравнение иллюстраций, букв с современным «Букварем». Беседа: «Как вы думаете,
был ли интересен детям того времени такой учебник? Мог ли создать такую книгу
человек, который не понимал детей, не знал, как их учить грамоте?
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся в Москве, у памятника И.
Федорову. Захотелось ли вам положить к памятнику цветы? Какие?
Работа
с иллюстрациями, которые демонстрируют примеры использования
налогов.
Беседа: «На какие деньги строятся больницы, детские сады, школы;
благоустраиваются города, ремонтируются дороги?»
Дискуссия: «Может ли человек отказаться платить налоги? Почему говорят, что
уплата налогов - обязанность гражданина?».
стадионов и др.?
19. Непокоренные (блокада Ленинграда)
Что такое блокада? 900 дней жизни
под обстрелом, без продовольствия и
электричества. Как жили и о чём
мечтали дети блокадного города:
ленинградский ломтик хлеба; печь
буржуйка; блокадная школа, как
праздновали Новый год. Дорога жизни.
Посильная
помощь
детей
взрослым: уход за ранеными, дежурство
на крыше.
Просмотр видеофильма «Салют в Ленинграде в честь прорыва блокады». Беседа:
почему ленинградцы плачут во время салюта?
Послушаем звук метронома. О чем он подавал сигналы?
Интерактивное задание: рассматривание фото рисунков детей блокадного
Ленинграда на тему «Ладога – дорога жизни». Беседа: о чем рассказывают рисунки
детей? Можно ли сказать, что авторы рисунков вспоминают историю своей жизни?
Работа с фотографиями: особенности учебного класса, чем он отличается от класса
мирного времени?
Воображаемая ситуация: представим, что мы подошли к памятнику, посвященному
детям блокадного Ленинграда. Постоим около него тихо, поклонимся героям города, не
сдавшихся врагу, положим цветы.
20. Союзники России
Кого называют союзником? Договор
о
коллективной
безопасности
–
объединение
государств,
которые
совместно борются с терроризмом.
Экономическое
сотрудничество
государств с
Россией:
Китай,
Белоруссия.
Культурное
сотрудничество
государств с Россией: спортивные
соревнования,
художественные
выставки, фестивали и конкурсы,
выступления театров.
21. Менделеев. 190 лет со дня рождения
Наука и ученые: научные открытия
позволили изменить жизнь человека и
развивать общество.
Лаборатория ученого. Что в ней
происходит?
Д.И. Менделеев выдающийся
ученый-химик и физик (изучал свойства
веществ), создатель воздушного шара.
Менделеев – педагог, профессор
химии
в университете, автор
учебников по химии. Любимые занятия
ученого
в
свободное
время:
«чемоданных дел мастер», шахматист.
Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на одной люди со сложенными
на груди руками, на другой – пожимающие друг другу руки)». Какую из них можно
назвать «союзники»?
Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали союзниками) в борьбе с
международным терроризмом.
Просмотр и оценка видео: выступления Большого театра за рубежом.
Просмотр видео: открытия человека, которые позволили развивать общество
(паровоз, радио, электричество, космическая ракета)
Рассказ учителя: Д.И. Менделеев проводит опыты с различными веществами, изучая
их свойства и выделяя похожие свойства веществ.
Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет на воздушном шаре.
Интерактивное задание: выбрать ответ на вопрос: «С какой целью создал Менделеев
воздушный шар? Ответы: он хотел показать своим детям Землю из космоса; ему
нравилось летать; он хотел изучать атмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий ученого: создание чемоданов, шахматы,
рисование.
22. День первооткрывателя
Первооткрыватели
первыми
открывает новые земли, страны, изучают
и описывает их особенности.
Российские
мореплаватели:
открывшие
Антарктиду
(Ф.
Беллинсгаузена и М. Лазарев). Первые
открыватели космоса: Ю. Гагарин, В.
Терешкова, А. Леонов.
Проявление интереса и уважения
к
личности
первооткрывателя,
его
чертам
характера:
целеустремленности,
смелости, упорству.
23. День защитника Отечества
Благодарность армии за мирную
жизнь, за проявление патриотических
чувств, защиту Родины, охрану ее
рубежей. Преемственность поколений.
