Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Математика 1 класс 1 вариант

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНО
педсоветом №
от

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
директор

секретарь педсовета
___________Е.С. Андреева

дата
____________Н.Л. Красильникова

ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4"
_______________А.А. Алябьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Математика
1 класс
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 варианта

на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Соколова И.А.
учитель
категория не установлена

г. Екатеринбург, 2023

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008010538735412B3704F3F60F2F026712
Владелец: Алябьева Анастасия Александровна
Действителен: с 29.08.2023 до 21.11.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" предметной области "Математика"
для обучающихся 1 класса составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к
жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование
доступных
умственно
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения
учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие
способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их
индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости,
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою
деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
На изучение предмета “Математика” в 1 классе отводится 3 часа в неделю, всего 99 часов.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Математика"
Пропедевтика.
Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер
(величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов.
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше,
меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий,
высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже,
глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине);
равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение
трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире,
уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый
широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые
по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый
легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих:
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше,
2

столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов,
ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного
соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество,
столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше,
одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению
друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко,
близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между,
в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний,
нижний, правый, левый край листа, то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина,
верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий
день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел
в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы
(килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль,
копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых
чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.
Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь
арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство
сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления.
Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые
арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические
задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи
на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на
нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше
на (в)...". Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные
арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия
3

(кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия. Использование
чертёжных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и
вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия

4

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень

Достаточный уровень

знание единиц измерения (меры) стоимости,
длины, массы, времени и их соотношения;

краткая запись, моделирование содержания,
решение составных арифметических задач в два
действия;

различение чисел, полученных при счете и
измерении, запись числа, полученного при
измерении двумя мерами

решение, составление, иллюстрирование всех
изученных простых арифметических задач;

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и
п/п тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
всего контрольные практические изучения
работы
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Пропедевтика.
1.1 Представления о величине.

5

0

0

Различение предметов по величине:
большой - маленький; больше –
меньше, одинаковые; высокий –
низкий; выше – ниже; широкий –
узкий; шире - уже; глубокий – мелкий;
глубже – мельче, одинаковые.
Корригировать и развивать слуховую
память. Сравнивать по величине 2-4
предмета.

Устный
опрос,
письменный
контроль

1.2 Сравнение предметов по
размеру. Сравнение по
величине и размеру.

3

0

0

Различение предметов по величине:
большой - маленький; больше –
меньше, одинаковые. Сравнивать 2-4
предмета.

Устный
опрос,
письменный
контроль

1.3 Представления о массе.
Сравнение по массе 2-4
предметов.

3

0

0

Различение предметов по массе:
тяжелый – легкий; тяжелее – легче.
Сравнивать 2-4 предмета.

Устный
опрос,
письменный
контроль

0

0

Выполнение совместно с учителем
сравнения: много, мало, столько же,
поровну. Сравнивать числа и
предметные совокупности, добавлять
недостающие, убирать лишние.

Устный
опрос,
письменный
контроль

1.4 Количественные
представления. Сравнение
количества предметов.
3
1.5 Временные представления.
Времена года. Сутки.
Неделя

4

0

0

Работа учащихся с календарем.
Усвоить представления о смене частей
суток: утро, день, вечер, ночь; о
порядке
следования дней.

Устный
опрос,
письменный
контроль

1.6 Возраст

3

0

0

Различение и называние возрастных

Устный
6

№ Наименование разделов и
п/п тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

категорий: молодой – старый.
Сравнивать по возрасту.

опрос,
письменный
контроль

1.7 Пространственные
представления.

4

0

0

Различение вверху внизу; впереди –
сзади; слева – справа; далеко – близко;
рядом; между, около, в середине; на, в,
над, под, перед, за, напротив.
Определять положение предметов в
пространстве относительно себя, друг
друга, а также ,а также помещать
предметы в указанное место.

Устный
опрос,
письменный
контроль

1.8 Расположение на листе
бумаги

4

0

0

Ориентирование на листе бумаги:
справа, слева, вверху, внизу, в
середине, правый нижний, правый
верхний, левый верхний, левый
нижний углы.

Устный
опрос,
письменный
контроль

1.9 Отношения порядка
следования.

3

0

0

Различение и называние
отношения порядка следования:
первый, последний, перед, после, за,
следующий за, следом, между.

Устный
опрос,
письменный
контроль

4

0

0

Узнавать, называть, классифицировать
геометрические фигуры, определять
формы знакомых
предметов.

Устный
опрос,
письменный
контроль

1.10 Геометрический материал.

Итого по разделу

36

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

0

Раздел 2. Нумерация
2.1 Отрезок числового ряда 1-10

10

0

0

Отображать точку, кривую линию на
листе бумаги.

Устный
опрос,
письменный
контроль

2.2 Образование, чтение, запись
чисел в пределах 10. Цифры,

15

0

0

Образовывать, читать и записывать
числа 1-10, соотносить количество,

Устный
опрос,
7

№ Наименование разделов и
п/п тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

их количество.

Виды,
формы
контроля

числа и цифры.

письменный
контроль

Находить место конкретного числа в
цифровом ряду.

Устный
опрос,
письменный
контроль

2.3 Числа первого десятка

5

0

0

2.4 Числа однозначные

2

0

0

Устный
опрос,
письменный
контроль

2.5 Соотношение: 10 ед.=1 дес.,
1 дес=10 ед. Единицы.

5

0

0

Устный
опрос,
письменный
контроль

2.6 Сравнение чисел. Знаки «>»,
«<», «=».

10

0

0

Итого по разделу

Различие знаков «+», «-»,
«=».

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устный
опрос,
письменный
контроль

50

Раздел 3. Единицы измерения и их соотношения.
3.1 Временные представления:
4 времени года, дни недели.

2

Устный
опрос,
письменный
контроль

3.2 Единицы измерения
стоимости: рубль,
копейка.Монеты:1к,, 5к.,
10к., 1р., 2р., 5р., 10р.
Бумажные купюры: 10 р.

2

Устный
опрос,
письменный
контроль

Итого по разделу

4

Раздел 4. Арифметические действия.
8

№ Наименование разделов и
п/п тем программы

Количество часов

Дата
Виды деятельности
изучения
всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

4.1 Сложение и вычитание
чисел в пределах 10.

Решение простых арифметических
задач.

Устный
опрос,
письменный
контроль

4.2 Таблицы сложения и
вычитания. Называние
компонентов сложения и
вычитания (только в речи
учителя).

Решение простых арифметических
задач.

Устный
опрос,
письменный
контроль

4.3 Решение примеров на
сложение и вычитание в
пределах 10.
Итого по разделу

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устный
опрос,
письменный
контроль
на каждом уроке

Раздел 5. Геометрический материал.
2.1 Точка, прямая, кривая
линии, отрезок.

3

2.2 Построение произвольной
прямой с помощью линейки,
проведение кривой линии.
Построение прямой через
одну и две точки.

3

1

Практическа
я работа

2.3 Обводка геометрических
фигур по шаблону, контуру
и трафарету. Штриховка,
закрашивание.

3

1

Практическа
я работа

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Устный
опрос,
письменный
контроль

9
99

0

0

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

1 Цвет, назначение предметов

1

0

0

2 Круг

1

0

0

3 Большой-маленький

1

0

0

4 Одинаковые, равные по
величине

1

0

0

5 Слева-справа

1

0

0

6 В середине, между

1

0

0

7 Квадрат

1

0

0

8 Вверху-внизу, выше-ниже,
верхний-нижний, на, над, под

1

0

0

9 Длинный-короткий

1

0

0

10 Внутри-снаружи, в, рядом,
около

1

0

0

11 Треугольник

1

0

0

12 Широкий, узкий

1

0

0

13 Далеко, близко, дальше-ближе, 1
к, от

0

0

14 Прямоугольник

1

0

0

15 Высокий-низкий

1

0

0

16 Глубокий-мелкий

1

0

0

17 Впереди-сзади, перед, за

1

0

0

18 Первый-последний, крайний,
после, следом, следующий за

1

0

0

19 Толстый-тонкий

1

0

0

20 Сутки: утро, день, вечер, ночь 1

0

0

21 Рано-поздно

1

0

0

22 Сегодня, завтра, вчера, на
следующий день

1

0

0

23 Быстро-медленно

1

0

0

24 Тяжелый-легкий

1

0

0

10

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

25 Много-мало, несколько

1

0

0

26 Один-много, ни одного

1

0

0

27 Давно-недавно

1

0

0

28 Молодой-старый

1

0

0

29 Больше-меньше, столько же,
одинаковое (равное)
количество

1

0

0

30 Сравнение объемов
жидкостей, сыпучих веществ

1

0

0

31 Число и цифра 1

1

0

0

32 Число и цифра 1

1

0

0

33 Число и цифра 2

1

0

0

34 Число и цифра 2

1

0

0

35 Шар

1

0

0

36 Число и цифра 3

1

0

0

37 Число и цифра 3

1

0

0

38 Куб

1

0

0

39 Число и цифра 4

1

0

0

40 Число и цифра 4

1

0

0

41 Брус

1

0

0

42 Число и цифра 5

1

0

0

43 Число и цифра 5

1

0

0

44 Точка, линии

1

0

0

45 Овал

1

0

0

46 Число и цифра 0

1

0

0

47 Число и цифра 6

1

0

0

48 Число и цифра 6

1

0

0

49 Построение прямой линии
через одну точку, две точки

1

0

0

50 Число и цифра 7

1

0

0

51 Число и цифра 7

1

0

0

11

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

52 Сутки, неделя

1

0

0

53 Отрезок

1

0

0

54 Число и цифра 8

1

0

0

55 Число и цифра 8

1

0

0

56 Построение треугольника,
квадрата, прямоугольника

1

0

0

57 Число и цифра 9

1

0

0

58 Число и цифра 9

1

0

0

59 Меры длины-сантиметр

1

0

0

60 Число 10

1

0

0

61 Число 10

1

0

0

62 Меры стоимости

1

0

0

63 Мера массы-килограмм

1

0

0

64 Мера ёмкости-литр

1

0

0

65 Число 11

1

0

0

66 Число 11

1

0

0

67 Число 12

1

0

0

68 Число 12

1

0

0

69 Число 13

1

0

0

70 Число 13

1

0

0

71 Число 14

1

0

0

72 Число 14

1

0

0

73 Число 15

1

0

0

74 Число 15

1

0

0

75 Число 16

1

0

0

76 Число 16

1

0

0

77 Число 17

1

0

0

78 Число 17

1

0

0

79 Число 18

1

0

0

80 Число 18

1

0

0

81 Число 19

1

0

0

82 Число 19

1

0

0

83 Число 20

1

0

0
12

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы

84 Число 20

1

0

0

85 Повторение

1

0

0

86 Повторение

1

0

0

87 Повторение

1

0

0

88 Повторение

1

0

0

89 Повторение

1

0

0

90 Повторение

1

0

0

91 Повторение

1

0

0

92 Повторение

1

0

0

93 Повторение

1

0

0

94 Повторение

1

0

0

95 Повторение

1

0

0

96 Повторение

1

0

0

97 Повторение

1

0

0

98 Повторение

1

0

0

99 Повторение

1

0

0

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч. М.:
«Просвещение», 2018.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».