Армия в годы войны и мирное время:
всегда есть место подвигу. Памятник
советскому воину в Берлине. Качество
российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
24. Как найти свое место в обществе?
Твое место в семейном коллективе.
Твое равноправное участие в трудовой,
досуговой жизни семьи. Проявление
активности, инициативности в делах
семейных.
Классный коллектив – это твое
детское общество. Твои интересы,
обязанности, друзья в этом обществе.
Просмотр видео «Антарктида – шестой континент»
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история открытия Антарктиды.
Рассматривание портретов Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, а также парусных кораблей.
Работа с иллюстрациями: рассматривание и описание станций, работающих в
Антарктиде: «Мирный», «Лазаревская», «Прогресс». Беседа: с какой целью создаются
станции в Антарктиде?
Интерактивное задание: что ты знаешь о первых космонавтах. Рассказы детей на
основе иллюстраций и картин о космосе А. Леонова.
Просмотр видео: парад Победы 1945 г. Беседа: с кем сражалась советская армия? Что
принесла победа в ВОВ нашей стране и миру? Какие чувства испытывают люди разных
поколений, освободившись от фашизма? Интерактивное задание: краткие суждения
детей по иллюстрациям:
«Вспомним героев Советского Союза». (Например, дважды Герои Советского Союза:
летчики – В. Алексеенко, Н. Степанян, А. Ефимов; танкисты – С. Хохряков
Рассказ учителя об истории памятника советскому солдату в Берлине (о Н.
Масалове).
Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа: нравится ли детям работать
вместе с родителями?
Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как равноправный член семейного
коллектива: а) Она всегда откликается на просьбу бабушки помочь ей; б) Оля всегда
предлагает бабушке свою помощь.
Интерактивное задание: оцени ситуации. Ответь на вопрос: «Кто из этих детей нашел
свое место в коллективе».
1) Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить классную газету ответил: «Я
не могу, некогда мне. Пусть Мила рисует».
2) Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для выступления нужны
одинаковые платочки-галстучки. Где их взять? Оля предлагает: «Меня мама научила
вязать. Я свяжу платочки-галстучки, будет красиво».
Интерактивное задание: проанализируй пословицы и поговорки. Какие качества
характеризуют коллектив: соотнеси слово-качество с соответствующей пословицей.
«Берись дружно – не будет грузно» (согласованность); «В коллективе чужой работы
не бывает» (взаимопомощь); «В согласном стаде волк не страшен» (согласие, единство);
«Без командира нет коллектива» (умение подчиняться).
25. Всемирный фестиваль молодежи
Фестиваль молодежи и студентов
проходит под лозунгом «За мир, дружбу,
солидарность
и
справедливость!».
Фестиваль – это возможность молодых
людей общаться: поделиться своими
планами на будущее, рассказать о своей
стране, о работе или учебе. На
Фестивале
проводятся
различные
мероприятия,
собрания,
диспуты,
дружеские соревнования, концерты.
Россия принимает гостей со всего мира
дружелюбно и гостеприимно.
26. Первым делом самолеты…. О гражданской авиации
Гражданской авиации России 100
лет. Значение авиации для жизни
общества и каждого человека.
Мечта человека летать воплотилась в
сказках, легендах. Первый самолет
гражданской авиации в России. Типы
современных самолетов.
Просмотр видео: открытие Международного фестиваля молодежи истудентов в 2017
г. Беседа: для чего проводятся Фестивали молодежи.
Воображаемая ситуация: представьте, что каждый из вас – участник Фестиваля. Вы
изучили программу и хотите выбрать мероприятие, на которое вам хочется пойти.
Поделитесь своими планами содноклассниками.
Программа Фестиваля: 1) Образовательная программа – «Россия в советское время»,
«День Африки», «День Азии и Океании», «День Европы», «Неграмотность в мире и
борьба с ней». 2) Культурная программа «Музыка будущего», «Танцевальная академия»
Просмотр видео: взлет самолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите, как в воздух поднимается
самолет? летали ли вы на самолете? Ваши ощущения (страшно, удивительно, радостно,
удивительно).
Работа с иллюстрациями: на чем летают герои русских сказок (народных и
авторских). Например, ступа бабы-Яги, ковер-самолет, Конек-Горбунок. Рассматривание
картины А. Дейнеко «Никитка – первый русский летун». Чтение учителем отрывка из
легенды: «Смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп», якобы смастерил себе из
дерева и кожи крылья и даже с успехом летал на них».
Интерактивное задание: сравните два числа. В начале XIX века дорога из Москвы в
Санкт-Петербург на лошадях занимала 4-5 дней. Сегодня от Москвы до северной
столицы – 1,5 часа полета.
Рассказ учителя: первый самолет гражданской авиации в России – АНТ-9.
Просмотр видео: новые самолеты сегодня.
27. Крым – дорога домой
Вспомним, что такое Крым?
Уникальные природные места Крыма.
Города Крыма, его столица. Как живет
сегодня Крым.
28. Россия – здоровая держава
Видео: «Путешествие по Крыму». Работа с иллюстрациями: уникальные места
природы Крыма, столица – Симферополь. Детский парк. Парк Салгирка, танк-памятник
освободителям города от фашистов, Крымский театр кукол.
Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители Крыма. Что бы вы
посоветовали посмотреть в Крыму ее гостям? Работа с иллюстрациями: чем занимаются
младшие школьники после уроков? Фотографии, отражающие, к примеру, игру в шашки
и шахматы, танцы, занятие лепкой или рисованием, театральной деятельностью.
Человек должен быть здоров,
жизнерадостен, закален. Это помогает
ему
многое
успевать,
успешно
заниматься трудом, учебой, домашними
делами. Здоровые люди активно
участвуют в жизни общества.
Что такое здоровый образ жизни, как
человек должен его организовывать.
Россия – спортивная страна.
Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа: «Как вы понимаете слова гимна:
«Дети – будущее страны!»
Эвристическая беседа? «Почему человек должен быть здоров, жизнерадостен и
активен?»
Интерактивное задание: сравните рисунки двух детей, оцените, как они одеты, чем
они занимаются? Кто из них, по вашему мнению, чаще болеет? Работа с текстами
стихотворений о здоровье и занятиями физкультурой. «Зарядка» (А. Барто), «Солнце
воздух и вода» (А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова, которые расскажут нам, что
человек должен делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье.
Интерактивное задание: рассмотреть фото разных видов спорта, назвать каждый вид.
Рассказать, каким спортом ты занимаешься или хочешь заниматься?
29. Цирк! Цирк! Цирк!
Почему и дети, и взрослые любят
цирк?
Цирковые профессии.
Вспомним
великие семьи цирковых артистов: семья
Запашных;
семья
Кантемировых.
Знаменитый «Уголок Дурова» и его
основатель.
Великий клоун Ю. Никулин.
Перваяженщина-укротительница тигров
Ю. Бугримова.
Просмотр видео – цирковое представление и «Песенки о цирке». Беседа: «Любите ли
вы цирк?»
Интерактивное задание: Назови цирковую профессию (соедини фото с названием
цирковых профессий). (Например, воздушный гимнаст, клоун, укротитель, наездник,
жонглёр, акробат) – по выбору.
Работа с иллюстрациями: знакомство с великими цирковыми семьями и цирковыми
артистами. Описание их цирковой деятельности.
Создадим плакат-аппликацию «Цирк! Цирк! Цирк!»
Книга Ю.А. Гагарина «Вижу
Землю».
Первые
впечатления
космонавта о наблюдениях голубой
планеты «Земля».
Страницы рассказа Ю.А. Гагарина
«Вижу Землю»: детство, участие в
семейном труде, тяготы войны, первая
профессия, желание и стремление стать
летчиком. Первый полет.
Как современный школьник может
изучать планету Земля?
31. 215 лет со дня рождения Гоголя
Н.В. Гоголь – великий русский
писатель. Его произведения сатирически
освещают жизнь общества XIX века.
Удивительные
факты
писателя:
Видео: пуск корабля-спутника «Восток-1». Обсудим: какое слово, сказанное Юрием
Алексеевичем во время взлета, сейчас знает весь мир?
Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем страницы книги Ю.А. Гагарина
«Вижу Землю» (детство, первая профессия, желание стать летчиком). Оцениваем
качества характера Юрия, которые помогли ему стать настоящим летчиком, а потом и
космонавтом (ответственность, настойчивость, трудолюбие, мечтательность).
Виртуальная экскурсия в планетарий.
30. «Вижу Землю»
Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве. Бесед: «Сравните изображение
Гоголя на памятниках. Почему один называют «грустным», а второй «веселым»?
Интерактивное задание: работа с иллюстрациями и текстом повести Гоголя «Ночь
перед Рождеством»: определите, к какому тексту относится иллюстрация.
сочинение стихов в 5 лет; загадочность
поведения,
стеснительность;
суеверность. Увлечения Гоголя: любовь
к рукоделию; умение и интерес к
приготовлению украинских блюд.
Знакомство и дружба Гоголя и
Пушкина.
32. Экологичное потребление
Экологичное потребление – как
использовать природу, чтобы приносить
ей как можно меньше вреда. Что значит
– жизнь без отходов: отказ от ненужного,
продление жизни вещей, повторное
использование, экономия природного
материала (воды, света).
Рассматривание репродукции картины М. Клодта «Пушкин у Гоголя».
Беседа: «Чем занимаются герои картины?»
Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты иллюстраций, определите по ним
увлечения писателя.
Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор становится седьмым континентом
Земли». Беседа: вредит ли природе «седьмой континент» (мусорное пятно в Тихом
океане).
Воображаемая ситуация.
1) Представим, что
мальчик
порвал брюки. Предложите способы
возможного использования этой вещи.
2) Бабушка наварила огромную кастрюлю каши. Никто уже не хочет ее есть.
Предложите способы, чтобы кашу не выбрасывать.
Работа с иллюстративным материалом: берегут ли природу жители этой квартиры?
Обсудим: какие таблички-напоминания можно сделать в доме, чтобы экономно
относиться к воде и электричеству.
33. Труд крут!
Труд – основа жизни человека и
развития общества. Любой труд имеет
цель, результат. Качества труженика,
которые
определяют успешность
его трудовой деятельности: наличие
знанийумений,
терпение,
старательность,
ответственность,
аккуратность и др.
Просмотр видео «Ежик – неумейка». Какое качество ежика помогло ему выбраться
из кастрюли?
Просмотр видео «Труд гончара». Беседа: «Легко ли сделать вазу?»: быстро ли
лепится предмет из глины; почему гончар должен быть внимательным? Аккуратным?
Получится ли красивый предмет, если спешить, не обращать внимание на неровности,
нарушение пропорций?
Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н. Носова. Незнайка был таким
любознательным! Он пытался играть на трубе, рисовать, писать стихи, даже управлять
машиной. Почем же у него ничего не получалось?
Интерактивное задание: соединим иллюстрацию трудового действия с важным
условием его успешного выполнения. Например, приготовить пирог (знать рецепт его
приготовления); убрать квартиру (уметь включать пылесос); помочь при порезе пальца
(уметь обрабатывать рану)
Обсудим вместе: определим значение пословиц и поговорок о труде:
«Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться»; «Была бы охота, заладится всякая
работа», «Поспешишь – людей насмешишь». Обратим внимание на слова, которые очень
важны для работы (знания, умения, усердие, старание, терпение, желание).
34. Урок памяти
Что такое память человека? Память
начинается с семьи, детства, школы.
Встреча с выпускниками школы: что они помнят о своей школьной жизни?
Эвристическая беседа: что может рассказать семейный альбом?
Что такое память поколений?
Страницы прошлого, которые нельзя
забывать. Преемственность в
трудовой деятельности: декоративноприкладное искусство народов России.
Трудовые
династии.
Качествароссиянина, которые переходят
из поколения в поколение.
Рассказы детей о своем семейном древе.
Просмотр видео: вспомним героические страницы истории России. Назовем
историческое событие и его влияние на жизнь общества и каждого его члена
Беседа: какое чувство объединяло граждан России, когда Родине грозила опасность?
Ролевая игра на основе воображаемой ситуации: «мастера игрушки» описывают
игрушку: как называется, для чего предназначена, из чего сделана, где производится
(например, Хохломская, Филимоновская, матрешка из Сергиева Посада ).
Обсуждение значения поговорки: «Умелец да рукоделец себе и другим радость
приносит».
Работа с иллюстрациями- трудовые династии необычных профессий: Запашные,
Дуровы.